Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧАСОВНЯ КИРИКА И УЛИТЫ В ДЕРЕВНЕ ВОРОБЬИ
От деревни Ямка наш путь лежит на юг вдоль восточного берега острова Кижи. Далее, через небольшой пролив, к Большому Клименецкому острову. На его северном берегу, в глубине широкого залива расположена деревня Воробьи, а над ней, на холме, стоит часовня Кирика и Улиты. Во время всего плавания (4, 5км.) вы можете любоваться Кижским ансамблем с востока. С этой стороны теперь мало кто его видит, о чём можно только сожалеть. Ансамбль красив со всех сторон. По заказу «мира» он специально строился «всефасадным», чтобы крестьяне, собиравшиеся к нему по праздникам из всех окрестных деревень, со всех сторон, еще издали могли любоваться им. Мастера поставили две церкви и колокольню не в ряд, а по треугольнику в плане, поэтому, при движении наблюдателя, взаимное расположение церквей всё время меняется – то они выстраиваются в ряд строго по ранжиру, то две церкви сливаются вместе, объединяя свои многочисленные купола, а колокольня почтительно отходит от них в сторону. Осмотр Кижей не входит в наши планы – для этого нужна отдельная поездка, но один нюанс можно отметить. При взгляде издалека, с воды, нижняя прямоугольная часть Преображенской церкви кажется излишне высокой – нарушается впечатление пирамидальности. Однако вряд ли так было изначально. В старину вокруг кижских церквей стояла своя деревня, называвшаяся Посад. Дома и деревья закрывали нижнюю часть храмов – и все смотрелось, как надо. Хотя мы осматриваем только памятники «Кижского ожерелья», но от самих Кижей нам не уйти – они зримо присутствуют во всём, что построено в Заонежье, и чем ближе к ним, тем явственней. Особенно это заметно по часовням в деревнях Воробьи и Корба. Воздействие Кижей не только в их грандиозности, хотя и это важно, а в мощи и уровне творческой энергии и мастерства. «Нет и не будет храма краше!!! » Мы, потомки, можем восхищаться Кижами и вполне обоснованно гордиться ими, но каково было местным старым мастерам? Делать хуже было нельзя – не позволяла Гордость Мастера. Превзойти? Трудно. И по финансовым соображениям и в чисто художественном плане. Авторы Преображенки явно не страдали недостатком таланта, но и они построили Преображенку не сразу, а шли к ней всю свою долгую жизнь. Очень повезло им и со временем, они учились и творили на рубеже 17 и 18 веков – во время самого мощного за всю историю России подъёма народного культового деревянного зодчества. В России известно несколько пирамидальных многоглавых храмов, предшественниц Преображенки. Самая последняя по времени постройки (1706 г.) Покровская церковь в деревне Анхимово (юго-восточный угол Онего). Она поразительно похожа на Преображенку – тот же пирамидальный образ, изначально на ней было 25 куполов, почти та же высота, и вообще – нет в Кижской Преображенке решений, которые не были бы отработаны до этого в Анхимовской церкви. Автор, лично видевший Анхимовскую Покровскую церковь (в 1962 г. она сгорела, официально от удара молнии, а на самом деле от шалостей молодёжи с огнем – рядом находился Белоусовский участок строительства Волго-Балтийского канала), может свидетельствовать – она, несмотря на более поздние «боголепные поновления» и обшивку скучным тёсом, производила очень сильное впечатление, буквально – ударное. Но, по мере более спокойного и неспешного осмотра, вглядывания, не возникало впечатления бесспорного Абсолюта, как у Преображенки. Появлялись, хотя и мелкие, вопросики, мнения-сомнения. В частности, по меткому, хотя и несколько резкому выражению профессора В.П. Орфинского, относительно небольшие «...главки, далеко отстоящие друг от друга, топорщились как перья взъерошенной птицы». Слово сказано – перья топорщились. Анхимовская церковь для своего времени была выдающимся, новаторским произведением, но Мастера, конечно, тоже видели её недостатки. И хотя двум главным авторам Анхимовской церкви (фамилии их: Буняк и Невзоров) к тому времени уже исполнилось по 80 лет, не могли они успокоиться, не доведя своего замысла до идеального воплощения. Им повезло – подоспел заказ на Преображенскую церковь и в таком выигрышном месте как остров Кижи. Одно к одному. Кто этого заслуживает – тому и везет. Через 6 лет после Анхимовской церкви Россия получила шедевр. Авторство Кижской Преображенской церкви документально не установлено, может это даже не старики Буняк и Невзоров, но тогда это непременно были их более молодые соратники, вместе с ними прошедшие весь долгий путь к вершине. Да важны ли фамилии строителей, коль для них уже есть имя – Мастера. Конечно, никто, согласно легенде, не забрасывал топоров в озеро после постройки Преображенки, может только символически, но многоглавых храмов в Заонежье и окрестностях больше не строили. После рождения шедевров всегда возникает некоторый творческий кризис. Слишком уж высоко была поднята творческая планка, а копии и поделки не для Заонежья. Лишь через полвека Мастера возвели Покровскую церковь Кижского погоста с её уникальным для всего русского культового зодчества «девятиглавием», достойную стоять рядом с Преображенкой. Её называют «Северная королевна». А ещё через 20 лет, в 1774 году накапливающийся творческий потенциал буквально взорвался «взлетающей» Успенской шатровой церковью в деревне Кондопога (западный берег Онего, Чупа-губа). Это произведение такой чистоты и такой мощи, что всё, что было построено на Руси шатрового до неё: часовни, церкви, башни деревянных крепостей – всё сразу стало лишь ступеньками, ведущими к совершенству. Однако к Успенской церкви мы поедем позже. Сейчас у нас на пути часовня в деревне Воробьи, тоже «пострадавшая» от соседства с Кижами. Стоит она в соответствии со всеми тогдашними канонами – на вершине холма, в окружении высоких елей (правда, сейчас они засыхают), довольно большая деревня из двенадцати домов располагалась полукругом вокруг часовни по склонам холма. Часовня состоит из двух совершенно самостоятельных, построенных в разное время и, возможно, в разных местах срубов: молельни и трапезной с сенями. Оба сруба имеют свои отдельные крыши. Молельня уже и ниже трапезной. Первое, что бросается в глаза при осмотре часовни, исключительная, даже непривычная для Заонежья скромность её декоративного убора. Только самый необходимый набор канонических элементов, но и они выполнены подчёркнуто просто – скромна резьба столбов звонницы, невысок шатёр, просты до предела причелины и наличники окон, и уж совсем скромно выполнено крыльцо – на простых выпусках-кронштейнах (сравните с Волкостровом), с ограждением, состоящим лишь из неброских перил – почти как в «Доме бедняка» в Ямке! Конечно, ни о какой бедности или недостатке фантазии у строителей часовни речи быть не может. Здесь проблема и даже своеобразная драма была в том, что часовня строилась в прямой видимости Кижей, и какую бы часовню Мастера не построили, её невольно бы сравнивали с ними. Местные мужики, видимо, были очень самолюбивыми и проницательными, и понимали, что построй они даже что-то в духе Волкостровской часовни, Кижи всё равно сделают её «бедной». С ними не потягаешься. (С двумя другими близко расположенными часовнями этого не происходит: Спас Нерукотворный, одиноко стоящий на своём мощном постаменте, воспринимается не как самостоятельная часовня, а как украшение и удачное завершение самого острова Кижи; Васильевская часовня упрятана в низинку и заставлена домами – уютный домашний храм). Воробьёвская часовня стоит на господствующей высоте, посередине деревни, высокие ели дополнительно подчёркивают её доминирующее положение, и всё же Мастера смогли решить задачу постройки часовни рядом с Кижами. К ней подходят такие характеристики, как скромность, благородство пропорций, хороший вкус и точное чувство меры, но никакого ощущения «бедности» или потуг соревноваться с Кижами. Даже наоборот, Кижи здесь очень тонко обыграны. Хорошо видимые, они и служат единственным действительно роскошным украшением часовни. Более того, при взгляде от часовни, на расстоянии более километра, Кижские церкви кажутся «небольшими» и лежащими как бы «внизу», а часовня стоит на вершине холма и рядом – большая и высокая. По мнению автора, лишь в одной детали – в оформлении крыльца, местные мужики немного «переиграли». С южной, закрытой от Кижей стороны, они могли бы сделать что-нибудь более привычное, заонежское, и тогда их профессиональные приёмы не были бы заметны непосвящённому. Воробьёвская часовня менее знаменита, чем другие, её меньше рисуют и фотографируют. Но, интересная деталь: специалисты, очень по-разному оценивающие остальные часовни «Кижского ожерелья», единодушно считают её одним из ценнейших памятников заонежского деревянного зодчества. Им –- виднее. Можно сделать и небольшой эксперимент: посмотрите на часовню с юга, мысленно отбросьте сруб молельни, а главку с неё перенесите на восточную часть трапезной – не напомнит ли вам оставшаяся часть Виговку с её чеканными пропорциями? Мастера, возможно, видели этот ход, тем более, что срубы трапезной и молельни когда-то стояли по отдельности, но была бы здесь Виговка на месте? И, главное, часовня строилась всё же для местных жителей, именно как деревенская часовня, и в виговском варианте она оказалась бы маловатой для такой большой деревни. При осмотре часовни иногда спрашивают: «А зачем вообще надо было строить здесь часовню, когда рядом Кижи? ». Действительно, по большим праздникам местные жители плыли или ходили по льду молиться в Кижи, но каждую неделю не находишься. Крестьяне народ занятой и умеют ценить время. Кроме того, каждой деревне был нужен свой собственный общественный центр для решения своих внутренних проблем и для своих местных праздников. Не надо забывать и об озере – два раза в году, во время так называемой «распуты», когда встаёт или тает лёд, Онего становится непроходимым, и все островные деревни оказываются полностью отрезанными друг от друга. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы