Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение буквенного письма.



Сравнительно со звуковой речью письмо является дополнительным средством общения. Письмо возникло из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма — это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества раз-вивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, _ возникали новые виды письма, расширялись его функции. Значение письма в истории общества. Возникновение и существование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство 'и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его. Возможность передачи сообщения на расстояния способст-вовала тому, что каждое крупное политическое, культурное и научное явление, возникнув в одной точке, становилось достоянием всего народа. Объединяющая роль языка в этих условиях значительно повышалась; большее значение стали играть единые административно-хозяйственные документы, художественная и научная литература. Велика роль письма для развития научного мышления. Будучи зафиксированными в формулировках, научные положения становятся доступными для всех желающих. Возникшая на базе буквенного письма научная символика играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства. Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длительного совершенствования первоначально созданного. Первоначальными средствами удержания в памяти были пред -меты природы. Сюда относятся охотничьи предупредительные знаки и символика самих предметов, умение читать по следам: “... На второй день утром Дерсу действительно нас догнал. По следам он узнал все, что произошло у нас в отряде: он видел места наших привалов, видел, что мы долго стояли на одном месте — именно там, где тропа вдруг сразу оборвалась, видел, что я посылал людей в разные стороны искать дорогу. Здесь один из стрелков переобувался. Из того, что на земле валялся кусочек тряпки с кровью и клочком ваты, он заключил, что кто-то натер ногу и т. д.” Некоторые предметы начинают выступать как символы. Широко известно, что символом мира  являлась трубка, которую поочередно курили представители враждующих племен. Символом дружбы и знаком добросердечного приветствия у славянских племен было и сохраняется у современных народов поднесение гостю хлеба и соли. Геродот рассказывал, что скифы отправили персам лягушку, мышь, птицу и пять стрел. Это.“предметное” послание читалось: “Если вы, персы, не умеете летать в небесах, как птица, скакать по болотам, как лягушка, и прятаться под землей, как  мышь, вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами”. Пиктография. Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была пиктография, т. е. картинное письмо. Пиктограммы — единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой истории. Классическим примером пиктографического письма может слу-жить прошение семи индейских племен, поданное в январе 1849 г. президенту США (см. рис..на с. 274). Племена представлены их тотемами — племенными названиями: журавль, три куницы, медведь, морской человек и морской кот. Впереди — предводитель журавлиного племени. Небольшая черточка от глаз главы делегации вперед обращена к президенту, а линия, идущая от глаз назад к озерам, указывает на предмет просьбы. Племена просят разрешить им переселиться с верхнего озера (оно изображено в виде длинной голубой линии, над которой помещены все фигуры) на нижние озера, которые изображены внизу. Чтобы показать, что между племенами в этом вопросе полное единодушие и все они смотрят на это дело точно так же, как глава делегации, глаза и сердца всех шести фигур соединены с глазами и сердцем журавля. Пиктографическое письмо еще сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображенных лиц, предметов, явлений. Следовательно, пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение.

Идеография. Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится идеограммой, а пиктография — идеографией. Она возникает тогда, когда возникают государства, нуждающиеся в письме для управления и учета государственного и храмового хозяйства, для записей законов и культовых текстов. Древнейшими идеографическими системами письма являются египетская, шумерская, китайская, ацтекская, майя. Так, в египетском иероглифическом письме и шумерской клинописи понятие горы передавалось схематическим изображением двух гор, между  которыми пролегает долина или ущелье, понятие воды — волнистой линией, напоминающей изображение волн; понятие солнца — в шумерском (как и китайском) письме изображалось кружком с точкой. Возник-новение идеограммы из пиктограммы прослеживается на древнейших и поздних идеограммах китайского письма; особенно это ясно на иероглифах: солнце, гора, собака, рыба, глаз.

В полных словарях китайского языка насчитывается более 40 тыс. иероглифов, в современных текстах — от 2 до 5 тыс. Обучение китайской грамоте требует много усилий и времени. Идеографический принцип письма получил широкое применение при записи счета и алгебраических понятий, что и привело к созданию цифр и научной символики (алгебраической, химической, логической и т. п.). Древнейшие цифры появились в Вавилонии и Египте. При возникновении алфавитов цифры обозначались буквами; например, буква альфа (аз) в древности обозначала цифру 1. В настоящее время более распространенными цифровыми системами являются арабская и римская, причем написание цифр более или менее унифицировано: 1986=MCMLXXXVI. Арабские цифры возникли в Индии, в Европу они были занесены арабами (отсюда их вторичное название).

25 билет. Орфография, её основные принципы.

О р ф о г р а ф и я буквально означает 'правописание'. Орфография — это собрание правил для нормативного написания слов и их частей; орфография, кроме написания букв, устанавливает также слитное, раздельное и полуслитное (дефисное) написание слов, правила переноса и сокращения слов. В широком смысле правописание охватывает также правила употребления знаков препинания, т. е. пунктуацию.

Орфографические и пунктуационные правила имеют много общего в разных языках; есть, однако, и отличия;  ср., например, двойнуюпостановку восклицательного и вопросительного знаков в испанском языке: i Que es esto? (Что это такое? ). Основной частью орфографии являются правила передачи звуков речи буквами в составе слов и морфем. Эти правила опираются на принципы орфографии — ф о н е т и ч е с к и й, м о р ф ол о г и ч е с к и й, и с т о р и ч е с к и й, и д е о г р а ф и ч е с к и й и п р и н ц и п и н о я з ы ч н ы х с л о в. Основными принципами орфографии являются фонетический и морфологический.

Ф о н е т и ч е с к и й п р и н ц и п письма опирается на графику и орфоэпию звука. Он заключается в том, что слова пишутся по их произношению. Так, на графической основе, по произношению мы пишем такие слова, как том, пар, пир, день, семья, лук, безвольный, бескрылый, разыграть^, крапива (ср. укроп), гуманизм. Из славянских орфографических систем, пользующихся кирилловской графикой, фонетический принцип более всего распространен в белорусской и сербскохорватской орфографии. Например, в белорусской орфографии отражается произношение безударных гласных, т. е. аканье и яканье: вада, карова, горад, галава, стол — сталы, лес — лясы, вясна — вёсны, бяроза. Фонетический принцип применяется чаще в начальный период создания буквенно-звукового письма, его графической основы. По мере исторического изменения звукового строя, появления производных и заимствованных слов фонетический принцип уступает морфологическому, который в большинстве флективных языков, в том числе в русском, становится ведущим.

М о р ф о л о г и ч е с к и й п р и н ц и п орфографии заключается в единообразном написании одной и той же морфемы, как бы при этом ни изменялось ее произношение. Такие написания, как дом, домик, мир, мирный и т. п., являются морфолого-фонетическими, так как отражают одновременно и произношение слова, и его морфемный состав. Такие написания в теории орфографии называются о п о р н ы м и; их, по подсчетам А. Н. Гвоздева, в русском языке 71, 4%

2. Большинство других написаний проверяется косвенно, при помощи изменения слова и выяснения основного варианта фонемы. Мы произносим [зуп], но пишем зуб потому, что в сильной позиции, в основном варианте корень сохраняет [б]: зубы, зубной; мы говорим [гълъва], но пишем голова потому, что оба гласные корня, оказываясь под ударением, произносятся как [о]: [голъ-вы], [б'ьзгаловыи]. Морфологический принцип яснее проявляется при написании префиксов, суффиксов и флексий. Мы пишем сбить (произношение [зб'ит']) потому, что есть срезать [ср'эзът'], пишем подписать потому, что есть подпись; флексию -ом в делом пишем потому, что есть форма добром, где ударение падает на окончание; овражек пишем с беглым е (ср. овражка), тогда как столик не имеет беглого е (ср. столика).

Это правило не распространяется на сложносокращенные (горисполком,

пединститут) и некоторые другие слова (межинститутский, сверхинтересный).

Морфологический принцип охватывает не только мотивированные, но и немотивированные орфограммы, характерные для написания корней. Сюда относятся, например, написания слов с непроверяемыми гласными о (вокзал, дорога, команда, корзина, ноябрь, олень, товар, фонарь и др.), а (багаж, вагон, кабинет, карета, лаборатория, манера, палата, асфальт и др.), е (инженер, интеллигенция, кефир, ревизор и др.), я (запятая, мятеж, месяц, заяц), и (горизонт, зигзаг, институт, идея). Морфологический принцип допускает вариантное написание морфем, вызванное историко-морфологическими чередованиями: друг — дружба — друзья, рука — ручной, ухо — ушко, осветить— свечу — освещение, купить — куплю, веду — вести — вел и т. д.

Например, написание дружба является фонетико-морфологическим, а друг — морфологическим; единство корня друг-/ друж- доказывается общностью значения и регулярностью чередования г Ð | ж. Вариантные написания морфем и фонетически непроверяемые морфемы могут быть объяснены исторически. Поэтому их относят к написаниям историческим.

И с т о р и к о - т р а д и ц и о н н ы й п р и н ц и п орфографии состоит в том, что сохраняются такие написания, которые утратили свою мотивированность. Так, в дневнерусском, как и в старославянском языке, фонемы < z'), (s'>, (с') были мягкими, поэтому после них писали буквы и и ь: жизнь, ширь, читать, рожь, мышь, ночь и т. п. Звук [ч'] в современном языке сохраняет мягкость, и написания чи, чь имеют некоторое графическое оправдание (оно было бы полным, если бы была твердая пара, как, например, у л: пыл и пыль). Звуки [ж] и [ш] отвердели, и сейчас написания жи, ши являются историческими, традиционными, консервативными. Написания жь, шь, чь, щь получили морфологическое переосмысление: мягкий знак ь служит сигналом существительных женского рода 3-го склонения (им.-вин. п. ед. ч.): пыль, ночь, мощь, мышь, рожь.Историко-традиционные написания встречаются во многих орфографиях, но особенно велика роль исторического принципа в английской орфографии, где сохраняются написания времен Чосера, т. е. XIV в. Примером исторического написания могут служить слова типа night. В древнеанглийский период слово night произносилось [ni: h't] и писалось niht; в среднеанглийский период была введена лигатура gh для обозначения согласного, причем предшествующий гласный удлинялся, так что написание night произносилось [ni: ht]; когда в начале новоанглийского периода долгий гласный [к] перешел в дифтонг, а согласный перестал произноситься (стал “немым”), установилась ассоциация дифтонга [ai] и лигатуры igh: night [nait] — ночь, right [rait] — правый, tight [lait] — свет и т. п.

И д е о г р а ф и ч е с к и й (или с и м в о л и ч е с к и й ) принцип орфографии отличается от других тем, что он опирается на смысловое различие схожих написаний, например: компания и кампания, ожог и ожег, плач и плачь, надежда и Надежда. Символический смысл имеет употребление прописных букв. В русской орфографии с прописной буквы пишется имя собственное (Любовь, Иванов, Ленинград, Ренессанс, Советский Союз), первое слово предложения и в торжественном контексте имена нарицательные: Родина, Человек. В немецкой орфографии с прописной буквы пишутся, помимо этого, все имена существительные, что отличает их на письме от глаголов и прилагательных, например: das Gut — имущество, gut — хороший, das Sein — бытие, sein — быть.

В орфографии применяется также п р и н ц и п н а п и с а н и я з а и м с т в о в а н н ы х с л о в, отражающих иноязычные правила графики и орфографии. Так, например, в русской орфографии имеются особые правила обозначения йота в заимствованных словах: в начале слова и слога [j] перед  [э] и [о] обозначается буквой й и лигатурой ьо (йеменский, йод, Нью-Йорк, майор, район, фойе, майонез, батальон, почтальон и т. п.). Принцип заимствованных слов играет большую роль при написании заимствованных географических названий и собственных имен.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь