Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ —В. Я. МЕНЬШИКОВОЙ и Н. Я. МЯСКОВСКОМУ



Апреля 1943 г., Алма-Ата

Дорогая Валентина Яковлевна и ее дорогой родственник!

Очень тронут Вашей совместной телеграммой и благодарю за нее. Дорогого родственника, кроме того, благодарю особо, потому что он, вероятно, работал в мою пользу, иначе почему бы дали за такую путаную вещь, тогда как за более простые и ясные не давали. А что такое (это уже вопрос к родственнику) за Славянский квартет Шебалина?

 

* проходная — от passant (франц.).

<стр. 467>

Точнее говоря, в каком отношении он стоит к любимому мною 3-му квартету и нелюбимому 4-му? 1 Среди других поздравительных телеграмм была и от Атовмяна, отправленная 21-го в 6 часов утра, из чего я понял, что в предшествующую ее отправке ночь Роню где-то пропивали. Я сейчас подбираю всякий казахский материал для одной довольно большой вещи2. Как там много интересного, целое нетронутое море! Ходил я на концерт оркестра казахских инструментов — звучит довольно занятно и приятно-фальшивовато как только взлетают во 2-ю октаву. Но о какой-нибудь обработке музыкального материала пока нет речи, все это в зачаточном состоянии.

А что случилось с переложениями симфоний Жакоба? Ламм в одном письмишке, между прочим, упомянул, что несколько переложении затерялось, и автор вынужден их восстанавливать. Что это за симфонии, и как они могли пропасть? И вообще, что этот Жакоб делает нового, интересного и приятного?

Целую Ваши ручки, дорогая Валентина Яковлевна, Вашу душистую бородку, дорогой Николай Яковлевич, и сажусь писать отдел мим-письмо Екат[ерине] Васильевне.

 

Обоих Ваш С. Пркфв

4 апр. 1943

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ —С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Апреля 1943 г., Москва

24 апреля 1943. Москва

Примите поздравление, запоздалое, с днем 52-х летия!!

Дорогой Сергей Сергеевич, получили совместно Ваше совместное письмо и были весьма обрадованы этим фактом, а то что-то мало о Вас последнее время слышали. Наша жизнь хотя и продолжает течь в привычно тихих формах, но кое в чем упрочнилась (продовольственно) и кое-как обновилась (начались симфонические концерты, которые идут как-то комками — штуки по четыре подряд). Из интересного по музыкальной части была парочка симфонических концертов и не более — камерных. Очень пошел в ход мой 8-й квартет (fis) 1, где, в особенности, всем нравится Adagio (Вам — как раз — меньше). Дирижер Кондрашин довольно мило сыграл 17-ю симфонию2, после чего я догадался сделать кое-какие полезные изменения. Вася Нечаев где-то журчит мою сонатину, но публично ее скрывает3. Очень здорово недавно прошел Ваш 2-й квартет4 и 7-я соната (опять — Рихтер). Квартет звучит просто чудовищно, даже «кошмарно» интересно. Мне все же продолжают больше нравиться две последние части. Масса совсем новых и чрезвычайно «уместных» эффектов. Не совсем меня по звучности удовлетво-

<стр. 468>

рило только одно место — последняя тема III части во время утробных упражнений виолончели и суета V[ioli]no II и V[io]la со своими протянутыми нотами, хотя и очень высоко, но не четко звучит; нельзя понять что у нее — тема или только педаль. В симфоническом концерте (19 апреля) Рахлин вполне прилично сыграл «1941 год»5, который прозвучал ярко и свежо (даже «баховское» место в IV части звучало интересно); несколько прозаично вышла только II часть — педальное мерцание скрипок в средине звучало как-то механично-размеренно. Но сочинение в целом мне показалось несколько скучноватым — можно было шире развернуться. Очень занимательно вышли трубы (as) в I части, только мало. В том же концерте игрались «Героические поэмы» Чемберджи и Иванова-Радкевича, причем обеими Вы бы остались недовольны, хотя и по разным причинам. Обе хорошо звучат, импозантно и иногда даже колоритно, но на обеих отпечаток какой-то ординарности и мелкости мысли. У Чемберджи более свежие мысли, но менее складная форма и пребанальные кадансы, у Ив[анова]-Радк[евича]—мысли весьма академичны и бесцветны, зато все слажено прочно, но также никому не нужно. Более интересно прозвучал даже Глиэр с тремя отрывками из новой оперы «Рашель», это хоть и совсем «общо» по материалу, но зато действительно здорово сделано, а кое в чем и интересно оркестровано. Такие «союзные» концерты у нас будут каждый месяц. В «Русском» концерте 28 апреля идет Ваш 2-й концерт с М. Юдиной6. Остальные концерты: Глинка (плохо), Чайковский, Рахманинов (очень плохо) и, конечно, Шостакович (7-я) 7. Вот пока и все. В театре мы не бывали. В. О. Массал[итинова], как всегда, надувает с билетами, но обещает после премьеры «Нашествия»8, где она играет няньку (и безумно злится на автора), свести нас на «Последние дни» («Пушкин»— Булгакова)9. В Союзе интересного пока ничего не было, хотя пишут массу музыки — симфоний, кантат и т. д.

29 апреля — пойдет квартет Ан[атолия] Александрова новый — тбилисский 10. Вас удивили результаты премий? Я думаю, будь в Москве Рихтер или Вы сами, результаты были бы иные. Вашу сонату в высотах играл почти с листа Вальтер! Могу себе представить, что это было. Славянский квартет Шебалина имеет № 5. Он значительно менее индивидуален, нежели и 3-й, и 4-й, но ловко и достаточно колоритно, а местами с изрядным драматизмом (II и IV части) сделан, хотя все 5 частей довольно коротенькие (что, быть может, и еще лучше?). Материал — разно-славянский: и русский, и украинский, и чешский, и польский, и югославский и т. д.

В Комитете по премиям он прошел на 2-ю, а Ваша соната на 1-ю. Выше—решили наоборот. Я абсолютно ни в чью пользу не работал, держал себя скромно и всецело разделял точку зрения своего министра изящных искусств11. Только не отказывался отвечать на прямые вопросы. Атовмян в своей телеграмме прав — действительно, «лед тронулся». Не забывайте, какой отклик имеют сейчас Ваши сочинения у наших союзников, сейчас и это имеет значение.

<стр. 469>

О переложениях моих симфоний я Вам говорил еще здесь. У меня куда-то затерялись и 13-я, и 21-я, — пришлось сделать вновь, потом и переделал 23-ю и сделал 17-ю12, которой вообще не было.

Нового пока вообще ничего не пишу, — ничего не идет в голову, между тем, на шее 3 договора: на квартет, симфонию и сонату для скрипки13. Когда справлюсь — ума не приложу! Между прочим, Шебалин, по-моему, никуда ехать не собирается.

Желаю Вам всего лучшего. Привет Мире Александровне.

 

Всем сердцем Ваш Н. Мясковский

От сестрицы привет — Вам обоим.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь