Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «медитации», описания данного состояния.
В словаре «Клиническая психология» [26] дается следующее определение медитации: Медитация (лат. meditatio — размышление, инд. аналог — дхиана – dhyā na – сосредоточение, созерцание) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. п., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). В рамках психологической науки медитация характеризуется в целом как прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Медитацию иногда называют прекращением внутреннего диалога, промежутком между мыслями, когда прежняя мысль ушла, прибытие новой задерживается. Это эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Средство, быть может, самое сложное – и в то же время, самое простое. Однако зачастую западные определения не отображают всей изначальной сущности медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере [66]. Это средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого «Я». Такой аспект является доминирующим во всех восточных учениях — даосизме, буддизме, индуизме, тантризме, включая школы восточных единоборств (ушу, каратэ, айкидо, сумо, дзюдо) [24]. Одним из следствий практик медитации является изменение стереотипов поведения человека. В труде «Физиологические аспекты йоги» Э. Дитрих под термином медитация понимает «психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутреннем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности» [18, с.75]. «Пассивное» означает здесь отсутствие какой-либо мыслительной деятельности. В. Сидоров пишет: «Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и чёткое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом» [54, с. 33]. История медитации Медитация как специальный метод познания высших философских истин и религиозных идей существовала с древнейших времен в культуре разных народов. Вопросы о смысле человеческого «Я», его свойствах, происхождении и предназначении естественно должны были возникнуть одновременно с приобретением человеком способности к абстрактному мышлению. Поэтому история становления и развития медитативных практик теряется в глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют данные о происхождении йоги. Так в одной из своих публичных лекций садху Свами Васвани сказал, что родиной Хатха-йоги является Лемурия (огромный древний материк-цивилизация, погибшая около 30—50 тыс. лет назад), Лайя-йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа-йога была внесена в Индию древними арийскими племенами-завоевателями. Поскольку медитация является единственным методом достижения Истины в Лайя- и Раджа-йоге, следовательно, период формирования медитативных практик можно отнести ко времени не позднее 10 тыс. лет до н. э. [24]. Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. [66]. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии. Наиболее глубокое развитие медитативные практики получили в буддизме и индуизме. Медитация в буддизме Хотя возникновение психологии относят к 19 веку и связывают с появлением первой психологической лаборатории Вундта, эта дата касается возникновения экспериментальной ветви психологии. Эмпирическое же изучение сознания практиковалось йогами начиная с 5-4 вв до н. э. Буддисты в целях отвлечения от суеты этого бренного мира и страданий, вызванных привязанностью к нему, а также для дисциплинирования ума и концентрации внимания на трансцендентальных объектах разработали множество практик работы с сознанием и его измененными формами, а также ввели понятия, описывающие эти состояния. Буддизм предельно «практичен» и «прагматичен», он утверждает, что каждый человек в потенции способен перейти от состояния страдания к состоянию полной безмятежности, высшего покоя, глубокой мудрости, причем путем собственных волевых усилий и практических действий. [48, 47]. То, что ставили в качестве сверхзадачи отечественные психологи в начале революционного XX в., а именно формирование «нового человека», с иными целями, с большим успехом осуществляли буддийские учителя два с половиной тысячелетия назад. Так что основателем психологии как экспериментально-эмпирической науки о сознании можно считать Будду Шакьямуни, тем самым сдвинув сроки возникновения психологии на две с половиной тысячи лет назад, хотя, конечно, истоки медитативных практик уходят в еще более древнее прошлое. В отличие от академической психологии, где личность выступает вершиной психики, а «я» (эго) верховным правителем психических функций, буддийское мировоззрение полагает их иллюзией омраченного сознания. Рассуждения буддистов близки современному конструктивизму (Келли, Герген, Харре) [48, 47]. Сознание человека – это как работа ученого, который конструирует модели мира, себя, других людей.(конструктивистский подход Дж.Келли), связывая индивидуальный опыт, нанизывая на временную нить и интегрируя те события, свидетелем которых было сознание. Буддистская идея иллюзорности «я» производит огромный психотерапевтический эффект. В психоанализе эффект вытесненного в бессознательное травмирующего опыта снимается путем его осознания и переосмысления, т.о. снимается эффект единичной уникальности психологической травмы. Буддизм в концепции «аната» идет дальше психоанализа, снимая эффект страдания просто за отсутствием адресата. Осознание иллюзорности «я» снимает проблему личного страдания, замещая её состраданием ко всем существам. На место «Я» (Эго) буддизм ставит Единое Сущее (единство всех живых существ). В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный объект, или даже сам ум, процесс мышления. В зависимости от рода объекта мы можем подразделить медитации на «медитации с формой» и «медитации без формы». В первом случае медитирующий направляет сознание на работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.), во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты (понятия, идеи и т.д.). Другие техники успокоения мыслей связаны с сужением сознания, фиксацией его не на понятийных формах, а на непосредственных ощущениях, поступающих от органов чувств. Например, практика многодневной фиксации внимания на ходьбе, включающая непрерывное осознание каждого движения, или концентрация внимания на процессе вдоха и выдоха ведет к сужению сознания, а затем к переходу к его измененным формам [49]. В соответствии с природой объекта сосредоточения Дж. С. Эверли и Р. Розенфельд [66] выделяют четыре вида медитации: 1. Повторение в уме. В этом случае объектом для сосредоточения является какой–либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является «мантра». Мантра — это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, про себя или вслух. В эту категорию попадает и пение. Повторение молитвы также можно рассматривать как вид мантры. 2. Повторение физического действия. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком–либо физическом действии. 3. Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются «коаны» в дзен. В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. 4. Зрительная концентрация. Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что–то другое. В восточных культурах для зрительной концентрации часто используются мандалы – геометрические фигуры и формы, важные с духовной и философской точек зрения. Хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, раздражителях, которые действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из головы [66]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы