Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сучков А.В., кандидат философских наук, доцент



Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники

Российская Федерация, 162600, Вологодская обл., г. Череповец, Советский проспект, 126

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования личности курсанта в условиях военного вуза. Делается вывод о важности умелого использования культурно-образовательной среды учебного заведения в процессе формирования личности курсанта, учете корпоративной культуры военнослужащих в ходе обучения и воспитания будущих офицеров – профессиональных защитников Отечества.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, корпоративная культура, личность, направленность личности, воинский коллектив, воспитание, традиции, ценности воинского служения.

 

С

овременный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуется постоянно возрастающими требованиями к профессиональной компетентности военных специалистов, к способности в любых условиях обстановки выполнять стоящие перед ними сложные и многоаспектные служебно-боевые задачи.

Каждый военный специалист проходит в своем становлении и развитии достаточно сложный, индивидуально неповторимый, уникальный путь развития, начинающийся с принятия решения стать профессиональным военным и поступления в военный вуз.

Зрелость, как комплексная характеристика специалиста, достигает заметной величины к старшим курсам и важную роль в ее формировании играет среда военного образовательного учреждения. Курсант, накапливая опыт обучения, может самостоятельно организовывать свою деятельность в рамках среды и даже в условиях существующих детерминаций может обретать уверенность и удовлетворенность в процессе деятельности, вдостижениях, в общении. С другой стороны, среда военного вуза, как никакая другая, может не только обогатить и развить личность, но и, в определенной степени, подавить ее вплоть до утери качеств как субъекта, формируя при этом взамен унифицированные, ключевые, особо значимые в деятельности качества и компетенции, на формирование которых в основном и направлена деятельность вуза по выполнению социального заказа по подготовке профессиональных защитников Отечества. Это характерно не только для военно-учебных заведений, но и для других воинских коллективов, так как именно армия из всех социальных институтов отличается сверхиерархией, внутри нее складываются своеобразные стандарты поведения, свойственные только военной организации. Авторитарность, проявляющаяся в отношениях доминирования и подчинения, часто ведет к стрессу.

Военная организация обладает всеми признаками тотального института, который, согласно теории Ирвинга Гофмана, определяется как место проживания и работы, где большое число находящихся в сходной ситуации людей, исключенных из более широкого сообщества на заметный промежуток времени, вместе проводят закрытый, формально администрируемый жизненный цикл. Тотальный институт поглощает человека полностью. Где бы он ни оказался, в какой бы ситуации ни находился, человек обязан подчиняться принятым институциональным нормам. Профессиональная и личная жизнь участника тотального института протекает по единым правилам.

Трудности, с которыми сталкиваются курсанты при совмещении учебы и службы, особенности военного быта, с одной стороны, являются стрессогенными факторами, с другой стороны, необходимы в процессе военного обучения и воспитания, т.к. способствуют психологической закалке будущих профессиональных защитников Родины.

В этих условиях личность курсанта ни в коем случае не должна утратить свою активность, инициативу и ответственность за свое становление. Для этого необходимо выстроить продуктивные связи со средой, что позволит наиболее полно реализовать свой личностный потенциал, сделать жизнь более интенсивной и результативной.

Проблема личности в общественных науках имеет неоднозначное решение. Психологический подход отличается от философского и социологического. Это связано с предметной спецификой науки. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Именно психологическая специфика позволяет оценить человека как личность во всем ее многообразии и своеобразии. Изучение человека с психологических позиций позволяет определить научные подходы к работе с конкретным человеком.

С позиции психологической науки личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

На процесс формирования личности курсанта, как уже отмечалось, большое влияние оказывает культурно-образовательная среда вуза, под которой принято понимать совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитательных условий, социально-экономических, национально-культурных и исторических традиций, региональных особенностей образовательной практики, обеспечивающих единство процесса обучения и воспитания, подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности и принятию этических норм и правил корпоративной культуры.

Культурно-образовательная среда вуза традиционно включает следующие структурные компоненты:

· пространственно-семантический, который отражает архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства будущих специалистов (архитектура вузовского здания и дизайн интерьера, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.), символическое пространство вуза (различные символы – герб, гимн, традиции и др.);

· содержательно-методический, включающий формы и методы организации образования (форма организации занятия – нестандартные типы занятий, творческие дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся и др.), содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);

· коммуникационно-организационный, учитывающий особенности субъектов образовательной среды (половозрастные и национальные особенности обучающихся и преподавателей, их ценности, установки, стереотипы и др.), коммуникационную сферу (субъект-субъектное взаимодействие и социальная плотность среди субъектов образования и др.);

· организационно-креативные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп обучающихся и преподавателей и др.).

Вся педагогическая стратегия вуза в этом случае обеспечивает культурно-образовательную подготовку творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций, сообществ. Создание в вузе культурно-образовательной среды может обеспечить включение обучающихся в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитие его мотивационно-смысловой сферы; построение учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

С.В. Бойко и П.В. Петрий в статье «Социальные качества личности российского воина как ведущий фактор объективации его духовности и гражданской позиции» отмечают, что в результате осознаваемых взаимодействий людей, как между собой, так и с социальными явлениями, у них формируются и развиваются социальные качества или свойства. Являясь достаточно многообразными, они во многом выражают не только степень социального осмысления человеком своей роли и места в конкретном действии, но и его внутренние способности осуществлять социальную активность в различных сферах общественной жизни. Важную роль в социальном определении, в осмыслении своего предназначения, а главное – готовности с достоинством и честью выполнить свой гражданско-патриотический и воинский долг, играют социальные качества личности воина… Социальные качества как элемент духовного мира личности воина имеют внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность ориентирована на использование этих качеств для самосовершенствования самой личности, а внешняя направленность реализуется в отношениях с другими субъектами и с природной средой по воспроизводству материальной и духовной культуры как самой личности воина, так и общества [2].

В качестве важнейшего из факторов функционирования культурно-образовательной среды вуза ученые выделяют корпоративную культуру образовательного учреждения, которая является традиционным объектом исследования педагогики и социальной психологии управления. При этом, под корпоративной культурой обучаемых, как элемента культурно-образовательной среды вуза, принято понимать совокупность ценностных представлений, норм и правил профессионального поведения, сформированных в процессе профессиональной адаптации личности, которая заключается в ознакомлении и последующем принятии будущими специалистами профессиональной, должностной субординации, ценностей образовательной организации, норм служебной этики и правил служебного, делового этикета. В качестве компонентов корпоративной культуры исследователи выделяют мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный, поведенческий и рефлексивный компонент.

Использование термина «корпоративная культура» применительно к военным специалистам встречается в научной литературе только в последние годы. Различные исследователи вкладывают в это определение различный смысл: это и «корпоративная культура офицерского корпуса» и «корпоративная культура офицеров» и «корпоративная культура военной организации» и «корпоративная культура Вооруженных Сил Российской Федерации» и «корпоративная культура военных». Все это приводит к определенной терминологической путанице и размыванию границ понятий. Кроме того, отдельно выделяют понятия «военная культура» и «военная субкультура», которые соотносятся между собой как целое и часть. При этом под «военной культурой» предлагается понимать совокупность духовных и материальных ценностей, образованных в процессе воинской деятельности, а под «военной субкультурой» – часть военной культуры, идентифицирующая группы людей по определенным признакам, которыми являются: традиции, ценностные ориентиры, атрибутика, корпоративность и философская направленность. Следует отметить, что сущность и содержание военной культуры гражданского общества, государства, вооруженных сил и военнослужащих достаточно обстоятельно раскрыта в статье С.В. Бойко «Военная культура российского общества и офицера ВС РФ» [1].

Проведенный анализ показывает, что в структуре корпоративной культуры военнослужащих первостепенное значение придается духовной и ценностно-нормативной подсистемам. К основным нормам военной культуры относятся нормы права и нормы морали и обычаи. Военное право характеризуется большей по сравнению с другими отраслями права детализацией регулирования общественных отношений, связанных с функционированием военной организации государства. Так по вопросам воинской обязанности и военной службы в России действует более трехсот нормативных актов различной юридической силы, а по вопросам статуса военнослужащих – более четырехсот. Особенностью моральных норм, регулирующих военную деятельность, является то, что многие из них закреплены правовыми положениями, поэтому они становятся не просто морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Развитие личности, по точному выражению русского мыслителя Г.В. Плеханова, прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности, способности твердо стоять на своих собственных позициях. Подобную прочность военнослужащий может проявлять только при наличии научного мировоззрения, базирующегося на фундаментальных ценностях, на осознании высокой нравственной ответственности за свое предназначение, в том числе и в сфере профессиональной деятельности.

В современных условиях именно ценности имеют важное значение в профессиональной деятельности любого человека, исполняя роль духовно-нравственного стержня сознания личности и выступая мерилом содержания его гражданской позиции и профессиональных качеств.

Воинское служение характеризуется своеобразием отношений в военных организациях, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром военнослужащих, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов. По этой причине содержание ценностей военнослужащих по-своему специфично [3].

Существуют различные подходы к обоснованию системы ценностей воинского служения.

П.И. Чижик, например, в качестве ценностей выделяет несколько групп данного феномена:

· ценности военно-корпоративного характера, связанные с принадлежностью к особому виду государственной службы (причастность к делу защиты Отечества, воинская честь и достоинство, войсковое товарищество, организованный уклад жизни, достижение определенного положения в обществе за счет служебной карьеры и др.);

· военно-профессиональные ценности, связанные с содержательностью воинского труда (интересная специальность или профессия, развитие своих способностей в ходе службы, управление военной техникой, повышение профессионального мастерства и др.);

· ценности физического развития (получение физической закалки, поддержание здоровья, физическое самосовершенствование и др.);

· «романтические» ценности (желание испытать себя в новых условиях, посмотреть страну и мир и др.) [4].

Выделение данных групп в системе ценностей воинского служения весьма условно и не является жестким и абсолютным, поэтому, в качестве основополагающих можно выделить следующие ценности: государственность, гражданственность, федерализм, патриотизм, правдивость, мужество, гражданская совесть и воинский долг, ответственность и принципиальность, святость и соборность.

Большое значение в вузе уделяется воспитанию субъектов педагогического процесса, с экстравертивностью личности. Данный процесс предполагает изменение интеллектуальной, физической и эмоциональной сфер человека, обогащение и совершенствование всех граней личности. Для осуществления данной деятельности требуется создание условий для социализации и самоопределения воспитуемого на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в социуме норм и правил. Воспитательный процесс в высшем военном учебном заведении является частью целостного военно-педагогического процесса, объединяющего обучение, воспитание, психологическую подготовку, культурно-досуговую деятельность и др. Данный процесс призван изменить личность, способствовать ее умственному, духовному и культурному развитию.

Механизм формирования личности в процессе воспитания психологическая наука объясняет понятием «интериоризация», суть которой состоит в переводе социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план, т. е. образование новых психологических структур личности по мере ее развития. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы, осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и в психологическом плане качественно изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс – экстериоризация,т.е.перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Именно наличие этого процесса и указывает на превращение личности в активного субъекта среды.

Социологическая же наука видит этот механизм несколько иначе, через призму преемственности и накопления индивидуального опыта. Люди действуют в границах различных институциональных полей или сфер: науки, искусства, религии, военного дела, техники и т.д., которые различаются определенными культурными правилами и поэтому существуют различные стили и нормы поведения. В каждом из этих полей люди стремятся достичь поставленной цели, используя самостоятельно накопленный и полученный по наследству опыт (капитал). Своими действиями люди передают эти капиталы от поколения к поколению, обеспечивая их неравномерное распределение. Так, современный военный вуз – своеобразный симбиоз субъектов с различными капиталами. Обладая собственным символическим капиталом (стилем, традициями, условиями), подкрепляя деятельность требованиями различных нормативных документов, он «навязывает» курсанту своеобразные ограничения и способы познания социокультурной среды, науки, культуры, учебных дисциплин, мира в целом. Именно это и ведет к формированию соответствующих взглядов, убеждений, переходящих постепенно в систему ценностей, мировоззрение и нравственные качества.

Особенностью среды военного вуза, как отмечалось, является ее автономность, закрытость, большая консервативность и устойчивость к происходящим изменениям в обществе, в том числе деструктивного характера, за счет действующих административных барьеров. Однако в современном информационном пространстве данные барьеры становятся все менее эффективными. Молодые люди органично вписываются в современное информационное общество и проявляют высокую мобильность в поиске и обработке информации.

С одной стороны, неоспоримо, что вуз «укореняется» в курсанте, детерминирует не только то, что и как он делает, но и чем он является. Это сдерживает развитие личности курсанта, но при этом придает ему направленность, пытаясь отсечь все лишнее и отвлекающее. Личный же стиль не позволяет личности превратиться в полностью подчиненный управляемый объект, предоставляя ей определенную автономию.

Следует отметить также, что в силу развития своей значимости и активности социокультурная среда военного вуза создает и поддерживает систему взглядов для своих субъектов, корпоративную культуру и правила поведения, нарушение которых расценивается как противопоставление личности среде. Сама по себе среда стабильна, консервативна и даже самодостаточна. В тоже время, фактором ее развития и процветания выступают появляющиеся в ней неординарные личности, выходцы из среды – ее «апостолы и подвижники», не растворившиеся в ней, а ставшие предметом ее особой гордости и почитания. Каждый военный вуз гордится выпускниками, достигшими высот в военной карьере, получившими высшее офицерское звание.

Развитие личности идет от социума к частному миру личности. Эффективность формирования социальных и личностных компетентностей курсантов достигается при создании комплекса необходимых педагогических условий. Данный комплекс включает в себя ориентацию образовательного процесса на актуальный уровень развития компетентностей; социальную и профессиональную направленность образовательного процесса; использование распространенных методов и коллективных форм обучения; усиление межпредметных связей; проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности; создание психологически благоприятного климата для всех субъектов учебного процесса на основе использования развитой социокультурной среды. [5]

Кроме того, особо важное значение имеет не микро- и не макросреды, а так называемая мезосреда как военного вуза в целом, так факультета и курса в частности, формируя для курсанта как определенный общественный авторитет, так и авторитет специальности подготовки.

Необходимо также отметить, что на формирование курсанта как субъекта не менее важное влияние оказывает место обучения и проживания, ориентируя, утверждая его в правильном выборе будущей профессии и значимости поставленных целей, снабжая его соответствующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями – способами достижения соответствующих целей, благодаря которым курсант выступает как активный субъект.

Таким образом, обучение, воспитание и развитие курсантов, а также весь образ их жизни в военном вузе должны иметь военно-профессиональную направленность, обеспечивающую профессиональное становление будущего офицера с первого дня его пребывания в стенах вуза и до выпуска из него.

 

Литература

1. Бойко С.В. Военная культура российского общества и офицера ВС РФ // Научная мысль. 2017. № 3. Т. 1. С.7-84.

2. Бойко С.В., Петрий П.В. Социальные качества личности российского воина как ведущий фактор объективации его духовности и гражданской позиции // Научная мысль. 2017. № 4. Т. 2. С.19.

3. Кафтан В.В., Петрий П.В. Аксиология воинского служения: монография. М.: ВУ, 2017. 372 с.

4. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства: монография. М.: ВУ, 2000 203 с.

5. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов / Е.И. Мещерякова // Вестник Воронежского института МВД России, 2011. №4. С. 172-175.

 

References

1. BoykoS.V. MilitarycultureofRussiansocietyandarmedforcesofficer. // Science thought. 2017. № 3.V. 1. p.71-84.

2. BoykoS.V., PetriyP.V. Social qualities of the identity ofthe russian warrior as leading factor of the objectivization of his spirituality and civic stand. // Science thought.2017. № 4. V. 2. p.19.

3. CaftanV.V., PetriyP.V. Monography: Acciologymilitaryservices. // М.: MU, 2017. p. 372.

4. ChizikP.I. Spiritualsecurityoftherussiansocietyasstatemilitarysecurityfactor. // Monography.М.: MU, 2000 203 с.

5. MescheryakovaE.I. Specific influence on educating environment in the special higher school cadets development. // Voronez MIA institute magazine. 2011. №4. p. 172-175.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь