Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Долгий путь освобождения от иллюзий.
Свой духовный путь я начал в возрасте девяти лет. Мы с родителями жили в городе Санта-Моника (штат Калифорния, США), когда однажды друг семьи вручил мне стопку книг о восточных религиях и других духовных учениях. Я всегда был любопытным ребенком, открытым всему новому, и вот я погрузился в чтение, воспринимая каждое слово как проповедь. Восточная философия, изложенная в этих книгах, совпала с моими естественными наклонностями, и тем самым я обрел в них поддержку и утешение. На следующее лето я отдыхал в лагере для детей, чьи родители были членами некой безымянной организации, практикующей крийю. Согласно правилам этого учреждения, я был еще слишком мал для полноценного изучения крийи, но мне показали некоторые подготовительные техники. Когда же мне исполнилось семнадцать — возраст, начиная с которого приверженцы допускаются до изучения практики, — я не раздумывал ни минуты. Чтобы получить первый урок и разрешение на обучение, я, после предварительной записи, прибыл в Лос-Анджелес для прохождения церемонии посвящения в крийя-йогу, которую проводил «уполномоченный монах». В своем вступительном слове монах сказал, что крийя — высшая техника медитации из всех, когда-либо известных миру, и что хоть Гуру и не присутствовал в его теле, он был все еще «жив, посему посвящение имело полную силу. У меня не было оснований сомневаться в словах свами, равно как и понимания разницы между живым Гуру и мертвым. Для меня все, включая жизнь и смерть, было иллюзией, так к чему мне было задумываться, присутствует Гуру в теле этого монаха или нет? Долгие годы я практиковал и посещал предписанные уроки, а заодно окончил физический факультет Калифорнийского университета, пока наконец не переехал в квартиру, от которой было рукой подать до монастыря, принадлежащего все той же организации, где я прошел посвящение в крийю. Теперь помимо участия в открытых занятиях по медитации, проходящих в центре города, я почти каждое утро медитировал в храме этой группы вместе с монахами. Я был полон решимости преуспеть в крийя-йоге и достичь просветления. В результате мое ревностное стремление к духовному прогрессу' привело меня в элитную группу, члены которой медитировали целыми днями, а по субботам — до глубокой ночи, и кроме того, регулярно практиковалась 24-часовая медитация. Позже к нам присоединился мой лучший друг со времен учебы в колледже. Нашим руководителем был старший приверженец, более 25 лет изучавший «продвинутые* техники крийи (Теперь мне известно, что эти техники - ложные, вводящие в заблуждение варианты истинных техник.). За многие месяцы посещения этих продолжительных занятий моя интуиция значительно возросла, но на этом видимые результаты заканчивались — пока однажды во время песнопений я не вошел в бездыханное состояние (Задержка дыхания (кумбхака): у человека исчезает потребность в дыхании, когда частота дыхательных движений и сердечных сокращений снижается в результате предельного повышения метаболизма.). Свет заполнил все мое существо, и я вознесся к Сверхсознанию (Сверхсознание - переживаемое многими йогами возвышенное состояние сознания, при котором на разум пропивается могущественный свет, открывая человеку все, что он хотел знать. Это состояние не поддается измерению научными методами, поскольку имеет нефизическую природу.) — в точку, откуда моему взору было открыто все сущее. Но когда я взглянул на свое сердце и сердца моих товарищей, я увидел, что наша практика в чем-то ошибочна. Свет сказал мне: «Тебе не достичь твоей цели таким способом*. Потрясенный, я хотел знать, что же мне тогда делать, но не успел я получить ответ, как мой взгляд упал на нашего руководителя, который был явно мной недоволен. Действительно, он остановил песнопение и принялся распекать меня за нерадение. Чудесное переживание тотчас оборвалось, и я вернулся в свое тело. Если учитель до та кой степени невосприимчив к состоянию учеников, подумал я, значит, вне всякого сомнения, я на ложном пути. Сразу после этого неприятного опыта я покинул группу и начал практиковать крийю самостоятельно. И хотя мне не удавалось достичь бездыханного состояния с такой же легкостью, я не прекращал ежедневно медитировать. Впоследствии я стал время от времени медитировать вместе с другим своим другом из колледжа. У этого человека было трудное детство, он столкнулся с непониманием со стороны близких: они настаивали на том, чтобы он следовал иной религии. За день до самоубийства мой друг признался, что за все годы практики крийи не достиг никаких результатов. У него нет доказательств, говорил он, что эти техники действительно работают, что он, как умственно неполноценный, пожертвовал всем во имя своего заблуждения. Он не одинок в своем разочаровании: примерно в это же время участник той же организации сообщил, что 80% монахов сходят с пути со словами: «Все это выдумки! » Я пытался сам побеседовать с одним из бывших приверженцев, но безуспешно: по его словам, он подписал документ, согласно которому обязуется ни с кем не обсуждать причины ухода. В его глазах я с грустью заметил то же разочарование, что было в глазах моего друга за день до его гибели. Если у этой организации действительно наивысшие техники из всех существующих, тогда почему же столь многие уходят, если не хуже? Я нисколько не сомневался в искренности этих людей. Что-то определенно было неправильно. Когда я спрашивал членов организации, сохранивших ей верность, что они думают о тех, кто отказался от пути, все они твердили расхожую фразу: «Виноват не океан, а ныряльщик*. Как раз эта риторика и приучила нас никогда не ставить под сомнение организацию, а если нет прогресса, то просто медитировать дольше и чаще. Поскольку нам не разрешалось обсуждать друг с другом свой опыт, Оглядываясь назад, я знал, что неотступно исполнял все, чему учили на уроках крийи в той организации, но стоило мне один раз войти в бездыханное состояние, как мне велели прекратить практику. Руководство организации мастерски умело манипулировать рядовыми членами посредством риторики, но их проповеди оказывались совершенно бесполезны в реальных жизненных ситуациях, подобных той, в которой оказался мой друг и которая привела его к суициду. После столь глубокого разочарования я пребывал в крайнем смятении и утратил всякое рвение продолжать этот путь. Тогда-то я и понял, что причина неудачи отнюдь не в моих «промахах». Так начался период переосмысления, на протяжении которого я старался предостеречь других людей от опасностей, которые таят в себе методы обучения, используемые этой организацией. Более того, я разговаривал с одной известной женщиной-физиком. и она, не зная названия этого объединения, сразу сказала, что оно — не то, за что себя выдает, — и, насколько я помню, она прямо назвала его злом. Я бы не был столь категоричным, но это неожиданное замечание усилило мои сомнения, здравость которых я к тому времени научился ценить. И в итоге, потеряв последнюю каплю доверия к организации, я наконец смог задуматься о своем духовном пути свободно и самостоятельно.
Лахири Махасайя Это пробудившееся во мне здоровое сомнение побудило меня посещать другие церкви и узнавать о путях, которыми идут другие люди. Именно в этот период жизни я начал по-настоящему глубоко понимать область духа. Я увидел сходства между различными учениями, и через призму этих сходств уже мог осмыслить, почему одни воззрения истинны, а другие ложны. Я понял, что осмысление само по себе является действенным инструментом, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать. Теперь мне стало ясно, что неподдающееся осмыслению - в лучшем случае предрассудок, а в худшем - риторика, обслуживающая интересы организации. Мне, как выпускнику университета с дипломом физика, следовало разобраться в этом с самого начала. Тогда я решил никогда больше не принимать ничьих слов на веру, но проверять их истинность собственным разумом и интуицией, свободной от скрытых побуждений. Благодаря сети Интернет и издательской деятельности различных организаций обширные сведения о Шьяме Чаране Лахири (Лахири Махасайе) сегодня становятся достоянием общественности. Начав читать размышления Лахири, я обнаружил в них совершенно иное видение крийя-йоги. Эти новые для меня техники и комментарии к ним имели мало общего с тем, чему я учился прежде под руководством всевозможных организаций или Гуру. Действительно, вскоре я понял, что техники крийи в их изначальном виде при правильном выполнении несоизмеримо более эффективны. Прежде всего, было непросто ухватить саму суть личности Лахири Махасайи и его онтологических воззрений. Для этого требовалось независимое мышление, неподверженное идеологической обработке, - в противоположность уже привычному мне образу мыслей, насаждаемому в большинстве организаций. Я обнаружил, что организации зачастую брали истинные идеи Лахири и добавляли к ним утверждения вроде: «Крийю может преподавать только живой Гуру», «Ни одна техника медитации не развита сильнее нашей, или даже «Оставайся верен Гуру [живому или мертвому] - и получишь награду. И несмотря на то, что Лахири никогда не обращался к своим ученикам в таком властном тоне, духовный путь многих групп строится на подобных утверждениях. Другое расхождение связано с фотографиями Учителей, которые пользовались в таких организациях большой популярностью. По свидетельствам очевидцев, когда одна из учеников Лахири попросила его дать ей свою фотографию, Учитель заметил: «Если ты видишь в этой бумажке защиту, так оно и будет, если нет — это не более чем картинка» (Цитата из «Автобиографии йога», но подобные рассказы встречаются и в других источниках.). Казалось, сам мастер пренебрегал силой, заключенной в изображении Гуру, исповедуя веру в Высшее. В душе я понимал, что суждения Лахири об этих фотографиях истинны, что сосредоточенность на изображении действительно может помешать духовному прогрессу. Если учение Гуру гораздо глубже, чем поклонение фотографии, разве могут быть у нас надлежащие взаимоотношения с гуру, когда мы придаем изображению столь большое значение?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы