Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О потомок Бхараты, первую эпоху второй половины жизни Брахмы также именуют Вараха-калпой, поскольку в эту калпу Личность Бога явилась в образе вепря.



 

КОММЕНТАРИЙ: Упоминание о разных эпохах - Брахма-калпе, Падма-калпе и Вараха-калпе - может сбить с толку неискушенного человека. Некоторые ученые считают, что все это - разные названия одной и той же эпохи. По мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти, Брахма-калпа, с которой начинается первая половина жизни Брахмы, носит название Падма-калпы. Нам же достаточно придерживаться текста «Шримад-Бхагаватам», из которого явствует, что текущая калпа относится ко второй половине жизни Брахмы.

 

 

Стих 38

क ा ल ो ऽ य ं द ् व ि प र ा र ् ध ा ख ् य ो न ि म े ष उ प च र ् य त े ।
अ व ् य ा क ृ त स ् य ा न न ् त स ् य ह ् य न ा द े र ् ज ग द ा त ् म न ः ॥ ३ ८ ॥

кало 'йам дви-парардхакхйо нимеша упачарйате
авйакритасйанантасйа хй анадер джагад-атманах

калах - вечное время; айам - это (в соответствии с продолжительностью жизни Брахмы); дви-парардха-акхйах - равная двум половинам жизни Брахмы; нимешах - долей секунды; упачарйате - измеряется; авйакритасйа - того, кто неизменен; анантасйа - беспредельного; хи - несомненно; анадех - того, у которого нет начала; джагат-атманах - души вселенной.

 

Общая продолжительность двух упомянутых выше половин жизни Брахмы равна одной нимеше [доле секунды] по шкале времени Верховной Личности Бога - Господа, который неизменен, беспределен и является причиной всех причин вселенной.

 

КОММЕНТАРИЙ: Великий мудрец Майтрея обстоятельно рассказал о различных системах исчисления времени, начиная с атомного времени и кончая сроком жизни Брахмы. Теперь он пытается дать нам некоторое представление о времени беспредельной Личности Бога. Он хочет показать, насколько беспредельно время Господа, сопоставляя его с жизнью Брахмы. По шкале времени Верховного Господа вся жизнь Брахмы укладывается в долю секунды. Об этом сказано также в «Брахма-самхите» (5.48):

дживанти лома-виладжа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, Верховной Личности Бога, причине всех причин, полной частью которого является Маха-Вишну. Все правители бесчисленных вселенных [Брахмы] существуют лишь в течение одного Его вздоха». Имперсоналисты не верят, что у Господа есть форма, и потому им чрезвычайно трудно поверить в то, что Господь может спать. Представления имперсоналистов являются следствием ограниченности их знаний. Они обо всем судят с точки зрения возможностей обыкновенного человека. По их мнению, бытие Всевышнего - это нечто прямо противоположное активному образу жизни человека: если у человека есть чувства, значит, у Всевышнего их быть не должно, если человек обладает формой, значит, Всевышний должен быть аморфным, и если человек спит, значит, Всевышний не должен спать. Однако «Шримад-Бхагаватам» не разделяет мнения имперсоналистов. В одном из предыдущих стихов было ясно сказано, что Верховный Господь покоится в йога-нидре. А раз Господь спит, то, значит, и дышит, и «Брахма- самхита» подтверждает, что за время одного Его вздоха рождается и умирает бесчисленное множество Брахм.

Утверждения «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-самхиты» ни в чем не противоречат друг другу. Вечное время не обрывается вместе с жизнью Брахмы. Время продолжает свой ход, но оно не властно над Верховной Личностью Бога, поскольку Господь Сам является повелителем времени. Время, бесспорно, существует и в духовном мире, однако все, что происходит там, не подчиняется его власти. Время беспредельно, как беспределен духовный мир, где все сущее имеет абсолютную природу.

 

 

Стих 39


क ा ल ो ऽ य ं प र म ा ण ् व ा द ि र ् द ् व ि प र ा र ् ध ा न ् त ई श ् व र ः ।
न ै व े श ि त ु ं प ् र भ ु र ् भ ू म ् न ई श ् व र ो ध ा म म ा न ि न ा म ् ॥ ३ ९ ॥

кало 'йам параманв-адир дви-парардханта ишварах
наивешитум прабхур бхумна ишваро дхама-манинам

калах - вечное время; айам - это; парама-ану - атома; адих - начиная с; дви-парардха - двумя сверхдолгими отрезками времени; антах - кончая; ишварах - повелитель; на - никогда не; эва - безусловно; ишитум - управлять; прабхух - способно; бхумнах - Всевышним; ишварах - повелитель; дхама-манинам - тех, кто отождествляет себя с телом.

 

Вечное время повелевает всем, начиная с атомов и кончая Брахмой, чья жизнь длится невообразимо долго, и тем не менее оно находится в подчинении у Всевышнего. Власть времени распространяется только на тех, кто отождествляет себя с материальным телом, даже если они обитают на Сатьялоке или других высших планетах вселенной.

 

 








Стих 40

व ि क ा र ै ः स ह ि त ो य ु क ् त ै र ् व ि श े ष ा द ि भ ि र ा व ृ त ः ।
आ ण ् ड क ो श ो ब ह ि र य ं प ञ ् च ा श त ् क ो ट ि व ि स ् त ृ त ः ॥ ४ ० ॥

викараих сахито йуктаир вишешадибхир авритах
андакошо бахир айам панчашат-коти-вистритах

викараих - трансформацией элементов; сахитах - вместе с; йуктаих - соединяясь таким образом; вишеша - проявления; адибхих - ими; авритах - покрыта; анда-кошах - вселенная; бахих - снаружи; айам - эта; панчашат - пятьдесят; коти - десять миллионов; вистритах - распространены.

 



Диаметр воспринимаемого чувствами материального мира составляет шесть миллиардов километров. Этот мир представляет собой соединение восьми материальных элементов, которые затем трансформируются в шестнадцать начал, находящихся, как описано ниже, внутри вселенной и за ее пределами.

 

КОММЕНТАРИЙ: Как уже говорилось, материальный мир представляет собой проявление шестнадцати начал и восьми материальных элементов. Аналитическим изучением материального мира занимается философия санкхьи. К шестнадцати началам относятся одиннадцать чувств и пять объектов чувств, а восемь грубых и тонких материальных элементов - это земля, вода, огонь, воздух, небо, ум, разум и эго. Соединяясь друг с другом, они распределяются по всей вселенной, диаметр которой равен шести миллиардам километров. Помимо нашей вселенной, существует бесконечное множество других вселенных, и некоторые из них по размерам значительно превосходят нашу. Все они, как описано ниже, сгруппированы вместе, и каждая покрыта оболочками из восьми материальных элементов.

 

 

Стих 41

द श ो त ् त र ा ध ि क ै र ् य त ् र प ् र व ि ष ् ट ः प र म ा ण ु व त ् ।
ल क ् ष ् य त े ऽ न ् त र ् ग त ा श ् च ा न ् य े क ो ट ि श ो ह ् य ण ् ड र ा श य ः ॥ ४ १ ॥

дашоттарадхикаир йатра правиштах парамануват
лакшйате 'нтар-гаташ чанйе котишо хй анда-рашайах

даша-уттара-адхикаих - в десять раз толще предыдущего; йатра - в который; правиштах - вошли; парама-ану-ват - подобно атомам; лакшйате - она (совокупность вселенных) кажется; антах-гатах - соединяются; ча - и; анйе - в другой; котишах - сцепленные; хи - для; анда-рашайах - гигантское скопление вселенных.

 



Каждый следующий слой материальных элементов, из которых состоит внешнее покрытие вселенной, в десять раз толще предыдущего, и все вселенные, сгруппированные вместе, похожи на огромное скопление атомов.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слои, образующие покрытие вселенной, также состоят из материальных элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира, - и при этом каждый следующий слой в десять раз толще предыдущего. Первый слой, который по толщине в десять раз превосходит диаметр вселенной, состоит из земли. Если диаметр вселенной составляет шесть миллиардов километров, то толщина слоя, состоящего из земли, равна шести миллиардам километров, умноженным на десять. Слой воды в десять раз толще слоя земли, слой огня в десять раз толще слоя воды, слой воздуха в десять раз толще слоя огня, слой эфира в десять раз толще слоя воздуха и т.д. Покрытая слоями материи, вселенная по сравнению с ними кажется атомом, а число таких вселенных неизвестно даже тому, кто знает, какова толщина этих оболочек вселенной.

 

 

Стих 42

त द ा ह ु र क ् ष र ं ब ् र ह ् म स र ् व क ा र ण क ा र ण म ् ।
व ि ष ् ण ो र ् ध ा म प र ं स ा क ् ष ा त ् प ु र ु ष स ् य म ह ा त ् म न ः ॥ ४ २ ॥

тад ахур акшарам брахма сарва-карана-каранам
вишнор дхама парам сакшат пурушасйа махатманах

тат - та; ахух - говорится; акшарам - непогрешимый; брахма - верховный; сарва-карана - всех причин; каранам - высшая причина; вишнох дхама - духовная обитель Вишну; парам - высшая; сакшат - несомненно; пурушасйа - воплощения Господа в образе пуруши; махат-манах - Маха-Вишну.

 



Вот почему Верховную Личность Бога, Шри Кришну, называют изначальной причиной всех причин. Итак, духовная обитель Вишну вечна, в этом не может быть никаких сомнений, и она также является обителью Маха-Вишну, источника всего сущего.

 

КОММЕНТАРИЙ: Господь Маха-Вишну, который возлежит на водах Причинного океана, погруженный в йога-нидру, и Своим дыханием создает бесчисленные вселенные, появляется в махат-таттве лишь на время, чтобы создать эфемерные материальные вселенные. Маха-Вишну является одной из полных частей Господа Шри Кришны, и потому, несмотря на то что Он не отличен от Господа Кришны, Его формальное присутствие в качестве воплощения Господа в материальном мире носит временный характер. На самом деле изначальной формой Личности Бога является сварупа Господа, или Его истинная форма, в которой Он вечно пребывает в мире Вайкунтхи (на Вишнулоке). Употребленное здесь слово махат-манах относится к Маха-Вишну, а изначальной формой Маха-Вишну является Господь Кришна, которого называют парамой, что подтверждает «Брахма-самхита» (5.1):

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

«Верховный Господь - это Кришна, изначальная Личность Бога, которого называют Говиндой. Его тело вечно, исполнено блаженства и знания, а Сам Он является изначальной причиной всех причин».

 

Шримад-бхагаватам

Песнь Третья

Глава Двенадцатая


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь