Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Задачи по основным направлениям программы каждого года обучения.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Ступени к сцене»

Театральной студии «МЫ!»

____________________________________________________________________________________________________________________

(наименование образовательной программы)

 

Автор:
 Белова Ольга Станиславовна,

педагог дополнительного образования

 

 

Направленность программы: художественно-эстетическая

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся:   10 -18 лет

 

 

Разработана в 2005 году,

отредактирована и дополнена в 2009, 2012 годах.

 

Санкт-Петербург

2012


Содержание

                                                                                                                  

Пояснительная записка 3
Цели программы 4
Основные задачи программы 4
Задачи по основным направлениям программы каждого года обучения 5
Условия реализации программы 9
Формы и режим проведения занятий 9
Ожидаемые результаты 10
Способы проверки результативности программы 11
Диагностика результативности 11
Учебно-тематический план 1-го года обучения 12
Учебно-тематический план 2-го года обучения 14
Учебно-тематический план 3-го года обучения 15
Учебно-тематический план 4-го года обучения 16
Содержание изучаемого курса 1-го года обучения 17
Содержание изучаемого курса 2-го года обучения 23
Содержание изучаемого курса 3-го года обучения 27
Содержание изучаемого курса 4-го года обучения 29
Методическое обеспечение программы 32
Методы проведения занятий 38
Материально-техническое обеспечение программы 39
Список литературы для педагога 40
Список литературы для обучающихся 41
Приложение 1 42

Пояснительная записка

Программа театральной студии ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей в театральном творчестве, имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы.

Искусство – всегда познание, доставляющее человеку эстетическую радость. Искусство очищает и возвышает, позволяет отвлечься от бытовых проблем, почувствовать себя свободнее, взглянуть на мир другими глазами. Театральное искусство, основанное на творческом восприятии и отражении жизни, завораживает и притягивает не только зрителя, но и актера.

Современный театр – это живой развивающийся организм, в арсенале которого многовековая история, богатство форм и красок, это стремление к созданию новых форм на стыках различных искусств, техник и технологий.

Увлечение театральным искусством открывает подросткам возможности самовыражения и самосознания, делает их свидетелями и современниками развития театрального искусства нового тысячелетия.

Особенностью программы является разработка трех основных направлений деятельности:

1. освоение внутренней и внешней техники актера;

2. освоение творческой этики;

3. общеэстетическое развитие.

Работа по освоению актерской техники включает в себя постоянный тренинг навыков и умений, связанный с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе актерской деятельности. Тренинг непрерывно проводится на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам определенного раздела программы. В заключение курса обучающимся предлагается выход за рамки актерской работы – это творческий эксперимент, заключающийся в осуществлении самостоятельного режиссерского опыта, попытка приблизить студийцев к пониманию деятельности режиссера.

Освоение этики направлено на формирование у обучающихся навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Подросток, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений – так называемый навык «группового поведения», формирующий чувство ответственности за коллективный труд – номер или спектакль, культивируется отношение к спектаклю как произведению искусства, способному изменить человека и мир. Все эти качества неразрывно связаны с формированием у воспитанника чувства гражданской ответственности, сопричастности к событиям жизни своего народа, частицей которого является сам.

Работа в направлении общеэстетического развития осуществляется через беседы о литературе, музыке, изобразительном искусстве, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей. Таким образом, у ребят создается представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности.

Настоящая программа создана на основе изучения и обобщения опыта ведущих педагогов театрального искусства и разработок в области дополнительного образования в направлении «театр», адаптирована на детей и подростков 10-18 лет.

 

Цель программы: формирование духовно богатой, высоконравственной личности с широким кругозором, способной к многогранному восприятию мира через реализацию творческого потенциала детей в театральной студии.

Основные задачи программы:

Обучающие:

 

1. Овладеть основами актерской техники.

2. Накопить необходимые знания и навыки для самостоятельной актерской работы на сцене в эстрадных номерах, концертах, театрализованных представлениях и спектаклях.

 

Развивающие:

 

1. Сформировать представления о роли театрального искусства в жизни общества.

2. Расширить кругозор воспитанников.

 

Воспитательные:

 

1. Воспитать восприимчивость, интерес, любовь к театральному искусству.

2. Сформировать навык коллективной работы и творческой дисциплины, чувство личной ответственности за общее дело.

3. Воспитать творческую требовательность к собственной деятельности, умения конструктивно принимать замечания, преодолевать творческие неудачи.

 

Ый год обучения.

Освоение внешней и внутренней техники актера:

1. развитие психофизического аппарата;

2. осознание себя в мире цвета звука, движения;

3. первоначальный навык общения через физическое действие;

4. способность к сопереживанию и подражанию, формирование первоначального навыка перевоплощения через освоение образов животного и предметного мира;

5. формирование чувства пространства, навык логичного и последовательного действия;

6. освоение индивидуального пространства через развитие точности, грамотности и максимальной выразительности движений, снятие внутреннего зажима;

7. логика поведения «я в предлагаемых обстоятельствах».

 

Освоение творческой этики:

 

1. формирование потребности самому придумать, показать, быть понятым;

2. формирование навыка творческой мобилизации (бороться с дурными настроениями, способствовать созданию рабочей атмосферы, сознательно поддерживать на репетициях строжайшую дисциплину);

3. формирование умения работать с другими, доносить до них свой замысел;

4. осознание зависимости всех от одного и одного от всех, осознание себя, как необходимой части коллектива;

5. формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнения;

6. воспитание культуры восприятия замечаний членов коллектива и суждения о работе других, умения правильно оценивать критические замечания в свой адрес, преодолевать апатию в случае неудачи;

7. формирование бережного отношения и уважения к коллективу, его традициям, борьба с премьерством, духовной ленью; создание творческого ядра, объединяющего в себе группу единомышленников.

Общеэстетическое развитие:

1. воспитание интереса к театральному искусству;

2. знакомство с историей театра;

3. развитие художественного кругозора, знакомство с лучшими образцами мирового искусства (посещение выставок, концертов, просмотр видеоматериалов, знакомство с лучшими произведениями литературы и драматургии).

Ой год обучения

Освоение внешней и внутренней техники актера:

1. совершенствование своего психофизического аппарата комплексная тренировка элементов актерской техники, чередующая в различных комбинациях всю сумму накопленных знаний и умений;

2. первоначальный навык импровизации как необходимое условие правды общения на сцене;

3. формирование первоначального представления о средствах создания образа - характера сказочного героя;

4. выстраивание логики героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы или сценария; театрализованного представления; определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапах движения к конечной цели;

5. освоение специфики действия в образе – маске;

6. импровизация в маске, ее возможности, специфика подачи звука, жесты, костюм; музыка к образу;

7. формирование навыка исполнения роли от начала до конца в заданной логике поведения.

8. культивирование чувства удовлетворения от общения с партнером, зрительным залом, возможностью вести зрительный зал за собой.

Освоение творческой этики:

1. формирование навыка самостоятельного распределения обязанностей при подготовке спектакля, потребности принимать посильное участие во всех этапах подготовки спектакля, включая его оформление;

2. формирование умения работать в общую копилку;

3. формирование умения играть на репетициях в полный тон, не жалея себя; знания роли не только своей, но и партнера и готовность в любой момент помочь своему товарищу;

4. отход от развития стереотипа - потребности показать то, что до меня показывали другие.

 

Общеэстетическое развитие:

 

1. формирование первоначального представления об искусстве сценографии (истоки сценографии, разнообразие моделей сценического пространства, сценография и живопись – общее и особенное);

2. развитие художественного кругозора, знакомство с лучшими образцами мирового искусства (посещение выставок, концертов, просмотр видеоматериалов, знакомство с лучшими произведениями литературы и драматургии).

 

Ий год обучения

Освоение внешней и внутренней техники актера:

1. комплексная тренировка элементов актерской техники, чередующая в различных комбинациях всю сумму накопленных знаний и умений;

2. формирование устойчивого навыка работы в ансамбле;

3. формирование устойчивого навыка импровизации;

4. формирование представления о поэтапной работе над спектаклем, активное участие в разработке его замысла (стремление идти вместе с режиссером);

5. создание представление о творческой интерпретации – режиссер – главный толкователь пьесы;

6. формирование установки на открытость миру – каждый выход на сцену - исповедь сердца.

Освоение творческой этики:

 

1. создание творческого коллектива, способного к самоуправлению;

2. формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями;

3. воспитание активной жизненной позиции, умения отстаивать свои интересы;

4. навык жить в режиме работы над спектаклем, т.е. подчинить свои интересы интересам коллектива.

 

Общеэстетическое развитие:

1. развитие художественного кругозора, знакомство с лучшими образцами мирового искусства (посещение выставок, концертов, просмотр видеоматериалов, знакомство с лучшими произведениями литературы и драматургии)

2. представление о направлениях, жанрах и видах мирового драматического и эстрадного искусства: режиссерские искания, школы и направления К.С. Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова. Режиссура Г. Товстоногова, Ю. Любимова, А.Эфроса, М.Захарова, О. Ефремова. Публицистика на театральных подмостках Театр Б. Брехта. Пантомима. Цирковая и театральная клоунада.

Ый год обучения

Осуществление самостоятельного режиссерского опыта:

1. Умение привести в единство все компоненты сценического действа, создать целостный художественный образ спектакля или театрализованного представления.

2. Пройти самостоятельно весь путь от режиссерского замысла к воплощению.

 

Освоение творческой этики:

1. Формирование первоначального навыка работы режиссера с актерским коллективом.

2. Создание атмосферы сотворчества. Постижение на собственной практике взаимосвязи всех участников создания спектакля. Формирование режиссерского чутья и такта.

Общеэстетическое развитие:

1. Знакомство с работами  режиссеров-современников  на театральных площадках нашего города.

 

Формы и режим занятий.

Режим проведения занятий:

Первый год обучения - 3 раза в неделю (всего 6 часов в неделю, 216 часов в год);

Второй год обучения - 3 раза в неделю (всего 8 часов в неделю, 288 часов в год);

Третий год обучения - 3 раза в неделю (всего 10 часов в неделю, 360 часов в год);

Четвертый год обучения - 3 раза в неделю (всего 10 часов в неделю, 360 часов в год).

 

Занятия могут проводиться в группах полного состава, в малых группах и индивидуально.

Основной формой проведения занятий является репетиция, кроме того, используются следующие формы:


1. показы;

2. творческие встречи;

 


3. концерты;

4. спектакли.



Ожидаемые результаты

 

В процессе овладения данной дополнительной программой обучающиеся могут добиться следующих результатов:  

Первый год обучения

Обучающиеся будут знать:

· иметь первоначальный навык коллективной работы и творческой дисциплины;

· знать основные вехи истории театра.

Обучающиеся будут уметь:

· видеть, слышать, чувствовать, логично, последовательно, продуктивно действовать в предлагаемых обстоятельствах этюда от собственного «Я».

Второй год обучения:

Обучающиеся будут знать:

· иметь устойчивый навык коллективной работы и творческой дисциплины;     

· знать об особенностях искусства сценографии.

Обучающиеся будут уметь:

· уметь активно логично, действовать в предлагаемых обстоятельствах роли, продуктивно общаться с партнером.

Третий год обучения:

Обучающиеся будут знать:

· знать о наследии выдающихся режиссеров прошлого и современности.

Обучающиеся будут уметь:

· уметь работать в актерском ансамбле;

· уметь работать в творческом коллективе, способном к самоуправлению.

Четвертый год обучения:

Обучающиеся будут знать:

· иметь первоначальный навык работы режиссера со всеми участниками спектакля;

· знать о театральных опытах режиссеров-современников.

Обучающиеся будут уметь:

· уметь объединить все компоненты спектакля воедино, создать целостный художественный образ спектакля.

 

Способы проверки результативности образовательной программы.

Критерием успешной деятельности обучающихся в условиях театральной студии является соответствие реально полученных знаний, умений и навыков ожидаемым результатам.

Способом проверки результативности работы являются проводимые два раза в год (в середине и конце учебного года) показы, а также участие воспитанников в концертах, конкурсах и фестивалях.

Диагностика результативности.

 

Результаты диагностических исследований отражаются в диагностических листах и индивидуальных картах воспитанников. (Приложение № 1).

Индивидуальные карты и диагностические листы позволяют фиксировать педагогические наблюдения за процессом обучения и личностного развития каждого обучающегося по дополнительной образовательной программе согласно выделенным критериям. Они заполняется трижды в год – в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце учебного года на первом году обучения; дважды в год – в конце первого полугодия и в конце учебного года на 2-ом и 3-ем году обучения. Группе каждого года обучения предназначается свой диагностический лист.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорети-ческие

практические

Групповые Индиви-дуальные
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 - -
2. Специфические особенности театрального искусства. Художественный образ.   4 2   2  
3. Система Станиславского. Искусство представления, искусство «переживания». Этика К.С. Станиславского Основные элементы техники актера. 4 2 2 -
4. Законы Актерской психотехники. Сценическое внимание. Воображение и фантазия. 7 2 2 3
5. Сценическое действие «Если бы» и предлагаемые обстоятельства. 24 4 14 6
6. Мышечная свобода. 15 2 10 3
7. Сценическая вера и сценическое оправдание. 13 2 8 3
8. Событие. 12 2 10  
9. Отношение. Оценка факта. 15 2 10 3
10. Сценическое общение. 13 2 8 3
11. Понятие темпо-ритма . 13 2 8 3
12. Сценический этюд. 15 2 13  
13. Специфика эстрадного номера. 15 2 13  
14. Краткая история театра от античности до наших дней. 16 16 - -
15. Работа над номерами, творческими программами; концертная деятельность. 46 - 40 6
16. Итоговое занятие. 2   2  
  Итого: 216 44 142 30

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорети-ческие

Практические

Групповые Индиви-дуальные
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 - -
2. Сценический этюд. 26 2 20 4
3. Специфика эстрадного номера. 28 4 20 4
4. Основные законы словесного действия. Подтекст. Видение. Эстрадный монолог. 56 6 30 20
5. Понятие о мизансцене. 10 2 8  
6. Понятие о сценической атмосфере. 14 2 12 -
7. Характер и характерность. 32 2 22 8
8. Перевоплощение. 22 2 12 8
9. Действенный анализ пьесы и роли. Событийный ряд. 40 8 22 10
10. Сцена 20 века. 10 10 - -
11. Работа над номерами, театрализованным представлением или спектаклем. Концертная деятельность. 46 - 36 10
12. Итоговое занятие. 2   2  
  Итого: 288 40 184 64

 


Учебно-тематический план 3-го года обучения

№п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорети-ческие

Практические

Групповые Индиви-дуальные
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 - -
2. Метод действенного анализа. Метод простых физических действий. 50 8 32 10
3. Сценические проблемы жанра. 40 10 10 20
4. Выразительные средства спектакля. 36 6 18 12
5. Атмосфера спектакля. 24 4 10 10
6. Замысел спектакля и театрализованного представления. Этика соавторства. 90 20 50 20
7. Творческое наследие выдающихся режиссеров прошлого и современности. 28 28 - -
8. Работа над номерами, театрализованным представлением или спектаклем. Концертная деятельность. 88 - 48 40
9. Итоговое занятие. 2   2  
  Итого: 360 78 180 132

Учебно-тематический план 4-го года обучения

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорети-ческие

Практические

Групповые Индиви-дуальные
1. Техника безопасности. 2 2 - -
2. Экскурс в режиссуру. 30 12 18  
3. Режиссерский замысел этюда. 40 10 14 16
4. Воплощение замысла. Работа над режиссерскими этюдами. 50 10 20 20
5. Режиссерский замысел эпизода Театрализованного представления. 30 6 10 14
6. Воплощение замысла. Работа над эпизодами. 50 10 20 20
7. Художественный образ спектакля и театрализованного представления. Режиссерский замысел театрализованного представления. 40 10 30 -
8. Воплощение замысла театрализованного представления. 70 10 60 -
9. Работа над номерами, показами, концертная деятельность. 46 - 40 6
10. Итоговое занятие. 2 - 2 -
11. Итого: 432 70 214 76



Содержание программы

Й год обучения

Мышечная свобода.

Теория. Актерский зажим. Закон: человек расходует ровно столько мышечной энергии, сколько ее требуется для совершения того или иного действия. Зажим расслабленности. Зажим напряженности. Причины и пути преодоления мышечных зажимов. Зажимы произвольные и непроизвольные. Мышечные зажимы и общая пластическая культура тела. Взаимосвязь внутренней свободы и сценического внимания актера. Закон «Чтобы отвлечься – надо увлечься. Память физических действий (беспредметные действия).

Практика. Ключевые упражнения. Упражнения для преодоления непроизвольного мышечного напряжения: групповые и индивидуальные. Выработка целесообразного распределения нагрузки на мышцы тела, способность переливать мышечную энергию по телу. Выработка самоконтроля над мышечной несвободой, доведение привычки снятия лишнего напряжения до автоматизма. Упражнение "Штанга", "Застывшие камни", "Колесо и насос".

Беспредметные действия - первичное звено творческого процесса актера.

Ключевые упражнения: Снять пиджак, зажечь спичку, написать записку, с постоянной поверкой на реальных вещах; порезать колбасу, вдеть нитку в иголку, поточить карандаши и т.д. Повторить те же упражнения в измененных предлагаемых обстоятельствах. Довести упражнение до абсолютной точности, подробности. Групповые упражнения на память физических действий, например «кухня большого ресторана», «конвейер».

 

Событие.

Теория. Событие – поворотный факт в жизни героя. Сумма предлагаемых обстоятельств малого круга с одним действием. Событие имеет протяженность во времени и происходит на глазах зрителя: «Здесь и сейчас». Событие и происшествие.

Практика. Групповые упражнения: «Голова великана», «Техника», «Витрина». Оправдание случайных положений тела. Любое уже знакомое упражнение (расставить стулья, выстроить геометрическую фигуру) - оправдать; оправдать логикой действия ряд разрозненных задач (встать на стул, поднять стол, лечь на пол, выбежать из комнаты.

Отношение. Оценка факта.

Теория. С того момента, как на сцене не один человек, а два, интересно только одно: В каком отношении они стоят друг к другу; интересен ни один, ни другой, а то третье, что родилось от их одновременного присутствия на сцене.

Практика. Ключевые упражнения: «Вижу, что есть, – отношусь, как задано». Оценка факта как процесс перехода одного состояния в другое: смена объекта; накопление признаков от низшего к высшему; установление нового отношения – переход в новое состояние.

 

Сценическое общение.

Теория. Основные законы сценического общения. Общение живое и театральное. Общение со зрительным залом, зрителем – преимущественная форма общения на концертной эстраде.

Стадии процесса общения: Ориентировка в пространстве.

Привлечение внимания партнера, оценка состояния партнера, пристройка, воздействие.

Сценическое приспособление. Психическое приспособление, физическое приспособление. Единство психического и физического в приспособлении.

Практика. Ключевые упражнения: смена приспособлений (возбуждение, ирония, упрек – отсюда поиск внешнего приспособления).

Упражнения «Лавочка», «Импровизация». «Импровизация с изменением числа участников.

 

Сценический этюд.

 

Теория. Требование к этюду: отрезок жизни героя, непрерывный во времени и пространстве, в котором непременно существует событие.

Практика. Ключевые упражнения: Икебана. Этюд на музыкальную ассоциацию, художественное произведение, пословицу. Этюд на органическое молчание. («Первый раз в жизни», «На чердаке», «Ожидание»…)

Итоговое занятие.

Участие в показах театральных постановок для сверстников.

Содержание программы

Й год обучения

Сценический этюд.

 

Теория. Требование к этюду: отрезок жизни героя, непрерывный во времени и пространстве, в котором непременно существует событие.

Практика. Ключевые упражнения: Икебана. Этюд на музыкальную ассоциацию, художественное произведение, пословицу. Этюд на органическое молчание. («Первый раз в жизни», «На чердаке», «Ожидание»…)

Понятие о мизансцене.

Теория. Мизансцена, как пластическое выражение сценического взаимодействия. Требование к мизансцене: жизнерадостность, выразительность, образность. Виды мизансцен. Мизансцена тела.

Практика. Ключевые упражнения: свободное расположение группы вокруг педагога ведущего беседу, закрепление типичных полз и их разбор с точки зрения смысловой и эстетической ценности. Расположение по отношению к зрителю (фронтально, в профиль, по диагонали). Выбор ракурса (точки наблюдения) в мизансцене в зависимости от нагрузки события (композиционная правильность мизансцены).

Использование шахматного построения мизансцены с приемами пересеченных и ломаных линий. Создание композиционного центра и радиуса движения. «Оживление» картины и скульптур как путь изучения эмоционального смыслового содержания мизансцены.

Характер и характерность.

Теория. Внешняя характерность. Признаки: Пол, физиологические особенности, физические недостатки, профессиональные отпечатки, национальные особенности, местные особенности, врожденная характерность – темперамент, индивидуальные особенности (привычки, походка, манера говорить и т.д.

Внутренняя характерность – внутренние качества – мнительный, глупый, доверчивый невнимательный и т.д.

Практика. Ключевые упражнения: Показ двух людей. Оттенки через взаимодействие или простое физическое действие. «Если бы я был…»: терпеливый – надоедливый; нахальный – застенчивый; скупой – расточительный и т.д.

Упражнение по методу М. Чехова «Окраска» - «бросить» себя в определенный темпо-ритм, почувствовать изменение в следующих окрасах действия: радости; веселости; безутешности; ужаса; страха и т.д.

 

8. Перевоплощение.

Теория. К.С. Станиславский: «Дело не в том, чтобы уйти от себя, а в том, чтобы в действиях роли вы окружали себя предлагаемыми обстоятельствами роли и так с ними слились, что уже не знаете – где я, а где роль… Стать другим, оставаясь самим собой».

Практика. Выписать внутренние характеристики героя. Определить отношение к персонажу: автора; других персонажей пьесы; как бы играл моего героя известный актер; Ключевые упражнения: Этюд на память физических действий от лица героя; Рассказ о моменте жизни моего героя (придумать). Рассказ о событии в (пьесе, номере), как о моменте своей жизни, но от лица персонажа. Костюм, реквизит героя. Этюд к образу (по заданию педагога). Очень важно помнить о яркости поведения, деталях, подробностях, органике.

 

Сцена 20 века.

Теория. Театр и современность. Разбор и анализ прошлого и настоящего сцены.

 

Итоговое занятие.

Сцены из постановок репертуара за год.

Содержание программы

 3-й год обучения

Сценические проблемы жанра.

Теория. Жанр, как поиск уникальной природы чувств и способа актерского существования в спектакле; как угол зрения автора на действительность; как способ общения со зрительным залом.

Практика. Обсуждение.

 

Атмосфера спектакля.

 

Теория. Атмосфера спектакля – понятие результативное; это - воздух спектакля, силовое поле, которое создается усилиями всего коллектива режиссерская темпо-ритмическая организация тишины, звуков, пауз, света, темноты; борьба между персонажами, мизансцена, свет, костюмы – излучение сценического пространства.

Практика. Обыгрывание психологических ситуаций.

 

Итоговое занятие.

Спектакль.



Содержание программы

 4-й год обучения

Режиссерский замысел этюда.

Теория. Основные элементы режиссерского замысла.

Тема как предмет исследования, источник боли, интереса или вдохновения.

Практика. Проблема как противоречивое отношение к теме.

Предлагаемые обстоятельства, которые обуславливают это противоречие, и то, как это будет преодолеваться.

Событие обуславливающее необходимость выбора и борьбу.

Конфликт как столкновение противоречий, вызванных конкретными обстоятельствами.

Действующие лица как участники событий, носители и выразители конфликта.

Цель за которую идет борьба.

Сценическая задача для каждого действующего лица (чего хочет персонаж, в чем видит свою цель, что делает для ее достижения, как действует, какие средства и приспособления использует). Из цепи сценических задач складывается сквозное действие этюда. Идея этюда (за что идет борьба по сквозному действию).

Сверхзадача - то, ради чего я ставлю этюд, какие чувства хочу вызвать у зрителя.

 

Итоговое занятие.

Й год обучения

 

Название темы Форма проведения занятий Методы проведения занятий Дидактические материалы, техническая оснащенность Форма подведения итогов
Техника безопасности Устное изложение материала, беседа. Словесные Инструкция по технике безопасности Устный опрос
Специфические особенности театрального искусства. Художественный образ. Устное изложение материала, беседа, демонстрация видеоматериала, посещение спектакля с последующим обсуждением. Словесные Наглядные Видеоматериалы, слайды, фотоматериалы, литература по теме Устный опрос
Система Станиславского. Искусство представления, искусство «переживания». Этика К.С.Станиславского Основные элементы техники актера.   Репетиция беседа, устное изложение материала.   Словесные   Литература по теме Устный опрос
Законы Актерской психотехники. Сценическое внимание. Воображение и фантазия. Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг. Словесные Практичес-кие Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме Педагогическое наблюдение
Сценическое действие «Если бы» и предлагаемые обстоятельства. Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг. Словесные Практичес-кие   Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме   Педагогическое наблюдение
Мышечная свобода Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, исполнение педагогом, тренинг, мастер-класс.   Наглядные Словесные Практичес-кие Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме Педагогическое наблюдение
Сценическая вера и сценическое оправдание Репетиция, исполнение педагогом, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг. Словесные Практические     Педагогическое наблюдена
Событие Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг. Словесные Практичес-кие   Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме Педагогическое наблюдение
Отношение. Оценка факта Репетиция, исполнение педагогом, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг. Наглядные Словесные Практичес-кие Литература по теме Педагогическое наблюдение
Сценическое общение Репетиция эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг. Словесные Практичес-кие   Литература по теме Педагогичес-кое наблюдение
Понятие темпо-ритма Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг, мастер-класс, исполнение педагогом.   Словесные Практичес-кие Наглядные   Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме Педагогическое наблюдение
 Сценический этюд. Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, исполнение педагогом Словесные Наглядные Практичес-кие Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме Педагогическое наблюдение
Специфика эстрадного номера. Репетиция, беседа, устное изложение материала, демонстрация видеоматериалов Словесные Наглядные Практичес-кие Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме, видеоматериалы Педагогическое наблюдение
Краткая история театра от античности до наших дней Лекция, демонстрация слайдов, репродукций видеоматериалов.   Наглядные   Слайды, видеоматериалы, репродукции Устный опрос, тестирование
Работа над номерами, творческими программами; концертная деятельность Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров. Наглядные Частично-поисковые Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека. Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.


Ой год обучения

Название темы Форма проведения занятий Методы проведения занятий Дидактические материалы Форма подведения итогов
Техника безопасности Устное изложение материала, беседа. Словесные Инструкция по технике безопасности  Устный опрос
Сценический этюд Устное изложение материала, беседа, тренинг Словесные Наглядные Практические Видеоматериалы, слайды, фото-материалы, литература по теме Педагогическое наблюдение
Специфика эстрадного номера Устное изложение материала, беседа. демонстрация видеоматериала, посещение эстрадного концерта с последующим обсуждением, репетиция, творческая встреча Словесные Наглядные Практические Видеоматериалы, слайды, фотоматериалы литература по теме Педагогическое наблюдение, Показ
Основные законы словесного действия. Подтекст. Видение. Эстрадный монолог. Устное изложение материала, беседа, тренинг. Словесные Практические Литература по теме Педагогическое наблюдение, показ
Понятие о мизансцене Устное изложение материала, беседа, тренинг, просмотр видео, фотоматериалов и репродукций Словесные Практические Наглядные Видеоматериалы, Репродукции, фотоматериалы литература по теме. Педагогическое наблюдение
Понятие о сценической атмосфере. Устное изложение материала, беседа, тренинг, просмотр спектакля с последующим обсуждением.   Словесные Практические Наглядные Литература по теме, музыкальная, шумовая фонотека. Педагогическое наблюдение
Характер и характерность. Устное изложение материала, беседа, тренинг, просмотр спектакля с последующим обсуждением. Словесные Практические Наглядные Литература по теме, грим костюм, реквизит. Педагогическое наблюдение
Перевоплощение. Устное изложение материала, беседа, тренинг. Словесные Практические Наглядные Грим костюм, реквизит, фотоматериалы, литература по теме. Педагогическое наблюдение
Действенный анализ пьесы и роли. Событийный ряд. Устное изложение материала, беседа, этюдный метод работы. Словесные Практические Литература по теме Педагогическое наблюдение
Сцена 20 века Устное изложение материала, беседа Словесные Литература по теме Устный опрос, педагогическое наблюдение
Работа над номерами, театрализованным представлением или спектаклем. Концертная деятельность Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров. Наглядные Частично-поисковые Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека. Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.


Й год обучения

Название темы Форма проведения занятий Методы проведения занятий Дидактические материалы Форма подведения итогов
Техника безопасности Устное изложение материала, беседа, репетиция Словесные Инструкция по технике безопасности  Устный опрос
Метод действенного анализа. Метод простых физических действий. Устное изложение материала, беседа, репетиция Словесные Практические Литература по теме, пьеса.     Педагогическое наблюдение
Сценические проблемы жанра. Устное изложение материала, беседа, репетиция Словесные Практические Литература по теме, пьеса. Педагогическое наблюдение
Выразительные средства спектакля Устное изложение материала, беседа, репетиция. Словесные Практические Литература по теме, музыкальные и шумовые фонограммы Педагогическое наблюдение
Атмосфера спектакля Устное изложение материала, беседа, репетиция, тренинг, мастер- класс Словесные Практические Литература по теме, музыкальные и шумовые фонограммы Педагогическое наблюдение
Замысел спектакля и театрализованного представления. Этика соавторства. Устное изложение материала, беседа, Репетиция. Словесные Практические Литература по теме, пьеса Педагогическое наблюдение, устный опрос
Творческое наследие выдающихся режиссеров прошлого и современности Устное изложение материала, беседа, просмотр видеоматериалов, посещение спектакля с последующим анализом. Наглядные Словесные Видеоматериалы, литература по теме Устный опрос
Работа над номерами, театрализованным представлением или спектаклем. Концертная деятельность. Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров. Наглядные Частично-поисковые Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека. Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.

 

Й год обучения

 

Название темы Форма проведения занятий Методы проведения занятий Дидактические материалы, техническая оснащенность Форма подведения итогов
Техника безопасности Устное изложение материала, беседа. Словесные Инструкция по технике безопасности Устный опрос
Экскурс в режиссуру Устное изложение материала, беседа, просмотр фото, видеоматериалов, документов. Словесные Наглядные Видеоматериалы, слайды, фотоматериалы литература по теме Устный опрос
Режиссерский замысел этюда Устное изложение материала, беседа, репетиция Словесные   Литература по теме Педагогическое наблюдение
Воплощение замысла. Работа над режиссерскими этюдами Устное изложение материала, беседа, репетиция Словесные Практические   Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме Педагогическое наблюдение
Режиссерский замысел эпизода Театрализованного представления Устное изложение материала, беседа, репетиция Словесные Практические   Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека литература по теме   Педагогическое наблюдение
Воплощение замысла Работа над эпизодами Устное изложение материала, беседа, репетиция Наглядные Словесные Практические Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека литература по теме Педагогическое наблюдение
Художественный образ спектакля и театрализованного представления. Режиссерский замысел театрализованного представления Устное изложение материала, беседа, демонстрация видеоматериалов, репетиция Словесные Практические   Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека литература по теме Педагогическое наблюдение
Воплощение замысла театрализованного представления Репетиция Словесные Практические   Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека литература по теме Педагогическое наблюдение
Работа над номерами, показами, концертная деятельность. Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров Наглядные Частично-поисковые Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека. Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.

Методы проведения занятий:

 

Программа предполагает использование следующих методов при проведении занятий:

Наглядные методы:

-посещение театров, эстрадных и цирковых представлений, шоу программ;

-демонстрация и анализ видеоматериалов по вопросам театрального искусства;

-показ, исполнение педагогом.

Практические методы:

-тренинги,

-мастер-классы;

-репетиции.

Словесные методы:

-эвристические беседы;

-устное изложение нового материала, подсказ

Репродуктивные:

-открытые занятия;

-концерты;

-показы;

-участие в фестивалях и конкурсах;

Частично-поисковые:

-выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров и творческих проектов.

Каждое занятие включает в себя неразрывно связанные теоретические и практические моменты. Тематическая последовательность занятий, а так же последовательность выполнения упражнений имеет внутреннюю логику, подчиненную целям и задачам программы и предполагает движение от простого к сложному. На всех этапах реализации программы воспитанники и педагог являются сотворцами, соавторами.

Материально-техническое обеспечение программы:

 

1. Сценическая площадка.

2. Жесткие декорации сцены: кубы, станки, пандусы, ширмы.

3. Одежда сцены: кулисы, занавес, задник, театральный тюль, театральные половики.

4. Приборы сценического света: театральные фонари, софиты, прожектора, «пистолет», стробоскоп, лампа ПРК, светомузыкальные установки.

5. Звуковоспроизводящая, звукоусиливающая, звукозаписывающая аппаратура (CD-проигрыватель, аудио магнитофон, усилители, микшер, колонки, микрофоны, в т.ч. радио микрофоны; комплектующие: компьютер со звуковыми программами; видеоаппаратура (видео камера, видео проектор)

6. Носители аудио, CD, MD, видеоинформации.

7. Костюмерный фонд, бутафория и реквизит.



Список литературы

Список литературы для педагога:

1. Азы актерского мастерства /сост. канд. иск. Ганелин Е.Р. - СПб.: Речь, 2002.- 240 с.

2. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. – СПб.: Чистый лист, 2004. – 319 с.

3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М.: Искусство, 1967. – 185 с.

4. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1969. - 305с.

5. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М: Просвещение, 1976. – 510 с.

6. Малочевская И.Б. Режиссерская школа Товстоногова. - СПб.: Речь, 2003.-157с.

7. Михайлова А. Сценография: Теория и опыт. – М.: Вагриус 1990. – 297 с.

8. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М.: Просвещение, 1981. 239 с.

9. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XX века. - Л.: Искусство, 1984. – 320 с.

10. Новицкая Л. Тренинг и муштра. - М.: Просвещение, 1969. -170 с.

11. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М.: Просвещение, 1984.- 193 с.

12. Петрова А. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.

13. Станиславский К.С. //Полное собрание сочинений в 8-томах. - М.: 1988.

14. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв. ред. В.Н. Галендеев – СПб.: СПбГАТИ, 2005. – 135 с.

15. Чехов М.А. Об искусстве актера. - М.: Вагриус, 1986. – 138 с.

16. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М.: Просвещение, 1975. – 230 с.

17. Журнал «Дополнительное образование» - № 1,2. - 2005.

18. Журнал «Дополнительное образование» - № 12. – 2004.

19. Журнал «Пед. Диагностика» - № 4. – 2005.

20. Дополнительная образовательная программа «Космос театра».

 

Список литературы для обучающихся:

 

1. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра.. – М.: Олма – пресс Гранд, 2002. – 224 с.

2. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1969. – 305с.

3. Калистов Д.П. Античный театр. – Л.: Искусство, 1976. - 176 с.

4. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М.: Просвещение, 1984.- 193 с.

5. Петрова А. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.

6. Станиславский К.С. //Полное собрание сочинений в 8-томах. - М.: 1988.

7. Смолина К.А. 100 великих театров мира. – М.: Вече, 2001. – 480 с.

 

Приложение 1.

 

Поведенческие качества

 
Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Высокая периодически провоцирует конфликты; Средняя Старается избегать конфликтов; Низкая Может самостоятельно уладить возникший конфликт. Наблюдение
Тип сотрудничества   Умение воспринимать общие дела как свои собственные. Минимальный Избегает участия в общих делах; Средний Участвует при побуждении извне; Максимальный Инициативен в общих делах. Наблюдение

 

Индивидуальная карточка:

 

Учетов результатов обучения и личностного развития воспитанника

по образовательной программе

Вид и название детского объединения_________________________

Ф.И.О педагога____________________________________________

Фамилия, имя, возраст обучающегося__________________________

Дата начала наблюдения_____________________________________

Обучение

 

Сроки диагностики;

Показатели

1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ий год обучения

Начало первого полугодия Конец первого полугодия Конец учебного года Конец первого полугодия Конец учебного года Конец первого полугодия Конец учебного года
Теоретическая подготовка обучающегося              
Практическая подготовка обучающегося              

 

Личностное развитие

Сроки диагностики

показатели

1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ий год обучения

Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года
Организационно- волевые качества: Терпение Воля самоконтроль

 

 

 

Ориентационные качества Самооценка Интерес к занятиям

 

 

 

Поведенческие качества Конфликтность Тип сотрудничества

 

 

 

Личные достижения обучающегося

 

 

 

             

Общий диагностический лист

Группы _______ года обучения

Дата заполнения______________

 

  Параметры оценки;  

Органика

Обаяние (заразительность)

Индивидуальность

Пластичность

Чувство ритма

Координация

Внешние данные

Речевые данные (дикция, голос)

Способность к импровизации

Воля, работоспособность

№ п/п Ф.И.О. обучающихся
1                      
                       
10                      

 


Оценочная система:

«+++» - отлично;

«++» - очень хорошо;

«+» - хорошо;

«-» - удовлетворительно;

«- -» - плохо.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Ступени к сцене»

Театральной студии «МЫ!»

____________________________________________________________________________________________________________________

(наименование образовательной программы)

 

Автор:
 Белова Ольга Станиславовна,

педагог дополнительного образования

 

 

Направленность программы: художественно-эстетическая

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся:   10 -18 лет

 

 

Разработана в 2005 году,

отредактирована и дополнена в 2009, 2012 годах.

 

Санкт-Петербург

2012


Содержание

                                                                                                                  

Пояснительная записка 3
Цели программы 4
Основные задачи программы 4
Задачи по основным направлениям программы каждого года обучения 5
Условия реализации программы 9
Формы и режим проведения занятий 9
Ожидаемые результаты 10
Способы проверки результативности программы 11
Диагностика результативности 11
Учебно-тематический план 1-го года обучения 12
Учебно-тематический план 2-го года обучения 14
Учебно-тематический план 3-го года обучения 15
Учебно-тематический план 4-го года обучения 16
Содержание изучаемого курса 1-го года обучения 17
Содержание изучаемого курса 2-го года обучения 23
Содержание изучаемого курса 3-го года обучения 27
Содержание изучаемого курса 4-го года обучения 29
Методическое обеспечение программы 32
Методы проведения занятий 38
Материально-техническое обеспечение программы 39
Список литературы для педагога 40
Список литературы для обучающихся 41
Приложение 1 42

Пояснительная записка

Программа театральной студии ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей в театральном творчестве, имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы.

Искусство – всегда познание, доставляющее человеку эстетическую радость. Искусство очищает и возвышает, позволяет отвлечься от бытовых проблем, почувствовать себя свободнее, взглянуть на мир другими глазами. Театральное искусство, основанное на творческом восприятии и отражении жизни, завораживает и притягивает не только зрителя, но и актера.

Современный театр – это живой развивающийся организм, в арсенале которого многовековая история, богатство форм и красок, это стремление к созданию новых форм на стыках различных искусств, техник и технологий.

Увлечение театральным искусством открывает подросткам возможности самовыражения и самосознания, делает их свидетелями и современниками развития театрального искусства нового тысячелетия.

Особенностью программы является разработка трех основных направлений деятельности:

1. освоение внутренней и внешней техники актера;

2. освоение творческой этики;

3. общеэстетическое развитие.

Работа по освоению актерской техники включает в себя постоянный тренинг навыков и умений, связанный с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе актерской деятельности. Тренинг непрерывно проводится на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам определенного раздела программы. В заключение курса обучающимся предлагается выход за рамки актерской работы – это творческий эксперимент, заключающийся в осуществлении самостоятельного режиссерского опыта, попытка приблизить студийцев к пониманию деятельности режиссера.

Освоение этики направлено на формирование у обучающихся навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Подросток, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений – так называемый навык «группового поведения», формирующий чувство ответственности за коллективный труд – номер или спектакль, культивируется отношение к спектаклю как произведению искусства, способному изменить человека и мир. Все эти качества неразрывно связаны с формированием у воспитанника чувства гражданской ответственности, сопричастности к событиям жизни своего народа, частицей которого является сам.

Работа в направлении общеэстетического развития осуществляется через беседы о литературе, музыке, изобразительном искусстве, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей. Таким образом, у ребят создается представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности.

Настоящая программа создана на основе изучения и обобщения опыта ведущих педагогов театрального искусства и разработок в области дополнительного образования в направлении «театр», адаптирована на детей и подростков 10-18 лет.

 

Цель программы: формирование духовно богатой, высоконравственной личности с широким кругозором, способной к многогранному восприятию мира через реализацию творческого потенциала детей в театральной студии.

Основные задачи программы:

Обучающие:

 

1. Овладеть основами актерской техники.

2. Накопить необходимые знания и навыки для самостоятельной актерской работы на сцене в эстрадных номерах, концертах, театрализованных представлениях и спектаклях.

 

Развивающие:

 

1. Сформировать представления о роли театрального искусства в жизни общества.

2. Расширить кругозор воспитанников.

 

Воспитательные:

 

1. Воспитать восприимчивость, интерес, любовь к театральному искусству.

2. Сформировать навык коллективной работы и творческой дисциплины, чувство личной ответственности за общее дело.

3. Воспитать творческую требовательность к собственной деятельности, умения конструктивно принимать замечания, преодолевать творческие неудачи.

 

Задачи по основным направлениям программы каждого года обучения.

Ый год обучения.

Освоение внешней и внутренней техники актера:

1. развитие психофизического аппарата;

2. осознание себя в мире цвета звука, движения;

3. первоначальный навык общения через физическое действие;

4. способность к сопереживанию и подражанию, формирование первоначального навыка перевоплощения через освоение образов животного и предметного мира;

5. формирование чувства пространства, навык логичного и последовательного действия;

6. освоение индивидуального пространства через развитие точности, грамотности и максимальной выразительности движений, снятие внутреннего зажима;

7. логика поведения «я в предлагаемых обстоятельствах».

 

Освоение творческой этики:

 

1. формирование потребности самому придумать, показать, быть понятым;

2. формирование навыка творческой мобилизации (бороться с дурными настроениями, способствовать созданию рабочей атмосферы, сознательно поддерживать на репетициях строжайшую дисциплину);

3. формирование умения работать с другими, доносить до них свой замысел;

4. осознание зависимости всех от одного и одного от всех, осознание себя, как необходимой части коллектива;

5. формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнения;

6. воспитание культуры восприятия замечаний членов коллектива и суждения о работе других, умения правильно оценивать критические замечания в свой адрес, преодолевать апатию в случае неудачи;

7. формирование бережного отношения и уважения к коллективу, его традициям, борьба с премьерством, духовной ленью; создание творческого ядра, объединяющего в себе группу единомышленников.

Общеэстетическое развитие:

1. воспитание интереса к театральному искусству;

2. знакомство с историей театра;

3. развитие художественного кругозора, знакомство с лучшими образцами мирового искусства (посещение выставок, концертов, просмотр видеоматериалов, знакомство с лучшими произведениями литературы и драматургии).

Ой год обучения

Освоение внешней и внутренней техники актера:

1. совершенствование своего психофизического аппарата комплексная тренировка элементов актерской техники, чередующая в различных комбинациях всю сумму накопленных знаний и умений;

2. первоначальный навык импровизации как необходимое условие правды общения на сцене;

3. формирование первоначального представления о средствах создания образа - характера сказочного героя;

4. выстраивание логики героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы или сценария; театрализованного представления; определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапах движения к конечной цели;

5. освоение специфики действия в образе – маске;

6. импровизация в маске, ее возможности, специфика подачи звука, жесты, костюм; музыка к образу;

7. формирование навыка исполнения роли от начала до конца в заданной логике поведения.

8. культивирование чувства удовлетворения от общения с партнером, зрительным залом, возможностью вести зрительный зал за собой.

Освоение творческой этики:

1. формирование навыка самостоятельного распределения обязанностей при подготовке спектакля, потребности принимать посильное участие во всех этапах подготовки спектакля, включая его оформление;

2. формирование умения работать в общую копилку;

3. формирование умения играть на репетициях в полный тон, не жалея себя; знания роли не только своей, но и партнера и готовность в любой момент помочь своему товарищу;

4. отход от развития стереотипа - потребности показать то, что до меня показывали другие.

 

Общеэстетическое развитие:

 

1. формирование первоначального представления об искусстве сценографии (истоки сценографии, разнообразие моделей сценического пространства, сценография и живопись – общее и особенное);

2. развитие художественного кругозора, знакомство с лучшими образцами мирового искусства (посещение выставок, концертов, просмотр видеоматериалов, знакомство с лучшими произведениями литературы и драматургии).

 

Ий год обучения

Освоение внешней и внутренней техники актера:

1. комплексная тренировка элементов актерской техники, чередующая в различных комбинациях всю сумму накопленных знаний и умений;

2. формирование устойчивого навыка работы в ансамбле;

3. формирование устойчивого навыка импровизации;

4. формирование представления о поэтапной работе над спектаклем, активное участие в разработке его замысла (стремление идти вместе с режиссером);

5. создание представление о творческой интерпретации – режиссер – главный толкователь пьесы;

6. формирование установки на открытость миру – каждый выход на сцену - исповедь сердца.

Освоение творческой этики:

 

1. создание творческого коллектива, способного к самоуправлению;

2. формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями;

3. воспитание активной жизненной позиции, умения отстаивать свои интересы;

4. навык жить в режиме работы над спектаклем, т.е. подчинить свои интересы интересам коллектива.

 

Общеэстетическое развитие:

1. развитие художественного кругозора, знакомство с лучшими образцами мирового искусства (посещение выставок, концертов, просмотр видеоматериалов, знакомство с лучшими произведениями литературы и драматургии)

2. представление о направлениях, жанрах и видах мирового драматического и эстрадного искусства: режиссерские искания, школы и направления К.С. Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова. Режиссура Г. Товстоногова, Ю. Любимова, А.Эфроса, М.Захарова, О. Ефремова. Публицистика на театральных подмостках Театр Б. Брехта. Пантомима. Цирковая и театральная клоунада.

Ый год обучения

Осуществление самостоятельного режиссерского опыта:

1. Умение привести в единство все компоненты сценического действа, создать целостный художественный образ спектакля или театрализованного представления.

2. Пройти самостоятельно весь путь от режиссерского замысла к воплощению.

 

Освоение творческой этики:

1. Формирование первоначального навыка работы режиссера с актерским коллективом.

2. Создание атмосферы сотворчества. Постижение на собственной практике взаимосвязи всех участников создания спектакля. Формирование режиссерского чутья и такта.

Общеэстетическое развитие:

1. Знакомство с работами  режиссеров-современников  на театральных площадках нашего города.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.529 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь