Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методики В.М. Русалова и Г. Айзенка



«Опросник структуры темперамента (ОСТ)» В.М. Русалова и «Опросник по изучению экстраверсии – интроверсии и нейротизма» Г. Айзенка применялись для выявления уровня эмоциональной устойчивости – неустойчивости и социальной эмоциональности спортсменок.

Определение эмоциональной устойчивости - неустойчивости (эмоциональной стабильности - нестабильности) как свойства личности особенно важно, так как оно во многом обусловливает организованность поведения человека в обычных и стрессовых ситуациях, в том числе и в спортивной жизни [166]. Эмоциональная неустойчивость как черта личности по некоторым данным связана с показателями тревожности и лабильности нервной системы.

С целью диагностики этого индивидуально-психологического свойства личности у 30 гимнасток-художниц, являющихся мастерами спорта, использовались: шкала нейротизма (Н) методики Айзенка (24 вопроса), а также шкала «Эмоциональность» (Эм) методики «ОСТ» В.М. Русалова (12 вопросов) [175]. Подсчитанное с помощью специального «ключа» количество баллов, полученных по каждой из шкал, свидетельствует:

а) об очень высокой степени эмоциональной неустойчивости, ощущения неуверенности, тревоги, чувствительности к неудачам при показателях выше 18 баллов по шкале Н, выше 10 баллов по шкале Эм;

б) о высокой эмоциональной неустойчивости при показателях 15-18 баллов по шкале Н и 9-10 баллов по шкале Эм;

в) о высокой степени эмоциональной стабильности, незначительном реагировании на неудачу, уверенности в себе и спокойствии при показателях ниже 10 баллов по шкале Н и ниже 5 баллов по шкале Эм;

г) о средней эмоциональной устойчивости при показателях 11-14 баллов и 5-8 баллов по шкалам Н и Эм соответственно.

Выраженность у гимнасток–художниц высокой спортивной квалификации (15 человек) такого свойства темперамента, как социальная эмоциональность (то есть эмоциональность в коммуникативной сфере) выявлялась с помощью шкалы «Социальная эмоциональность» (СЭм) опросника «ОСТ» (12 вопросов). Обработка результатов аналогична таковой по шкале эмоциональности. Высокие значения по шкале СЭм (более 8 баллов) рассматриваются как показатель высокой эмоциональности в коммуникативной сфере и чувствительности к неудачам в общении, тогда как низкие значения (менее 5 баллов) свидетельствуют об уверенности в себе в ситуации общения, о нечувствительности к оценкам окружающих.

Метод экспертной оценки

В ходе диссертационного исследования метод экспертной оценки использовался в нескольких направлениях.

Первое направление использования экспертной оценки определялось целью получения представлений о специфике технической «беспредметной» подготовленности и, следовательно, об уровне владения своим телом у гимнасток различной спортивной квалификации. Решение данной задачи осуществлялось в 1997 году в ходе следующих соревнований по художественной гимнастике: ”Кубок надежды”, “Чемпионат вузов”, “Чемпионат Санкт-Петербурга”, международные соревнования на призы журнала “Мир женщины”. В процессе экспертной оценки особое внимание обращалось на технику исполнения фундаментальных групп упражнений без предмета, к которым относятся: 1) прыжки, 2) равновесия, 3) повороты, 4) наклоны, волны; а также на исполнение элементов, которые технически не расценены, но обеспечивают связь между отдельными частями композиции, придавая необходимую завершенность ее общему рисунку (так называемой “водички”). Для получения возможности количественно оценить степень мастерства гимнасток в области «беспредметной» подготовки при выполнении ими произвольных комбинаций с предметами учитывалась “стоимость” допущенных ошибок в исполнении вышеуказанных элементов в соответствии с действующими правилами соревнований по художественной гимнастике. В целом было проанализировано 452 произвольные соревновательные комбинации в исполнении гимнасток различной спортивной квалификации. В качестве экспертов выступали трое специалистов по художественной гимнастике, имеющие I судейскую категорию. Протокол экспертной оценки №1 представлен в прил. 6.

Второе направление использования метода экспертной оценки было связано с вопросом насыщенности произвольных комбинаций гимнасток-художниц целостными специфическими элементами без предмета и качества их исполнения. В связи с этим, в программу экспертной оценки входила регистрация: 1) количества целостных специфических двигательных действий в каждой конкретной произвольной комбинации; 2) величины двигательных ошибок, допущенных при исполнении этих элементов, согласно действующим Правилам судейства соревнований по художественной гимнастике [156]. Отдельно фиксировались: а) ошибки, проявляющиеся в частичной или полной потере равновесия, и б) технические ошибки. Было рассмотрено 156 произвольных комбинации по различным видам многоборья у гимнасток, выступавших по программе I взрослого разряда, 135 упражнений гимнасток - КМС, 86 упражнений гимнасток - МС и 35 упражнений у гимнасток - МСМК в ходе соревнований по художественной гимнастике, проходивших в Санкт-Петербурге в 1997-98гг.: «Кубок Надежды», «Надежды Санкт-Петербурга», «Первенство Санкт-Петербурга среди девушек», «Чемпионат России». В качестве экспертов выступали трое специалистов по художественной гимнастике, имеющие I судейскую категорию. Протокол экспертной оценки № 2 представлен в прил. 7.

В третьих, данный метод неоднократно применялся на различных этапах исследования (в ходе констатирующего и педагогического эксперимента). На основании оценки экспертов выявлялся уровень пластической выразительности гимнасток-художниц.

Последним направлением использования метода экспертной оценки являлась оценка качества исполнения контрольных упражнений. По окончании серии экспериментальных уроков юные гимнастки контрольной и опытной групп принимали участие в выполнении контрольных упражнений и в соревнованиях по трем видам многоборья художественной гимнастики: без предмета, скакалка и мяч с целью проверки эффективности разработанных средств и методов начального формирования пластической выразительности.

В качестве контрольных упражнений выступали следующие двигательные действия:

1. стойка на носках, руки в стороны;

2. волнообразное отведение и приведение рук;

3. из и. п. – стойка, руки влево вниз - назад – шагом на правую с волнообразным движением рук и туловища выпад вперед, руки вперед - вверх.;

4. волна руками из и. п. – руки в стороны;

5. целостная волна вперед из круглого полуприседа, руки вниз-назад.

В оценке техники исполнения этих элементов, а также соревновательных комбинаций с позиции пластической выразительности в качестве экспертов участвовали четыре тренера, работающие в ДЮСШ Петроградского РУО.

Как и на предыдущих этапах исследования, эксперты были ознакомлены с критериями оценки, разработанными на основе Правил судейства соревнований по художественной гимнастике [156] и результатов собственных биомеханических и физиологических исследований. Данные критерии оценки уровня пластической выразительности гимнастки представлены прил. 2.

В связи с этим использование метода экспертной оценки, во-первых, позволяет судить о качестве овладения гимнастками «чувством линии» и пластически выразительным исполнением специфических движений. Во-вторых, оно позволяет заключить о значимости формирования универсальных навыков пластической выразительности для повышения успешности соревновательной деятельности юных гимнасток на этапе начальной спортивной специализации.

Тестирование


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь