Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ



Цель и задачи исследования

ЦЕЛЬ исследования заключалась в разработке методики формирования пластической выразительности юных гимнасток на основе выявления факторов, определяющих ее в художественной гимнастике.

В процессе исследования решались следующие ЗАДАЧИ:

1. Определить сущность явления «пластическая выразительность» в художественной гимнастике и особенности ее проявления на современном этапе развития этого вида спорта;

2. Выявить факторы, определяющие пластическую выразительность гимнасток;

3. Разработать методику формирования пластической выразительности на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике и экспериментально проверить ее эффективность.

Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников;

2. Инструментальные биомеханические методики изучения движений

- киносъемка,

- стабилография;

3. Физиологический метод миотонометрии;

4. Опрос в виде анкетирования и интервьюирования;

5. Педагогические наблюдения;

6. Методы психологического и психофизиологического исследования

- теппинг-тест Е.П. Ильина,

- методика определения функциональной асимметрии головного мозга гимнасток;

- методики «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков»,

- методика решения числовой задачи Арнхейма,

- метод измерения уровня электрокожного сопротивления,

- методика «Опросник структуры темперамента (ОСТ)» В.М. Русалова,

- методика «Опросник по изучению экстраверсии – интроверсии и нейротизма» Г. Айзенка;

7. Метод экспертной оценки;

8. Тестирование;

9. Педагогический эксперимент;

10. Методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение специальной литературы

Теоретический анализ и обобщение данных 230 литературных источников (15 из них – на иностранных языках) способствовало:

- определению сущности явления «пластическая выразительность», его составляющих и рациональных методик их дальнейшего изучения;

- выявлению специфических черт исполнения двигательных действий без предмета в художественной гимнастике;

- выяснению перспективных научно-методических подходов к обучению двигательным действиям в сфере физического воспитания и спорта, художественной гимнастики, в частности;

- раскрытию основных задач спортивной тренировки в художественной гимнастике на этапе начальной спортивной специализации и методики их решения.

Инструментальные биомеханические методики изучения движений

Киносъемка

Данные для биомеханического анализа выполнения наиболее типичных специфических элементов художественной гимнастики получены с помощью аналитического метода обработки материалов киносъемки. По материалам киносъемки исследовались следующие кинематические характеристики: а) траектория движений; б) ритм; в) скорость.

Снимались двигательные действия без предмета, относящиеся к специфическим выразительным средствам в художественной гимнастике:

1. волнообразное отведение руки до горизонтального положения из исходного положения: основная стойка;

2. волна рукой из исходного положения: стойка руки в стороны.

Наряду с этими элементами снималось исполнение такого двигательного действия основной гимнастики, как

3. отведение руки до горизонтального положения.

Последнее упражнение, отнесенное к классу общеразвивающих, при некотором формальном сходстве с предыдущими и стилизации в соответствии с требованиями художественной гимнастики не является в то же время специфическим для данного вида спорта.

Объектом киносъемки были две гимнастки разной спортивной квалификации (МС и 1 взрослый разряд). По результатам экспертной оценки способом случайной выборки эти спортсменки были отобраны в качестве представительниц группы гимнасток а) высокого (гимнастка- МС) и б) низкого (гимнастка 1 разряда) уровня пластической выразительности. Процедура и критерии оценки описаны в разделе 2.2.7. «Метод экспертной оценки».

В период проведения киносъемки были соблюдены все требования, определяющие ее достоверность [72; 52]. Кинорегистрация движений произво­дилась стандартной киносъемочной аппаратурой на пленку шириной 35 мм с частотой съемки – 24 кадра в секунду. Была использована кинокамера «КСМ-1” с фокусным расстоянием объектива – 50 мм и углом раскрытия обтюратора - 300. Расстояние до объектива 2 и 2, 5 м в зависимости от роста испытуемых.

По кинопленке изготавливался промер в масштабе 1: 8 (рис. 1). По снятым координатам (X, Y, φ ) строились функции перемещения X=X(t), Y=Y(t), φ =φ (t). Сглаживание кривых проводилось методом кубических сплайнов. Методом приращений строились кривые угловых и линейных скоростей: ω, Vx, Vy.

 

Рис. 1. Модель руки гимнастки с принятыми в работе маркировкой суставов, линейными и угловыми координатами.

В качестве одной из определяющих характеристик временной структуры исследуемых двигательных действий рассматривалось «запаздывание разгона» каждого последующего звена относительно предыдущего в биокиннематической цепи. По кинограмме определялась относительная длина звеньев руки испытуемых: плеча – L1, предплечья – L2, запястно-пястного отдела кисти – L3 (рис. 2). Относительная длина плеча вычисляется по следующей формуле:

.                                                            (1)

Согласно методике Т.В. Тихонравовой [191], общая продолжительность изучаемого движения (t) и относительная длина звена тела (L) определяют теоретически ожидаемое время запаздывания (Тзап) достижения критического значения угла сгибания (разгибания) сустава руки относительно более проксимального. Теоретически ожидаемое время запаздывания достижения минимального угла сгибания в локтевом суставе относительно плечевого сустава вычисляется по формуле:

.                                                            (2)

Рис. 2. Схема определения относительной длины звеньев руки.

Фактическое время запаздывания (tзап) разгона каждого последующего звена относительно предыдущего определяется по графику амплитуды движения в суставах руки (рис. 3).

Рис.3. Схема определения фактического времени запаздывания достижения максимального угла разгибания в суставах руки.

Полученное фактическое время запаздывания, характерное для данного сустава, сравнивалось с теоретически ожидаемой величиной запаздывания по следующей формуле:

.                                                (3)

Вычисленные по каждому из суставов величины отклонения реального времени запаздывания от ожидаемого суммировались:

.                                           (4)

Количественной характеристикой технического мастерства гимнастки в исполнении специфических двигательных действий художественной гимнастики является отношение этой суммы отклонений (Δ Tзап) к суммарной величине времени запаздывания по данному движению (tзап).

,                                                 (5)

где K – коэффициент отклонения от оптимального времени достижения критических значений амплитуды в суставах руки.

Стабилография

Стабилографическое исследование обеспечивает точный количественный анализ поддержания равновесия гимнасткой в условиях выполнения специфических для художественной гимнастики двигательных действий.

Для получения объективной оценки уровня координационных способностей владения телом у гимнасток-художниц была использована методика стабилографии, разработанная В.С. Гурфинкелем с соавторами [61] и адаптированная на кафедре биомеханики ГАФК имени П.Ф. Лесгафта в связи с задачами и потребностями физического воспитания и спорта [19]. Количественная оценка устойчивости тела в этом случае базируется на учете величины постоянных отклонений проекции общего центра тяжести тела (ОЦТ) на плоскость стоп.

Отличительная особенность данного исследования заключается в том, что степень нарушений равновесия, проявляющихся в качаниях тела, определялась при исполнении не только упражнений статического характера (что характерно для большинства известных на сегодняшний день исследований подобного рода), но и динамических упражнений без перемены места опоры. При определении содержания программы эксперимента во внимание принимался ряд существенных моментов, отражающих современные черты выразительных средств в художественной гимнастике, а именно:

1. Многообразие движений по кинематической и динамической координации. Вследствие этого в качестве контрольных упражнений применялись а) позы, б) элементы выразительной пластики с различными направлением и составом включенных в движение звеньев тела).

2. Разнообразие условий, возможно влияющих на качество исполнения специфических элементов. Возможности эксперимента позволили оценить роль в регуляции равновесия тела таких факторов, как а) степень зрительного и проприоцептивного контроля, б) помехоустойчивость вестибулярных реакций в) взаимодействие гимнастки с предметом, г) механические условия взаимодействия гимнастки с опорой).

Список контрольных упражнений, вошедших в программу стабилографического исследования отражен в прил. 1. Констатирующий эксперимент с применением стабилографии включал два этапа:

1. Предварительный этап, в котором приняло участие 10 гимнасток–мастеров спорта, решал следующие задачи:

- Определение уровня пластической выразительности гимнасток на основании оценок экспертов качества исполнения 13 контрольных упражнений (прил. 1). Критерии оценки по 5-балльной шкале указаны в прил. 2.

- Определение уровня устойчивости вестибулярных реакций у гимнасток высокой спортивной квалификации с помощью тестов, разработанных Ж.Е. Фирилевой [198]. Содержание и процедура тестирования отражены в разделе 2.2.8. «Тестирование».

2. Основной этап предусматривал проведение собственно стабилографии. В качестве испытуемых выступали 2 гимнастки (МС), одна из которых на предварительном этапе была выделена методом случайной выборки из подгруппы гимнасток, отличающихся высоким уровнем пластической выразительности (по результатам экспертной оценки), другая, в свою очередь, – из подгруппы гимнасток, имеющих низкий уровень пластической выразительности.

Каждой гимнастке была предоставлена возможность выполнить три раза каждое контрольное упражнение, стоя на неподвижной тензостабилоплатформе. С помощью многоканального самописца Н-338 экспериментальные кривые получаются в виде траекторий проекции ОЦТ на координатные оси X и Y. В нашем исследовании траектория движения проекции по оси X соответствовала колебаниям ОЦТ в сагиттальном направлении плоскости опоры (положительные значения - вперед, отрицательные – назад), а по оси Y – определяла смещение ОЦТ в ее фронтальном направлении («+» - влево, «-» - вправо). Поскольку стабилограммы отражают перемещения ОЦТ в относительных единицах, необходимо проведение тарировки тензостабилоплатформы. Тарировка прибора производилась первый раз перед началом стабилографии статическим методом (груз весом 5 кг перемещался на расстояние 0, 2 м от центры пластформы по оси X в обоих направлениях и аналогичным образом по оси Y). В результате определялся тарировочный коэффициент по каждой из осей (Кx+, Кx-, Кy+, Кy-):

К=Мн/mH,                                                                                                    (6)

где МН - нормированный момент, равный 10 Нм для нашего случая (5 кг× 0, 2 м),

mH - отклонение пера самописца в мм на нормированный момент.

Затем тарировка повторно проводилась перед выполнением испытуемыми контрольных упражнений динамического характера в связи со сменой параметров тензоусилителя.

Оптимальной скоростью протяжки фотобумаги для регистрации стабилограмм при выполнении позных равновесий (контрольные упражнения №№ 1-3) была выбрана 10мм/с, а при выполнении упражнений динамического характера (№№ 4-13) – 50мм/с.

Действительное смещение проекции ОЦТ по осям определялось как:

X+ = x+∙ Kx+/P,       X- = x-∙ Kx-/P,         Y+ = y+∙ Ky+/P,          Y- = y-∙ Ky-/P,

где x+, x-, y+, y- - значения положительной и отрицательной составляющей смещений по осям X и Y в относительных единицах на стабилограммах;

P(кг) – вес испытуемого;

Kx+, Kx- , Ky+, Ky- - значения тарировочных коэффициентов.

Принимая во внимание тот факт, что форма стабилографических кривых у разных испытуемых может отличаться не только по амплитуде, но и по частоте колебаний [61], обработка стабилограмм проводилась с учетом всех возможных колебаний: и больших (с амплитудой более 10 мм), и малых (с амплитудой до 1 мм). Кратковременность контрольных упражнений (продолжительность сохранения позы не превышала 15 с, а элементов выразительной пластики составляла не более 3, 3с) оставляла вне поля зрения самые крупные колебания ОЦТ с частотой 1 / 1-2мин.

Визуальный анализ стабилограмм (рис. 4), характеризующих сохранение устойчивости тела гимнастки при исполнении элементов выразительной пластики, дает право выделить следующий частотный спектр отклонений ОЦТ тела от исходного положения в течение всего движения:

А – редкие волны (1 полупериод / 3с),

В – средние волны (3-4 полупериода/ 3с),

С – частые волны (13-18 полупериодов/ 3с)

Принимая за основу в данном исследовании утверждение о высокой степени устойчивости гимнастки в случае, если колебания ОЦТ тела при исполнении специфических элементов художественной гимнастики малы, и о низкой - когда они велики. Такая трактовка качественной оценки устойчивости позволяет количественно оценивать способность поддерживать равновесие средней амплитудой колебаний проекции ОЦТ на сагиттальную и фронтальную координаты опоры (их положительную и отрицательную составляющие).

Условные обозначения:

x1, 3, 4, 6-15; y1, 2, 3, 10, 11, – модули положительной составляющей отклонений проекции ОЦТ соответственно по оси X, Y в течение всего движения;

x2, 5,  у4-9, 12-14, – модули отрицательной составляющей отклонений проекции ОЦТ по оси X (Y) в течение всего движения.

Рис. 4 Схема обработки записей стабилограммы.

Средняя амплитуда колебаний за весь исследуемый промежуток времени N (то есть продолжительность одного контрольного упражнения) находится как отношение суммы n модулей отклонений к их количеству:

`X+контр. = å ½ Xi+½ × 1/n                                      `Y+контр. = å ç Yi+ç × 1/n

`X контр. = å ½ Хi-½ × 1/n                                        `Y-контр. = å ½ Yi-½ × 1/n

Однако при точном исследовании, по мнению многих авторов [124; 72; 61; 99; 196; 185], необходимо считаться с возможным влиянием на его результаты величины колебаний тела в состоянии покоя, индивидуальной для каждого человека и не зависящей от уровня его физической и технической подготовленности. В программу стабилографии была включена регистрация фонового уровня колебаний тела у каждой из испытуемых. Вычислялась средняя амплитуда колебаний ОЦТ тела в проекциях на оси X и Y (`X+фон., `X-фон., `Y+фон., `Y-фон.) в фоновом состоянии: а) в удобной стойке на двух; б) в удобной стойке на правой; в) в удобной стойке на левой. В связи с этим непосредственной информацией для сравнительного анализа проявления способности к сохранению равновесия в усложненных условиях у гимнасток, обладающих разным уровнем пластической выразительности, служила не абсолютная величина средней амплитуды колебаний ОЦТ тела в процессе выполнения экспериментальных заданий, а относительная величина: сдвиг в амплитуде колебаний ОЦТ при выполнении специфических элементов, измеряемая в процентах к фоновому состоянию. Численное выражение этой характеристики можно получить по формуле:

DX+ = (`X+контр.-`X+фон.)/`X+фон. ´ 100%.                             (7)

Аналогичным образом определяются значения DX-, DY+, DY- по каждому из контрольных упражнений.

Миотонометрия

Этот физиологический метод позволяет регистрировать тонус (твердость) максимально напряженных и расслабленных мышц. Показатели тонуса расслабленных мышц, после их предварительного напряжения приближенно характеризуют способность испытуемого к произвольному расслаблению мышц [43].

В рамках данного исследования миотонометрия проводилась по методике Е.П Ильина [85] с помощью механического миотонометра Сирмаи (Венгрия). Определялась твердость четырехглавой мышцы бедра, ее длинной головки, в двух состояниях: напряжении и расслаблении.

Для измерения тонуса гимнастка принимает и. п. – лежа на спине, руки вниз. Чтобы верно определить брюшко мышцы, испытуемая несколько раз с силой напрягает ногу, стремясь к максимальному приподниманию голени и стопы над полом при прижатом к полу бедре. Экспериментатор помечает наиболее выпуклую часть брюшка мышцы карандашом и фиксирует в протоколе расстояние от верхнего края коленной чашечки до этой точки (для того, чтобы при последующих измерениях ставить щуп прибора в одно и то же место). Прибор ставят в установленную зону мышцы вертикально и просят испытуемую максимально напрячь ногу. По шкале миотонометра в условных единицах (миотонах) регистрируется степень сопротивления, оказываемого мышцей при погружении в нее металлического стержня (щупа) прибора. Получаемая величина характеризует тонус напряжения. После этого экспериментатор просит гимнастку расслабить мышцы бедра путем потряхивания, опустив голень и стопу на опорную поверхность и слегка согнув колено. Теперь измеряется тонус мышц при их произвольном расслаблении.

Высчитывают разницу между тонусом напряжения и тонусом расслабления. По Е.П Ильину [85], Л.П. Матвееву [128], чем больше эта разность, тем лучше испытуемая управляет процессом растяжения и расслабления мышц, тем более высок уровень ее способности к регуляции мышечного тонуса и исключению излишней мышечной напряженности.

На этапе констатирующего эксперимента миотонометрия проводилась среди 10 гимнасток – мастеров спорта.

Опрос

Опрос специалистов по художественной гимнастике проводился в форме анкетирования с элементами беседы. Для организации опроса была разработана специальная анкета, образец которой представлен в прил. 3. Вопросы анкеты позволяют выяснить следующие моменты:

- сущность явления «пластическая выразительность гимнастки» и определяющие ее факторы;

- место и роль задачи формирования пластической выразительности на различных этапах многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике;

- методические особенности формирования пластической выразительности на этапе начальной спортивной специализации.

Таким образом, информация, полученная в ходе опроса, раскрывает субъективные представления тренеров художественной гимнастики о содержательном и методических аспектах формирования «художественности» движений у юных гимнасток.

В опросе приняло участие 35 тренеров художественной гимнастики из четырех городов России. В число респондентов вошли как молодые специалисты, так и педагоги с большим опытом работы (более 30 лет), высокой спортивной и судейской квалификации, заслуженные тренеры России.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь