Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подробное разъяснение Махамудры, необщая медитация.




ЧАСТЬ I: Предварительное изложение.

 

В этой части разъяснение включает в себя:
1 Описание того, как пробудить доверие. 2 Подготовительные практики.


ГЛАВА ПЕРВАЯ:
Описание того, как пробудить доверие.


Глава состоит из пяти разделов:
1 Внутренний смысл учения: Определение Чакгья Ченпо [махамудры]. 2 Источник махамудры согласно сутрам. 3 Источник махамудры согласно тантрам, в особенности Непревзойдённому Соединению (ануттара тантре). 4 Как махамудра воплощает в себе глубокий смысл всех сутр и тантр. 5 Замечательные способности практикующих махамудру.


Внутренний смысл учения: Определение Чакгья Ченпо [махамудры].


В этом разделе даются объяснения по трём пунктам:
1 Различные значения [тибетского] названия. 2 Содержание и отличительная особенность ему присущего смысла. 3 Блага, получаемые из знания его, и зло, происходящее из-за неведения относительно его.


Различные значения [тибетского] названия.


Что касается названия Чакгья Ченпо, то: Чакгья обозначает одновременно печать [мудра], символ [нимитта], и знак [лакшкна]. Точно так же как печать оставляет след на других предметах, так и чакгья ченпо (махамудра), предельная реальность, оставляет отпечаток на всех [дуальных] реальностях сансары и [недуальной] нирване. Точно так же как вооружение и военная форма указывают личность того, кто это носит, так и чакгья, в качестве доктрины, определяет внутренний характер или неизменную реальность всех вещей. Слово Чакгья подразумевает непререкаемый авторитет, подобный бесспорному авторитету господина над своими подданными. Оно также означает предельную природу, которая придаёт всем реальностям их священные качества. Гаганаганджапарипричча-сутра даёт дальнейшие этимологические толкования чакгья:
Реальности отмеченны печатью Татхагаты. Это печать таковости [пустоты], которая неотделима от реальностей, и остаётся непроницаемой для различения, проникновения или привязанности. Она – ни то, что движется, и не движение; следовательно её не могут подвинуть существа вселенной, небесные, полубоги и люди. Эта печать Татхагаты – природы будды – не рождена [не обусловленна]. Она – печать совершенной пустоты, полной единственности, полного отсутствия стремлений, полной составленности и отсутствия желаний. Как таковость [пустоты], она – печать чистоты и печать внутреннего пространства.
Термин ченпо [маха] означает высочайшее божество. Гухьясиддхи сообщает:
Она берёт начало в высшей тантре – четвёртом разделе [системы ваджраяны]. Она приносит совершенное просветление. Она – это медитация махамудры, которую ничто не в состоянии превзойти.
Махамудратилака комментирует:
Относительно чакгья ченпо, Чак символизирует осознавание пустоты [шуньяты], Гья означает присущее ей качество, выводящее по ту сторону двойственности существования, Ченпо обозначает их соединение.
Панчакрама о термине чак:
Чак означает обретение постижения сокровенного осознавания;
И о термине гья добавляет:
Гья символизирует пустоту осознавания, коя выходит за границы сансары оставив свой знак на всех вещях.
Гухьясамаджа далее устанавливает природу предельной реальности [махамудры]:
Она лишена всякой субстанции, лишена субъект-объектной двойственности, источниками которой являются психофизические агрегаты, элементы и способности чувств. Это бессамостность реальности, в которой [сансара и нирвана] равны.
Ченпо означает соединение искусности и мудрости, и т.д., и является, следовательно, высшей из всех медитаций. Декхонаньи Чупа (Дашататтва) описывает:
Истинный искатель объединяет искусность и мудрость в высочайшей медитации. Он становится единым с махамудрой.
Название этой доктрины объясняется в Падмани, комментарии на Калачакру-тантру:
Чакгья ченпо символизирует запредельную мудрость, которая произвела Татхагат в прошлом, делает то же в настоящем, и будет делать так же в будущем. Чакгья означает не пребывающую (nonabiding) нирвану или неизменное блаженство. Следовательно, она превосходит печать мистического действа [кармамудра], и печать запредельного осознавания [джнянамудра]. Ченпо имеет такое обозначение, потому что она [запредельная мудрость] незапятнанна психическими осадками сансары.
Дже Гампопа говорит, что Чак показывает осознание того, что все явления и факты, сансара и нирвана – неотделимы от их не рождённой пустой природы. Гья показывает изначальную чистоту, охватывающую все вещи – восприятия и возможности. Ченпо показывает осознание того, что свобода внутренне присуща истинной природе реальности [дхармата]. Тхектрон Ламы Сердингпы заявляет:
Относительно определения чакгья ченпо: Чак означает самопроизвольное исчезновение грязных мыслей и поступков, и соединение ума с предельным состоянием простоты [дхармакая]. Гья означает мощь этого состояния, неподвластное влиянию восприятия признака двойственности. Ченпо означает высший уровень этой системы, превосходящий все остальные средства [передачи учений], будь то колесница метафизической диалектики105, эзотерические колесницы внешнего действа, или физического и ментального действа106.
Синонимами к словосочетанию чакгья ченпо будут – внутренняя природа, высшее осознавание, универсальное превосходство, великая печать и предельная реальность всех феноменов. Джнянасиддхи-садхана Индрабодхи сообщает:
Эта предельная реальность также называется высшим неразрушимым осознаванием и универсальным превосходством. Она также известна как великий символ. Понимай это как дхармакаю.
Йогасапта так же объясняет название этой доктрины:
Несуществующая самоприрода, таковость [пустоты], внутренняя реальность, равностность феноменов и предельный мир – синонимы. Они не подразумевают ничего другого кроме того, что лишено самоприроды.



































Содержание и отличительные черты присущего ему смысла.


Сущностные черты махамудры описываются аналогичными всеохватывающему пространству, она нигде не находится и не связана никакими концепциями. Индрабодхи определяет её таким образом:
Как не пребывающее (nondwelling) пространство охватывает всё и не поддаётся определению, так и с предельной реальностью.
Майтрипа подробно объясняет:
Махамудра – это не двойственное осознавание, выходящее за рамки интеллекта; она – непонятийна, сияюща, подобно всеобъемлющему пространству. Хотя и проявляет безграничное сострадание, она лишена самоприроды. Она как отсвет луны на поверхности озера. Она ясная и не определяемая, без центра и окружности, не запятнана, не загрязнена, и свободна от страха и желания. Подобно сну немого, она невыразима.
Великую печать интерпретируют сообразно трём уровням, рассматривая: фундамент, путь и завершение. Как фундамент, она, в общем, – это внутренняя реальность всех феноменов, которые изначально свободны от концепций. С присущей ей пустой и ясной природой, такая реальность охватывает сансару и нирвану, и тем не менее не поддаётся описанию. Это основание, применяемое в частности к уму, является истиной и первичной природой великой печати. Ясная, сияющая, и не имеющая идентифицируемой сути, она превосходит мысль и определение. Великая печать, как путь, состоит из понимания того, что лежит в основании всех феноменов, понимания сансары и нирваны, восприятий и возможностей. Он – это неделимая ясность и пустота, лишён [самоприроды], и т.д., абсолютного возникновения, пребывания и угасания107. Его можно реализовать при помощи доктринальных практик слушания, изучения и медитации108, но особенно через достижение совершенного видения и созерцание. Великая печать, как завершение – это полное осознавание, наделённое двойной чистотой109. Его можно реализовать совершенствуя постижение фундамента махамудры при помощи законченного опыта великой печати, как пути. Практика требует очищения от всех дуалистических восприятий во всех их бесконечно малых неуловимых проявлениях, чтобы добиться ясности подобной ясности безоблачного неба. Существуют дальнейшие разграничения внутри трёх принципов [основания, пути и завершения]. Уттаратантра описывает фундамент махамудры:
Нечистый, чистый, и высшей чистоты110 относятся к трём ментальным состояниям чувствующих существ, бодхисаттв и Татхагат соответственно.
Таким образом фундамент махамудры, распознаваемый через таковость [пустоты], свойственен всем трём уровням внутреннего потока [ума]. Касаясь аспектов махамудры, как процесса самопробуждения [путь], Дечок Джунгва (Самвародая-тантра) говорит:
Дифференцируемая пустота становится созерцательным погружением и мудростью.
Джнянагарбха-тантра суммирует:
Путь махамудры делиться на четыре части111: супруги, как возвышения чувственности (кармамудра), духовного обязательства (самаямудра), внутренней супруги проявленного осознавания (джнянамудра), и всех феноменов (дхармамудра).
Касаясь махамудры, как завершения, Индрабодхи в Джнянасиддхи-садхана, сообщает:
Так же как зеркало отражает форму, так и предельная реальность [дхармакая] отражает осознавание. Таково осознавание подобное зеркалу.
Пять осознаваний [панча-джняна] и три совершенных аспекта [трикая] надо понимать как дифференциацию махамудры завершения [просветление].



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь