Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся.



3: Услыша от храма святаго своего глас мой.

[356] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[357] Дом милосердия.

[358] В календаре именуется «патриархом», хоть патриарший титул был прибавлен к титулу архиепископа Константинополя в 451 году…

[359] Тарс (ныне Тарсус) - (тур. Tarsus, др.-греч. Ταρσός, арм. Տարսոն, Тарсон) — исторический город, ныне находящийся на юго-востоке центральной части Турции. Город находится на юго-востоке Анатолии на Киликийской равнине, ныне называемой Чукурова, в 20 км от Средиземного моря.

[360] Из 16 древних городов под названием Антиохия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[361] Беневенто, (итал. Benevento, неап. Beneviento, лат. Beneventum) — город в итальянском регионе Кампания, северо-восточнее Неаполя, административный центр одноимённой провинции.

[362] Кампания (итал. и неап. Campania) — административная область в Южной Италии. Столицей ныне является город Неаполь (кстати, название – греческое: νέα πόλις – Новый город).

[363] Поццуоли (итал. Pozzuoli, неап. Pezzulo) — город-порт на берегу одноимённой бухты Неаполитанского залива в Италии, в регионе Кампания, в центре знаменитой зоны сейсмической активности (см. «Флегрейские поля»). Покровителем населённого пункта считается св. Прокл из Поццуоли (ит.). Его день ежегодно празднуется 16 ноября. Ранее город назывался Дикеархией (как город Великой Греции) и Путеолами (после основания римской колонии в 194 до н. э.).

[364] Чудо разжижения крови мученика совершается ежегодно в день его памяти….

[365] Перги (Перга) (др.-греч. Πέργη) – Древний город, расположенный расположенные в северо-восточной части района Аксу, ныне входящего в состав города Анталия, что на юго-западе Малой Азии. Согласно легенде, город был основан прорицателем Калхасом после Троянской войны. Во избежание набегов с моря, город был основан в 11 километрах от берега. В VII в. до н. э. город переходит к лидийцам, а затем в VI в. до н. э. к персам.

В 333 г. до н. э. перешёл к Александру Македонскому. Затем город был под властью Селевкидов, Пергама, и наконец со II в. до н. э. - римлян.

В римский период город достиг наивысшего расцвета. В I в. в городе проповедовали апостолы Павел и Варнава.

В последующие столетия, уже во времена Византийской империи земли вокруг города превратились в засушливую болотистую местность, что вынудило население покидать город.

В VII в. к этому добавились набеги арабов. И уже к приходу сельджуков, от роскошного и богатого города, осталось лишь небольшое селение, которое затем и совсем исчезло. Ныне от города остались лишь руины.

[366] Памфилия (др.-греч. Παμφυλία, лат. Pamphylia) — в древности прибрежная область в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией (как раз против северного побережья Кипра). В глубокой древности была заселена выходцами из Греции, которые смешались с местным населением. С VI века до н. э. Памфилия входила в состав персидского царства Ахеменидов, во 2-й половине IV века до н. э. завоёвана Александром Македонским. После его смерти принадлежала Неарху, а в III—II веках до н. э. входила в состав государств Птолемеев, Селевкидов, Пергама, и вместе с ними вошла в состав Римской империи после 133 года до н. э. В 43 году Ликия и Памфилия были объединены в одну римскую провинцию. Отличительной особенностью Памфилии являлось развитое сельское хозяйство.

Крупные города в регионе: Перге, Сиде (Анталья (ил)), Аспендос, Силлион.

[367] Строки из книги пророка Исаии (Глава 52. Стих 11)….

[368] Верста равна 1066,8 м., до реформы XVIII века – 1066,781 м.

[369] Площанская Богородицкая Казанская пустынь (Площанская пустынь) — православный мужской монастырь, расположенный в Брасовском районе Брянской области. По преданиям, сохраненным в Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря или вблизи него, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, еще в начале XV века располагалась Свято-Николаевская обитель, относившаяся к Комарицкой волости. Нестроения и распри между русскими князьями, оказавшимися не в силах противостоять военной экспансии со стороны своего западного соседа — Великого княжества Литовского, привели к тому, что эти исконно русские земли с середины XIV и до начала XVI века находились во владении князей литовских. В состав Литвы входил тогда и расположенный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на которой изумленные горожане прочли надпись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери, ставшая главной святыней обители, была пожалована о. Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена о. Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем. Пустынь может считаться основоположницей возрождения старчества на Руси. Строитель Площанской пустыни иеромонах Иоасаф (Медведев) в 1746 году ушёл на пустынножительство в брянские леса, с этого начинается история площанского старчества. Его преемник и ученик, иеромонах Пафнутий, управлял обителью с 1746 по 1758 год; он часто навещал учителя, проживая у старца по нескольку дней, и в пустыни ничего не делал без его благословения и совета. Вместе со старцем в пустыни жил иеромонах Серапион, впоследствии в течение 30 лет, с 1777 по 1807 год, бывший настоятелем Площанской пустыни. Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок.

Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников). Из четырёх храмов уцелел только один Свято-Духов храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря. В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора.

[370] Свято-Успенская Саровская пустынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой. Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря)[1]. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет[1], Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем)[1], после чего «старое городище» вновь запустело[1].

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь[1]. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда[1]), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Санаксарского монастыря о.Филаретом поселился в «старом городище»[1]. Вскоре у о. Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители. В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля / 11мая 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены.

16 октября 1923 года решением Патриарха Тихона «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха»[4], то есть монастырь становился ставропигиальным. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. Соборы монастыря были уничтожены. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта[5]. После войны Саров стал известен, как Арзамас-16, закрытый город, где разрабатывалось ядерное оружие. Ныне здесь располагается известный Саровский ядерный центр.

В 1990 году здесь организован православный приход. Началась постепенная передача Церкви храмов бывшей обители. В 2003 году, в день столетия канонизации преподобного Серафима Саровского, состоялось Великое освящение храма преподобного Серафима, некогда первого, освященного в честь преподобного. В 2006 году Священный Синод принял решение о возрождении обители. Ныне возрождение обители продолжается.

[371] Свято-Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. Был создан Петром I, в пику Свято-Троице-Сергиевой Лавре, как будущий главный монастырь страны. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта / 7 апреля 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая / 11 июня 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа / 12 сентября 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

В советское время с самого начала делались попытки ограбить монастырь, но каждый раз они терпели неудачу из-за сопротивления верующих. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния[4]. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской Церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством[4]. В феврале 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства, запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. Однако и в 1919 году часть недвижимости оставалась в собственности Лавры[6]. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» 12 мая 1922 года была вскрыта рака Александра Невского. Серебряная рака как произведение высокой художественной ценности была изъята и поступила в Государственный Эрмитаж, а мощи 15 ноября были переданы в фонды Государственного музея религии и атеизма. В 1922 – 1923 году обитель была захвачена обновленцами, но затем вернулась в Лоно Церкви. После разорения монастыря в 1932 году и ареста всех монашествующих монастырь был преобразован в приход. Через год Троицкий собор был отобран у верующих и передан в ведение городского Дома чудес, а ещё через два года, в январе 1936 года, прекратились богослужения в Духосошественской церкви, которая дольше других оставалась действующей. В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению.

В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года[8]. Возрожден монастырь был в 1996 году. В 2000 году монастырский комплекс был окончательно передан обители.

[372] Арзамасский Свято-Николаевский монастырь — женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади в городе Арзамас Нижегородской области. Основан при Иване Грозном в 1580 году. Строителем монастыря был житель Арзамаса Феофилакт Яковлев, рукоположённый позднее во священство. Первоначально был выстроен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель. Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара.

С 1764 года 3-го класса общежительный женский монастырь.

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня. Освящена в 1813 году. В 1878 году поновлён Никольский храм.

Монастырь закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1994 году. В том же году был освящён верхний зимний придел в честь Богоявления Господня. В 1995 году состоялось освящение нижнего придела Богоявленской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В обители проживают 25 насельниц. 28 декабря 2017 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения Богоявленского собора.

В 2001 году монастырю передана Никольская церковь. В 2005 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен в восстанавливающемся Соборе Святителя Николая.

[373] Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре — бревенчатую холодную Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священномученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 году царь пожаловал обители хлебную и денежную ругу, которая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна. По описи 1686 года, в ней проживали «30 стариц ружных, 20 безружных». В 1762 году здесь поселились ученицы преподобного Феодора (Ушакова), ранее пребывавшие в Николаевской Арзамасском монастыре. В 1764 году, обитель, однако, была упразднена, подчинена Никольской обители, хоть ученицы святого Феодора жили, фактически, автономно. В 1813 году здесь была учреждена самостоятельная община, преобразованная в 1897 году в монастырь. В 20-х годах XX века монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории располагается воинская часть. http://arzblag.ortox.ru/blagochinie/istoriya/ne-soxranivshiesya-xramy-i-monastyri/arzamasskij-novodevichij-vo-imya-aleksiya-cheloveka-bozhiya-zhenskij-monastyr/

[374] Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь — православный монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников; до 1918 года был в Тамбовской епархии). Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах (3,200343 км.) от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской. Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 / 20 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве. Просуществовал до XX века. В 1920 году был закрыт, однако просуществовал до 1929 года, как сельскохозяйственная артель. В 1944 году вскрытию подвергались останки преподобного Феодора, тогда еще не прославлены. В 1991 году территория обители была возвращена Церкви. Тогда же было принято решение о возобновлении монастыря.

[375] Кирилло-Новоезерский монастырь — бывший мужской монастырь в Вологодской области. В настоящее время — колония для отбывающих пожизненное заключение «Вологодский пятак». Находится на острове Огненном на озере Новом вблизи города Белозерска, в Белозерском районе Вологодской области. Основан в 1517 году в княжение великого князя Василия III Иоанновича преподобным Кириллом Новоезерским. Придя сюда, преподобный видел над местом будущей обители столб огня, знаменующий Благодать, которая пребудет на этом месте. Обитель пользовалась благодеяниями великих князей и царей московских, которые нередко лично посещали монастырь и награждали его богатыми вкладами и вотчинами. Секуляризационная реформа 1764 года и большие затраты на каменное строительство ухудшили состояние обители: с 1764 года она числилась монастырем 3-го класса Новгородской губернии, Белозерского уезда. В начале 1790 гг. на острове жило всего 7 монахов. В 1793 году, по прошению белозерских граждан, в Кирилло-Новоезерский монастырь был переведен игуменом выдающийся подвижник православия — Феофан, в миру Феодор Соколов (11 / 24.05.1752 — 03 / 16.12.1832). Деятельность нового игумена, а с 1819 г. — архимандрита, позволила вернуть монастырю его былое благосостояние: к 1838 году в нём жило уже 80 монахов. В монастырской ризнице хранилось множество икон, книг, риз из драгоценных тканей, золотой и серебряной утвари. После Октябрьской революции 1917 года монастырь был превращён в тюрьму для «врагов революции». В 1930-е и 1940-е годы здесь была колония для политических заключённых в системе ГУЛАГа. После смерти Сталина в 1953 году колония была превращена в обычную тюрьму для опасных преступников. В 1997 году монастырь стал тюрьмой исключительно для заключённых, отбывающих пожизненную меру наказания. После введения в 1996 году в России моратория на исполнение приговоров к смертной казни эти приговоры стали автоматически означать пожизненное тюремное заключение.

[376] Покровская Свято-Введенская Островная пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — православный женский (в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера, по прямой в 4 км от города Покрова, Петушинского района Владимирской области. Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о старцах пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пустыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано. В 1724 году обитель была приписана к Куньевой Иоанно-Богословской пустыни, но в 1729 году снова стала самостоятельной. В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г. В 1991 году здесь был организован приход, в 1993 году – подворье Муромского Новодевичьего монастыря. В 1995 году было принято решение о возобновлении монастыря, как женского..

[377] Николо-Пешношский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговом на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки. Основан в 1361 году преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Закрыт в советское время, когда здесь располагался то музей, то дом инвалидов, то психоневрологический диспансер. В 2007 году началась борьба за возрождение обитель (администрация психоневрологического диспансера яростно сопротивлялась). В том же году решением Священного Синода обитель была вновь организована. Началось восстановление монастырского комплекса, однако борьба с администрацией ПИ продолжалась и лишь в 2013 году диспансер был перенесен в другое здание, построенное в другом месте. 24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники. [8]

[378] Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки. Основан в 1580 году на месте явления чудотворной Тихинской иконы Божией Матери. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». Затем она появлялась перед очевидцами: в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, "в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона "Пречистыя образ Одигитрия" во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин". Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И - о, чудо! - икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. Первая церковь простояла семь лет и сгорела от "свещи ночию", чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и усердием великого князя Василия Ивановича (1505 - 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря. В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.

[379] Симонов Успенский монастырь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья, ныне в Южном административном округе Москвы (ул. Восточная, 4). Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором Ростовским, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря[1]. В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.  Уничтожен в советские годы. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В 1991 году монастырь был передан Русской православной церкви, которая отреставрировала обвалившуюся Новую трапезную, а в июле 1992-го в ней состоялась первая служба.

[380] Георгиевский женский монастырь — русский православный женский монастырь, находившийся в Москве. Георгиевский монастырь возник из древней приходской церкви святого Георгия Победоносца (между Тверской и Большой Дмитровкой). Был упразднён в 1813 году, так как был сильно разрушен во время Отечественной войны. Два монастырских храма были снесены в 1930 году.

[381] Задонский Рождество-Богородицкий монастырь — мужской монастырь, основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная[1]. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была Владимирская икона Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чём говорит запись в заупокойном Синодике. В 1692 году обитель была уничтожена пожаром, но в 1697 году восстановлена. С 1796 года здесь проживал отошедший от управления епархией святитель Тихон Задонский. В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I. В 1861 году он был причислен к лику святых. 13 / 26 августа были обретены его мощи. В 1853 году в обители был построен величественный восьмипрестольный собор Владимирской иконы Божией Матери (проект К.А. Тона) В 1919 году мощи подверглись вскрытию, а кости святителя выставлены на всеобщее обозрение. В 1932 году мощи передали в музей, вначале в Елец, а затем в Орёл. В 1942 году при немецких властях в Орле возобновили работу церкви, и мощи были положены в Богоявленском соборе. С возвращением большевистской власти положение вновь изменилось. В 1960 году был закрыт Богоявленский собор, после чего мощи во второй раз оказались в музее. В 1929 году монастырь был закрыт, и подвергся разорению. Возрожден монастырь в 1990 году. В 1991 году в него были возвращены мощи святителя Тихона. Началось возрождение обители.

[382] Арзамасский Спасо-Преображенский монастырь – древнейший в городе. Был основан около 1555 или 1556 года. Первым храмом обители стал холодный собор в честь Преображения Христова. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Имелась и колокольня, на которой находились "девять колоколов и часы боевые" - последнее было редкостью для своего времени и свидетельствовало о богатстве обители. Обитель была полностью возведена из дерева. В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 / 15 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей. К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал как общежительный III класса. При монастыре находился приют.

В 1927 году монастырь был закрыт. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем вплоть до настоящего времени филиал Государственного архива Нижегородской области. Сохранившиеся келейные корпуса были отданы под жилье. Монастырь был возобновлен 20 апреля 2005 года решением Священного Синода. https://drevo-info.ru/articles/12780.html

[383] Его почитание было официально признано Русской Православной Церковью в августе 2000 г.

[384] Совр. Нижегородская обл.

[385] По данным ПСТГУ - в 1878 году.

[386] В БД ПСТГУ указана другая дата - 17/30 апреля 1918 года (вторник).

[387] Ивановская Промышленная область (сокр. ИПО) — административная единица на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, существовавшая с 14 января 1929 года по 11 марта 1936 года. Административным центром был город Иваново-Вознесенск (в 1932 году переименован в Иваново). включала в себя территории нынешних Ивановской, Ярославской, Владимирской и Костромской областей. В 1936 году была разделена на Ивановскую (в 1944 году из ее состава были выделены Владимирская и Костромская области) и Ярославскую области.

[388] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включала в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. Часть районов ее были переданы нынешней Кировской области

[389] Дал еси достояние боящымся Тебе, Господи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь