Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не вступил ли ты в связь с женщиной сомнительной репутации или, может быть, неподобающе обошелся с достойной женщиной? Или по дороге тебя одолел в битве равный или стоящий ниже тебя?



 

КОММЕНТАРИЙ: Из этого стиха явствует, что во времена Пандавов свободные контакты между мужчинами и женщинами допускались только при определенных условиях. Мужчины высших каст - брахманы и кшатрии могли принять женщину из общины вайшьев или шудр, но мужчина низшей касты не мог вступить в связь с женщиной высшей касты. Даже кшатрий не мог вступить в связь с женщиной касты брахманов. Жена брахмана считается одной из семи матерей (собственная мать, жена духовного учителя или просто учителя, жена брахмана, жена царя, корова, кормилица и земля). Такие связи между мужчинами и женщинами назывались уттама и адхама. Связь брахмана с женщиной-кшатрийкой - уттама, а связь кшатрия с женщиной-брахманкой - адхама, поэтому она осуждается. Никогда не следует отвергать женщину, обращающуюся к мужчине с просьбой вступить с ней в связь, но в то же время следует учитывать эти различия. К Бхиме обратилась Хидимби, принадлежавшая к сословию более низкому, чем шудры а Йайати отказался жениться на дочери Шукрачарйи, поскольку Шукрачарйа был брахманом. Вйасадеву, брахмана, пригласили зачать Панду и Дхритараштру. Сатйавати принадлежала к семье рыбаков, но Парашара, великий брахман, зачал в ее лоне Вйасадеву. Итак, есть много примеров, которые подтверждают существование подобных контактов с женщинами, но во всех этих случаях связь не была отвратительной, и ее последствия не были плохими. Связь между мужчиной и женщиной естественна, но в нее можно вступать в соответствии с регулирующими принципами, чтобы не подрывались священные основы общества и не возрастало число нежелательных, никчемных людей, приносящих миру одни беспокойства.

Для кшатрия позорно, если его победит тот, кто уступает ему в силе или даже равен ему. Если поражение неизбежно, то его лучше потерпеть от превосходящего по силе противника. Бхишмадева победил Арджуну, и только Господь Кришна выручил его в опасной ситуации. Но это поражение не было унизительным для Арджуны, поскольку Бхишмадева во всех отношениях превосходил его - был старше, сильнее и более уважаем. Но Карна был равным Арджуне, вот почему, сражаясь с Карной, Арджуна оказался в критическом положении. Арджуна осознавал это, и потому Карна был убит, хотя для этого даже пришлось прибегнуть к нечестному приему. Таковы занятия кшатриев, и Махараджа Йудхиштхира хотел узнать у своего брата, возвратившегося домой, не случилось ли с ним чего-то плохого.

 

 

Стих 43

 

अ प ि स ् व ि त ् प र ् य भ ु ङ ् क ् थ ा स ् त ् व ं स म ् भ ो ज ् य ा न ् व ृ द ् ध ब ा ल क ा न ् ।
ज ु ग ु प ् स ि त ं क र ् म क ि ञ ् च ि त ् क ृ त व ा न ् न य द क ् ष म म ् ॥ ४ ३ ॥

апи свит парйа-бхунктхас твам самбходжйан вриддха-балакан
джугупситам карма кинчит критаван на йад акшамам

 

апи свит - не случилось ли так, что; парйа - оставив; бхунктхах -отказавшись; твам - ты; самбходжйан - достойный того, чтобы с ним пообедать; вриддха - стариков; балакан - мальчиков; джугупситам - отвратительный; карма - поступок; кинчит - что-то; критаван - ты наверняка сделал; на - не; йат - то, что; акшамам - непростительное.

 



Может быть, ты не позаботился о стариках и детях, заслуживавших того, чтобы пообедать с тобой? Не бросил ли ты их и не обедал ли один? Не допустил ли ты какой-нибудь непростительной ошибки, совершив нечто, считающееся отвратительным?

 

КОММЕНТАРИЙ: Долг домохозяина - вначале накормить детей, пожилых членов семьи, брахманов и инвалидов. Кроме того, идеальный домохозяин, прежде чем приняться за еду, должен пригласить на обед любого голодного незнакомца. Выйдя на дорогуон должен трижды позвать в дом тех, кто голоден. Домохозяину непростительно пренебрегать этими предписанными обязанностями, особенно если дело касается стариков и детей.

 

 

Стих 44

 

क च ् च ि त ् प ् र े ष ् ठ त म े न ा थ ह ृ द य े न ा त ् म ब न ् ध ु न ा ।
श ू न ् य ो ऽ स ् म ि र ह ि त ो न ि त ् य ं म न ् य स े त े ऽ न ् य थ ा न र ु क ् ॥ ४ ४ ॥

каччит прештхатаменатха хридайенатма-бандхуна
шунйо 'сми рахито нитйам манйасе те 'нйатха на рук

каччит - неужели; прештха-тамена - самому дорогому; атха - брат Арджуна; хридайена - самый близкий; атма-бандхуна - твой друг Господь Кришна; шунйах - опустошенным; асми - я; рахитах - потерял; нитйам - навсегда; манйасе - ты думаешь; те - твой; анйатха - иначе; на - никогда; рук - расстройство ума.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь