Методы предупреждения появления отклонений.
Факторы, которые похоже более всего обращают возвышенные ощущения блаженства, ясности и неразличения в отклонения, происходят в результате (1) отсутствия у медитатора осознавания, что ощущения, в действительности, непроисходящи [т.е. пусты], лишены всякого абсолютного возникновения и прекращения, и из-за (2) его неверного представления о них, как о реальных, и схватывания их субстанции. Они только кажутся реальными, будучи просто проявлением его психических отпечатков, задействованых прямым объединением в одно целое центральной нервной системы с созидательным флюидом и животворной энергией. Однако не возможны ни какие отклонения, если медитатор поддерживает отчётливое внимание несомненности непроисхождения по отношению к этим внутренним ощущениям, причём не схватывая их как субстанции. Дже Гампопа настаивает:
Осознавай непроисходящесть [пустоту] блаженства, ясности и неразличения. Не осознавать их непроисходящесть [пустоту] называется "нераспознаванием видимости".
Далее, малое цепляние к этим возвышенным ощущениям принуждает медитатора отклониться от медитации [на мирском уровне] трёх планов, четырёх состояний концентрации, и четырёх высших чувственных способностей268. Отклонение от медитации на непознавательном погружении [на сверхмирском уровне] бесстрастных слушателей случается из-за [неподабающего] исследования пустоты. Никакое подобное отклонение не возможно, когда ум приведён к своей присущей природе в отсутствии прилипания. Отклонения обычно вызываются или из-за сильного желания или из-за прилипания. Поэтому медитаторам сперва надо отстраниться от желания и цепляния, а потом следует накрепко установить ум в естественном состоянии. Они должны дать уму спокойно расслабиться, в то же время не искажая его через принятие или отказ, ведь удержание ума в неизменном виде обозначается как медитация. Прадиподдьотана так иллюстрирует это:
Приведение ума в неизменности в ровное состояние называется медитацией.
Когда интересуются, не являются ли внутренние ощущения блаженства, ясности и неразличения существенно необходимыми, ведь сокровенная уверенность в непроисхождении [постоянной природе ума], как кажется, адекватно отвечает потребностям медитаторов, то это совсем не так. Дже Гампопа делает следующее наблюдение:
Медитативное состояние, кое осознаёт присущую уму непроисходящую природу, но в коем нет блаженства, ясности и неразличения сродни состоянию так описываемому гуру Миларепой: "Оно является лишь [частичным осознаванием], но не действительным [полным осознаванием]. Первое – как ствол дерева, но не плод; оно – свойство [ума], но не неразличение."
Атиша говорит о необходимости как возвышенных ощущений, так и реализаций:
У кого нет побуждения спастись от жестокой сансары и испытать возвышенные ощущения, тот, не может воспринять чистое состояние своего ума. Его практика будет похожа на пчёл, ищущих [нектар] [несуществующих] в пространстве цветов.
Как следует смотреть на это? Придерживаясь того, что определяется как "взгляд основанный на понимании", медитатор должен обрести непосредственное осознание сущности ума и природы, причём не только как лишённых всякой субстанции, но и как чего-то невыразимого и не поддающегося определению. Вместе с тем ему не следует довольствоваться исключительно интеллектуальным охватом присущей уму природы, как свободной от любых разновидностей существования, или как концептуальной простоты. Медитация на воспринимаемом видении, обогощённая опытом, означает, что он должен иметь ясное осознавание значения подобного рода охвата, нежели считать его интеллектуальным упражнением. Дже Гампопа настаивает:
В начале, практикуй чтобы добиться яркого осознавания и нерассеиваемого состояния. Совсем не отвлекайся от присущей уму природы. Когда овладеешь этим, ты обретёшь осознавание несомненности.
Далее он объясняет:
Ясность осознавания означает возвышенное ощущение. Не отвлекаться от этой ясности означает устойчивость. Наблюдение её посредством мудрости, как лишённой внутренней сущности, есть реализация.
Всё это описывается как самораскрывающиеся реализации или проявления присущего состояния и как безупречная медитация на нерасторжимом союзе возвышенного ощущения и реализации. Дже Гампопа описывает:
Что такое медитация наделённая внутренним ощущением? Это – выражение присущего состояния, нерождённый опыт совозникающей уму природы сокровенной чистоты, нерождённый опыт махамудры. Что каждое из обозначений показывает? Они говорят о присущей уму природе. Тогда что такое присущая уму природа? Присущая уму природа – не сущее, ибо она не содержит никакой идентифицируемой сущности, даже на мельчайшую кроху сотой доли волоска. Тем не менее ум не является абсолютно несуществующим, поскольку он может выражаться или быть осознан. В самом деле, он должен и будет пробуждён в каждом как неопределяемый союз ясности и пустоты, который как таковой проявляется не переставая. Подобный опыт можно описать как медитация, наделенная переживанием, одновременное зарождение опыта и реализации.
В этой связи некоторые учителя сделали следуещее наблюдение:
Блаженство, ясность и неразличение суть три ощущения, в коих проявляются отклонения. Блаженство, ясность и неразличение составляют вершину всех медитаций.
Первое подразумевает сильное стремление и прилипание к внутренним ощущениям в медитации, в то время как последнее подразумевает переживание действительной реализации. Некоторые сделали следующее замечание:
Если простое удаление трёх отклонений представляет собой медитацию махамудры, тогда она, в действительности, – непознавательное погружение на пути архатов.
Это замечание явилось результатом желания покритиковать медитацию махамудры. Простой уход из трёх областей отклонения никогда не рассматривался в качестве истинной медитации махамудры. Такой уход, однако, является необходимым условием данной практики. "Три области отклонения" означают три плана существования. Поскольку бывают и другие медитации, в коих не скатываешься к этим трём областям, вовсе не стоит особенно выделять непознавательное погружение достигаемое архатами. Что касается тех архатов, которые обладали способностью входить в непознавательное погружение, то было их два типа: те, кои реализовали посредством тела [т.е. физического успокоения] состояние откуда не возвращаются269, похожее на нирвану, и те, кои достигли освобождения от двух врождённых помех270. Сохраняя тело [т.е., питая физический остаток] на планах желания и высшей формы соответственно, они не уничтожали трёх медитационных отклонений. Другие учителя сделали следующий комментарий:
Надо познакомиться с пустотой но не следует актуализировать её. Так говорит потусторонняя мудрость. Медитируя лишь на одной пустоте, нельзя реализовать самой пустоты. Даже если бы осознали её, можно отклониться в сторону непознавательного погружения архатов.
Это не точно. Нельзя познакомиться с пустотностью без её осознания. Заявление о том, что эта идея содержится в потусторонней мудрости, оказывается обманом. Медитировать на "верховной пустотности всех форм" не означает ложную медитацию на простой пустоте. Эти две ошибки бьют рикошетом по точке зрения [критика] относительно тотальной пустотности установленной посредством логики сведения к абсурду. Такая пустота установленная через критический анализ описывается в Джнянасиддхи из Калачакры как пустота мыслимая как абсолютное ничто. Как таковая она должна быть отринута.