Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Моральная культура и свобода личности



К сожалению, мораль не всесильна. Во многих случаях она не производит на личность должного воздействия. Но она – постоянный фактор культу­ры, неотъемлемая сторона внутреннего мира каждо­го человека, поэтому пренебрежение людей моралью имеет определенные границы. Например, нарушая или игнорируя какие-либо требования нравственно­сти, человек, как правило, не допускает их нарушения другими, особенно по отношению к самому себе.

Таким образом, он косвенно признает необходи­мость морали и ее норм для регуляции поведения, действуя по принципу «что дозволено мне, не поло­жено тебе». Такая позиция способствует развитию цинизма, лицемерия, ханжества. Цинизм – разру­шающее явление, это отсутствие подлинной внутренней культуры, отсутствие уважения к людям. Французский писатель А. Моруа отмечал, что ци­низм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель [1].

С другой стороны, нарушение норм морали не имеет постоянного характера, оно эпизодично, совер­шается время от времени и остается в целом в рам­ках приемлемого, достаточно терпимого для окружающих. Если же нарушающий требования морали преступает границы допустимого и делает это постоянно, то к такому субъекту применяются санкции, он подвергается резко­му осуждению вплоть до изгнания из своей социальной среды.

Следует иметь в виду, что, отвергая одни нравственные ценности и нормы, человек неосознанно почти сразу же прини­мает другие.

Значимость моральных ценностей проявляется наиболее сильно в критических ситу­ациях, когда человек стоит перед жестким выбором: либо отстоять свои нравственные идеалы, принося жертвы внеморального характера, либо, сохраняя, что имеешь, утратить свои моральные доминанты. Только испытания, в которые попадает человек, проявляют настоящую силу и непререкаемость морали.

Мораль не может насильно заставить кого-либо быть хорошим. Она предполагает свободу выбора,проявляясь как необходимость в сфере нравственных отношений. Человек обладает моральной свободой в той мере, в какой он может сознательно принимать решения, влияющие на выбор целей и средств их реализации. Моральная свобода связана и со свободным выбором поступка, и с учетом его последствий. Мораль­ный выбор форм и способов деятельности связан с выяснением мотивов, выбором цели, принятием решений, созданием алгоритма действий и определением их последствий. Он обусловлен совокупностью норм и ценностей, разделяемых индивидом и соответствующих его потребностям и интересам. Осознание человеком моральных норм, принятие их и руководствование ими при соверше­нии поступков, слияние действий с убеждениями и дают нравственную свободу личности. Нравственная свобода указывает на меру, степень усвоения лично­стью моральных норм, на добровольную потреб­ность следовать им в практической деятельности, в повседневной жизни (рис. 3).

Моральная свобода человека придает ему огром­ный социокультурный потенциал, она обеспечивает совпадение результатов его деятельности с заранее определенными целями, что способствует стабильным социальным отношениям. Поэтому реализация моральной свободы личности приносит глубокую удовлетворенность, ощущение счастья, уверенность в том, что ты все делаешь пра­вильно.

Без воспитания воли трудно соблюдать мораль­ные заповеди. Воля выступает как связующее звено между сознанием личности и действительностью, а мораль определяет направленность и содержа­ние волевых актов, установок, которые обусловливают отношение человека к миру, другим людям.

Человек обладает моральной свободой в той мере, в какой он может сознательно принимать решения, влияющие на выбор целей и средств их реализации.
Осознание человеком моральных норм, принятие их и руководствование ими при совершении поступков, слияние действий с убеждениями дают нравственную свободу личности .
Нравственная свобода указывает на меру, степень усвоения лично­стью моральных норм, на добровольную потреб­ность следовать им в практической деятельности, в повседневной жизни  

 


Рисунок 3. Нравственная свобода личности

Нравственная культура личности формируется на микро- и на макросоциальном уровне (рис. 4).

В рамках микросреды нравственные нормы, цен­ности и идеалы связываются, прежде всего, с их конкретными носителями, которые выбираются как объект для подражания, как эталонная, образцовая группа. Доминантная группа, выступающая как наиболее значимая для индивида, берет на себя роль посредника между человеком и средой, опреде­ляя правила и законы его жизни.

Нормы, оценки, тип поведения, вырабатываемые доминантной группой, обретают качество образца для копирования, для оценки окружающих. Для человека эта группа чрезвычайно важна: он иден­тифицирует себя с ней, ее одобрение или порицание для него особенно значимо.

Известный современный австрийский психолог Виктор Франкл, испытавший все ужасы гитлеровс­ких концлагерей, писал: «В концентрационном ла­гере, например, мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как сви­ньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий» [5].

 

Нравственная культура личности
ДОМИНАНТНЫЕ ГРУППЫ
ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
МАКРОУРОВЕНЬ
МИКРОУРОВЕНЬ

 

 

 

 


Рисунок 4. Уровни формирования нравственной культуры личности

 

На макроуровне нравственная культура личности формируется в процессе еесоциализации посредством воздействия на нее гражданских институтов общества (экономических, политических, социокультурных, идеологических).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь