Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проявление пластической выразительности в художественной гимнастике на современном этапе ее развития
Художественная гимнастика за время своего более чем шестидесятилетнего существования сильно изменилась. И это особенно очевидно для тех, кто стоял у истоков этого исключительно женского вида спорта [37]. По мнению Э. Аверкович [2], Е.В. Бирюк [21], И.Г. Зябкиной [81], современная художественная гимнастика – это «мир безупречного владения телом и предметом». Но и сегодня этот вид спорта немыслим без эстетических категорий, поскольку, с одной стороны, предмет становится одним из элементов выразительности, а с другой стороны, высокий уровень владения телом определяется артистизмом и «школьным» выполнением элементов без предмета [81], «синтезом технических навыков и выразительных средств» [2]. Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется несомненным ростом спортивной техники, виртуозностью, граничащей с цирковым искусством, упражнений с предметами, но вместе с тем и некоторой их однообразностью и монотонностью [37]. И проблеме поиска возможностей повышения оригинальности композиции уже посвящены отдельные исследования [155]. С другой стороны, судьи, и зрители часто констатируют, что, за редким исключением, исполнительницы стали похожи одна на другую, и не осталось ярких индивидуальностей в художественной гимнастике. И причина этого, по-видимому, кроется не только в особенностях композиции произвольных комбинаций: ее насыщенности сложными элементами в соответствии с высокими специальными требованиями, когда, по выражению Элины Быстрицкой [37], “для проявления артистичности вскоре не останется места”. Техника упражнений художественной гимнастики должна и, безусловно, будет прогрессировать в разумных для этого вида спорта пределах [140], но этот процесс вовсе не обязательно должен идти в ущерб пластической выразительности гимнасток-художниц [2]. В связи с этим на соревнованиях по художественной гимнастике различного ранга для прояснения вопроса об уровне пластической выразительности гимнасток различной спортивной квалификации был применен метод экспертной оценки. Анализ экспертных оценок позволяет нам сделать следующие выводы. Подтверждается мнение Э.П. Аверкович [3] о том, что подобно другим языкам, в художественной гимнастике есть спортсменки, более или менее успешно говорящие на языке гимнастической пластики. В целом, исходя из величины суммарной судейской сбавки за ошибки, допущенные при исполнении двигательных действий без предмета, только ведущие гимнастки города, а также мастера спорта международного класса (МСМК) обладают хорошим уровнем “беспредметной” подготовленности, чего нельзя сказать об основной массе гимнасток Санкт-Петербурга, выступающих по программе как мастеров спорта, так и КМС, и I взрослого разряда. Как свидетельствуют цифры табл. 1, здесь не наблюдается даже тенденции повышения уровня владения своим телом с ростом спортивной квалификации. Таблица 1 Характер распределения ошибок в упражнениях без предмета у гимнасток различной спортивной квалификации (балл/ %)
Анализируя характер распределения ошибок между фундаментальными группами упражнений без предмета, следует отметить, что для юных гимнасток (I разр., КМС) наибольшую трудность представляют такие элементы, как прыжки, затем повороты и равновесия. Что же касается гимнасток высокого класса, то у них характер ошибок иной: наиболее частыми являются “срывы” при выполнении поворотов, как правило, группы Д, затем прыжков и равновесий. С повышением уровня трудности наклонов возрастает и риск их нестабильного выполнения. Однако по сравнению с юными гимнастками и основной массой гимнасток, выступающих по программе МС (у которых нередки средние и грубые ошибки - до 0, 5 балла), у ведущих гимнасток это, как правило, мелкие ошибки (0, 1 балла), и они единичны. Отдельно необходимо остановиться на ошибках, допускаемых гимнастками разной квалификации при исполнении связующих, технически не расцененных элементов (“водички”), поскольку именно эффектность этих переходов и связок, способность к непрерывности движений - один из ярких моментов проявления пластической выразительности гимнастки. Как точно подметила знаменитый болгарский тренер Ж. Шишманова [210], “при выполнении взмахов, наклонов, прыжков, вращений необходимо максимально подчеркивать все детали. Не должно быть “повисающих” частей упражнения. Не должно быть ничего незавершенного, недоработанного. Особенно красивы движения, создающие впечатление протяженности”. Между тем, именно этого не хватает современным гимнасткам-художницам. Что же позволяет гимнастке быть пластически выразительной? Это высокий уровень координации движений, когда ни одна часть тела не является «забытой». В то время, как одна из частей тела участвует в выполнении энергетически важных фаз движения, другие (кисти рук вплоть до фалангов пальцев, голова) свободны и принимают назначенное им в соответствии с музыкальным характером положение, делая тем самым элемент эстетически обогащенным, насыщенным, волнующим. И в этом в общих чертах кроется ответ на вопрос, каким образом одни и те же группы упражнений, выполняемые разными гимнастками под различные музыкальные произведения, обретают неоднозначное по силе эмоционального воздействия на судей и зрителей впечатление и с неодинаковой степенью точности передают характер музыки. Если условно принять уровень пластической выразительности у гимнасток - МСМК за идеал, можно видеть, насколько велик разрыв между ним и уровнем “художниц” Санкт-Петербурга. Даже среди финалисток Чемпионата Санкт-Петербурга по художественной гимнастике, по мнению экспертов, лишь некоторые обладают целостностью и слитностью движений и способны продемонстрировать единство музыки и движений. Часты ошибки, связанные с нарушением вестибулярной устойчивости, композиционно неоправданные паузы между элементами (неудивительно, что как результат, количество ошибок, допущенных при выполнении “водички” у ведущих гимнасток города в 2 раза выше, чем у МСМК). Показательной является доля ошибок, допущенных при выполнении технически не расцененных элементов у юниорок и КМС: по своей величине они практически сравниваются с ошибками, допущенными в фундаментальных упражнениях без предмета: прыжках. Помимо тех аспектов, которые отмечены в качестве ошибок у гимнасток более высокой спортивной квалификации, юным гимнасткам часто не достает гимнастического стиля движений: плохая осанка, низкие полупальцы, отсутствие точного положения звеньев тела в пространстве - того, что специалисты часто подразумевают под “чувством линии”; движения головы и рук могут выполняться механически, либо голова вообще не принимает участия в таких движениях как волны, взмахи. Как показывают результаты обработки экспертных оценок, у юных гимнасток (I разр. и КМС) величина сбавки за эти казалось бы не вызывающие трудности для исполнения элементы композиции достаточно большая. Поэтому не лишенной логического основания нам кажется важность решения уже на ранних этапах многолетней тренировки одной из основных задач технической подготовки, связанной с формированием у юных гимнасток культуры движений. Не подвергая сомнению истинность утверждения о том, что при оценке качества произвольного упражнения нельзя разделять понятия техники и выразительности [38], необходимо отметить большое значение общего впечатления, создающегося у судей и зрителей, от выступления той или иной гимнастки. В связи с этим проведенный в ходе соревнований по художественной гимнастике различного уровня Санкт-Петербурга опрос экспертов позволил нам дополнить представления, касающиеся вопроса об уровне владения гимнасткой своим телом. Результаты статистической обработки данных экспертного опроса, представленные в табл. 2, говорят о том, что только среди ведущих гимнасток города (вышедших в финал Чемпионата Санкт-Петербурга) присутствуют те спортсменки, чьи телодвижения в полной мере можно принять за высоко художественные и выразительные. Также в этой исключительно немногочисленной группе гимнасток нет тех, кто обладает низким уровнем пластической выразительности. Среди гимнасток других категорий, начиная с I взрослого разряда и включая разряд мастеров спорта, мало прослеживается тенденция повышения уровня пластической выразительности. В целом же, как показывают педагогические наблюдения и что согласуется с результатами опроса экспертов, призерами соревнований, как правило, становятся те гимнастки, которые характеризуются высоким уровнем владения своим телом. Кроме того, статистический анализ данных опроса экспертов позволил получить информацию о степени согласованности взглядов экспертов на уровень проявления пластической выразительности у разных гимнасток. Значение коэффициента вариации экспертных оценок тех гимнасток, которые в ходе исследования были определены как обладающие высоким уровнем развития пластической выразительности, (21, 8%) меньше такового у гимнасток со средним и посредственным (ниже среднего) уровнем развития этого качества (28, 2%). Это свидетельствует о том, что эксперты более единодушны в оценке тех гимнасток, чьи выступления были наиболее яркими и запоминающимися своей индивидуальностью. Вместе с тем, значительная величина коэффициента вариации и в том, и в другом случае (> 20%) показывает сильное колебание экспертных оценок вокруг средней для каждой гимнастки [125]. А это значит, что возникающие разногласия в оценке пластической выразительности возможно связаны с отсутствием четких критериев анализа и оценки степени выраженности этого качества, которыми могли бы руководствоваться тренеры при судействе и, соответственно, быть менее пристрастными. Таблица 2 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы