Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Февраля 1943 г., Алма-Ата. H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ
Февраля 1943 г., Алма-Ата Алма-Ата, 27 фев. 1943
Дорогой Nicolas-Jacob. Вот уже 3-я неделя, как мы в «Отце яблок», пытаясь вновь приноровиться к его климатическим придурям1. Впрочем, бывают и улыбки, а именно от полудня до трех, когда солнышко греет, журчат ручьи и пахнет весною, словом, в те моменты, когда Вы нам завидуете. Но солнце юркнет за облака, воздух сразу станет резким и начнутся всякие выходки природы. В смысле работы я пока сделал меньше, чем рассчитывал, так как вмешалось выключение электричества, и по вечерам я вынужден был закрыть мою лавочку, завидуя тем, у которых сняты электрические лимиты. Не помню, успел ли я Вам сказать, что незадолго до отъезда из Москвы меня все-таки уговорили перекроить финал «Войны и мира», сделав его, как это полагается, более апофеозным. Я сначала упирался, но потом мне пришла в голову мысль написать хор, поющий быстро на фоне банды, излагающей уже известный раньше материал, но в новом качестве; а затем хор начинает петь широко, банда продолжает свое, а быстрое движение переходит от хора в оркестр, играющий без медных. В общем, вся эта затея как будто вышла, хотя и удлинила финал минуты на 2, на 3. В остальном мы живем здесь тихо и приятно, но (или, если хотите, и) вдалеке от музыки и музыкантов: самый крупный, с которым мне приходится встречаться, это Крюков (H. H.), a самая яркая новинка — «Суворов»2, на которую никак не могу заставить себя пойти. Так что будьте благотворителем и напишите, что творится в музыкальном мире. Крепко обнимаю Вас, целую обе ручки сестрице. Мирочка шлет привет Вам обоим.
Ваш С. Пркфв <стр. 465>
H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ Марта 1943 г., Москва Дорогой Сергей Сергеевич. Посылаю телеграмму Гаука. Еще раз поздравляю адски горячо. Самое главное — пробита брешь в заговоре молчания и незамечания. В остальном есть небольшая наша вина: мы упустили Рихтера (он где-то в далекой поездке) и для высокого начальства Вашу сонату играл Вальтер!1 Это, наверно, было типичное «не то». Обнимаю Вас. Скоро напишу письмо в ответ на Ваше с разными сообщениями о московской музыкальной жизни, которая пока, впрочем, довольно жалка. 21-го бетховенцы немного наспех сыграли 8-й квартет2, который произвел некоторое впечатление. Та часть, которая не нравилась Вам (Adagio), несмотря на «крайнюю выразительность», не понравилась и мне самому; оказывается, я в ней не узнал самого себя. Это довольно красиво, но «не мое». Сердечный привет Мире Александровне. Зачем Вы выбросили в Московской картине «В[ойны] и мира» песенки французов? Это для «оперы» очень было необходимое пятно. Я ругаюсь с Шлифштейном по этому поводу3. Ваш Н. Мясковский Обнимаю Вас. 23/1II 1943 Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ Марта 1943 г., Москва 24 марта 1943 г.
Дорогой Сергей Сергеевич, сегодня отправил Вам заказное письмо с поздравительной телеграммой от Гаука, который, видно, вообразил, что Вы в Москве. Я очень рад, что дело с премиями кончилось в какой-то мере благополучно: важно было растопить лед, кажется, он тронулся. Я не особенно доволен работой нашего Комитета, мы кое-что скомкали, и получилось так, что Вашу сонату пленум Комитета не слышал, иначе она имела бы другой резонанс, а в высоких инстанциях ее играл не Рихтер, а Вальтер [...]. Ну, да я доволен и тем, что есть. Славянский квартет Висс[ариона] Шебалина1, конечно, очень удачное (особенно для него) сочинение — колоритное, эмоциональное, но, в сущности, простоватое и много меньше Вашей сонаты. Здешняя музыкальная жизнь все еще как-то не наладилась, но ожидается кое-какое оживление. Приехал Госоркестр с Рахлиным во главе. Было уже два его концерт оба не слишком хорошие. 7-ю Шостаковича он играл недурно2, но не больше. Дальше пошел, конечно, Чайковский. [...].. Но планы строятся <стр. 466> объемные, быть может, что-нибудь в них и просочится хорошее. 31 марта Рахлин с Юдиной, кажется, играют Ваш 2-й концерт3. С апреля и ежемесячно Союз устраивает симфонические концерты, где будут играться новинки. В первом — 4-я симфония Желобинского4, во втором — 3-я симфония Голубева5 и отрывки из «Войны и мира» (?), в третьем — 3-я симфония Шебалина6, кроме того, разные мелочи. Меня собираются терзать 17-й симфонией (Кондрашин) 7, 6-й симфонией (Рахлин) и, быть может, 23-й (Кабардинской — тоже Рахлин). Пока это все, что я знаю. Кантата моя8, видимо, никого особенно не интересует, да и я ее не слишком подталкиваю. Так как мой 8-й квартет (исполнявшийся бетховенцами на днях) 9 очень понравился, то его собираются повторить в апреле вместе с Вашим 2-м 10. Последнее меня сильно интересует, так как до сих пор я его не слышал. Сейчас у меня с Шлифштейном назревает беседа по поводу «Войны и мира». Я смотрел «Бородинскую» сцену— мне все понравилось, но сокращать «Пьера» я бы не хотел. «Московская» сцена меня меньше удовлетворила. Вы так урезали Рамбаля и Бонэ, что они стали совсем лишние. Я считаю, что нельзя было выбрасывать песенок ихних, и буду с Шлифшт[ейном] из-за этого ссориться. Вообще, вся эта картина получилась какая-то пассант’ная *. Других переделанных картин еще не видел. Живем мы в Москве, в общем, по-прежнему (как при Вас), суетливо и как-то бесплодно: я до сих пор ничего не могу начать толком. Начну и сейчас же бросаю, так все получается плоско и неинтересно. Очень много времени истратил на заседания Сталинского комитета, а теперь Союз, Музгиз, Комитет искусств и консерватория берут уйму времени. Мечтаю, куда бы то ни было уехать. Приедете Вы на получение диплома?11 Очень бы хотелось повидаться. Сердечный привет от нас обоих Мире Александровне. Обнимаю Вас крепко.
Ваш Н. Мясковский |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы