Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методологические основы обучения двигательным действиям
На нынешнем этапе развития научного знания представляется возможным утверждать об эффективности процесса формирования навыков пластической выразительности в художественной гимнастике только в случае построения его с учетом требований современной теории обучения. Теория обучения двигательным действиям, решая свои задачи на уровне запросов практики, опирается на принципы наук вышестоящего уровня [110; 28; 9, 18; 128; 218; 217; 223; 229; 227]. В качестве методологических основ по отношению к теории обучения двигательным действиям выступают: 1. Закономерности теории дидактики (в области педагогики); ее основные положения разработаны представителями отечественной педагогики М.Н. Скаткиным, М.А. Даниловым. Осуществление обучения в физическом воспитании обосновывается принципами дидактики, которые, преломляясь в общей теории физической культуры, дополняются собственно спортивными и методическими принципами. 2. Положения теории деятельности, разработанной психологическими школами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, которые предложили рассматривать деятельность в единстве ее внешних, предметных и внутренних, психических форм и раскрыли принципы анализа и управления деятельностью. 3. Положения теории управления усвоением знаний, формированием действий и понятий (ТУУЗФДиП), разработанной учеными психологической школы П.Я. Гальперина. 4. Закономерности теории построения движений, физиологии активности (в области биологии), разработанной Н.А. Бернштейном и подготовленной идеями И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К.Е. Веденского. Достаточная полнота, принципиальность, логическая стройность, а следовательно, высокий уровень практической эффективности теории обучения двигательным действиям обеспечиваются сочетанием названных элементов в единой методологической концепции на основе философского принципа системности. Глубокие экспериментальные исследования, направленные на выявление наиболее рационализированных методов формирования двигательных навыков, показывают особую перспективность осмысления возможности проводить обучение двигательным действиям с психолого-педагогической позиции ТУУЗФДиП [28; 110; 50]. Результаты научных изысканий в этой области свидетельствуют, что формирование двигательного навыка на основе концепции П.Я. Гальперина позволяет отойти от ранее распространенного традиционного способа обучения построению двигательных действий путем проб и ошибок (в этом случае разучиваются одиночные двигательные действия и в их единственном варианте) и перейти с точки зрения принципа надежности обучения к формированию навыков обобщенных действий за счет работы над выделением закономерностей решения двигательной задачи во множестве однотипных действий [77; 209; 46; 28; 47; 48; 206; 131]. В соответствии с данной концепцией двигательное действие рассматривается как система управления, в которой есть управляющий орган – ориентировочная основа действия (ООД), управляемый орган – исполнительная часть и следящая система – контрольно-корректировочная часть. Исходя из сказанного, П.Я. Гальперин [50] и его сотрудники предлагают преподавателю направить усилия не на «постановку движений», то есть формирование исполнительной части, а на руководство формированием ООД, которая определяет исполнение. Немаловажно при выборе методов обучения, что ООД складывается в процессе обучения как на логической, так и на сенсорной (зрительной, кинестетической и вообще чувственной формируемой) основе. В данном контексте серьезное значение приобретают результаты тех исследований, которые выявляют эффективные методы и методические приемы создания полных и адекватных представлений по каждой основной опорной точке (ООТ) в составе ООД. Доказана необходимость использования методов обеспечения обратной связи и направленного прочувствования движения, позволяющие предупреждать или устранять временные искажения в мышечно-двигательной образе движений, повышать точность «сенсорных коррекций» [67; 46; 20; 48; 103; 80; 18; 98]. В ряде научных и методических работ подтверждена возможность оптимизации процесса обучения на основе использования эффекта положительного переноса навыков [47; 131; 128]. Известно, что вероятность положительного переноса двигательного навыка тем больше, чем значительнее сходство смысловой основы и главных звеньев техники упражнений [28; 47]. В свете ТУУЗФДиП обеспечение переноса навыков требует от обучаемого высокой степени осознанности ООТ в ООД тех движений, между которыми наблюдается структурное сходство, а также умения выделять среди прочих инвариантные признаки этих двигательных действий. В связи с этим достаточную актуальность приобретают проблемные методы обучения для повышения творческой и интеллектуальной активности занимающихся в условиях решения двигательной задачи обобщенного характера [82; 69; 216; 219; 224; 225]. 1.4.3. Характерные черты методики обучения на этапе начальной специализированной подготовки Как показывает анализ данных специальной литературы, в системе многолетней спортивной тренировки по художественной гимнастике младший школьный возраст (7-8 лет) – это период постепенного перехода гимнасток от предварительной к начальной специализированной подготовке [119; 90], когда большое внимание уделяется обучению и технической подготовке. Основным содержанием технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации является базовая подготовка по видам многоборья, разучивание профилирующих элементов. Специалисты считают, что было бы опрометчиво игнорировать хореографический и музыкально-ритмический аспекты технической подготовки на занятиях с юными гимнастками [35; 24; 137; 119; 90; 111]. Теоретики художественной гимнастики одним из наиболее важных направлений педагогической работы на этапе начальной спортивной специализации находят формирование пластичности, культуры движений у юных гимнасток. Этот вопрос рассматривается в тесной взаимосвязи с технической подготовкой, поскольку в ходе начальной технической подготовки закладывается тот фундамент, который обеспечит гимнастке не только дальнейший рост технического мастерства, но и позволит с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность на спортивной площадке [36; 119; 120]. Поэтому современная теория и методика художественной гимнастики определяет необходимость принимать во внимание в процессе обучения двигательным действиям выразительный аспект техники с самых ее азов, подчеркивает важность качественного освоения базовых навыков общего назначения для дальнейшего овладения «художественностью» движений [119]. М.Л. Укран, Н.И. Шарабакин [195] отмечают необходимость приучения детей к эмоциональному оформлению самых разнообразных гимнастических упражнений для воспитания выразительности движений. При этом требуется рациональное соотношение воздействий, обогащающих знаниями об эмоциональной окраске упражнений, а также тех, которые побуждают к ее практическому использованию. Постепенно, по мнению этих авторов, чувства и эмоциональный опыт как бы подтягиваются до уровня строгих требований разума, не теряя при этом своей специфики и все более проявляясь в произвольных движениях. Основными средствами начального формирования пластической выразительности на основании обобщения информации специальной литературы можно считать элементы хореографии и выразительной пластики [64; 38; 35; 120; 191; 138]. Е.И. Мухамедвалеева [137] в частности отмечает, что выполняя танцевальные движения различного характера, юные гимнастки учатся придавать им эмоциональную окраску: плавным движениям – лиричность, задумчивость, стремительно быстрым – задор, игривость. Вместе с тем некоторые другие авторы [17; 100; 90; 81] убеждены в том, что на занятиях с этим контингентом учащихся должны обязательно использоваться специальные упражнения, требующие точного соблюдения положения рук, ног и других частей тела, то есть воспитывающие умение контролировать положение тела и отдельных его частей в пространстве. Однако более конкретных методических рекомендации по развитию «чувства линии» у гимнасток дошкольного и младшего школьного возраста в процессе анализа специальной литературы найти не удалось. В связи с ранней специализацией в художественной гимнастике, а также в связи со сложнокоординационным характером двигательных действий без предмета имеет смысл обратить внимание на специфику методов и форм организации обучения на этапе начальной спортивной специализации во взаимосвязи с возрастными особенностями физического и психического развития девочек 7-8 лет [28]. В целом, по мнению специалистов, младший и средний школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения. В эти годы легко усваиваются разнообразные формы двигательных действий. Это связывается, главным образом, с развитием двигательного анализатора. Однако, как отмечают С.В. Хрущев., М.М. Круглый [204], к моменту поступления в школу двигательный анализатор ребенка и двигательный аппарат в целом развиты еще недостаточно и не могут обеспечить совершенную функцию, хотя и достигают необходимого минимума зрелости. В этом возрасте IV и VI поля коры БП, имеющие отношения к двигательному анализатору, представляются достаточно зрелыми. Но еще отсутствуют тесные функциональные взаимоотношения между двигательным, зрительным и другими анализаторами. Наблюдается недостаточная зрелость высших программирующих и контролирующих произвольные движения областей коры. В связи с этим двигательные действия, требующие согласованной работы обоих БП головного мозга, затруднительны, а точность движений из-за несовершенной координации в деятельности нервных центров еще недостаточна [204]. Тем не менее эти возрастные особенности физического и психического развития определяют целесообразность и эффективность развития координационных способностей точно регулировать различные параметры движения, а также повышения требований к самоконтролю в процессе реализации ООД. С точки зрения В.Б. Бенюх [17], В.Б. Коренберга [100], для достижения эстетики движений и поз достаточно важно научиться осмысливать мышечные ощущения, соответствующие выразительным движениям. По данным А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой, Д.А. Фарбер [203], полное окостенение скелета у детей младшего школьного возраста еще не произошло, к 9-11 годам заканчивается лишь окостенение фаланг пальцев рук, к 12-13 годам - запястья и пястья, а кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, чрезмерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом, что обусловливает наиболее высокие темпы естественного прироста гибкости в возрасте 7-10 лет. О значении этой двигательной предпосылки для формирования пластичности не раз отмечалось исследователями. Возрастные особенности психики проявляются в том, что двигательные условные рефлексы закрепляются сразу благодаря большой возбудимости и высокой пластичности нервной системы [199]. Дети этого возраста легко могут овладеть психически сложными формами движений. Но следует учитывать, что анализ близких по структуре движений у детей затруднен, новые условные связи трудно дифференцируются. Поэтому при обучении физическим упражнениям, в том числе и целостных волн, волнообразных движений, предпочтительнее использовать целостный метод, облегчая выполнение основного упражнения системой подводящих и подготовительных упражнений. Следует отметить, что разными авторами предлагается различный по содержанию и объему комплекс подводящих и специально-подготовительных упражнений для овладения техникой специфических двигательных действий в художественной гимнастике [35; 90; 191; 167]. Их практическая ценность снижена из-за отсутствия должной систематизации данных средств в рамках специальной методики формирования пластической выразительности. Важным приобретением в психическом развитии детей младшего школьного возраста является возможность устойчивого (произвольного) внимания. Однако оно непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается.. Очень характерна высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Девочкам трудно длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса [212]. В то же время, именно те сведения, факты, которые являются для ребенка эмоционально положительно или отрицательно окрашенными, хорошо запоминаются: память особенно у детей 6-7 лет еще непроизвольна. Вот почему особенно эффективным на этом этапе могут стать процесс целенаправленного развития творческого воображения у детей в ходе импровизаций движений под музыку [88], а также использование в процессе обучения игрового метода [82; 205; 170]. Д.Б. Эльконин [212] подчеркивает, что мыслительные процессы у детей младшего школьного возраста носят наглядно-образный, или чувственный, характер, то есть при анализе события, ситуации, явления дети опираются на реальные события и предметы. При этом дети могут уже осознанно анализировать речь, но этому надо их специально учить. Поэтому в процессе формирования ООД навыков пластической выразительности особую роль при создании логических и зрительных представлений играет умелое сочетание четкого показа с образным объяснением [119]. Не являются единичными в литературных источниках указания на процесс оформления к шести годам основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель; принять решение; наметить план действия; исполнить его; проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия; оценить результат своего действия. Эта особенность в свете концепции П.Я. Гальперина представляется важной психической предпосылкой к успешному формированию двигательных навыков [110; 28]. Заключение Анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения и опрос тренеров позволяют сделать следующие выводы. Важнейшей составляющей исполнительского мастерства гимнасток-художниц является пластическая выразительность. Она раскрывается как умение посредством целостного, динамичного, танцевального характера исполнения двигательных действий произвольной комбинации передавать эмоционально-смысловое содержание музыкального произведения. Невысокий уровень «художественности» движений и низкая эстетическая ценность композиции гимнасток различной спортивной квалификации, а также высокая субъективность оценки уровня их пластической выразительности – тенденции современного этапа развития художественной гимнастики. Выявлена недостаточные теоретическое обоснование и методическая база вопроса о пластической выразительности в художественной гимнастике. В настоящее время у специалистов нет четких представлений о компонентах пластической выразительности в художественной гимнастике. Дальнейшие исследования необходимо вести с целью установления степени влияния следующих групп факторов пластической выразительности: 1) техническое мастерство исполнения специфических элементов; 2) координационные способности владения своим телом a) способности точно регулировать пространственные, временные, динамические параметры движений; b) способность сохранять равновесие в усложненных условиях; c) способность к произвольному расслаблению мышц; 3) индивидуально-психологические особенности гимнастки a) тип НС по силе процесса возбуждения; b) функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга; c) уровень умственного развития; d) тип мышления; e) эмоциональная реактивность, f) социальная эмоциональность, эмоциональная устойчивость. В специальной методической литературе известные средства и методы достижения выразительности движений не систематизированы, отсутствует и их обоснование с позиции современных психолого-педагогических концепций обучения двигательным действиям. Выше обозначенные аспекты проблемы легли в основу выдвинутой рабочей гипотезы. Она заключается в том, что определение сущности пластической выразительности, выявление ее технических, физических, психологических факторов в художественной гимнастике позволит разработать средства и методы обучения двигательным действиям без предмета с учетом их специфики, реализация которых обеспечит совершенствование исполнительского мастерства юных гимнасток. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы