Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иогичсская мудрость: дхарана.



Благотворное влияние дахраны, или классической медитации, подтверждается многочисленными научными исследованиями. Результаты изыскания, проведенного сотрудниками Висконсинского университета, показали, что люди, практикующие медитацию, менее подвержены простуде и гриппу. У них эти заболевания дают на 33% меньше осложнений, на 43% сокращается их длительность и на 60% тяжесть течения. Приведем лишь некоторые из множества исследований, давших аналогичные результаты:

• При изучении статистики медицинского страхования было выявлено, что люди, практикующие медитацию, на 87% реже госпитализируются с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, на 55% — с доброкачественными и злокачественными опухолями, на 30% — с инфекционными заболеваниями. Кроме того, они в два раза реже вызывают врача на дом, чем те, кто не медитирует.

• Медитация снижает кровяное давление у людей с мягкой и умеренной гипертонией, при этом ее эффект сопоставим с действием лекарственных препаратов.

• У тех, кто только начинает заниматься медитацией, на 30% улучшается кровообращение, а у опытных практикующих — не менее чем на 65%.

• Медитация рекомендована Национальным институтом здоровья США, как эффективное средство облегчения хронической боли — выраженность симптомов снижается на 50% и более.

• 75% людей, страдающих затяжной бессонницей, обучившись приемам релаксации и медитации и внеся простые изменения в образ жизни, засыпают в течение 20 минут.

• Медитация понижает уровень сахара в крове при диабете.

• Выяснилось, что медитация замедляет старение. Люди, занимавшиеся медитацией пять лет и более, выглядели в среднем на двенадцать лет моложе своего хронологического возраста.

• Люди, страдающие табачной, алкогольной или пищевой зависимостью, обученные в рамках курса реабилитации приемам медитации, избавляются от зависимости с гораздо более низкой частой рецидивов, чем те, кто проходил лечение по стандартной методике.

Ознакомившись с этими данными, вы, возможно, зададитесь вопросом: почему бы просто не практиковать одну дхарану, не вдаваясь в дальнейшие инструкции крийи? Но следует знать и то, что некоторые люди, занимающиеся медитацией, сталкивались и с негативными побочными эффектами практики, особенно при отсутствии разумного руководства. И хотя такие случаи относительно редки, они достаточно показательны, чтобы всерьез задуматься. Вот некоторые из известных побочных эффектов:

1.    Ощущение подавленности.

2.    Чувство отчуждения.

3.    Склонность ко лжи.

4.    Проблемы с самооценкой, связанные с религиозной жизнью или отношениями с наставником (скорее всего, не возникнут, если у вас нет физического Гуру).

5.    Чувство оторванности от реальности (бывает как положительным, так и негативным).

6.    Шизофрения (в крайних случаях — однако такие случаи мне известны).

Занимаясь крийя-йогой регулярно, практикующие постепенно обретают контроль над источником энергии, питающим разум и тело, что, помимо прочего, может проявиться и в способности к самоисцелению, помогая справиться с такого рода проблемами. И все же, столкнувшись с любой из этих угроз вашему душевному покою и физическому здоровью, обратитесь за консультацией к проверенному врачу. Кроме того, не пытайтесь медитировать больше 20 минут в течение одного занятия, если проявился хотя бы один из этих симптомов. Если потребуется, можно отказаться от медитации вовсе и просто практиковать крийя-пранаяму или перейти на ходячую медитацию.

Ходячая медитация — это разновидность медитации, при которой тело активно, но в душе практикующий молится Гуру и передает свое существо в его власть, позволяя этой Внутренней Силе исцелять и даровать духовный прогресс. Здесь возможно так же перенести центр «тяжести» внимания вверх на лоб и опираться на эту высшую точку. Эта техника предполагает ходьбу с распрямленной спиной и взглядом, направленным прямо вперед: внимание при этом сконцентрировано на точке между бровей. При этом можно представлять себе, как поток энергии восходит по позвоночнику к темени, пока вы призываете Бога руководить всеми вашими действиями. (Инструкция по ходячей медитации приводится в уроке 24.)

 

 

УРОК 5.

ТАЛАБЬЯ-КРИЙЯ

Когда поднят язык,

смиряются чувства.

Шьяма Чаран Лахири

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

усвоение урока 1 («Найдите свою позу для медитации»).

 

Санскритское слово талабья означает «нёбный», «относящийся к нёбу».

Эта практика первой крийи, при которой вам предстоит модифицировать и растянуть язык для подготовки к выполнению кхечари-мудры (Кхечари-мудра - способность заворачивать язык так, чтобы он вошёл в носоглотку.). Но сама техника — больше чем просто модификация языка. Она также успокаивает ум и помогает приступить к любой практике крийи. Занятия талабья-крийей не следует прекращать и после овладения кхечари-мудрой.

В некоторых школах йоги утверждают, что Лахири никогда не допускал учеников к высшим крийям, если не был уверен, что те освоили кхечари-мудру; а согласно учению других школ, частичная кхечари-мудра бывает эффективна и в практике высших крий. Я рекомендую вам приложить максимальные усилия для овладения талабья-крийей, прежде чем полностью от нее отказаться. Йогирадж неизменно подчеркивал важность данной техники.

Трудность, связанная с талабья-крийей, состоит в том, что для достижения результатов требуется не один месяц, и поэтому многие практикующие бросают ее. Некоторые люди просто не способны выполнять кхечари-мудру из-за особенностей своего организма. Существует упрощенный вариант кхечари-мудры, речь о нем пойдет позже. И все же я призываю вас практиковать талабья-крийю несколько месяцев. Если по истечении разумного периода времени вы не научитесь выполнять кхечари-мудру, попробуйте заняться упрощенным вариантом этой техники.

В некоторых школах даже полностью опускают талабья-крийю и кхечари-мудру, заменяя их другой техникой крийи — ротовым дыханием. Это также допустимо. Эти линии наставлений учат, что практикующий может добиться цели и без талабья-крийи и кхечари-мудры. По моему убеждению, цель крийи в равной мере достижима и тем, и другим методом, однако носовое дыхание при кхечари-мудре эффективнее в том смысле, что является более быстрым и верным путем к желаемому результату. Это связано с тем, что энергия, направляемая по языку вовне, позволяет сконцентрироваться на Аджне и таким образом замкнуть важнейшую энергетическую цепь. Некоторым крийябанам одно только поднимание языка помогает преодолеть застои в практике, длящиеся подчас десятилетиями. В комментариях Лахири многократно упоминал данную технику как необходимую.

Когда уже был готов черновик данной книги, я обратил внимание, что достичь поднятою положения языка кхечари-мудры можно и другим способом, позволяющим полностью исключить талабья-крийю. Для этого нужно просто держать язык поднятым — кончик касается нёба — в течение всего дня, меняя его положение лишь во время еды, сна и разговора. Таким образом можно избежать занятий талабья-крийей, но рекомендуется все же совмещать эту технику с методом, описанным выше.

Языком следует все время касаться нёба, стараясь оттянуть его как можно больше назад. При этом избегайте перенапряжения. Просто тяните. Удержание языка поднятым к нёбу в течение дня принесет и другую заметную пользу: эффект данной практики включает усмирение чувств, погружение во внутренний мир, автоматическое достижение сонастроенности с Кутастхой и едва неуловимое поднятие Кундалини, которое ощущается как теплый поток энергии, струящийся внутри тела. Непрерывное растягивание уздечки языка — залог того, что она будет день ото дня медленно, но верно удлиняться.

Примечание. Совет Лахири дышать не ртом, а носом, — вполне понятен. Мастер рекомендовал практиковать крийю с закрытым ртом, слегка стиснув зубы и по возможности подняв язык в положение кхечари. Дышать ртом он предлагал лишь в тех случаях, когда носовые ходы по тем или иным причинам заложены.

 

Выполнение.

1. Сначала расслабленным языком легко коснитесь задней поверхности верхних зубов.

2. Рот закрыт. Постарайтесь создать эффект присоски, прижав спинку языка к твердому нёбу. Следует еще раз подчеркнуть: важно, чтобы кончик языка касался верхних зубов до того, как вы прижмете язык к нёбу.

3. Прижав язык к нёбу, опустите нижнюю челюсть, тем самым вытягивая уздечку — небольшое сухожилие под языком, соединяющее его с основанием рта. Сначала кончик языка будет касаться верхних зубов, но эффект присасывания станет слишком сильным. Когда это произойдет, позвольте языку сползти назад.

4. В какой-то момент натяжение достигнет такой величины, что язык отлипнет. Тогда вы услышите характерный звук — как будто лягушка прыгнула в ведро с водой. Так и должно быть.

5. Повторите шаги 1—4 десять раз, затем высуньте язык изо рта, изогнув книзу, как будто хотите дотянуться кончиком до подбородка. За счет этого последнего движения происходит растяжка языка.

 

Рекомендации.

Поначалу выполняйте не более 10 повторений в день во избежание растяжения уздечки. В дальнейшем желательно повторять упражнение около 50 раз в течение приблизительно двух минут. 50 повторений предполагают 5 вытягиваний языка.

После нескольких месяцев регулярных занятий талабья-крийей вы обретете способность помещать язык в носоглоточную полость (кхечари-мудра). Подробно данная техника описана в одном из дальнейших уроков. Пока прак тикуйте талабья-крийю ежедневно. Если на языке появится раздражение, сократите число повторений и частоту занятий.

 

Внимание! Иногда встречаются рекомендации подрезать уздечку языка. Лахири выступал категорически против подобных действий. Данная операция, выполненная непрофессионалом, не приведет ни к чему, кроме травмы которая сделает занятия талабья-крийей временно невозможными и тем самым замедлит практику: йогу придется ждать, пока рана заживет

Примерное расписание занятий

Техника Уровень 1
Нади-шодхана .3-12 циклов
Уджайи-пранаяма* 6-12 циклов
Талабья-крийя 10 циклов
Концентрация 5-20 минут

Факультативно.

 

Что дальше?

Если вы уже в состоянии правильно выполнить по меньшей мере десять повторений талабья-крийи, то можно переходить к следующему уроку.

 

Иогическая мудрость: молитва и преданность.

Молитва, как правило, не предваряет мои занятия, а завершает их: я пришел к выводу, что опора на речь и символы в практике больше отвлекает, чем помогает. Открыв для себя крийя-йогу, я понял: будет больше пользы, если просто взять и основательно приняться за дело. По моему мнению, сама йога является молитвой, свободной от символов, а концентрация на покое и соединение с ним делает эту молитву еще глубже.

В разных путях йоги принято использовать множество символов- почти каждую школу возглавляет один или два (или более) гуру, чей культ поддерживается распространением фотографий, изображений священных предметов молитв, стихов, повествований и тому подобным. Я говорю об этом, потому что сам достиг заметного прогресса в практике крийи, лишь осознав свою зависимость от этих символов; они действительно служили помехой на духовном пути. Когда я совершил это открытие, мне вспомнилась первая заповедь из Ветхого Завета: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель. (Исх. 20: 2-5.)

Я далек от мысли, что Моисей говорит здесь о крийя-йоге, но тем не менее крийя есть высшая форма йоги, а йога — квинтэссенция всех религий. Мастер крийи (Лахири Махасайя) утверждал нечто совершенно подобное, не называя имени Бога: «Мое поклонение весьма странного свойства. Мне не нужна святая вода. Мне ни к чему особая утварь. Цветы — и те излишни. В моем поклонении исчезли все боги и пустота слилась с восторгом».

Многие атеисты насмехаются над молитвой, но при этом пользуются гипнозом. Я задался вопросом: в чем же разница между этими двумя техниками? В итоге я пришел к мысли, что разнятся они масштабом ожидаемого результата. Когда мы молимся, мы уповаем на силу, не ограниченную пространством, тогда как при гипнозе предполагается, что влияние заключено в рамки тела и разума субъекта. По даже этот общепринятый взгляд встречал возражения, поскольку в некоторых случаях эффект гипноза, по всей видимости, выходит за пределы времени и пространства. В приведенной ниже таблице отображены сходства

и различия в действии гипноза и молитвы:

 

Действие Гипноз Молитва
Подготовка Мы принимаем удобное положение лежа или сидя и закрываем глаза. Мы садимся на колени, складываем руки и закрываем глаза.
Направленность Мы погружаем сознание в сон и обращаемся к бессознательному. Мы обращаемся к божеству или другим могущественным сущностям, называя их по имени.
Коммуникация Мы даем бессознательному команды или задаем вопросы, чтобы с его помощью восстановить в памяти какой-либо факт или выполнить сложное действие, не зная, как именно это происходит. Мы признаем власть Сущности, которой обращаемся, и просим у нее помощи в том, что нам представляется грудным или вовсе невозможным.
Завершение Мы выходим из транса и полностью возвращаемся в состояние бодрствования. Мы завершаем молитву неким стандартным словом или фразой — например, «Аминь».

 

Как видно из таблицы, у гипноза и молитвы есть черты сходства, и обе эти техники показали свою эффективность на практике. Так, одно из исследований продемонстрировало, что у группы испытуемых, прибегавших к помощи гипноза, шансы бросить курить оказались в два раза выше, чем у тех, кто боролся с курением своими силами. Другие исследования дали еще более впечатляющие результаты. Далее должны последовать сведения, что подобным эффектом обладает молитва, не так ли? Однако выяснилось, что молитва о человеке, не знающем о ней, не возымела какого-либо действия. В тех же случаях, когда индивид молился о себе или других людях, кому известно о его молитве, результаты были вполне положительными. Более того, при использовании имени божества, молитва становится еще эффективнее.

Таким образом, гипноз представляется более быстрым и действенным средством, нежели молитва. В связи с этим у меня возникает вопрос: не являются ли они по сути одной и той же техникой, просто по-разному выполняемой?

Во время молитвы мы передаем себя во власть высшей силе, а при гипнозе — силе подсознания. Покорность и понимание того, что не все в мире нам подвластно, есть признак зрелости. Вы можете делать все необходимое, чтобы ваш бизнес был успешен, но предприятие прогорит, если не придут клиенты. Есть вещи, находящиеся вне нашего сознательного контроля. Нужно смириться с этим, но в то же время понимать, что мы не одиноки. Наше сознание, подсознание и Гуру всегда с нами.

По мере прогресса в крийя-йоге вы будете постигать истинную природу этих взаимоотношений и осознаете, что менее одиноки и наделены большим могуществом, чем представляли себе поначалу. Обретя через молитву свое Высшее «Я» и уповая на его помощь, вы сможете добиться еще больших успехов на пути любой цели, которой хотите достичь, практикуя крийя-йогу.

Лахири Махасайя стремился встроить практику крийи в систему религиозных взглядов крийябана. Но при этом он советовал ученикам принимать любую «Сущность», пробуждающую в них величайшее чувство веры. Как изрекал Иисус Христос, «вера твоя спасла тебя». Он не говорил, что болящего исцелил Бог, или ангелы, или даже Он сам. Эта сила есть в любом человеке, но он сам же ее ограничивает 1) верой в божество, не всегда отвечающее на молитвы, или 2) непониманием того факта, что все божества обитают внутри верующего, как различные аспекты единого Бога.

Если мы задумаемся над словом «покорность», мы обнаружим, что это важное условие всякого исцеления. Например, когда мне нужно починить машину, я передаю ее в руки механика. Когда я болен и не могу вылечиться без медицинской помощи, я передаю свое тело врачу, которому доверяю. Если мы не покоряемся исцеляющей силе, не даем ей возможности лечить нас, выздоровление затрудняется. Покой является простейшей формой покорности, а следовательно, самым могущественным врачевателем.

Часто веру понимают в корне неверно. Ошибочность общепринятых представлений о ней я обнаружил, столкнувшись со следующей ситуацией. Как-то раз я потерял ключи и не мог попасть домой. Однако платить слесарю мне не хотелось, и я всевозможными ухищрениями пытался открыть замок самостоятельно, но все было впустую. Спустя час я просто сел на пол и в исступлении веры взмолился: «Господи, яви свою силу, помоги мне открыть дверь! » После этого я просто толкнул дверь, и она легко отворилась. Поблагодарив Бога, я вошел. Когда я рассказал об этом случае одному недоверчивому приятелю, он предположил, что, вероятно, мои попытки не пропали втуне и замок все-таки поддался. «Может быть, но я так не думаю, — ответил я. - Не будь у меня тогда веры, я бы просто все бросил, повернулся и ушел. Так что дверь мне открыла именно вера, и не важно, каким образом». Дело в том, что я не хотел мириться с необходимостью вызывать слесаря. Без веры я бы никогда не подумал, что дверь можно вскрыть без его помощи.

Путь крийя-йоги лежит через множество дверей, и в данной книге вы найдете ключи к каждой из них. Но если они все же остаются для вас закрытыми, обратитесь к молитве, утверждениям или специалисту по гипнозу. Покорность плюс достаточная вера и четкое намерение — вот все, что нужно. Если вам не хватает веры, то практика крийи углубит ваши познания о могущественных силах, которые пребывают внутри вас — в мире подсознания и того, что нередко именуется сверхсознанием.

В некоторых школах учат, что для достижения прогресса необходимо, чтобы крийя сочеталась с преданностью. Более того, их лидеры призывают взращивать в себе преданность длительными песнопениями, громким чтением молитв и даже плачем в экстатическом порыве к Божеству. Этот и многие другие способы пробудить в себе любовь к Богу я испробовал на себе, но внешние проявления преданности никак не способствовали духовному росту. И только потом я понял почему.

Лахири часто объяснял ученикам, что подлинная преданность обретается не иначе как через непосредственное продолжительное переживание Бога. Здесь уместна аналогия с дружбой. Вы знакомитесь с человеком и поначалу не питаете к нему никаких чувств (если только не ощущаете связь, существовавшую между вами в прошлой жизни). Но разделив с ним определенный период жизни, вы начинаете ценить и любить его. То же происходит и с Богом.

Лишь один человек на миллион вынес достаточно глубокий опыт богообщения из прошлых жизней. Эти редкие счастливцы как будто самой природой одарены преданностью Богу. Но не сомневайтесь, и эта преданность стяжалась в течение длительного времени. Мы развиваем в себе это качество аналогичным образом. На самом деле это происходит само собой, когда мы регулярно переживаем Атмаджьоти, или «сияние души». Вот еще одна причина, почему Лахири постоянно подчеркивал, что одна только крийя является необходимой духовной практикой. Она автоматически приводит нас в состояние высшего сознания, которое в дальнейшем наделяет нас преданностью.

Существует много различных проявлений этого света, который мы видим во время занятий крийей. Первое время, переживая сияние души, вы будете изумлены им, но заметите, что в вашем состоянии ничего не изменилось. Однако созерцая Атмаджьоти снова и снова, вы понемногу начнете ощущать, как в вас крепнет любовь и преданность. Действительно, со временем вы, возможно, поймаете себя на том, что неосознанно сравниваете внешний мир с внутренним переживанием Атмаджьоти. Значит, еще до того, как вы это осознали, ваша любовь и верность достигли полноты и совершенства, поскольку вы видите свет непрерывно. Йогирадж учил, что только так и никак иначе развивается истинная и правильная непреходящая преданность. Таким образом, крийя дает человеку все необходимое, и в этом состоит еще одна причина, почему Лахири ввел правило избегать лишних сложностей и сосредоточиться на должном выполнении крийя-садханы.

 

 

 

УРОК 6.

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР.

 

Практикой пранаямы изгоняется невежество и раскрывается знание о «Я».

Шьяма Чаран Лахири

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

усвоение урока 1 («Найдите свою позу для медитации»).

 

Крийя напоминает нам, каким удивительным творением является наше тело. При взгляде через призму научных инструментов, человеческий организм предстанет перед нами как чудесная и сложная биологическая машина, хотя мы знаем, что без оживляющего его сознания он не будет функционировать в полную силу. Верно и то, что тело не выживет без питательных веществ, воды, воздуха и солнечного света. Современная наука досконально изучила механизм физического питания человеческого тела, но ученые не могут осмыслить простого наблюдения, которое показывает, что сознание само по себе есть некое топливо или катализатор. В йоге это топливо именуется праной и непосредственно связано с сознанием. Прана распространяется по системе каналов (нади) и центров распределения энергии (чакр). Чтобы вернуть осознание к источнику духа, нужно проследовать за этой энергией к месту, откуда она берет начало, методом высшего поглощения — самадхи.

Таким образом, первый шаг на пути возвращения к Источнику - выяснить, где находятся основные чакры. Установив их местонахождение, при помощи подсказок, предложенных в данном уроке, в дальнейшем вы сможете развить способность находить их и восходить по ним к Источнику, как по ступеням лестницы.

Сейчас будет разумно забыть все словесные описания чакр, которые вы, возможно, слышали прежде, и опираться только на интуитивное понимание, обретаемое через практику крийи. Система чакр, хотя и представляет собой некую субстанцию, не является материей в нашем привычном понимании. Убедиться в ее существовании можно исключительно в состоянии глубокой медитации, но не при помощи физического оборудования.

Чакры следует понимать, как мост, перекинутый между чувствами и энергией сознания, который таким образом соединяет восприятие человеческого существа с бессмертной душой. Я пришел к выводу, что начинать лучше именно с этой абстрактной идеи, чем с цветов и сложных диаграмм. Чакры имеют вид не разноцветной радуги, но точек, расположенных на линии позвоночника, с лучами, несущими энергию внутрь тела и за его пределы. При рассмотрении их в связи с телом и с некоторого расстояния покажется, что они сияют, как раскаленная латунь, с разной степенью яркости: чем выше чакра, тем ярче она горит, от ослепительно белого пламени на макушке головы до цвета горячей латуни нижней чакры. Цвета радуги, часто используемые для обозначения чакр, по-видимому, являются лишь абстрактным отображением различий в частотах вибраций. Широко известен случай, когда фотоаппарат якобы запечатлел чакры на пленке, но в действительности на снимке видно только проявление эффекта чакры, что отнюдь не то же самое, что внутреннее восприятие. Даже подробнейшее описание вкуса незнакомого фрукта не сравнится с непосредственным опытом человека, этот фрукт вкусившего.

Есть семь основных чакр. Я советую вам представить себе позвоночник как тонкую полую трубку, проходящую по спинномозговому каналу через шесть нижерасположенных чакр. Эта трубка, называемая сушумной, — важнейший из энергетических каналов (нади). Сушумна проходит по центру позвоночника. Существуют и более высокие чакры, которые обычно не задействуются в практике крийя-йоги. Как правило, йог имеет с ними дело только после того, как научится медитировать в астрале.

(Астральный мир — область астрального тела, куда уходит душа после смерти материальной оболочки; а также место, где йоги входят в высшие формы самадхи. Это «живая» Вселенная, она намного больше физического космоса и в меньшей степени ограничена пространственными и временными измерениями. Она наслаивается на наш мир. Астральная частица меньше кванта, следовательно, ее невозможно контролировать или напрямую обнаружить посредством физического оборудования. Несмотря на это, астральные частицы могут оказывать влияние на частицы физические. В физике они называются «скрытыми переменными».)

Считается, что система семи чакр является отражением самого мироздания в дживе (так на санскрите называют индивидуальную душу, облеченную в телесную форму) или духовном атоме (Духовный атом — термин, обозначающий микрокосмичоскую частицу. Все существа, как и все частицы, считаются духовными атомами. Это фундаментальная частица мироздания. Некоторые из частиц погружены в сон (такие, как электроны), некоторые бодрствуют (душа человека).), человеческой душе, воплощенной в тонком теле. Кундалини (Кундалини — сосредоточение энергии, в форме свернутой кольцами змеи, расположенное в основании позвоночника.), рожденная в седьмой чакре, но заключенная в первой, получает возможность вернуться к своему первоисточнику.

Две другие нади проходят параллельно сушумне от Аджни до Муладхары. Они активируются в процессе дыхания. Ида — это пранический канал, проходящий по левой стороне позвоночника, а пингала — по правой.

С расположением чакр связана определенная путаница: во многих книгах конкретные точки отмечены на поверхности тела и говорится, что они принадлежат той или иной чакре. На самом же деле все основные чакры находятся внутри полой трубки сушумны. Считается, что этот довольно тонкий канал берет начало в основании позвоночного столба, проходит по спинномозговому каналу к верхним позвонкам, где внутренние слои сушумны расходятся в разные стороны. Центральный канал сушумны заканчивается в темени, источнике энергии Кундалини.

Точки на поверхности тела, которые, как принято считать, располагаются на одном уровне с чакрами, называются санскритским термином кшетрам. Считать их местоположением чакры ошибочно. Тем не менее на этих точках следует концентрироваться, чтобы перенести сознание в соответствующую им чакру. У большинства чакр есть два кшетрама, «передний» и «задний», то есть находящиеся спереди и сзади тела. Возможно, вы слышали, что о них говорят, как о положительном и отрицательном полюсах. Концентрируйтесь на переднем кшетраме, если хотите сосредоточиться на силах и свойствах определенной чакры, и фокусируйте внимание на заднем кшетраме, когда ваша цель — переместить сознание к источнику этой чакры.

Корень любой чакры покоится внутри сушумны, а значит, он должен быть очень мал. Целесообразно рассматривать чакру как точку, которая, находясь внутри тонкой полой трубки, испускает энергию сквозь стенки этой трубки. Концентрируясь на заднем кшетраме той или иной чакры, вы фокусируете внимание как раз на этой исходной точке; концентрируясь на переднем кшетраме, можно сосредоточиться на действии лепестков данной чакры. На задней точке, обычно именуемой бинду, концентрируются, когда желают найти месторасположение источника чакры; цель концентрации на передней точке — сосредоточиться на свойствах и силах конкретной чакры. Так, например, когда практикующий стремится обрести духовное зрение, он концентрируется на Третьем Глазе — переднем кшетраме шестой чакры; если же его задача — познать источник Аджни, он фокусирует свое внимание на Медулле (продолговатый мозг) — заднем кшетраме этой же чакры.

Сконцентрировавшись на кшетрамах и практикуя крийя-йогу в течение некоторого времени, вы в конечном итоге придете к тому, что сможете находить чакры интуитивно. Это значит, вам понадобится всего лишь подумать о нужной чакре и о свойстве, на котором вы хотите сосредоточиться, — и она появится в поле зрения открывшегося духовного ока.

1. Первая чакра, Муладхара (она же корневая), расположена в основании позвоночного столба точно над копчиком. Муладхара имеет всего один кшетрам, который находится в области промежности у мужчин и в матке у женщин. Чтобы найти Муладхару, следует напрячь мышцу между гениталиями и задним проходом. Эта чакра, помимо всего прочего, является точкой отражения пранической энергии.

2. Вторая чакра, Свадхиштхана, находится в районе крестца, над гениталиями и позади них — точно между Муладхарой и Манипурой. Задний кшетрам можно найти, напрягая мышцы нижней части спины. Передний кшетрам находится прямо над гениталиями.

3. Третья чакра, Манипура (она же пупочная), расположена в области поясницы на высоте пупка. Эту чакру можно найти, напрягая мышцы спины на уровне пупка. Передний кшетрам, соответственно, совпадает с пупком, а задний находится на спине на том же уровне.

4. Четвертая чакра, Анахата (она же сердечная), расположена в спинном отделе позвоночника; задний кшетрам можно почувствовать, сведя лопатки и сосредоточившись на напряжении мышц в зоне между или точно под ними. Передний кшетрам — противоположная точка на грудине.

5. Пятая чакра, Вишуддха (она же горловая), расположена в области шейного отдела позвоночника, на уровне ключиц и щитовидной железы в месте соединения шеи и плеч. Задний кшетрам можно распознать, крутя головой из стороны в сторону, при этом сохраняя грудь неподвижной, сосредоточившись на точке, где, возможно, раздастся легкий хруст. Передний кшетрам — спереди, в основании шеи.

6. Шестая чакра, Аджня, находится на вершине позвоночного столба, в месте соединения спинного и головного мозга. Задний кшетрам расположен в ямке в том месте, где шея переходит в затылок, — в дальнейшем эту точку для простоты будем называть Медуллой. Передний кшетрам — Бхрумадхья, точка между бровей.

7. Седьмую чакру, Сахасрару (она же коронная, или венечная, чакра), можно представить как плотно прилегающую к голове тонкую шапочку. Структура Сахасрары сложнее, чем у остальных шести чакр. Источник Сахасрары, Брахмарандхра, находится в верхней части черепа; соответствующий ей кшетрам — точка соединения венечного и сагиттального швов черепа, которая называется брегмой (или передним родничком). Бытует мнение, что передним кшетрамом может считаться вся макушечная часть головы. Другим важным кшетрамом Сахасрары является бинду-висарга (или нижняя Сахасрара). Эта бинду (то есть «точка») находится там, где закручиваются волосы на затылке.

Иногда бинду-висаргу называют просто бинду, а иногда под бинду имеют в виду Звезду внутри Кутастхи. Это нижняя часть Сахасрары, которая часто рассматривается как отдельная чакра (см. рис. 15).

Помимо семи основных чакр, в общих чертах, описанных выше, существует множество меньших, расположенных по всему телу. Рассмотрение этих структур не входит в задачи данной книги: скорее всего, эта информация только сбила бы вас с толку и не принесла бы никакой духовной пользы.

Однако, поскольку путаница чаще всего возникает с чакрами, находящимися в области головы, я надеюсь, что следующие описания внесут некоторую ясность.

1. Точка, для простоты называемая Медуллой, находится в том месте, где голова сзади соединяется с шеей и обычно образуется ямка.

2. Бинду-висарга — точка, расположенная в затылочной части головы, где, как правило, закручиваются волосы. Кришнаиты, брея голову, оставляют на этом месте пучок волос. Эта зона имеет и другое название — задний родничок.

3. Брегма — точка в верхней части головы, где венечный шов черепа пересекается со стреловидным (сагиттальным). Она называется передним родничком.

4. Бхрумадхья — точка между бровей.

Примерное расписание занятий.

Техника Уровень 1 Уровень 2
Нахождение чакр при помощи книги 5 минут
Нахождение чакр без помощи книги - 1 минута
Нади-шодхана 3-12 циклов 3-12 циклов
Уджайи-пранаяма 6-12 циклов 6-12 циклов
Талабья-крийя 10 циклов 20 циклов
Концентрация 5-20 минут 5-20 минут
Минимальный период практики 1 неделя 1 неделя

 

 

Что дальше?

Теперь, когда вы нашли месторасположение чакр и узнали, как они называются и каким анатомическим точкам соответствуют, — желательно твердо усвоить данный материал, чтобы в дальнейшем к нему не возвращаться, — переходите к следующему уроку.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь