Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Физические основы пластической выразительности



Для специалистов, активно участвующих в теоретико-методической работе в области физической культуры, едва ли особого обоснования потребует идея о целесообразности выявления в рамках данного исследования компонентов пластической выразительности гимнасток не только со стороны их технической подготовленности, но и с позиции их функциональной и физической подготовленности. Известно, что чем больше потенциал спортсмена по отношению к препятствующим факторам, тем больше вероятность получения запланированного результата [154; 32]. Достоверность однонаправленного влияния компонентов физической и функциональной подготовленности спортсменов на показатели их технического мастерства установлена для многих видов спорта, в том числе и художественной гимнастики [58; 152; 197; 196; 88; 70; 119; 144; 28; 90; 15; 81; 126; 131; 87; 8]. В фундамен­тальных научных разработках по данной тематике выделяется принципиальное требование соответствия двигательной подготовки занимающихся специфике решаемой в процессе обучения задачи, а понятие техники в данном контексте трактуется как «система двигательных действий, осуществляемых посредством проявления определенных двигательных качеств» [28; 131; 128].

Итак, какими предстают физические переменные пластической выразительности по данным специальной литературы? Наиболее очевидной и не вызывающей сомнений двигательной предпосылкой к успешному овладению техникой движений выразительной пластики является гибкость, особенно в суставах позвоночника [5; 119; 90; 131; 129]. Однако приходится констатировать, что далеко не всегда гимнастки с хорошей подвижностью в суставах обладают пластичностью, «художественностью» движений. Причины этого Ю.В. Менхин [131] предлагает искать среди других, функциональных, факторах, в частности, в уровне непроизвольной регуляции тонуса мышц со стороны центральной нервной системы (ЦНС).

Действительно, характеристика двигательных навыков пластической выразительности как сложнокоординационных неизбежно притягивает взор исследователя к аспекту совершенной по своей точности межмышечной координации [72; 35; 119; 191]. Исходя из основных положений современной теории и методики физической культуры [128], качество координации определяется комплексом координационных способностей. За редким исключением в теоретических и методических руководствах по художественной гимнастике с высокой долей вероятности допускается влияние на выразительность движений со стороны мышечного чувства, способностей точно ощущать, анализировать, оценивать, корректировать движения по различным его параметрам в процессе выполнения [35; 137; 119; 158; 120; 90; 23; 81; 138]. Колоссальный опыт, накопленный за последние полтора столетия по вопросу механизмов управления движениями, позволяет конкретизировать содержание сложного по своей структуре понятия «мышечное чувство», доказывает его основополагающую роль в качестве двигательной предпосылки (и в первую очередь, у начинающих) формирования гимнастических двигательных навыков со сложной кинематической структурой, а также демонстрирует доступные для практической реализации средства и методы развития мышечного чувства [63; 133; 58; 152; 190; 83; 105; 31; 70; 150; 28; 15; 131; 126; 123; 18; 128]. На сегодняшний день под мышечным чувством принято понимать совокупность независимых простых специфических координационных способностей: точно регулировать а) пространственные, б) временные, в) динамические параметры движения. Каждая из этих потенциальных двигательных возможностей обучаемого раскрывается через следующие проприорецептивные (психомоторные) функции оценивания, отмеривания, воспроизведения, дифференцирования возрастающей и уменьшающейся величины какого-либо параметра (пространственного, временного, динамического), памяти на величину параметра [85; 123; 128]. Результаты исследований этих же авторов свидетельствуют в пользу эффективности педагогических воздействий на весь спектр (а не выборочно) этих способностей для быстрого достижения точности и соразмерности мышечных усилий в пространстве и во времени при выполнении разучиваемых двигательных действий. Тем не менее, более убедительный ответ о действительной значимости выше обозначенных специфических координационных способностей для формирования навыков пластической выразительности смогут дать только результаты точного, инструментального биомеханического исследования.

Способности к точному регулированию пространственных, временных, динамических параметров движений – это далеко не все гипотетические компоненты физической основы выразительного навыка в художественной гимнастике. Не меньший интерес в этом отношении представляет способность к сохранению равновесия в позах или по ходу выполнения движений. Если согласно классификации В.И. Ляха [123], этот аспект физической подготовленности относится к специфическим координационным способностям, то согласно классификации Л.П. Матвеева [128], тесно с ними связан. Выдвигаемое здесь предположение о влиянии состояния функции равновесия гимнастки на качество овладения техникой специфических движений, основывается на следующих соображениях.

Судя по данным специальной литературы по художественной гимнастике, динамическое и статическое равновесия относятся к физическим качествам, развитие которых должно быть приоритетными для достижения высоких спортивных результатов [35; 119; 158; 81]. В отличие от поз, характеризующихся статическим режимом работы мышц, обеспечивающих определенное неизменное взаимное расположение частей тела, целостные движения выразительной пластики даже в условиях отсутствия перемены места опоры предполагают подчиняющиеся волновому характеру координации вращательные движения звеньев в большинстве суставов тела [119; 191]. Согласно законам биомеханики, амплитудные движения туловища, головы, рук в трех возможных плоскостях проявляются в значительном отклонении массивных частей тела от вертикали и, следовательно, в увеличении моментов сил тяжести этих частей во всех суставах. Тем самым создается предпосылка к перемещению в этом направлении общего центра тяжести (ОЦТ) тела и к горизонтальному перемещению проекции ОЦТ тела на площадь опоры. При смещении линии тяжести от центра к границе опоры снижается степень устойчивости в этом направлении. Согласно многим экспериментальным данным достижение устойчивости тела определяется оптимальным соотношением тонических напряжений мышц, фиксирующих те или иные звенья тела, и постоянных корректировочных движений [66; 72; 61; 162; 99; 101; 128]. В случае динамического равновесия в специфических движениях, по-видимому, ведущим будет фактор балансирования в пределах «поля устойчивости» [99]. Овладение рациональным механизмом сохранения устойчивости на биомеханическом уровне будет характеризоваться минимизацией длины пути, описываемого проекцией ОЦТ в плоскости опоры, а значит, и уменьшением работы по перемещению центра тяжести [61; 19]. Существенной деталью данного вопроса является тот факт, что основные закономерности проявления функции равновесия в ходе стабилографического исследования исполнения упражнений только статического характера [61; 162; 99]. Но как верно отмечает Ю.В. Менхин [131], отличительной особенностью способности к сохранению равновесия в гимнастике является ее реализация в усложненных условиях: двигательных действиях прямолинейных, вращательных и их соединениях. В связи с этим вряд ли оправдан безоглядный перенос выявленных механизмов статического равновесия на упражнения динамического характера без допуска корректировки этих закономерностей в новых условиях, поскольку в значительной степени особенности координационных механизмов поддержания равновесия при выполнении различных двигательных действий зависят от своеобразия конкретных форм координации движений и от неодинаковых требований к различным органам чувств [162; 131; 128].

Очевидно, что устойчивость тела гимнастки, сложной многозвенной системы, является трудной задачей регуляции. В этом случае в управлении движениями выразительной пластики, часто предусматривающими создание условий нарушения устойчивости тела, принимают участие многие сенсорные системы, включая зрительный, вестибулярный, двигательный анализаторы при управляющей роли высших отделов ЦНС. Еще Н.А. Бернштейн [18] отмечал, что в «неразрывном союзе органов чувств трудно расчленить их роли в коррекции сложных движений». Его научным идеям не противоречит позиция Д.Д. Донского [67]: «сложная картина сенсомоторики – основа двигательного навыка». Тем не менее, выяснение факторной силы этих сенсомоторных детерминант функции равновесия представляет определенный интерес, так как позволит наметить конкретные научно обоснованные методические направления совершенствования координационных способностей владения телом у гимнасток на пути формирования их пластической выразительности, а также внести определенный вклад в разработку теории этого вопроса.

При сопоставлении многочисленных литературных данных по вопросу о роли рецепторных систем в сохранении равновесия, не представляется возможным абсолютизировать значение какой-либо из них [124; 61; 169; 99; 184; 22; 196; 101; 128]. Экспериментально подтвержден факт тесной взаимосвязи деятельности зрительного и кинестезического анализаторов при ориентировке спортсмена в пространстве. Отсутствие коррекции проприоцептивных ощущений зрительной оценкой расстояния или взаиморасположения предметов в случае выключения зрительного контроля – причина нарушения равновесия [61; 169; 185; 131; 18]. Оценивая роль зрительного анализатора, Н.А. Бернштейн [18] считал возможным исключить вероятность неудачного выполнения сложного двигательного действия при выключении зрения только в силу «исключительной двигательной одаренности» или приобретения прочного навыка его выполнения при закрытых глазах. В ряде экспериментов доказано наиболее значительное снижение показателей координации, в частности точности движения на 5-30 % в разных заданиях у детей разного возраста, в результате сильных раздражений вестибулярного аппарата. Еще более сложные условия для сохранения равновесия возникают при сочетании раздражения вестибулярного аппарата с выключением зрения [162; 169; 184; 123].

В то же время, разные авторы неоднозначны в оценке функций вестибулярного анализатора. Некоторыми авторами вестибулярный анализатор признается ведущим фактором, определяющим уровень статокинетической устойчивости как одного из видов проявления равновесия [124]. Однако многие другие исследователи считают, что в регуляции равновесия вестибулярный аппарат выступает лишь как часть особой управляющей системы, а не как единственный и непосредственный фактор [61; 99; 196; 101; 131].

Касаясь вопроса о специфике вестибулярной тренировки как одного из аспектов создания двигательных предпосылок к обучению технике элементов выразительной пластики, необходимо принимать во внимание результаты фундаментальных исследований в этой области. Во-первых, научной школой В.Г. Стрельца [185; 186] выявлено, что нет единого индикатора вестибулярных реакций и помехоустойчивость одних функций вестибулярного аппарата относительно не зависит от помехоустойчивости других. Во-вторых, научно доказано [99; 184; 101; 128], что в основе обеспечения устойчивости позы лежат не только приобретенные, но и врожденные механизмы. Последние, в виде автоматических вестибуло-тонических перестроек мышечного тонуса в ответ на изменение положения головы относительно туловища, не всегда способствуют и помогают решению конкретной двигательной задачи в сложнокоординационных видах спорта. Всесторонний и активный метод вестибулярной тренировки, по данным В.Г. Стрельца [184], Е.В. Бирюк и А.И Яроцкого [22] способствует совершенствованию связей вестибулярного и двигательного анализаторов, а также переводу ЦНС в состояние оптимальной возбудимости, а благодаря этому, и совершенствованию координационной деятельности организма в целом. Положительный эффект от сопряженного воздействия на проприоцептивную систему важно для функции равновесия в целом, так как. Согласно современным представлениям, именно мышечно-суставной проприорецепции принадлежит особая роль в осуществлении изученного на данный момент статического равновесия. Благодаря высокой чувствительности проприорецепторов, информация о малейших изменениях мышечного напряжения и взаимного расположения костей сустава поступает в ЦНС именно от «самых ближних» к опоре суставов стопы [61; 131].

В связи с выявлением в результате анализа специальной литературы важнейших слагаемых достижения пластической выразительности со стороны физической подготовленности и функционального состояния систем организма гимнастки-художницы особого внимания и глубокого осмысления заслуживают абсолютно новые данные, полученные в процессе многолетних фундаментальных исследований уникальных свойств миорелаксационных процессов [43]. Не вызывает сомнений, что с позиции тренерской практики в художественной гимнастике одним из основных критериев выразительности движений (особенно волн, волнообразных движений, взмахов) является свобода, легкость, непринужденность их исполнения. В специальной литературе есть достаточное количество указаний на то, что эти качественные характеристики техники двигательных действий тесно связаны с отсутствием излишнего напряжения второстепенных групп мышц [137; 17; 100; 36; 158; 90]. Более конкретный подход к поиску причин скованности позволяет назвать в качестве таковых координационный и тонический вид напряженности [119]. Согласно современным теоретическим основам рационального обучения технике двигательных действий, координационная напряженность – допустимый и устраняющийся впоследствии признак начальной стадии формирования двигательного навыка [28; 18; 131]. Напротив, тоническая напряженность может снижать «художественность» уже хорошо освоенных двигательных действий [35; 119; 138] в силу низкого уровня способности регулировать мышечный тонус.

В исследованиях Ю.В. Высочина, В.В. Лукоянова [43] доказано, что физиологической основой оптимальной ритмовой структуры и координации движений выступает скорость произвольного расслабления мышц (СПРм). Полученные этими авторами результаты убеждают в том, что достижение вершин спортивного мастерства лимитируется не уровнем развития сократительных свойств мышц (он достаточен уже у перворазрядников), а главным образом, низким уровнем СПРм. Это свойство находится в прямой зависимости от функционального состояния тормозных систем ЦНС. Установлено, что при недостаточной силе тормозного процесса или перевозбуждении ЦНС появляются периоды одновременной активности мышц-антагонистов. Случай сильно выраженного напряжения работающих мышц и неработающих мышц характеризуется как гипертонус и является причиной не только признаком низкой экономичности движений, но и значительных нарушений координации и биомеханической структуры, техники движений [104; 43].

Поэтому, согласно современным представлениям о принципах спортивной тренировки, предупреждение и устранение излишней мышечной напряженности рассматривается как стержневая, а не эпизодическая линия технической и физической подготовки спортсменов [128]. И вполне очевидной видится возможность создания предпосылок для ускоренного преодоления координационной напряженности при освоении новых двигательных действий без предмета в художественной гимнастике, повышение их «художественности» путем развития способности произвольно расслаблять мышцы, регулировать степень их напряжения. Это означает что гимнастки должны научиться: а) различать ощущения напряженного и расслабленного состояния мышц по отношению к обычному их состоянию; б) расслаблять одни группы мышц, одновременно напрягая другие; в) поддерживать движение расслабленной части тела по инерции в результате активного движения других частей тела; г) определять в упражнении фазы отдыха и соответственно им максимально расслаблять мышцы. Следует отметить, что все наиболее эффективные комплексы упражнений и методы их использования основаны на релаксации [35; 79; 53; 43]. Их направленность определяется активизацией тормозных систем ЦНС и быстрой ликвидацией отрицательных последствий повышенной возбудимости.

В связи с практической значимостью выявления факторного влияния способности к произвольному расслаблению мышц на уровень пластической выразительности, важно определиться в методах установления этой взаимосвязи. В силу своей портативности, среди методов исследования мышечного тонуса наибольшее распространение получили методы измерения поперечной твердости покоящейся, напряженной и максимально расслабленной мышцы [43]. Миотонометрия, хотя и не дает информации о СПРм, но позволяет судить о выраженности способности к произвольному расслаблению мышц.

Сделанное на основе анализа специальной литературы заключение о существенной роли технического мастерства и физической подготовленности гимнастки для ее пластической выразительности подтверждается информацией, полученной с помощью метода экспертной оценки. Данные табл. 4, показывают, что яркость художественного впечатления, возникающего при субъективном зрительном восприятии выступления гимнастки, во многом, определяется не только богатством композиции специфическими элементами художественной гимнастики, но и степенью безукоризненности исполнения этих элементов.

Содержание таблицы свидетельствует о тенденции повышения качества исполнения целостных элементов выразительной пластики с ростом спортивной квалификации гимнасток. Следовательно, еще раз можно подчеркнуть, что умение «перевести звуковые образы в образы пластические», создать «зримую музыку» [2; 158; 192; 188] в полной мере присуще сегодня только тем гимнасткам-художницам, чья карьера уже близка к завершению. Сопоставляя информацию о композиционном и исполнительском аспектах явления пластической выразительности гимнасток различной спортивной квалификации (табл. 3 и 4), нельзя не заметить сходство динамики развития этих двух показателей. Отсутствие прочных навыков (особенно у юных гимнасток) применительно к специфическим элементам может быть причиной отказа тренера и гимнастки от включения этих действий в произвольную программу.

Вместе с тем, судя по характеру ошибок, часто нарушению внешнего рисунка движений (недостаточная амплитуда движений в отдельных суставах, незаконченность целостного двигательного действия движением головы, неоправданно быстрый разгон движения в последующем суставе относительно предыдущего в кинематической цепи звеньев) при их выполнении сопутствуют нарушения равновесия. Это подтверждает неоднократно доказанную в ряде исследований возможность нарушения тонкой координации движений, пространственной ориентировки и устойчивости тела из-за воздействия на вестибулярный аппарат.

Таблица 4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь