Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Применение анализа и концентрации к успокоению и постижению.




Некоторые люди полагают, что чередуя медитацию фиксированного внимания с исследованием, невозможно реализовать успокоение. Они настаивают на том, что медитация успокоения неизменно должна быть фиксированным состоянием и считают, что анализ, использующий распознающую мудрость, – в медитации постижения – вызывает прекращение постижения. Эти взгляды неверны. Если бы вышеупомянутая точка зрения на фиксированную внимательность, выражаемая некоторыми людьми, была бы правильной, то такие медитации, как "исчерпывающий анализ78", "внутреннее изучение, имеющее целью устранение загрязнения79", и т.д. нельзя было бы употреблять в качестве объектов медитации успокоения. Отсюда следовало бы, что применение распознающей мудрости и твёрдой бдительности при овладении успокоением было бы столь же ошибочным. Такая точка зрения истолкователя постижения противоречила бы традиционному взгляду о том, что при завершении анализа анализирующий интеллект в конце концов спокойно устанавливается [в состоянии успокоения]. Согласно позиции толкователя, не понятийное и не возмущаемое постижение, упоминаемое в Бхаванакраме, невозможно. Более того, утверждается, будто медитационный анализ и успокоение, постижение и фиксированное внимание взаимно исключают друг друга. Этот взгляд предполагает, что анализ является полностью интеллектуальным различением, а успокоение совершенно не концептуально. Считается, что состояние постижения прекращается, когда прогрессирует медитация фиксированного внимания. Следовательно, постижение непременно должно быть связано с распознающим интеллектом. Справедливость подобных утверждений означалала бы невозможность объединения успокоения и постижения, и отрицала бы сродство между не понятийным восприятием и постижением. Это очень большое заблуждение. Как же тогда следует практиковать? На ступени успокоения медитируют в основном на фиксированной внимательности, согласно методам изложенным в девяти стадиях успокоения ума. Но и тогда необходимо применять анализ, коль скоро установлено спокойное равновесие. Первый трактат Бхаванакрамы сообщает:
Когда в уме преобладает полный покой, используй обстоятельный анализ ко всем психофизическим агрегатам и элементам [потока бытия].
Существует множество рекомендуемых аналитических методов практики на ступени успокоения. Например, созерцание уродства в качестве противоядия от вожделения, созерцание любви против ненависти, и созерцание закона взаимозависимой активации – от неведения. Подобно этому, в медитации постижения преобладают исследования при помощи трёх или четырёх методов. Постижение не пропадает, когда анализирующий интеллект в конце успокаивается; так что не остаётся и следа двойственности. Это успокоение аналитического интеллекта является стадией чистого постижения, на которой необходима медитация фиксированного внимания. Кашьяпапариварта-сутра говорит:
В огне, возникающем при трении двух кусков дерева, затем сгорают оба куска. Подобно этому, распознавание двойственности питает мудрость, коя затем уничтожает оба [дуалистических представления].
Муламадхьямакаватара объясняет:
Люди связаны дуалистическими концепциями. Йогины, кои преодолевают дуализм, достигают освобождения. Плод совершенного анализа есть полная отмена различения. Так говорят мудрые.
Раз объединение успокоения и постижения достигнуто, основное медитационное усилие полагается направлять на фиксированное внимание, и время от времени на аналитическое исследование80. Ниже будут процитированы авторитетные сочинения. Для обычных последователей рекомендуются следующие методы. Если тебя одолевает внутреннее отвлечение81, происходящее из-за чрезмерного анализа, медитируй успокоение; медитируй постижение, если одолевает депрессия, обусловленная чрезмерной медитацией фиксированного внимания и успокоения; медитируй на безмятежности, не требующей усилий, сочетая успокоение и постижение. Первый трактат Бхаванакрамы сообщает:
Тупость, если её не устранить, полностью поглотит ум, направляя его в тёмную сферу лишённую постижения. В тот момент, когда ум впадает в тупость, он должен быть очищен. Случается, что в ходе постигающей медитации интеллект достигает большой чуткости, это приводит к тому, что ум становится беспокойным. Его восприятие истинной реальности становится зыбким, подобно мерцанию масленого светильника на ветру. Этот ум не способен воспринимать внутреннюю реальность. Лекарством в такой ситуации является медитация успокоения. Как только успокоение стабилизируется, медитация распознающей мудрости должна возобновиться.
Стоит медитатору гармонично сочетать успокоение и постижение, он должен поддерживать это единство без чрезмерного напряжения так долго, пока тело и ум могут выдержать это состояние. Раз успокоение и постижение соединены, то вместо того чтобы перемежать это состояние с исследованием, ум должен покоиться в сконцентрированном равновесии.
Самадхинирмочана-сутра комментирует:
Майтрея: На какой стадии успокоение и постижение смешиваются и имеет место их гармоническое единство?
Будда: Это происходит, когда ум покоится в однонаправленной концентрации.
Майтрея: Что значит однонаправленный ум?
Будда: Это простое осознавание воспринимаемого образа погружения, кое надлежит сохранять.
Мастер Джнянагарбха82, в своём комментарии на Самадхинирмочану, объясняет:
Путь успокоения неотделим от пути постижения, поскольку первый есть концентрация на уме, который потом становится объектом исследования для последнего. Ум является единственным объектом обеих этих визуализационных медитаций. Когда медитация успокоения делает ум устойчивым, постигающая медитация анализирует его. И визуализация и визуализирующий суть лишь тождественные характеристики ума. Следовательно, они суть нераздельные сущности.




















Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь