Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕНЫХ СМЫСЛОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАЦИЮ.



ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕНЫХ СМЫСЛОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАЦИЮ.

 


 

Содержание

 

Введение /выделение в тексте – то, что не проработано..

Глава 1. Теоретический анализ воздействия практики медитации на психофизическое состояние человека

1.1 Теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник

1.2 Анализ психофизиологических исследований медитации: научное обоснование медитации как средства достижения благоприятного психофизического состояния

1.3 Психологическое и психотерапевтическое воздействие практики медитации

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, практикующих медитацию

2.1 Программа исследования

2.2 Результаты исследования и их анализ

2.3 Выводы

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Человек живёт в трёх измерениях: соматическом, психическом и духовном. Духовное измерение не может быть игнорируемым, так как именно оно делает нас людьми, а врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, — В. Франкл назвал волей к смыслу. Это наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом существования. Следовательно, психология не может игнорировать духовную сторону человека, иначе это будет отрицанием одного из самых ценных его достоинств.

Утрата смысла собственного существования ведёт к состоянию так называемой экзистенциальной фрустрации, которая в определённых условиях может вести к неврозу или депрессии и суициду. Что интересно, подобные неврозы «экзистенциальной пустоты» составляют до 20% всех случаев неврозов [62 Франкл доктор и душа.].

В данной работе в качестве одного из  способов  достижения благоприятного психофизического и духовного состояний мы рассматриваем медитацию, а так же   оцениваем влияние медитативных техник на психологические свойства и состояния личности.



Актуальность исследования

В вопросах медитации мы отстаем от западного мира (не говоря уже про восточный мир) лет на 15. На Западе бум медитации начался еще во времена хиппи — в 60-70 года прошлого века. С тех пор она постепенно получила там общественное признание, став действительно массовым трендом.  Еще в 2003 году вышел номер журнала Таймз, посвященный научным исследованиям пользы медитации. Статья в Таймз начиналась так: «Ученые ее изучают. Доктора ее рекомендуют. Миллионы американцев занимаются ей каждый день. Почему? Потому что медитация работает! » Журналист Таймз далее пишет: «В наше время стало весьма трудно избежать медитации. Ей занимаются в школах, больницах, юр. фирмах, правительственных учреждениях, в офисах и тюрьмах. А в аэропортах уже оборудованы специальные комнаты для медитации наряду с комнатами для молитвы и интернет кафе»

Около 20-ти лет назад, когда у нас йога только-только начала выходить из подполья, на Западе и йога, и медитация уже давно были массовым увлечением и значительным социальным и культурным феноменом.
Научные исследования медитации и ее влияния на человека начали проводиться на Западе еще с 60 годов прошлого века, феномен все больше и больше привлекает к себе внимание ученых по всему миру.  На сегодня уже можно сказать, что данная тема весьма подробно изучена в научной литературе (это наверняка удивит и заинтересует многих, до настоящего момента уверенных в ненаучности данного метода), в частности, существует достаточно информации о нейрофизиологических исследованиях состояний медитации. Не смотря на это, на наш взгляд, существует потребность дополнительных сравнительных исследований личностной сферы и психологических особенностей людей, занимающихся медитацией, что и является целью этой работы.  

 У нас медитация относительно недавно только начала делать свои первые шаги. Одним словом, пока медитация еще не получила у нас заслуженного общественного признания и не сыскала должной поддержки со стороны науки, т.к. острый общественный запрос на подобные исследования пока не созрел. Поэтому, значение этой работы так же я вижу в том, чтобы способствовать демистификации медитации в нашем обществе, привлечь к ней внимание и сделать ее действительно понятной и доступной для широкого круга людей. Важно, что бы пришло понимание того, что методы медитации могут изменить разум, и при этом совсем не обязательно подходить к ним с позиции религии и эзотерики. Так же тема является актуальной для тех, кто интересуется возможностями человеческой психики и духовным ростом. Ю. Л. Каптен [24] определил духовность как умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций. Научиться этому непросто, но в наших силах.

Объект исследования – психологические аспекты практики медитации.

Предмет исследования – система жизненных смыслов и психологическое благополучие взрослых людей, практикующих медитацию.

Цель исследования – изучить систему жизненных смыслов и уровень психологического благополучия лиц, практикующих медитацию.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Подобрать батарею методик, адекватных теме исследования.

3. Провести исследование, направленное на выявление системы жизненных смыслов и изучение уровня психологического благополучия лиц, практикующих медитацию.

4. Проанализировать полученные данные.

Гипотезой исследования является предположение о том, что лицам, практикующим медитацию, присущи определённые психологические особенности. Мы предполагаем, что группа практикующих отличается по следующим психологическим параметрам:

1. Имеет более высокие показатели общего уровня психологического благополучия личности в соответствии с эвдемонистическим подходом, который включает в себя личностный рост ( т.н. самоактуализациия), автономию, положительные отношения с другими, цель в жизни ( чувство направленности и смысла), самопринятие, управление окружением.

2. Имеют выше уровень эмоционального благополучия и комфорта, уверенности в себе, оптимизма, не склонны к тревогам и более эффективно действуют в условиях стресса.

3. В группе практикующих  преобладают определенные категории ведущих жизненных смыслов. Предположительно, что это экзистенциальные, альтруистические, а так же смыслы самореализации.

Теоретической основой исследования стали работы таких авторов как Д. Голмен [10], Ю. Л. Каптен [24] – о практике медитации; Э. Дитрих [18] – о физиологических аспектах медитации; Дж. Гринберг [14] – о медитации как методе борьбы со стрессом, В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко [47, 48], Н.В. Абаев [1], Е. А. Торчинов [58, 59], С. А. Голошейкин [11-13], Т.М. Марютина [36], Н.Н. Любимов [60] – о современных исследованиях психофизиологического воздействия практики медитации на человека, А. Маслоу [37, 38], В. Франкл [63, 64] – о гуманистическом и экзистенциальном подходах к самоактуализации. Исследования Дьякова интернет ресурс.

Контингент исследования: общее количество испытуемых – 60 человек; из них 30 составили группу 1- практикующие медитацию. Половозрастной состав – женщины и  мужчины в возрасте от 28 до 64 лет. И 30 составили группу 2 - непракиткующие. Половозрастной состав – женщины и мужчины 25 - 60 лет, в каждой группе 14 мужчин и 16 женщин.

Респондентами первой группы являются взрослые люди регулярно практикующие медитацию Heartfulness (сердечность). Heartfulness – это некоммерческий проект, который представлен более чем в 130 странах мира, респонденты являются л   по древнему методу раджа-йоги волонтеры – инструкторы  В состав группы практикующих вошли участники проекта «Трансформация» (студия гармоничного развития), студенты классической философской школы «Новый Акрополь» г. Воронежа, а также другие практикующие, занимающиеся медитацией от 1, 5 до 10 лет.

В работе использовался следующий комплекс методов:

I. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация научных данных по теме исследования, имеющихся в психологической литературе и других информационных источниках.

II. Эмпирические методы – тестирование.

Использовались следующие методики:

1. Методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котляков […].

2. Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации

Н.Н. Лепешинского […].

3. Шкала субъективного благополучия, разработанная Perrudet-Badoх, Mendelssohn и Сhiche в адаптации В.М. Соколовой

Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Структура работы включает: введение, две главы (теоретического и эмпирического характера), заключение, список литературы и приложения.

 


 

Глава 1. Теоретический анализ воздействия практики медитации на психофизическое состояние человека

1.1 Теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник.



История медитации

Медитация как специальный метод познания высших философских истин и религиозных идей существовала с древнейших времен в культуре разных народов. Вопросы о смысле человеческого «Я», его свойствах, происхождении и предназначении естественно должны были возникнуть одновременно с приобретением человеком способности к абстрактному мышлению. Поэтому история становления и развития медитативных практик теряется в глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют данные о происхождении йоги. Так в одной из своих публичных лекций садху Свами Васвани сказал, что родиной Хатха-йоги является Лемурия (огромный древний материк-цивилизация, погибшая около 30—50 тыс. лет назад), Лайя-йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа-йога была внесена в Индию древними арийскими племенами-завоевателями. Поскольку медитация является единственным методом достижения Истины в Лайя- и Раджа-йоге, следовательно, период формирования медитативных практик можно отнести ко времени не позднее 10 тыс. лет до н. э. [24].

Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. [66]. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии. Наиболее глубокое развитие медитативные практики получили в буддизме и индуизме.

Медитация в буддизме

Хотя возникновение психологии относят к 19 веку и связывают с появлением первой психологической лаборатории Вундта, эта дата касается возникновения экспериментальной ветви психологии. Эмпирическое же изучение сознания практиковалось йогами начиная с 5-4 вв до н. э.

Буддисты в целях отвлечения от суеты этого бренного мира и страданий, вызванных привязанностью к нему, а также для дисциплинирования ума и концентрации внимания на трансцендентальных объектах разработали множество практик работы с сознанием и его измененными формами, а также ввели понятия, описывающие эти состояния.

 Буддизм предельно «практичен» и «прагматичен», он утверждает, что каждый человек в потенции способен перейти от состояния страдания к состоянию полной безмятежности, высшего покоя, глубокой мудрости, причем путем собственных волевых усилий и практических действий. [48, 47].

То, что ставили в качестве сверхзадачи отечественные психологи в начале революционного XX в., а именно формирование «нового человека», с иными целями, с большим успехом осуществляли буддийские учителя два с половиной тысячелетия назад. Так что основателем психологии как экспериментально-эмпирической науки о сознании можно считать Будду Шакьямуни, тем самым сдвинув сроки возникновения психологии на две с половиной тысячи лет назад, хотя, конечно, истоки медитативных практик уходят в еще более древнее прошлое. В отличие от академической психологии, где личность выступает вершиной психики, а «я» (эго) верховным правителем психических функций, буддийское мировоззрение полагает их иллюзией омраченного сознания. Рассуждения буддистов близки современному конструктивизму (Келли, Герген, Харре) [48, 47]. Сознание человека – это как работа ученого, который конструирует модели мира, себя, других людей.(конструктивистский подход Дж.Келли), связывая индивидуальный опыт, нанизывая на временную нить и интегрируя те события, свидетелем которых было сознание. Буддистская идея иллюзорности «я» производит огромный психотерапевтический эффект. В психоанализе эффект вытесненного в бессознательное травмирующего опыта снимается путем его осознания и переосмысления, т.о. снимается эффект единичной уникальности психологической травмы. Буддизм в концепции «аната» идет дальше психоанализа, снимая эффект страдания просто за отсутствием адресата. Осознание иллюзорности «я» снимает проблему личного страдания, замещая её состраданием ко всем существам. На место «Я» (Эго) буддизм ставит Единое Сущее (единство всех живых существ).    

В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный объект, или даже сам ум, процесс мышления. В зависимости от рода объекта мы можем подразделить медитации на «медитации с формой» и «медитации без формы». В первом случае медитирующий направляет сознание на работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.), во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты (понятия, идеи и т.д.).

Другие техники успокоения мыслей связаны с сужением сознания, фиксацией его не на понятийных формах, а на непосредственных ощущениях, поступающих от органов чувств. Например, практика многодневной фиксации внимания на ходьбе, включающая непрерывное осознание каждого движения, или концентрация внимания на процессе вдоха и выдоха ведет к сужению сознания, а затем к переходу к его измененным формам [49]. В соответствии с природой объекта сосредоточения Дж. С. Эверли и Р. Розенфельд [66] выделяют четыре вида медитации:

1. Повторение в уме. В этом случае объектом для сосредоточения является какой–либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является «мантра». Мантра — это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, про себя или вслух. В эту категорию попадает и пение. Повторение молитвы также можно рассматривать как вид мантры.

2. Повторение физического действия. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком–либо физическом действии.

3. Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются «коаны» в дзен. В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача.

4. Зрительная концентрация. Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что–то другое. В восточных культурах для зрительной концентрации часто используются мандалы – геометрические фигуры и формы, важные с духовной и философской точек зрения.

Хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, раздражителях, которые действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из головы [66].

Физиологическое воздействие

Физиологические эффекты медитации были обнаружены в процессе изучения индийских йогов и мастеров дзэн. В 1946 году Тереза Броссе обнаружила, что индийские йоги могут контролировать биение своего сердца. Другое исследование показало, что индийские йоги могут замедлять дыхание (до шести вдохов в минуту), на 70 % снижать электрическую активность своей кожи (показатель кожно-гальванической реакции), а мозг начинает вырабатывать преимущественно альфа-волны. Частота сердечных сокращений уменьшается на двадцать четыре удара в минуту в отличие от нормы. Последующие изучения йогов и мастеров дзэн подтвердили полученные результаты [14].

В более поздних исследованиях была предпринята попытка проверить обнаруженные ранее физиологические эффекты медитации. Дж. Эллисон сравнил ритм дыхания медитирующего человека с ритмом дыхания смотрящего телевизор и читающего книгу. В процессе медитации дыхание замедлялось с двенадцати с половиной вдохов в минуту до семи. При просмотре фильмов о несчастных случаях сердцебиение людей, практикующих медитацию, приходило в норму быстрее, чем у тех, кто не занимается медитацией. Замедление дыхания в процессе медитации было обнаружено и подтверждено во всех исследованиях на эту тему.

Кожно-гальваническая реакция — способность кожи вырабатывать электрический заряд — у практикующих медитацию отличается от реакции тех, кто ею не занимается. Чем слабее электрический заряд, тем меньшему стрессу подвергается человек. Эти открытия привели ученых к следующему выводу: люди, практикующие медитацию, лучше справляются со стрессом, а их автономная нервная система более стабильная [14].

Группа ученых выявила эффект глубокого расслабления мышц во время медитации. В эксперименте Л. Д. Цайковского и исследовании Р.А.Фи было показано, что степень мышечного напряжения у медитирующих людей гораздо ниже, чем у контрольной группы, не практикующих медитацию. При прогрессивной релаксации Джекобсона и аутотренинге мышечная релаксация является непосредственной целью (посредством внушения), а при медитации достигается автоматически. Поэтому нередко эти методики объединяются понятием «техники расслабления», что, однако, является поверхностным термином, так как по другим признакам эти техники имеют существенные отличия [18].

Согласно представлениям зарубежных и немногочисленных отечественных исследователей, регулярная практика медитации приводит к формированию нового характера физиологического функционирования и вне непосредственного процесса медитации. Исследования лаборатории психофизиологии ИФ СО РАМН [3, 4] подтверждают эту точку зрения. Физиологические же показатели указывают на меньшую «фоновую загрузку» коры головного мозга и меньшую фоновую активированность симпатической нервной системы, что дает хороший ресурс реагирования при появлении на то необходимости. Показатели вариативности сердечного ритма указывают на наличие большего функционального резерва сердца. Возможно, что физиологически действие медитации связано с понижением уровня возбуждения и увеличением синхронизации полушарий мозга [50]. Физиологическую оценку эффекта от медитации даёт Э. Дитрих в труде «Физиологические аспекты йоги» [18].

В 2002 году Исследовательский центр естественной терапии при Королевской клинике для женщин в Сиднее провел исследования эффективности сахаджа медитации для людей с астмой средней и тяжелой степени, у которых все еще оставались выраженные симптомы. Группа продемонстрировала значительные улучшения в ключевых показателях эмоционального здоровья и качества жизни. Что наиболее важно - медитационный подход произвел значительные изменения в гиперреактивности дыхательных путей, что говорит о том, что этот метод действительно может оказывать воздействие на патофизиологические процессы [35].

Метод электроэнцефалографии в исследовании практикующих медитацию (ЭЭГ)

ЭЭГ, которую впервые в 1929 году зарегистрировал у человека Ханс Бергер (немецкий физиолог и психиатр), будучи легко доступным сигналом, оказалась с тех пор в центре исследований деятельности мозга.

С помощью ЭЭГ измеряется активность мозга и во время медитации.В большинстве медитативных практик ЭЭГ замедляется и альфа-волны возрастают как по количеству, так и по амплитуде. У более продвинутых практиков может иметь место большее замедление и появление тета-волн. Это согласуется с состоянием глубокой релаксации. Волны мозга не только замедляются, но и показывают увеличение синхронизации или когерентности между различными областями коры головного мозга. Исследователи полагают, что это создает основу для повышения креативности и психологического роста.

В результате подробного исследования электрической активности мозга в процессе трансцендентальной медитации Т. М. Марютиной [36] выявлена следующая последовательность событий:

1. В начале медитации возрастает амплитуда альфа-ритма, на этом фоне нередко возникает депрессия альфа-ритма.

2. По мере углубления состояния возникают тета-разряды, часто перемежающиеся с альфа, особенно у индивидов с ярким медитативным опытом.

3. В глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды 20-40 Гц.

4. В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм.

В 1963 докторами Акирой Каcаматсу и Томайо Хираи из факультета нейро-психиатрии, Токийского Университета был опубликован уникальный отчёт по исследованию эффекта дзэн-медитации. Он включал результаты десятилетнего исследования электроэнцефалограмм мозга практиков дзэн-медитации. Интересно, что полученная электроэнцефалограмма отличается от тех, которые характеризуют состояния сна, бодрствующего сознания и гипнотического транса. Он не характерен для людей, которые не имели медитативного опыта [43].

Исследования медитации с помощью электроэнцефалографии проводились и в отношении межполушарной асимметрии, что привело к появлению т.н. «правополушарной теории медитации». Согласно этой теории, процесс медитации изменяет состояния сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминантным (левым) полушарием, открывая большие возможности для правополушарных функций. Так, было показано, что начальная стадия медитации связана с большей дезактивацией левого полушария, чем правого, что предположительно связано с тем, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслительные функции и чувство времени, присущие левому полушарию, а взамен начинает доминировать правое полушарие, ответственное за целостное восприятие окружающего, находящееся за пределами языка и логики [36].

Обычный человек с закрытыми глазами генерирует альфа-волны, которые отображаются электроэнцефалограммой.  Подавление реакции блокады α -ритма у медитирующих йогов означает, что самые различные, а иногда сильнодействующие раздражения не влекут за собой какой-либо кортикальной реакции в противоположность корковым ответам на раздражения у тех же лиц до медитации или у контрольных лиц.

Такое функциональное прерывание афферентных связей, по-видимому, является характерной особенностью именно концентрирующей медитации (по Naranjo [18]), т.е. отключения от внешнего мира.

 

Психологическое воздействие

 Медитация – способ налаживания диалога между сознанием и подсознанием. Во время медитации содержание подсознания «всплывает», проявляет себя в сознании. Медитативная практика способствует развитию интуиции, пробуждает ее, что может стать важным ресурсом в повседневной жизни, особенно при решении творческих, нестандартных задач.

Повышение способности восприятия дает возможность рассмотреть собственные психологические процессы и привычки. Одно из первых прозрений состоит в обнаружении того, насколько обычное состояние нашего ума бесконтрольно, бессознательно, и наполнено фантазиями.

 

 Интересно изучение (на основе теста Роршаха) восприятия людей, практикующих буддийскую медитацию, — от начинающих до просветлённых мастеров.   Начинающие демонстрируют обычные реакции, в то время как испытуемые, обладающие большой степенью концентрации, видят на картах Роршаха не обычные образы животных и людей, а только светлые и темные узоры. Тот факт, что их ум менее склонен к преобразованию этих структур в организованные образы, соответствует утверждению, что концентрация фокусирует ум и уменьшает число ассоциаций.

Отчеты мастеров представляют неподдельный интерес, и вот почему. Во-первых, они рассматривали не только образы, но и само чернильное пятно как проекцию ума. Во-вторых, не проявляли никаких признаков инстинктивных конфликтов, будучи, по-видимому, свободными от конфликтов психологических, считаемых неотъемлемой частью человеческого опыта. Это соответствует классическому утверждению, что на высшей стадии медитации психологическое страдание может быть значительно ослаблено. Третья и четвертая особенности состояли в том, что мастера медитации организовывали свои реакции на все десять карт в последовательное развитие одной темы: учение о природе человеческого страдания и о возможностях его облегчения. Другими словами, они превратили тесты Роршаха в обучение для исследователей [50].

У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического и физического здоровья и саморегуляции.

В 2003 в институте физиологии СО РАМН были проведены системные психофизиологические исследования психоэмоционального состояния у практикующих Сахаджа йога медитацию с использованием методики ЭЭГ (электроэнцефалография – метод исследования функциональной активности мозга). По этой теме С.А. Голошейкиным [11-13] защищена диссертация «Психофизиологический анализ особенностей эмоциональной реактивности у лиц, практикующих медитацию». Работа посвящена актуальной проблеме изучения влияния регулярной практики медитации на возникновение устойчивых функциональных изменений в психоэмоциональном пространстве у человека. В результате было показано, что по сравнению с контрольными испытуемыми медитаторы характеризуются более высокой психоэмоциональной стабильностью, что находит свое отражение в более низких уровнях тревожности и нейротизма, расширенном спектре положительных эмоциональных переживаний, более быстром восстановлении после стрессирующих воздействий, а также лучшими способностями к идентификации и выражению эмоций [12].

Нейрофизиологические исследования О. Коёкиной [34] влияния трансцендентальной медитации на состояние сознания и активность мозга показывает, что постепенное развитие изменений в зависимости от продолжительности опыта и объёма практики сопровождается возникновением в активности мозга признаков, характерных для творческой деятельности и развития личности.

Исследования показывают, что людям, продолжительное время и с успехом практикующим медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности [65].

Терапевтическое действие

Исследования показывают, что медитативные техники эффективны при лечении различных психологических нарушений, таких как тревожные состояния и невроз тревоги, фобии, посттравматические стрессы, бессонница, депрессия, пищевые расстройства, наркомания и алкоголизм.

При исследовании клинических показаний доказано, что медитация предотвращает перенапряжение, устраняет болевые ощущения, снижает уровень кортизола. Медитация используется для избавления от мышечного напряжения, тревожности, злоупотребления наркотиками. В результате медитации снижается артериальное давление, ритм дыхания и сердцебиения, электрическая активность кожи, усиливается приток крови к рукам и ногам[14].

В комплексном обзоре психологических эффектов медитации Шапиро и Жибер приводят примеры исследований, в которых обнаружено, что медитация снижает тягу к употреблению наркотиков, силу страхов и фобий [14].

Эксперимент института физиологии СО РАМН показал, что как и у всех нормальных людей, у медитаторов можно вызвать состояние эмоционального стресса. Однако, медитаторы, как оказалось, имеют дополнительные физиологические механизмы контроля, позволяющие им уменьшить разрушительное воздействие стресса на состояние психического и физического здоровья. Практическую ценность этого, пожалуй, нет нужды объяснять. Таким образом, регулярная практика медитации приводят к усилению психоэмоциональной стабильности, что находит свое отражение на состоянии субъективного эмоционального пространства, а так же характере функционирования центральной и вегетативной нервных систем [4, 12].

В статье «Психологические аспекты медитации» В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко описывают и проводят анализ общности ряда буддийских медитативных практик и современных психотерапевтических методик [48].

В самой Индии медитативные упражнения йоги успешно применяются в психиатрической практике, есть случаи излечения тяжелобольных людей [24].

Эффект дза-дзэн был использован в Японии в психотерапевтических целях. В этом направлении работали профессор Сома Морита (1874—1938) и его ученики из медицинской школы в Дзикэйкай. Впоследствии их идеи были развиты в медицинской школе Токийского университета. Заметный вклад в эту и ряд смежных проблем научного анализа дзэн внес японский психолог Кодзи Сато [49].

В диссертации В. В. Шлахтер [65] упоминается: исследования медитации доказали её положительное влияние на психологию развития человека, улучшение состояния здоровья, решение личных проблем и достижение успехов в избранной деятельности, облегчение обучения эффективному самоконтролю и овладению приёмами духовного саморазвития.

Одно хорошо контролируемое исследование показало положительное воздействие медитации на людей пожилого возраста. Группа престарелых, обслуживаемых на дому, средний возраст которых составлял 81 год, обученная ТМ, показала лучшие результаты по тестам обучаемости и психического здоровья, чем контрольная группа того же возраста, членов которой обучали релаксации, другим психическим техникам, или группа вообще не проходивших специальной подготовки. Наиболее удивительным было то, что по прошествии трех лет все медитирующие были живы, в то время как из не практиковавших ТМ, в живых осталось только 63 процента. В течение тысячелетий йоги утверждали, что практика созерцания способствует долгожительству, и это утверждение теперь невозможно игнорировать.

 Практики осознанности в работе с нарушениями самосознания при психических расстройствах

Правомерность использования коррекционных программ, выстроенных с опорой на технологии Mindfulness, в качестве дополнительных методов терапии различных психических расстройств, в том числе тревоги, депрессии, заболеваний, вызванных употреблением психоактивных веществ, и других расстройств психики, сопровождающихся нарушениями функционирования самосознания, приобретают всё большие эмпирические основания. В результате использования таких программ отмечается повышение осознанности негативных мыслей и чувств, что позволяет вовремя их отследить и остановить процесс образования психических руминаций. В связи с этим, интервенции, основанные на медитативных практиках, зарекомендовали себя в качестве эффективного терапевтического средства при депрессивных и тревожных расстройствах, которые зачастую запускают и сопровождают иные психические заболевания, в том числе связанные с нарушением функционирования самосознания. При биполярном аффективном расстройстве использование программ MBCT и MBSR обеспечивает значительное снижение тревожных и депрессивных проявлений, а также улучшение эмоциональной регуляции пациентов [41]. Результаты последних исследований свидетельствуют, что осознанность может уменьшить клинические проявления шизофрении [42]. Так, исследователи приходят к выводу, что использование практик осознанности людьми с диагнозом шизофрения, имеющими выраженные особенности в функционировании самосознания и испытывающими проблемы с адаптацией в социуме (особенности мотивации, регуляции эмоций, дисфункциональность отношений и т.д.), способствует ослаблению у них негативной симптоматики [42].

Отслеживая активность мозга практиков медитации со стажем, а также начинающих практиковать Mindfulness с помощью фМРТ, Джадсон Брюэр (Judson A. Brewer) и его коллеги из Йельского университета сделали вывод о «затормаживающем» эффекте медитативных практик на работу нейронной сети ненаправленной активности (default mode network), которая играет важную роль в самосознании и, одновременно, участвует в процессах беспорядочного, навязчивого мыслепродуцирования – руминациях [43, с.21]. Ограничение «самоанализирующей» нейронной активности предохраняет сознание от центрирования на «Я», глубокого погружения в собственные мысли, от высокой тревожности, низкой результативности – симптомов, характерных для различных психических расстройств, включая аутизм и шизофрению. Независимо от подвида практики, процесс медитации осознанности вызывает снижение активности в некоторых областях коры головного мозга (медиальной префронтальной и задней поясной). Помимо этого, у практикующих Mindfulness активизируются участки мозга, осуществляющие когнитивный контроль. Исследователи полагают, что медитативная практика уравновешивает самоаналитическую активность сознания, удерживая его в текущем моменте и сохраняя при этом связь с внешним миром [43].

В отдельных исследованиях отмечается результативность Mindfulness в терапии дисфункциональных реакций на тяжёлый стресс, а также сопутствующих им тревожных, депрессивных и диссоциативных расстройств, компонентами клинической картины которых выступают нарушения самосознания (деперсонализация, дереализация) [44, 45]. Практики осознанности рассматриваются как эффективное средство в работе с травматическими и стрессовыми расстройствами (в том числе и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)), улучшая навыки саморегулирования, повышая уровень субъективного благополучия, уменьшая выраженность негативной симптоматики [44, 45].

L.W. Davis, A.M. Strasburger, L.F. Brown доказали, что технология Mindfulness эффективна в снижении симптомов тревоги у людей с расстройствами шизофренического спектра и собственно шизофренией [46]. Практика осознанности способствует здесь результативному управлению беспокойством и стрессом. Mindfulness-ориентированный подход к больным шизофренией оказывает восстанавливающий эффект после острых фаз расстройства, обучая таких больных отслеживанию и управлению симптомами заболевания, содействуя обретению психической устойчивости, ускорению адаптации, улучшению самочувствия и обусловливая становление более адекватной и полноценной самоидентификации [47].

W.T. Chien, D.R. Thompson исследовали эффективность Mindfulness в терапии людей с шизофренией, используя данную практику прежде всего в целях сокращения рецидивов [48]. У практикующих медитации выявляются облегчение симптомов, уменьшение количества, длительности и тяжести острых фаз психического расстройства и значительные улучшения в области самосознания: осознание пациентами признаков болезни, продолжительности ремиссий, отслеживание изменений своего состояния, приближения повторной госпитализации [48]. L.W. Davis с коллегами продемонстрировали результативность технологии Mindfulness в реабилитации и восстановлении пациентов с шизофренией и шизоаффективным расстройством [49]. Участники исследования, прошедшие 8-шаговую программу MBCT и обученные практике осознанности, показали более высокую работоспособность после выхода из больницы по сравнению с группами интенсивной поддержки. При этом разница между практикующими Mindfulness и пациентами, получившими классическую помощь, возросла с течением времени: больные обнаруживали повышенную производительность труда, увеличение работоспособности и мотивации профессиональной деятельности [49].

До недавнего времени клиницисты полагали, что применение практики осознанности наносит вред больным с психотическими расстройствами. Тем не менее, в последние годы появляются доказательства тог о, что Mindfulness-подход для пациентов этой категории, при использовании технологии в адаптированном виде, безопасен и, более того, терапевтичен. Так, P. Chadwick отмечает, что терапевтическое вмешательство, базирующееся на Mindfulness, позволяет больным обучиться иному – более конструктивному реагированию на свои симптомы [50]. Вместо привычных паттернов реагирования на возникновение симптома (снижение настроения, попытка маскировки либо полное отрицание симптома) в процессе регулярной практики осознанности появляются навыки его распознавания, принятия, внимательного самонаблюдения без интенций к немедленному реагированию. Осуществлённые автором экспериментальные исследования позволяют сделать вывод о том, что использование медитативной практики людьми, страдающими от психотических расстройств, помогает им научиться распознавать негативные реакции, повысить степень самопринятия, принятия своего заболевания и опыта, связанного с этим заболеванием, осознать важность своих реакций на болезненные ощущения. Ни один из участников исследования не обнаружил негативных последствий практики [50].

После прохождения 8-шаговой программы MBCT в рамках осуществлённого C. Randal с коллегами исследования у участников, страдающих психозами, выявлены повышение самооценки, способности действовать более осознанно. Практика осознанности, осуществляемая при работе с людьми этой категории, способствует улучшению межличностного восприятия, повышению самопонимания, общему психофизическому восстановлению [51]. A.C. Tong, J.J. Lin отмечают, что после прохождения курса MBCT, у пациентов с психозами наблюдается значительное уменьшение показателей депрессивности их состояния, улучшение качества жизни, повышение способности к различению ощущений, эмоций, чувств и конструктивному реагированию. Участники исследования также отметили положительное влияние практики на своё эмоциональное состояние в целом [52].

ровать [50].

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕНЫХ СМЫСЛОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАЦИЮ.

 


 

Содержание

 

Введение /выделение в тексте – то, что не проработано..

Глава 1. Теоретический анализ воздействия практики медитации на психофизическое состояние человека

1.1 Теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник

1.2 Анализ психофизиологических исследований медитации: научное обоснование медитации как средства достижения благоприятного психофизического состояния

1.3 Психологическое и психотерапевтическое воздействие практики медитации

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, практикующих медитацию

2.1 Программа исследования

2.2 Результаты исследования и их анализ

2.3 Выводы

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Человек живёт в трёх измерениях: соматическом, психическом и духовном. Духовное измерение не может быть игнорируемым, так как именно оно делает нас людьми, а врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, — В. Франкл назвал волей к смыслу. Это наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом существования. Следовательно, психология не может игнорировать духовную сторону человека, иначе это будет отрицанием одного из самых ценных его достоинств.

Утрата смысла собственного существования ведёт к состоянию так называемой экзистенциальной фрустрации, которая в определённых условиях может вести к неврозу или депрессии и суициду. Что интересно, подобные неврозы «экзистенциальной пустоты» составляют до 20% всех случаев неврозов [62 Франкл доктор и душа.].

В данной работе в качестве одного из  способов  достижения благоприятного психофизического и духовного состояний мы рассматриваем медитацию, а так же   оцениваем влияние медитативных техник на психологические свойства и состояния личности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь