Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Алфавит, графика, орфография. Происхождение буквенного письма.



Почти 75% современного населения Земли пользуется буквен-но-звуковым письмом, которое сейчас образует четыре наиболее распространенные семьи алфавитов — латинскую (30%), славяно-кирилловскую (10%), арабскую (10%) и индийскую (20%). Образование современных графических семей алфавитов является результатом исторического развития народов, их письменности. Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их проис-хождению. Например, славянские языки используют кириллицу  и латиницу, арабским алфавитом пользуются как семитские, так и другие народы, например персы (индоевропейцы) и турки. Алфавит — это совокупность букв какого-либо фоногра-фического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово алфавит образовано от названий двух первых букв греческого алфавита: 'аХфа (альфа) и (if)TGt (бета, или, по другому произношению, вита); аналогично образовано слово азбука (аз+буки).

Попытки создать буквенно-звуковое письмо и алфавит отме-чены у многих народов, особенно Восточного Средиземноморья. Однако происхождение алфавита уходит своими корнями прежде всего в такие древние страны, как Египет, Финикия, Греция. Консонантно-звуковое письмо возникло во  второй половине II тысячелетия, вокализованное звуковое письмо появилось в начале I тысячелетия до н. э. Возникают четыре основные ветви восточного письма — еврейская, сирийская, иранская и арабская. Развитие этих ветвей связано с распространением четырех религий Переднего Востока—иудаизма (еврейское письмо), восточного христианства (сирийское письмо), зороастризма (иранское письмо) и мусульманства (арабское письмо). После завоевания арабами в VII в. н. э. Передней Азии арабское письмо стало широко распространяться, вытесняя другие виды восточных алфавитов. Из западного письма наиболее известны греческий алфавит, латиница, кириллица. Греческий алфавит. Греки сначала пользовались консо-нантным письмом. В VIII—VII вв. до н. э. встречаются вокально-звуковые надписи. В 403 г. до н. э. при архонте Евклиде вводится в Афинах классический греческий алфавит. Классический греческий алфавит состоял из 24 букв; 17 букв обозначали согласные и 7 — гласные. Значительный вклад греков в становление алфавита состоял прежде всего в том, что были введены буквы для обозначения гласных: а, е, т), i, v, о, ш. Второе изменение касалось направления письма: греки стали писать не справа налево, как писали египтяне и финикийцы, а слева направо. В связи с изменением направления письма были перевернуты и буквы. Например: -^ (гимель) — Г (гамма), j-^^ (мен) —Ц (мю), *Р 

(реш) — Р (ро) и т. п. Дальнейшее усовершенствование алфавитного состава грече-ского письма проходило в эллинистический (IV—I вв. до н. э.), римский (I в. до н. э.— IV в. н. э.) и византийский периоды (IV—V вв. н. э.), когда развились скорописные почерки (что стало возможно благодаря использованию мягких материалов — папируса и пергамента) и были созданы диакритические знаки: 'сйфа, pfjxa, ёта, QCO и т. п. В византийский период оформились два начертания букв — прописное (маюскульное) и строчное (минускульное). На основе западногреческого письма возник ла-тинский (римский) алфавит — латиница, а на основе восточно-греческого (византийского) письма — славянский алфавит кирил-лица (см. табл. на с. 148—149), а также армянский и грузинский алфавиты. Латиница и алфавиты на латинской основе. Латины, к которым принадлежали и римляне, образовали город Рим -(легендар-ной датой его основания считается 753 г. до н. э.), объединили племена в один народ (populus Romanus), во главе которого стояли народное собрание и сенат. Развитие общего хозяйства и государства потребовало упорядоченного письма. На возникновение латино-римского письма оказала влияние письменность северных соседей — этрусков и особенно южных соседей — грече-ских колонистов. Классический латинский алфавит включал 23 буквы; различное начертание и и v, i и j, а также строчное написа-ние букв появилось в средние века; буквы k, и, г встречались в словах греческого происхождения; буква q употреблялась только с буквой и, читалось как [kv]: quadratum— квадрат. Латинский язык получил в Западной Европе широкое распро-странение. Решающее значение для распространения единого письма имело появление в XIV в. бумаги и изобретение книго-печатания; в 1441 г. И. Гутенберг напечатал книгу с наборных литер; в ближайшие годы тем же шрифтом было напечатано несколько изданий “донатов” (краткой латинской грамматики Элия Доната). Латинский алфавит оказал огромное влияние на формирование письма народов Западной Европы. Сейчас насчи-тывается более 70 алфавитов на латинской основе: свыше 30 евро-пейских, 20 азиатских и около 20 африканских. Алфавиты, возникшие на латинской основе, почти полностью сохраняют состав букв классического латинско-римского письма; было добавлено лишь две буквы — j к w (первая возникла из /, а вторая — как удвоение буквы и); буква v употреблялась в начале слова (в середине слова использовалась буква и), причем в конце средневековья за начертанием v закрепилось звуковое значение [в], а за и — звуковое значение [у]. Поскольку звуков было значительно больше, чем латинских букв, то появилась необходимость в усовершенствовании латин-ского алфавита. Оно было осуществлено путем введения диа-критик (диакритических знаков) и лигатур. Диакритики использовались для уточнения или изменения звукового значения латинских букв; особенно много диакритизированных букв в чешском и португальском алфавитах. Диакритизированными бук-вами чешского алфавита, например, являются: с (обозначает [ч], ср. с [ц]), d', D (обозначает мягкое [д']), ё (соответствует русской букве е, тогда как j; — э), h (мягкое [н']), г (обозначает особый согласный [рж']; fee [рж'эч'] —речь), s ([ш]; ср. s [с]), V, 7" (обозначает мягкое [т']), й (обозначает долгое [у], возникшее из [б]: vuz — воз), z ([ж], ср. г[ з]); кроме того, используется знак акута (по-чешски carka) для обозначения долгих гласных: а, ё, I, 6, й, у. Французский алфавит не имеет диакритизированных букв, хотя диакритики употребляются очень часто, например: accent aiguставится над буквой е для обозначения [е] (ete), accent grave ставится над буквой е для обозначения [е] и различения значений слов (mere, la — там, тут, туда; ср. la — артикль и местоимение), apostrophe обозначает выпадение звука в однослоговом слове (I'heure, d'une malson, c'est). Лигатурой называют букву, составленную из двух или более букв: ст.-ел. Ш = Ш + Т. Многобуквенные сочетания ис-пользуются для передачи согласных звуков, обозначаемых, на-пример, русскими буквами: х, ч, ш, щ; ср. польск. ch, cz, sz, szcz, фр. и англ. kh, tch, ch (sh), stch (sch), нем. ch, tsch, sch, schtsch. Использование различных способов обозначения звуков приводит к расхождению между буквой и звуком, причем иногда очень значительному. По подсчетам французского языковеда М. Коэна, варианты французских звуков [а], [о] и [е] передаются 143 на-писаниями; в английском письме применяется до 658 графических комбинаций. Конечно, это усложняет письмо, делает его трудным для усвоения. Кириллица и алфавиты на кирилловской основе. Славянский алфавит возник в конце IX — начале X в., причем было создано две азбуки — глаголица и кириллица. Создание азбук связано с именем братьев Кирилла и Мефодия. Кириллица является творческой переработкой византийского алфавита — греческого уставного письма VII—VIII вв.; из 43 букв 19, т. е. 45%, было  включено в азбуку для обозначения звуков старославянского языка; однако были введены и дополнительные буквы: буки, живете, зело, цы, червь, ша, шта, ер, еры, ерь, ять, юсы (два), а также йотированные а, у, э, юсы и лигатура ук. Буквы омега, фита, пси, кси, ы-десятеричное и ижица использовались как цифровые знаки, а также в заимствованных (византийских) словах. Кириллица получила распространение у южных (болгар, сер-бов, македонцев) и восточных славян. После Великой Октябрьской  социалистической революции в нашей стране развертывается невиданное культурное строитель-ство, реформируются старые и создаются новые алфавиты. 50 алфавитов было создано впервые. В алфавитах, созданных в СССР на кирилловской основе, применяется, кроме 33 букв русского алфавита, 64 дополнительных и акцентированных букв. Общий принцип алфавитной политики состоит в том, что близкие звуки передаются одинаковыми буквами, так что одна и та же буква имеет близкое звуковое значение; для специфических звуков создаются особые буквы или их варианты.

Алфавит лежит в основе буквенно-звукового письма: буквы об-означают звуки языка, его фонемы. Однако совпадение звуков и букв является неполным; имеется много   расхождений между звуком и буквой, что и вызывает появление правил чтении ( графических правил) и правил написания слов ( орфографических правил). В алфавите буквы получают звуковое значение каждая в отдельности, в графике — в сочетаниях букв, в орфографии — в составе слов. Например: фонема (б) в русской азбуке обозначается буквой Б (б), в чешском алфавите й (см. в качестве примера: {Lj^k сапог, ботинок), в армянском р (см. в качестве примера: р ил Н [бан] — вещь), в грузинском — буквой \ ( ^ ci j \< \ [бавшви] —дитя), в деванагари — буквой ё% (см. санскр. Ч" сТ [бала] — мужество). Звуковое значение буквы б в сочетании с другими буквами (в составе слога и слова) бывает различным:  она обозначает звуки [б], [б'], [п], [п'] ср.: был, бил [б'ил], лоб [лоп].

 

Графика. В теории письма графикой называют буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка. Графика изучает соотношение букв и звуков языка. Связь между буквой и звуком создается исторически, причем звуковое значение букв, как и их начертание, весьма различно в разных языках, обладающих разными графическими системами. Самым простым случаем являются написания слов, где сохраня-ются алфавитные значения букв, так как буква и звук совпадают, например: дом [дом], моль [мол']. Напротив, такие написания, как вода и сделать, не отражают произношения [влда] и [зд'элът'], и подобных написаний больше, чем написаний, совпадающих с произношением. Степень устойчивости чтения одной и той же буквы неодина-кова в разных языках: она большая, например, в русском и немецком, чем во французском и особенно английском языках. Сравним для наглядности написание и произношение следующих английских и русских слов: actor ['aektaj — актёр [лкт'ор], final ['f ainl]_— финал [ф'инал] и финальный [ф'инал'ныи], radio ['reidiou] — радио [рад'ил], table ['teibl] — стол [стол]. Несовпадение буквы и звука, как видно из приведенных примеров, возникает потому, что одна и та же буква читается по-разному, имеет несколько фонетических значений. Так, английская буква а произносится то как [эе], то как [ei]; произносится эта буква так же как [а: ] (саг [ка: ] — вагон, автомобиль) и как [еэ] (саге [кеэ] —забота). Русская буква о произносится в разных фонетических условиях различно: [о] (дом), л [влда], [ъ] [въдлвос], [гбрът]. Определяя соотношение буквы и звука, можно идти не только от буквы к звуку, но и от звука к букве, устанавливая графическое обозначение той или иной фонемы.Так, русская фонема < з> обозначается буквами [з] и [с] (избить, сдать), произносится з тоже двояко: коза, коз [с]. Различное обозначение одной и той же фонемы и фонетическая многозначность многих букв объясняются слоговым принципом графики. Слоговой (буквосочетательный) прин-цип графики заключается в том, что чтение буквы определяется ее сочетанием с другими буквами. Так, русская буква с читается различно в словах сын, синь, сшить: [с], [с'], [ш']; французская буква с читается то как [к] (carte — карта, сremeе — крем), то как [с'] (cercle — круг, cirque — цирк, cycle — цикл). Слоговым принципом русской графики объясняется правило чтения букв я, ю, е, ё. В начале слова и слога (т. е. после гласных и разделительных букв ъ, ь) эти буквы обозначают два звука: [j] и гласный [а], [у], [э], [о]; после согласного они обозначают мягкость согласного и соответствующий гласный: яма [jамъ], моя [Mлja], мямля [м'амл'ь], юг [jук], мою [MAjy], люк [л'ук], ель [jэл'], поездить [плjэз'д'ит'], лес [л'эс], ёлка j'олкъ], моё [MЛJ'O], лёд [л'от]. Слоговой принцип русской графики предполагает не буквен-ное, а слоговое обучение грамоте. Сейчас дети учатся читать по слогам, а не по буквам: ма-ма (а не [эм] + [а] + [эм] + [а] — мама). Правила графики не всегда обеспечивают правильное чтение и правильное написание. Графически правильно написание овация, но читать это слово следует [лвацьць]. Отступления от слогового принципа графики вызваны правилами орфоэпии и орфографии; более того, наряду с закономерным написанием цыган, куцый мы пишем цирк, овация.

Орфография и ее основные принципы. Орфография буквально означает 'правописание'. Орфография — это собрание правил для нормативного написания слов и их частей; орфография, кроме написания букв, устанавливает также слитное, раздельное и полуслитное (дефисное) написание слов, правила переноса и сокращения слов. В широком смысле правописание охватывает также правила употребления знаков препинания, т. е. пунктуацию. Орфографические и пунктуационные правила имеют много общего в разных языках; есть, однако, и отличия; ср., например, двойную постановку восклицательного и вопросительного знаков в испанском языке: i Que es esto? (Что это такое? ). Основной частью орфографии являются правила передачи звуков речи буквами в составе слов и морфем. Эти правила опираются на принципы орфографии — фонетический, м о р ф о логический, исторический, идеографический и принцип иноязычных слов. Основными принципами орфографии являются фонетический и морфологический. Фонетический принцип письма опирается на графи-ку и орфоэпию звука. Он заключается в том, что слова пишутся по их произношению. Так, на графической основе, по произношению мы пишем такие слова, как том, пар, пир, день, семья, лук, безвольный, бескрылый, разыграть^, крапива (ср. укроп), гуманизм. Из славянских орфографических систем, пользующихся кирилловской графикой, фонетический принцип более всего распространен в белорусской и сербскохорватской орфографии. Например, в белорусской орфографии отражается произношение безударных гласных, т. е. аканье и яканье: вада, карова, горад, галава, стол — сталы, лес — лясы, вясна — вёсны, бяроза. Фонетический принцип применяется чаще в начальный период создания буквенно-звукового письма, его графической основы. По мере исторического изменения звукового строя, появления произ-водных и заимствованных слов фонетический принцип уступает морфологическому, который в большинстве флективных языков, в том числе в русском, становится ведущим. Морфологический принцип орфографии заключа-ется в единообразном написании одной и той же морфемы, как бы при этом ни изменялось ее произношение. Такие написания, как дом, домик, мир, мирный и т. п., являются морфолого-фонетическими, так как отражают одновременно и произношение слова, и его морфемный состав. Такие написания в теории орфо-графии называются о п о р н ы м и; их, по подсчетам А. Н. Гвозде-ва, в русском языке 71, 4%2.Большинство других написаний проверяется косвенно, при по-мощи  изменения слова и выяснения основного варианта фонемы. Мы произносим [зуп], но пишем зуб потому, что в сильной пози-ции, в основном варианте корень сохраняет [б]: зубы, зубной; мы говорим [гъллва], но пишем голова потому, что оба гласные корня, оказываясь под ударением, произносятся как [о]: [голъ-вы], [б'ьзгллбвыи]. Морфологический принцип яснее проявляется при написании префиксов, суффиксов и флексий. Мы пишем сбить (произношение [зб'ит']) потому, что есть срезать [ср'эзът'], пишем подписать потому, что есть подпись; флексию -ом в делом пишем потому, что есть форма добром, где ударение падает на окончание; овражек пишем с беглым е (ср. овражка), тогда как столик не имеет беглого е (ср. столика).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь