Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Января 1937 г.



Декабря 1936 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич,

Ваша брань по нашему адресу вполне заслужена, и оправдываться можно только тем, что интересного не было ничего.

После Вашего отъезда был концерт 8 декабря1, о котором Лина Ивановна Вам, верно, рассказала. Как увертюра Ваша, так и симфония моя прошли весьма посредственно из-за волнений Сенкара, у которого заболел 1-й трубач, и другой играл без репетиции. Зато 9-го, случайно, вместо выпавшего концерта Глазунова, Сенкар неожиданно повторил Вашу увертюру и сделал ее превосходно. Я был очень удовлетворен. Наиболее «грандиозное» событие за это время было двукратное священнодействие Гаука над симфонией Желобинского2 — сочинением весьма посредственным, но написанным с маниакальными претензиями на величие и монументальность: 6 частей (одна другой хуже), огромный оркестр (играющий без передышки tutti) и орган (которого я двукратно так и не услыхал!). Плохой материал, плохая форма, хаос в

<стр. 451>

течении мыслей и совсем бесперспективная и не интересная оркестровка. Были еще два концерта из советской музыки, но вовсе не интересных, хотя увертюра Шебалина на марийские темы3 могла бы выделиться, если бы не головановские галопы. [...]

Корректур романсов Ваших мне еще не давали4. Последние дни я ни с того ни с сего опять загриппил и чувствую себя омерзительно три дня уже сижу дома; надеялся хоть поработать, но в голову идет такая плоскость, что не хочется даже бумагу пачкать. Пробавляюсь чужой музыкой и к ужасу своему обнаружил отсутствие «Мыслей» и «Пейзажа». [...] Если не пожадничаете, пришлите еще! Еще у меня пропал 7-й квартет Глазунова.

Мое письмо явно опоздает к Новому году, но все же я Вас горячо поздравляю и Лину Ивановну тоже.

Сердечный привет. От Валентины — также.

Ваш Н. Мясковский

29/XII 36. Москва

С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Января 1937 г.

12 янв. 1937

Дорогой Ник[олай] Як[овлевич].

Потрепало нас порядочно, но сейчас мы вышли из плохой полосы, скользим как по озеру и приближаемся к Нью-Йорку1, где я и опущу это письмо.

Перед отъездом из Парижа, откуда я уехал 6-го, забежал на минутку на репетицию Сенкара и слышал, как читали Вашу симфонию. Она очень выигрывает от повторного слушания, и я испытал настоящее удовольствие от слышанных кусочков, которые, кстати, и звучали отлично. Некоторое ворчание души вызвали чайковидные контрапункты в III части; всякий воспитанный человек должен бы воздержаться от таких приемов. Оркестр читал бойко, точно это третья репетиция, и даже находил описки в голосах. Я поручил собрать всю прессу, которая появится после исполнения, и позднее доставлю ее Вам.

В середине февраля в Париже наклевывается концерт, для которого хотели первое исполнение чего-нибудь Вашего3. Я ломал себе голову что,— и предложил «Лирическое концертино». Думаю, что не очень ошибся, главное же, у меня был материал, а это сразу делало исполнение реальным.

Несмотря на пароходную трепку, я все-таки покорректировал партитуру скрипичного концерта. А попали ли к Вам Пушкины?4 И, может, при случае Вы спросите у Наумыча, гравируют ли они забранные у меня вещи, а то я не удивлюсь, что, вернувшись, я встречу ласковую улыбку со словами: «а вот, С[ергей] С[ергеевич], собираемся и за Ваши вещи приняться».

<стр. 452>

Я буду в Америке до 10 февраля, и мой адрес: S. Prokofieff, с/о Haensel & Jones, 113 West 57 St., New York, N.Y., U.S.A.

А с 15 февраля в Париже, на Dr. Roux. В Москву собираюсь к концу февраля. При случае подгоните, пожалуйста, Ярошевского со 2-й сюитой «Ромео».

Крепко обнимаю Вас.

Ваш С. Пркфв

Благодарю Вас за письмо от 29-го, расхищенные музыки постараюсь восстановить.

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Января 1937 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич, к сожалению, не успеваю написать Вам В Америку, но в Париже мое письмо Вас встретит. У нас, в сущности, за время Вашего отсутствия ничего интересного не было; все эти симфонии Желобинского, декада Грузинской музыки — все это явления довольно посредственные; приезжавший Ансерме тоже ничего не привез 1. Пробавляемся Бетховеном в чудовищных порциях, так что на этом фоне вчерашний концерт Гаука2 (и то в Доме ученых) произвел впечатление небесной манны, хотя главным номером стоял нелюбимый Вами Глазунов (6-я симфония); зато оркестр превосходно сыграл Вашу Классическую. [...] Все музыканты прямо таяли от удовольствия.

Ваши страхи за Музгиз необоснованы. Уже вышли детские пьесы (и хорошо); я сделал корректуру романсов (причем позволил себе наглость— кое-что изменил, по-моему, описку Вашу); к приезду Вашему сборник, верно, уж выйдет3; 3-й концерт, кажется, уже почти готов; скрипичный концерт тоже сдан в работу, Юровский волнуется с «Ромео», хочет в апреле сдать в гравировку4; я его успокоил, что все готово. Между прочим, мне кажется, что Гаук лучше справится с 2-й сюитой «Ромео»5, нежели Голованов [...], если бы Вы могли слышать, что он тут проделывал со Скрябиным! С самого приезда Сенкара из-за границы я его ни разу не видел, хотя он успел опять дважды сыграть 16-ю симфонию6. Я был простужен и уже не был ни на одном исполнении, но говорил с Сенкаром по телефону. Он очень доволен своими парижскими похождениями и говорит, что имел большой успех и в симфонии, и в Вашей увертюре7. В последнем я был уверен. Я неожиданно получил восторженное письмо из Парижа от А. Чеснокова8. Это для меня, конечно, сильно умеряет ценность этих восторгов, но он, между прочим, замечает, что исполнение, с его точки зрения (как он разбирается в этом, не могу судить), было не на высоте. Поскольку и здесь все последние исполнения были не на очень большой высоте (по свидетель-

<стр. 453>

ству приятелей), то приходится отнести их за счет нашего общего маэстро.

Меня страшно интересует, удастся ли Вам в промежутках между собственными концертами услышать какую-нибудь яркую новинку в Америке, или хотя бы симфонию Рахманинова. Быть может, она выйдет в издании в клавире?

Я, правда, не теряю надежды, что Вы мне успели черкнуть из Америки. Насчет рекомендации Вами «Лирического концертино» для Парижа: почему бы не предложить сыграть 13-ю симфонию? «Концерт но» игралось Дезормьером, а 13-я никем, между тем, партитуру и материал можно получить из Univ[ersal] Edit[ion] за недорогую цену, так как она им не принадлежит, а только лежит на комиссии.

Я напишу Дзимитровскому, чтобы в случае, если обратятся, не делали бы фокусов. Ваши денежные дела здесь висят будто бы на волоске. В. А. Бурцева чего-то волнуется, хотя уже неделю мне не звонит. Еще есть 400 рублей, но у нее будто бы куча счетов; я, к сожалению, с ней сам не говорил, но мог бы успокоить, ибо мне никакого не будет затруднения дать сколько угодно из своих денег. Ну, да надеюсь, что она перестанет устраивать панику. Видел Мейерхольда — он утверждает, что «Борису»9 ничто не угрожает, но раньше пойдет что-то другое.

Мои дела ни шатки, ни валки. То и дело гриппую (говорят, — видел у Мейерх[ольда] —за границей есть чудодейственное средство,— какие-то вливания в нос,— продается ампулами в голубоватых коробках — привезите!), но зато в это время кое-что записываю. Стенографически наметил уже 3 части симфонии в gis-moll!10 Но буду ли завершать, не знаю: что-то не нравится.

Пока приветствую. Обнимаю.

Ваш Н. Мясковский

31/I 37. Москва


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь