Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет №14. Слог как артикуляционно-акустическая единица, виды слогов.
Слог является минимальной естественной единицей произнесения звуков речи: произнося слова, говорящие делят их не на отдельные звуки речи, а на слоги. Слог — артикуляционное и акустическое единство. Существует несколько теорий слога, среди которых наиболее распространены две — сонорная и мускульная. По сонорной теории, слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным; по способности к слогообразованию звуки речи делятся на разные степени звучности (называются по мере убывания звучности) — гласные, сонорные согласные, звонкие согласные, глухие согласные, щелевые и взрывные. По теории мускульного напряжения слог представляет собой единство подъема напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога. Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия полости рта. С этой точки зрения все слоги делятся на открытые и закрытые. Открытым слогом называется слог, произносимый при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога. Чаще всего слогообразующим оказывается гласный: ве -ра, Ве-ро-ни -ка. Напротив, закрытый слог образуется при закрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога, после чего идет падение напряжения и сонорности: альт, ар, ад [т ], ас. Наряду с закрытыми слогами существуют прикрыто- закрытые слоги: дом, плот. Наряду с однослоговыми словами существуют многослоговые, например: берег, винегрет, эффективный. Многослоговые слова очень часто оказываются многоморфемными. Деление на морфемы и на слоги может не совпадать. Так, существительное вода состоит из двух морфем (вод -а ) и двух слогов (во -да); морфемное и слоговое деление различны. В отличие от языков, в которых деление на слоги и на морфемы различно, существуют языки, где количество морфем и слогов в слове обычно совпадает, причем среди корней преобладают однослоговые. Такие языки называют однослоговыми, или моносиллабическими. К моносиллабическим языкам относятся, например, китайский, тибетский, тайский. Билет №15. Ударение и его виды. Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое; по акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное). Монотоническое ударение характеризуется изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение обычно для большинства языков; возможности варьирования основной акцентной единицы невелики. Экспираторное ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным; при динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном— длительностью. Очень часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью; показательно в этом отношении восприятие русского ударения носителями языков, где имеются долгие гласные и ифтонги; якут, например, русское ударение воспринимают как долготу гласного, заменяя ударный гласный долгим гласным или дифтонгом: лампа — лаампа, мох — муох. Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Политоническое ударение было в древнегреческом; имеется в китайском языке; в нем многие однокоренные слова отличаются движением слогового тона: ма (с ровным тоном )—мать, ма (с восходящим тоном ) — конопля, ма(с нисходяще - восходящим тоном ) —лошадь, ма (с нисходящим тоном ) — ругать. Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): Ленинград, железобетон, северо -восточный. В русском языке в сложных словах главное ударение падает на вторую, последнюю основу. По месту ударения в слове различают ударение постоянное (связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка; например, на первом слоге ударение сохраняется в чешском, латышском, венгерском языках; на последний слог ударение падает во французском и большинстве тюркских языков (в частности, в якутском). При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение, тогда как для языка в целом и его парадигм ударение оказывается разноместным и подвижным, почему и называется свободным. Оно способствует (подобно фонеме) различению слов и их форм, ср.: за´ мок, но замо´ к; воды´ (род. п. ед. ч.), но во´ ды (им.- вин. п. мн. ч.). Свободным ударением обладает русский язык. В нем ударение может падать на первый, второй, третий, предпоследний, последний слоги слова: липа, радоваться, молочный, бережливый. Ударение, будучи исторически закрепленным за конкретным словом, часто сохраняется и при его изменении: рак, рака, раку. Наряду с фиксированным ударением в русском языке имеются слова, при словообразовании, склонении или спряжении которых происходит передвижение ударения. Например, существительные мужского рода в современном литературном русском языке при склонении и образовании прилагательных могут сохранять ударение на основе (рак — раку — раком, раковый ), могут и менять его: стол - столу – столом- столовый. Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы. Логическое ( или смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы. Фразовое ударение связано с интонацией, является ее компонентом. Такт — это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке. В большинстве языков знаменательные слова, особенно имена существительные, образуют особый такт, так как имеют свое словесное и фразовое ударение.
Билет №16. Интонация, ее элементы и назначение. Как понятие тембра было основным при акустической характеристике звука, так и понятие интонация оказывается существенным при характеристике фразы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи. Элементами интонации являются: 1) мелодика речи, 2) ударение, 3) паузы, 4) темп речи, 5) тембр голоса. Ведущие элементы интонации — это мелодика и ударение; на них базируются интонационные единицы — интонема и синтагма (такт ). Мелодика речи — движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели — интонемы (интонационной конструкции). В недалеком прошлом мелодика изображалась при помощи нот. Сейчас используется графическая кривая, которая изображает движение (вогнутость или выпуклость) и начало и конец движения тона. График в форме координат измеряет по вертикали высоту основного тона в герцах, а по горизонтали —время; сплошной линией част показывается движение основного тона при произнесении только гласных. Мелодика вопросительной фразы «Это факты? » характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос. Имеют свою интонему повествовательная и восклицательная фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций. Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойственны тому или иному языку. Количество интонем ограничено. Интонация не только способствуетвыражению логико -грамматической структуры предложения, но и выражает смысл высказывания и эмоции говорящего. Синтагма создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции—фонетическую и семантическую. Фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы