Воплощение замысла. Работа над режиссерскими этюдами.
Теория. Практическое прохождение пути от замысла к режиссерскому воплощению этюда. Помимо сверхзадачи, сквозного действия, логической цепи событий режиссеру на этом пути необходимы: характеристика героев, атмосфера, конкретная обстановка на сцене, то как она меняется; жанр, особенности языка, ритм и темп отдельных сцен, мизансцены, этюда; внешнее оформление этюда (декорации, свет); распределение ролей; музыка в этюде, описание отдельных сцен.
Практика. Календарный план создания этюда.
Режиссерский замысел эпизода театрализованного представления.
Теория. Эпизодом театрализованного представления может быть эстрадный номер (вокальный, танцевальный, синтез-номер, чтецкая работа, скетч, эстрадная миниатюра, пародия и т.д.) содержащий событие, подчиненный идее театрализованного представления, движущий его сквозное действие и отвечающий сверхзадаче. Участники эпизода – актеры – его авторы.
Практика. Эпизоды театрализованного представления.
Воплощение замысла. Работа над эпизодами.
Теория. Практическое прохождение пути от замысла к режиссерскому воплощению эпизода театрализованного представления по общей выбранной теме.
Практика. Эпизоды театрализованного представления.
Художественный образ спектакля и театрализованного представления. Режиссерский замысел театрализованного представления.
Теория. Художественный образ – форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве. Образное понимание идеи спектакля, его формула, единство смыслового (интеллектуального) плана пьесы - "идеи", и эмоционально-действенного стерженя - "сверхзадачи", и внешнего выразительного плана, как-то "сквозного действия", мизансценической и сценографической формы.
Практика. Общее и особенное в драме и сценарии театрализованного представления. Тема, идея, композиция как монтаж эпизодов театрализованного представления. Приемы монтажа. Документальность драматургии.
Воплощение замысла театрализованного представления.
Теория. Процесс творческого вызревания решения, спектакля понимание того что задумывалось и осознание того, что получилось.
Практика. Эпизоды театрализованного представления.
Работа над номерами, показами, концертная деятельность. Итоговое занятие.
Театрализованное представление. Проба самостоятельной режиссуры театрализованного представления, в основе которой – самостоятельные режиссерские эпизоды.
Итоговое занятие.
Методическое обеспечение программы
Й год обучения
Название темы
| Форма проведения занятий
| Методы проведения занятий
| Дидактические материалы, техническая оснащенность
| Форма подведения итогов
| Техника безопасности
| Устное изложение материала, беседа.
| Словесные
| Инструкция по технике безопасности
| Устный опрос
| Специфические особенности театрального искусства. Художественный образ.
| Устное изложение материала, беседа, демонстрация видеоматериала, посещение спектакля с последующим обсуждением.
| Словесные
Наглядные
| Видеоматериалы,
слайды, фотоматериалы, литература по теме
| Устный опрос
| Система Станиславского. Искусство представления, искусство «переживания». Этика К.С.Станиславского Основные элементы техники актера.
| Репетиция беседа, устное изложение материала.
| Словесные
| Литература по теме
| Устный опрос
| Законы Актерской психотехники.
Сценическое внимание. Воображение и фантазия.
| Репетиция,
эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг.
| Словесные Практичес-кие
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Сценическое действие «Если бы» и предлагаемые обстоятельства.
| Репетиция,
эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг.
| Словесные
Практичес-кие
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Мышечная свобода
| Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, исполнение педагогом, тренинг, мастер-класс.
| Наглядные
Словесные Практичес-кие
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Сценическая вера и сценическое оправдание
| Репетиция, исполнение педагогом, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг.
| Словесные Практические
|
| Педагогическое наблюдена
| Событие
| Репетиция,
эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг.
| Словесные Практичес-кие
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Отношение. Оценка факта
| Репетиция, исполнение педагогом, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг.
| Наглядные
Словесные Практичес-кие
| Литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Сценическое общение
| Репетиция
эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг.
| Словесные Практичес-кие
| Литература по теме
| Педагогичес-кое наблюдение
| Понятие
темпо-ритма
| Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала, тренинг, мастер-класс,
исполнение педагогом.
| Словесные Практичес-кие Наглядные
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Сценический этюд.
| Репетиция, эвристическая беседа, устное изложение материала,
исполнение педагогом
| Словесные
Наглядные
Практичес-кие
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Специфика эстрадного номера.
| Репетиция, беседа, устное изложение материала, демонстрация видеоматериалов
| Словесные
Наглядные Практичес-кие
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме, видеоматериалы
| Педагогическое наблюдение
| Краткая история театра от античности до наших дней
| Лекция, демонстрация слайдов, репродукций видеоматериалов.
| Наглядные
| Слайды, видеоматериалы, репродукции
| Устный опрос, тестирование
| Работа над номерами, творческими программами; концертная деятельность
| Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров.
| Наглядные
Частично-поисковые
| Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека.
| Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.
|
Ой год обучения
Название темы
| Форма проведения занятий
| Методы проведения занятий
| Дидактические материалы
| Форма подведения итогов
| Техника безопасности
| Устное изложение материала, беседа.
| Словесные
| Инструкция по технике безопасности
| Устный опрос
| Сценический этюд
| Устное изложение
материала, беседа, тренинг
| Словесные
Наглядные
Практические
| Видеоматериалы,
слайды, фото-материалы, литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Специфика эстрадного номера
| Устное изложение
материала, беседа.
демонстрация видеоматериала, посещение эстрадного концерта с последующим обсуждением, репетиция, творческая встреча
| Словесные
Наглядные
Практические
| Видеоматериалы,
слайды, фотоматериалы литература по теме
| Педагогическое наблюдение,
Показ
| Основные законы словесного действия. Подтекст. Видение. Эстрадный монолог.
| Устное изложение
материала, беседа,
тренинг.
| Словесные
Практические
| Литература по теме
| Педагогическое наблюдение,
показ
| Понятие о мизансцене
| Устное изложение
материала, беседа,
тренинг, просмотр видео, фотоматериалов и репродукций
| Словесные
Практические
Наглядные
| Видеоматериалы,
Репродукции,
фотоматериалы литература по теме.
| Педагогическое наблюдение
| Понятие о сценической атмосфере.
| Устное изложение
материала, беседа,
тренинг, просмотр спектакля с последующим обсуждением.
| Словесные
Практические
Наглядные
| Литература по теме, музыкальная, шумовая фонотека.
| Педагогическое наблюдение
| Характер и характерность.
| Устное изложение
материала, беседа,
тренинг, просмотр спектакля с последующим обсуждением.
| Словесные
Практические
Наглядные
| Литература по теме, грим костюм, реквизит.
| Педагогическое наблюдение
| Перевоплощение.
| Устное изложение
материала, беседа,
тренинг.
| Словесные
Практические
Наглядные
| Грим костюм, реквизит, фотоматериалы, литература по теме.
| Педагогическое наблюдение
| Действенный анализ пьесы и роли. Событийный ряд.
| Устное изложение
материала, беседа,
этюдный метод работы.
| Словесные
Практические
| Литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Сцена 20 века
| Устное изложение материала, беседа
| Словесные
| Литература по теме
| Устный опрос,
педагогическое наблюдение
| Работа над номерами, театрализованным представлением или спектаклем.
Концертная деятельность
| Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров.
| Наглядные
Частично-поисковые
| Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека.
| Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.
|
Й год обучения
Название темы
| Форма проведения занятий
| Методы проведения занятий
| Дидактические материалы
| Форма подведения итогов
| Техника безопасности
| Устное изложение материала, беседа, репетиция
| Словесные
| Инструкция по технике безопасности
| Устный опрос
| Метод действенного анализа. Метод простых физических действий.
| Устное изложение материала, беседа,
репетиция
| Словесные
Практические
| Литература по теме, пьеса.
| Педагогическое наблюдение
| Сценические проблемы жанра.
| Устное изложение материала, беседа, репетиция
| Словесные
Практические
| Литература по теме, пьеса.
| Педагогическое наблюдение
| Выразительные средства спектакля
| Устное изложение материала, беседа, репетиция.
| Словесные
Практические
| Литература по теме, музыкальные и шумовые фонограммы
| Педагогическое наблюдение
| Атмосфера спектакля
| Устное изложение материала, беседа, репетиция, тренинг, мастер- класс
| Словесные
Практические
| Литература по теме, музыкальные и шумовые фонограммы
| Педагогическое наблюдение
| Замысел спектакля и театрализованного представления. Этика соавторства.
| Устное изложение материала, беседа,
Репетиция.
| Словесные
Практические
| Литература по теме, пьеса
| Педагогическое наблюдение, устный опрос
| Творческое наследие выдающихся режиссеров прошлого и современности
| Устное изложение материала, беседа, просмотр видеоматериалов, посещение спектакля с последующим анализом.
| Наглядные
Словесные
| Видеоматериалы,
литература по теме
| Устный опрос
| Работа над номерами, театрализованным представлением или спектаклем.
Концертная деятельность.
| Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров.
| Наглядные
Частично-поисковые
| Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека.
| Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.
|
Й год обучения
Название темы
| Форма проведения занятий
| Методы проведения занятий
| Дидактические материалы, техническая оснащенность
| Форма подведения итогов
| Техника безопасности
| Устное изложение материала, беседа.
| Словесные
| Инструкция по технике безопасности
| Устный опрос
| Экскурс в режиссуру
| Устное изложение материала, беседа, просмотр фото, видеоматериалов, документов.
| Словесные
Наглядные
| Видеоматериалы,
слайды, фотоматериалы литература по теме
| Устный опрос
| Режиссерский замысел этюда
| Устное изложение материала, беседа, репетиция
| Словесные
| Литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Воплощение замысла. Работа над режиссерскими этюдами
| Устное изложение материала, беседа, репетиция
| Словесные Практические
| Музыкальная, шумовая фонотека,
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Режиссерский замысел эпизода Театрализованного представления
| Устное изложение материала, беседа, репетиция
| Словесные
Практические
| Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Воплощение замысла
Работа над эпизодами
| Устное изложение материала, беседа, репетиция
| Наглядные
Словесные Практические
| Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Художественный образ спектакля и театрализованного представления.
Режиссерский замысел театрализованного представления
| Устное изложение материала, беседа, демонстрация видеоматериалов, репетиция
| Словесные Практические
| Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Воплощение замысла театрализованного представления
| Репетиция
| Словесные Практические
| Музыкальная, шумовая фонотека, видеотека
литература по теме
| Педагогическое наблюдение
| Работа над номерами, показами, концертная деятельность.
| Демонстрация видеоматериалов, выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров
| Наглядные
Частично-поисковые
| Видеоматериалы, музыкальная, шумовая фонотека.
| Педагогическое наблюдение, оценка жюри и зрителей.
|
Методы проведения занятий:
Программа предполагает использование следующих методов при проведении занятий:
Наглядные методы:
-посещение театров, эстрадных и цирковых представлений, шоу программ;
-демонстрация и анализ видеоматериалов по вопросам театрального искусства;
-показ, исполнение педагогом.
Практические методы:
-тренинги,
-мастер-классы;
-репетиции.
Словесные методы:
-эвристические беседы;
-устное изложение нового материала, подсказ
Репродуктивные:
-открытые занятия;
-концерты;
-показы;
-участие в фестивалях и конкурсах;
Частично-поисковые:
-выбор материала и средств выразительности для создания авторских номеров и творческих проектов.
Каждое занятие включает в себя неразрывно связанные теоретические и практические моменты. Тематическая последовательность занятий, а так же последовательность выполнения упражнений имеет внутреннюю логику, подчиненную целям и задачам программы и предполагает движение от простого к сложному. На всех этапах реализации программы воспитанники и педагог являются сотворцами, соавторами.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Сценическая площадка.
2. Жесткие декорации сцены: кубы, станки, пандусы, ширмы.
3. Одежда сцены: кулисы, занавес, задник, театральный тюль, театральные половики.
4. Приборы сценического света: театральные фонари, софиты, прожектора, «пистолет», стробоскоп, лампа ПРК, светомузыкальные установки.
5. Звуковоспроизводящая, звукоусиливающая, звукозаписывающая аппаратура (CD-проигрыватель, аудио магнитофон, усилители, микшер, колонки, микрофоны, в т.ч. радио микрофоны; комплектующие: компьютер со звуковыми программами; видеоаппаратура (видео камера, видео проектор)
6. Носители аудио, CD, MD, видеоинформации.
7. Костюмерный фонд, бутафория и реквизит.
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Азы актерского мастерства /сост. канд. иск. Ганелин Е.Р. - СПб.: Речь, 2002.- 240 с.
2. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. – СПб.: Чистый лист, 2004. – 319 с.
3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М.: Искусство, 1967. – 185 с.
4. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1969. - 305с.
5. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М: Просвещение, 1976. – 510 с.
6. Малочевская И.Б. Режиссерская школа Товстоногова. - СПб.: Речь, 2003.-157с.
7. Михайлова А. Сценография: Теория и опыт. – М.: Вагриус 1990. – 297 с.
8. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М.: Просвещение, 1981. 239 с.
9. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XX века. - Л.: Искусство, 1984. – 320 с.
10. Новицкая Л. Тренинг и муштра. - М.: Просвещение, 1969. -170 с.
11. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М.: Просвещение, 1984.- 193 с.
12. Петрова А. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.
13. Станиславский К.С. //Полное собрание сочинений в 8-томах. - М.: 1988.
14. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв. ред. В.Н. Галендеев – СПб.: СПбГАТИ, 2005. – 135 с.
15. Чехов М.А. Об искусстве актера. - М.: Вагриус, 1986. – 138 с.
16. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М.: Просвещение, 1975. – 230 с.
17. Журнал «Дополнительное образование» - № 1,2. - 2005.
18. Журнал «Дополнительное образование» - № 12. – 2004.
19. Журнал «Пед. Диагностика» - № 4. – 2005.
20. Дополнительная образовательная программа «Космос театра».
Список литературы для обучающихся:
1. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра.. – М.: Олма – пресс Гранд, 2002. – 224 с.
2. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1969. – 305с.
3. Калистов Д.П. Античный театр. – Л.: Искусство, 1976. - 176 с.
4. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М.: Просвещение, 1984.- 193 с.
5. Петрова А. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.
6. Станиславский К.С. //Полное собрание сочинений в 8-томах. - М.: 1988.
7. Смолина К.А. 100 великих театров мира. – М.: Вече, 2001. – 480 с.
Приложение 1.
|