Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Динамика нравственной культуры личности и общества
Нравственная культура общества – термин употребляется в этике и культурологии для характеристики состояния общества с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил. В структуру нравственной культуры включаются в качестве составных элементов обычаи, нормы поведения, нравы данного общества, касающиеся, главным образом , добра и зла – основных категорий этики; в нее включены также нравственные отношения – любовь, дружба, представления о таких понятиях, как героизм, счастье.Показателем культуры является желание и возможность гражданина жить в согласии с собственной совестью, не причиняя ущерба другим («не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»). Общество, где выбор доброго дела является практически разумным, считается обществом высокой нравственной культуры. Нравственная культура личности – показатель степени восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. О глубине и органичности усвоения требования нравственности свидетельствуют поступки человека. Нравственная культура личности формируется под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта человечества и своего собственного, воспитания, воздействия социальной среды непосредственного и косвенного окружения, этического просвещения, искусства и т.д. Все это (а также творческие элементы сознания – нравственный разум, интуиция) помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, способствует принятию морального решения в проблемных ситуациях. Нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, умение «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, способность применять нормы повеления и находить адекватную им форму поступков. Нравственная культура личности характеризует: · моральную надежность личности; · ее активную жизненную позицию; · степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; · показатель воплощения в поступках человека требований морали; · нравственный разум человека (развитую способность осмысливать социальную действительность и самого себя в нравственных характеристиках, критически оценивать себя в наличной ситуации, создавать новые нравственные возможности); · нравственную интуицию. Нравственная культура личности включает в себя следующие элементы (рис. 1):
Рисунок 1. Структура нравственной культуры личности
1. Культура этического мышления (умение пользоваться этическим сознанием, различать добро и зло, способность морального суждения и применения нравственных норм в различных ситуациях). 2. Культура чувств (способность к сопереживанию, сочувствию, умение выражать эмоции, ощущать посредством органов чувств). 3. Культура поведения (совокупность форм повседневного поведения: в труде, в быту, в семье, в отношениях с другими людьми; деликатность, такт, предупредительность, умение беречь чужое время, верность принятым обязательствам, аккуратность, честность, прямота, искренность; организация личного времени, гигиена, эстетичность мимики и пантомимы и т.д.). 4. Культура речи (грамотность, ясность, образность, доходчивость, понятливость и т.д.). 5. Этикет (уровень приверженности правилам, естественность). 6. Культура внешнего облика (одежда, манеры, способ держаться и т.п.). Нравственная культура основана на знании о том, как надо жить человеку, каким он должен быть перед лицом других людей. В этом состоят ее практический смысл и особая актуальность в наш технократический век, когда очевиден дефицит нравственности в политике, экологии, международных отношениях и просто в межличностном общении. Нравственная культура выполняет определенные функции (рис.2).
Рисунок 2. Функции нравственной культуры
Во-первых, с точки зрения нравственности объясняется вся культурная история, все, что делает и творит человек, выполняя информационную функцию. Во-вторых, нравственная культура есть определенное знание о законах морали и отношений между людьми, выполняяпознавательнуюфункцию. Эти законы соответствуют объективным потребностям социального прогресса. Во все времена мыслители-гуманисты полагали, что нравственный прогресс является критерием цивилизованности и культурности, он не может отставать, а, напротив, должен опережать техническое развитие. В-третьих, нравственная культура создает определенные морально-ценностные установки, нормативы, дает оценки нормам поведения и нравственному состоянию общества, выполняя нормативную функцию. В-четвертых, нравственная культура создает условия для гармоничного согласования общественных и индивидуальных потребностей, ценностей, интересов; она связана с умением личности верно себя оценивать и соизмерять свои потребности и личные цели с целями и потребностями общества, выполняя коммуникативную функцию. В-пятых, нравственная культура способствует выработке устойчивого и избирательного отношения к общественным идеалам и нормам, к тем задачам, которые решает социум, выполняя формирующую функцию. Таким образом, нравственная культура характеризует как общество в целом, так и каждую отдельную личность: любой человек воспринимает те или иные моральные ценностные ориентации, вырабатываемые обществом, отвергая их или делая своими внутренними убеждениями. Те ценности морали, которые отбирает личность, определяют ее социальные качества, моральный склад и характерное для нее поведение. Степень восприятия личностью морально-ценностных норм и установлений, мера их усвоения и использования в своей повседневной практике зависят от тех условий, в которых находится индивид в обществе, коллективе, семье, микрогруппе, а также от уровня его развития, образованности, культурности, от нравственно-психологических свойств самой личности. Нравственная культура личности включает не только совокупность морально-ценностных ориентаций, обусловливающих ее поступки и действия, но и представления об общественном идеале, социальной справедливости, долге, достоинстве, чести. Это существенно расширяет значение морального сознания в решении важнейших социальных задач, превращая человека в активного субъекта культурно-исторического процесса. Нравственная культура личности отражает не только ее индивидуальный опыт и социопсихологические свойства, но и условия общественной жизни, опыт предшествующих и ныне живущих поколений. Усваивая моральные нормы, формируя убеждения, определяя жизненные цели, правила поведения и нравственные приоритеты, человек учится «быть человеком». Эти процессы зависят в первую очередь от того, в какой мере индивид приобщен к миру духовной (и материальной) культуры, как он может влиять на условия своего существования, насколько он осознает качество непосредственных и опосредованных социокультурных связей. Для морального удовлетворения человека особое значение имеет гармония между характером потребностей, способами их удовлетворения и конечными результатами этого процесса. Если в течение долгого времени не достигается равновесия между потребностями и вызываемой ими деятельностью, то происходит дезадаптация, дезориентация личности. Человек, который выбирает для удовлетворения своих потребностей неадекватные, антигуманные способы и цели, или действующий по принципу «цель оправдывает средства», деморализуется, превращаясь в аморального субъекта. Искажение личностью своих моральных ценностей или их утрата, сознательный отказ от важнейших принципов морали, принесший вред другим людям, часто повергают человека в тяжелейшее стрессовое состояние, которое сказывается на всем его жизненном укладе. Процесс переоценки ценностей морали, как обществом, так и личностью всегда чрезвычайно мучителен. Следует отметить, что пересмотр, переосмысление нравственных ценностей и норм осуществляется личностью почти неизменно. В ходе такого пересмотра происходит, как сохранение позитивных ценностей, имеющих для человека безусловное значение, так и обновление тех норм и правил, которые утратили свою актуальность. Возраст, опыт, социокультурные контакты, профессиональная деятельность могут оказывать существенное влияние на этот процесс. Но бывают периоды (как в общественной, так и в личной жизни), когда при смене социокультурной ситуации старая система моральных идеалов, ценностей, норм утрачивает в глазах человека (и общества) свою безусловную значимость.А это приводит к растерянности, к потере точки нравственного отсчета, нравственных критериев. Начинает развиваться кризис морали. Это время переживается обществом и отдельными его членами очень тяжело, оно длится до тех пор, пока не происходят выработка и принятие новых моральных норм и правил. Можно сказать, что в таком состоянии находится российское общество, отказавшееся от норм коммунистической морали и ориентирующееся на правила морали Запада. Кризис морали может быть вызван внешними по отношению к морали причинами: · процессами модернизации; · социальными, политическими, экономическими, цивилизационными, культурными сломами, кризисами, конфликтами. Кризис морали может быть усугублен и имманентными причинами: · наличием в обществе помимо высоких, фундаментальных ценностей второстепенных, групповых, индивидуальных, внутрисемейных, которые вступают с ними в противоречия; · случайностью в выборе морально-ценностных ориентаций, отсутствием в этом процессе четких нравственных критериев; · неодинаковой степенью восприятия различными людьми принятых в обществе нравственных норм и идеалов. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы