Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Марксистская теория происхождения языка, её основные положения, достоинства и недостатки.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Марксистское учение о происхождении языка опирается на достижения наук прошлого и данные современных наук. Методологическое значение имеют работы Ф. Энгельса «Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Принципиальное значение в марксистском учении о происхождении языка имеют следующие положения: 1. Возникновение человека, общества и языка – очень длительный процесс эволюции живой природы, причем возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ: человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле. Сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека.
Признание длительности процесса возникновения языка и многофакторности этого развития – таково первое принципиальное положение марксистского учения о происхождении языка. 2. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производственная деятельность, которая может быть только в обществе. Язык возникает как средство общения и средство выражения и передачи мысли. Коммуникативная сущность языка обусловлена именно тем, что язык возникает в обществе, в процессе производственной деятельности. Совместная деятельность приводит к тому, что люди начинают совместно овладевать предметами природы и созданными орудиями труда, которые получают наименования. 3. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение ее не только в связи с происхождением человека и общества, но и сознания, т. е. понимания человеком своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношении предметов внешнего мира между собой. Сознание, как и язык, возникает только в обществе, когда в процессе общественно-производственной деятельности человек постоянно открывает новые свойства предметов природы, давая им то или иное название. Язык закрепляет эти достижения абстрагирующей деятельности человека, оказывая тем самым влияние на развитие сознания. Звуковой комплекс, становясь таким же общественным достоянием, как камень или собака, превращается в слово. Его признаками становятся: 1) обозначение какой-то общественной потребности; 2) называние общего представления; 3) постоянное соединение в сознании звукового комплекса и его значения. 4. Марксистская наука, признавая происхождение человека из животного мира, не может отрицать важности эволюции биологической основы речевой и мыслительной деятельности, т. е. мозга и речевого аппарата, органов слуха и зрения. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата. Постоянное прямохождение, выпрямление стана и головы переместило лицевой отдел черепа под мозговой. Это способствовало развитию массы мозга, облегчению и подвижности речевого аппарата. 5. Важным положением учения о происхождении языка является признание того факта, что первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции и истории языка он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений. Первоначальная человеческая речь состояла из диффузных звукопредложений, слитых с интонацией и жестов. Она походила на обезьяньи выкрики. Основной единицей языка стал звуковой комплекс, который можно характеризовать следующим образом: А) Первоначальный звуковой комплекс был односложен. Звуки были недостаточно дифференцированы, их было немного, причем в основном согласные. Членораздельность человеческой речи началась с противопоставления губных и заднеязычных, а также ротовых и носовых. Б) Инвентарь звуковых комплексов был также невелик. Поэтому древнейшее слово было семантически диффузным, обозначая в разной ситуации разное. Люди начинали говорить так же, как начинают лепетать дети. В) Семантическая и звуковая диффузность древнейших слов, которых было немного, делала повторение и сложение древнейших корней основным средством образования форм слова. Дифференциация форм слова была вызвана возникновением частей речи с их категориями и постоянным синтаксическим назначением. Звуковой и грамматический строй, а также словарный состав – вот те три компонента, возникновение которых говорит о возникновении структуры языка. Возникнув как структура и социальный организм, язык стал развиваться и совершенствоваться. Проблематика антропогенеза превращается в вопросы этногенеза, т. е. происхождения разных народов и их языков.
55. Закономерности исторического развития языка: языки-диалекты, племени и союза племен, язык народности, язык нации. Пути образования национальных языков. Языковая история человечества началась с многообразия племенных диалектов, их объединения и дальнейшего деления. Не только материнский род, но и первоначальное племя объединялось на основе кровного родства и языка – племенного языка, или диалекта. Деление языка и объединение языков и диалектов – два противоположных основных процесса исторического развития языков. Эти процессы называются дифференциация и интеграция. Дифференциация – территориальное деление языка, в результате которого возникают родственные языки и диалекты. Интеграция – исторический процесс, в ходе которого происходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает число языков, а интеграция сокращает. Разобщение в пространстве в результате расселения с течением времени ведет к появлению различий в языке. Однако языки, восходящие к общему источнику, сохраняют общий корнеслов и аффиксы, общие фонетические закономерн6ости. Особенностью языкового развития человечества является возникновение родственных языков. Общий язык является доказательством общего происхождения. Важным компонентом языковой истории Земли является возникновение и распространение индоевропейских языков. Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Не только история индоевропейских языков, но и история других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило поэтапно и тесно связано с историей народов – носителей этих языков. Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп языков – важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой речи. Народности, их языки, наречия и диалекты возникают на развалинах рабовладельческих империй и раннефеодальных государств. Существенным является объединение людей не по родственным связям, а по проживанию на одной территории. Древнерусская народность возникла на базе объединения восточнославянских племен. В 882 г. новгородский князь Олег овладел Киевом и сделал его столицей Киевской Руси – государства полян, кривичей и словен. Киевская Русь выдержала тяжелую борьбу с соседними племенами и государствами, создала государственность и культуру, способствовала превращению восточнославянских племен в единый народ – древнерусскую народность со своим языком. Народность как историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка. Общая территория создавала условия совместной жизни людей разных племен. Вырабатываются общая культура и общий язык. Однако наряду с общим государством и общим языком для феодализма характерно развитие феодальных земель и территориальных диалектов – местных говоров. Древнерусский язык имел диалектные особенности, унаследованные от праславянской эпохи и от времени раздельной жизни восточнославянских племен. С падением Киева как столицы и развитием феодальных отношений возрастают диалектные различия. Например, старые новгородские и псковские памятники письменности обнаруживают большое количество фонетических, семантических и лексических диалектизмов, цоканье, второе полногласие. Судьба местных диалектов и наречий, возникших в феодальный и раннекапиталистический период, бывает различной. С одной стороны, они, видоизменяясь, сохраняются как диалекты данного языка. С другой стороны, местные диалекты, обслуживая народные массы, могут ле6чь в основу разных языков. Русская (великорусская) народность возникает на землях северо-восточной Руси в связи с образованием и укреплением Московского государства. Среднерусские говоры становятся основой народно-разговорного языка великорусской народности, который не совпадает ни с одним из диалектов и не находит своего полного закрепления ни в деловом письменном языке, ни в книжно-славянском. Народности и языки народностей образуются и в настоящее время, тогда как в более развитых странах формируются национальные языки. Неравномерность развития языков в современном мире является следствием экономического и политического развития разных континентов и стран, что еще раз подчеркивает неразрывную связь языка и народа, языка и общества. Эта общая закономерность в образовании и развитии языка народности и нации находит выражение и в других общих особенностях их сложения. Как и образование языков народностей, образование национальных языков проходило тремя путями: путем развития уже готового материала, путем концентрации диалектов и путем скрещивания диалектов и языков. Национальный язык отличается от языка народности соотношением общего языка с его диалектами и литературно-письменной формой. Национальный язык предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, сближенной с общей народно-разговорной речью и потому получившей повсеместное распространение. Язык народности имеет письменный язык для административных или культовых целей. Устный общий язык вырабатывается не сразу и долгое время сохраняет диалектные различия. Поэтому воплощением и действительной реальностью национального языка является его литературно-письменная норма. Для национального языка необходимо не простое наличие письменной речи, а ее широкое распространение, многофункциональность литературного языка.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы