Определение медитационной системы нашей школы.
Многое можно понять из предыдущего объяснения постижения, распознавания видения реальности и способов его поддержания, а также из комментариев по доктрине и логике. Сказано, что реализация видения пустоты происходит при достижении стадии просветления (illumination). Здесь я займусь единственно тем видением, что соответствует интеллектуальному уровню простых человеческих существ. Особенно важно установить видение пустоты, или через аналитическую медитацию или в медитации концентрации. Сутры сообщают, что нереализованные видение и медитация не могут уничтожить корни существования [сансары]. Бодхичиттавиварана замечает:
Те, кто находятся в неведении относительно пустоты, не могут достичь освобождения. Эти запутанные умы блуждают в тюрьме шести миров.
Бесполезно практиковать, когда нет раскрытия безошибочного видения реальности. Наропа, в труде Дристисамксепта, поясняет:
За счёт безошибочного видения, медитация и действие вполне согласуются, достигается просветление, подобно тренированной лошади, умело двигающейся в нужном направлении. Если видение – не в истинном согласии [с внутренней реальностью], медитация и действие возьмут неправильное направление, и ничего ценного не будет достигнуто. Это подобно слепому человеку, идущему на ощупь без проводника.
Достижение осознавания путём медитации существенно для успешного определения истинного видения. Простого интеллектуального понимания, возникающего из слушания и изучения, не достаточно. Все сутры, тантры и просветлённые наставления согласны, что предельная медитация есть медитация, которая концентрируется на уме и доходит до высшей точки в реализации. Гухьясамаджа-тантра сообщает:
Если ум до конца изучить, оказывается, что он является источником всех реальностей. Этот феномен есть пространство неразрушимости, в коем двойственность феноменов и присущей им природы отсутствует.
Ваджрапанджара далее устанавливают:
Драгоценный ум – это динамическая сила. Ум, настроенный в медитации, достигает просветления.
Ланкаватара-сутра разъясняет:
Не познавай внешнюю реальность просто полагаясь на ум. Выйди за ограничения ума, фокусируясь на таковости [пустоты]. Установи ум на нереальности феноменальной видимости. Йогин, который осознал нереальность видимости, правильно поймёт Великую Колесницу.
Сутраламкара заключает:
Знай, что ничего не существует кроме ума. Осознай сам ум, как лишённый истинной реальности.
Сараха говорит:
Ум скован, если порабощён привязанностью. Если привязанность разорвана, источник заблуждения устраняется.
Основанная на Ланкаватаре-сутре, система Двух Великих Колесничих104, "стадии медитации" и "наставления по запредельной мудрости" предписывают практики для достижения не понятийного состояния при помощи сосредоточения (1) на уме, (2) на осознавании таковости [пустоты], или (3) на восприятии нереальности феноменов. Когда устанавливают видение реальности через медитацию в соответствии с сутрами или тантрами с разъясняющими наставлениями, обязательно применение распознающей мудрости. Об этом сказано в третьем трактате Бхаванакрамы:
Все реальности в сущности суть пустота, кою нельзя понять не прибегая к аналитическому интеллекту.
Однако сам этот интеллект в конце концов должен быть успокоен, предвещая появление не понятийного состояния. Кашьяпапариварта сообщает:
Будда: Кашьяпа, когда под ударами ветра два дерева трутся друг о друга, вспыхивает пламя. В огне затем сгорают деревья. Подобно этому, Кашьяпа, из совершенного аналитического интеллекта рождается мудрость пробуждённого, в языках пламени которой потом сгорает интеллект.
Второй трактат Бхаванакрамы объясняет:
Огонь истинного понимания предельной реальности возникает из пламени сжигаемых деревьев. Таковыми были слова Лучезарного Победителя.
Анализ [постижения] – а не понятийных взглядов – должен происходить во время пребывания в медитативном погружении. Сутра подтверждает такой подход:
Понимания чистой истины можно добиться только в медитации погружения.
Бхаванакрама соглашается:
Совершенное осознавание рассветает только тогда, когда ум – жёстко установленный в успокоении – применяет мудрость и исследует его.
На этом уровне, истинное видение внутренней реальности – это рассвет не понятийного осознавания, лишённого всякой сущности. Он происходит, когда успокаиваются различающие способности. Сутра говорит подтверждая:
Совершенное постижение – это невосприятие феноменов.
Бхаванакрама добавляет:
Что такое постижение истинной реальности? Это невосприятие феноменов.
На данной стадии следует успокоить ум, приведя в не понятийное, не воспринимающее состояние, свободное от какого бы то ни было дуалистического мышления или сознания, не возмущаемое пеленой тупости или чувственного побуждения. Сутра заявляет:
На внутренней реальности, как таковой, фокусируется ум с аналогичной природой. Непередаваемый опыт засияет в одном. Такое состояние характеризуется как равновесное погружение.
Атиша говорит:
Установи ум без различения в не понятийном протяжении реальности.
И далее добавляет:
Бесконечность реальности не имеет центра и горизонта. Наблюдай её глубоким не понятийным умом, не затуманенным и тенью тупости или чувственного побуждения.
Мадхьямакопадеша Атишы заключает:
Таким образом, прошлые мысли прекратились, будущие пока не появились, а настоящему трудно проникнуть. Будучи не субстанциональным и подобным пространству, ум не имеет цвета и формы. Он ни одна ни много сущностей. Его природа – не рождённая [пустота] и ясное осознавание. Вооружённый логикой изучая ум, всесторонне охватываешь его нереальность.
Ни две стороны ума [осознавание и пустая природа ума] ни распознающий интеллект не составляют никакой сущности. Например, огонь, возникающий в результате трения двух кусков дерева, уничтожает дерево, которое-то и родило его; когда дерево сгорит, огонь потухнет. В тот момент, когда мудрость устанавливает нереальность всего воспринимаемого и понятийного дуализма, медитатор осознаёт, что сама мудрость – это ясность и пустота, не затуманенная восприятием двойственности и не отвлекаемая тупостью и чувственным побуждением. Ум должен избавиться от таких недостатков, как тупость, чувственное побуждение, цепляние, вспоминание и другие ментальные действия. Медитатор должен сохранять не понятийное состояние, до тех пор пока оно не будет украдкой прервано вороватым восприятием или различением. Это можно объяснить проще. Когда, сначала, медитатор добивается совершенного видения, он устанавливает, что ум является источником всех дуальностей. Затем открывается, что ум не имеет сущности. Эти исследования проводятся по следующему логическому рецепту, известному как: три входа времени, взаимное исключение одного и многих, не существование абсолютных происхождения, прекращения и течения, и ясная, пустая природа ума. Устанавливают, при помощи [вышеупомянутого] логического исследования, что ум лишён всякой субстанциональности. Так же [устанавливается, что] аналитический интеллект нереален. Аналитический интеллект в конце растворяется в не двойственном, лучезарном состоянии, подобно тому, как дерево сгорает в огне. Так достигается совершенное видение. Раз оно возникло, ум должен всецело концентрироваться на реализованном взгляде, если оно не прерывается восприятиями или различением. В период погружения ум должен быть очищен от любых поползновений тупости или чувственного побуждения. Не следует позволять появляться различению, привязанности, сознанию двойственности, или другим ментальным действиям. Бхаванакрама советует:
Созерцай не субстанциональность всех феноменов. Устрани даже это самое представление о не субстанциональности при помощи не понятийной мудрости. Медитируй на таком не понятийном состоянии, которое выходит за рамки дуализма, как существования так и не существования.
Есть такие, которые стремятся поддерживать видение реальности через медитацию и которые тем самым хотят согласовать успокоенное состояние с аналитическим постижением пустой природы феноменов, не существования сущности, или не существования я. Они получат несомненное понимание, созерцая смысл этих цитат. Многие рассуждения говорят о необходимости не понятийной медитации, коль скоро совершенный путь был установлен. Самадхираджа сообщает:
Мудрое понимание обусловленной и не обусловленной реальности, уничтожение воспринимаемой двойственности, и успокоение ума в несвойственном состоянии приведут к постижению пустой природы всех феноменов.
Бхаванакрама цитирует Арья Ратнамегху:
Тщательное изучение и понимание ума приводят к осознанию его пустотности. С этим знанием, медитатор должен уйти обратно в чистое состояние не двойственности. Понимание не существования сущности ума посредством аналитического постижения – это погружение в состояние не двойственности.
Второй трактат Бхаванакрамы продолжает:
Когда искатель истины до конца при помощи мудрости изучит [ум] и откажется от цепляния к присущей ему природе, как предельную сущности, он тогда достигнет не понятийного погружения.
Камалашила в комментарии на Авикальпаправеша-дхарани объясняет:
В заключение изучения ум должен быть успокоен в не понятийном состоянии.
Бодхипатхапрадипа подтверждает это:
При помощи доктрины и логики сперва установи, что у феноменов нет самоприроды и абсолютного состояния. Потом медитируй на совершенной непонятийности.
На этом завершается общее разъяснение об устранении сомнений, касающихся видения и медитации. Оно было написано как общее толкование, дабы послужить руководством ко многим методам реализации состояния погружения в соответствии с сутрами, тантрами и просветлёнными наставлениями.
КНИГА ВТОРАЯ.