Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЛ. как наука. Предмет ПЛ.. Основные отрасли ПЛ.. Формы сотрудничества психологической науки и практики.



ПЛ. как наука. Предмет ПЛ.. Основные отрасли ПЛ.. Формы сотрудничества психологической науки и практики.

Гл. особ-cть ПЛ: изучаемая этой наукой реальность («душа») стала предметом задолго до оформления как науки. 3 требования: исп. науч.методов наблюд. и эксперимента, исп. матем.анализ, применение полученные знания на практике.

Развитие ПЛ. как науки: 1) Первым термин «ПЛ.» употребил 18 века Христиан Вольф. В сер. 19 в. О.Конт предложил классификацию наук (вместо социальной философии – социология, наука об обществе; вместо философской антропологии – ПЛ., наука о душе). 2) В 1879 В. Вундт, Лейпциг - первая в мире лабораторию экспер.ПЛ. – рождение ПЛ. как науки. И.М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. 3) создание математиком Кетле мат. статистики, ставшей математическим аппаратом ПЛ.. 4) создание в Лондоне Гальтоном лаборатории дифф PL, что обеспечило ее прикладной аспект (тесты и диагностика). -> кризис, сознание нельзя эксперим.исследовать, разные школы. Предмет ПЛ.. ПЛ. - наука о психике. Предмет ПЛ. по Вундту - непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения (интроспекции). Скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной инфо, а данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Разные школы в ПЛ. давали разные определения ее предмета. 1) бихевиоризм: предмет-поведение чел.и жив, опосредованное стимул-реактивными отношениями. 2) глубинная псих.я (берет свое начало в психоанализе Фрейда): сохранила метод интроспекции, применив его к иссл-ю неосознаваемой части психики. По Фрейду, психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Предмет- жесткая связи между причиной и следствием в психич. жизни человека. 3) рефлективная псих. предмет – сознание как отражение объеут.реальности в мозгу. 4) понимающая псих. (осн. В. Дильтеем и Э. Шпрангером). Предмет - не изучение причинно-следственных связей Ψ й жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-истор-х ценностей. 5) когнитивная псих.. Предмет - процессы переработки инфо человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Обобщённое определение: Предмет- психика человека и животных основные законы её формирования и функционирования.

Осн. отрасли псих .Ядро соврем. ПЛ. - общая ПЛ., изучает наиболее общие законы, закон-сти и мех-мы психики. История ПЛ. — истор. процесс формирования и развития псих-го знания. Социальная ПЛ. – изучает психику, человека, группы в условиях социального взаимодействия. Медицинская ПЛ. – изучает психику в условиях болезни и медицинской среды, а также болезни самой психики. Традиционно для классификации исп. следующие основания . 1. Конкретная дея-ть (п. труда, медицинская, педагогическая п., п. искусства, п. спорта); 2. развитие (сравнительная п., п. развития, детская п.); 3. социальность, отнош. чела к обществу {соц. п., п. личн., п. группы, этноПЛ.). (Дружинин) Важным яв л. выделение отраслей «по цели деят-сти» (получение или применение нового знания): 4. фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: п. 5. развития, творчества, личности.

Ломов систему связей ПЛ: с 1) общес.науками (через соц.ПЛ и 2) естес.науками (через психофизику, сравнительную ПЛ. и психофизиологию); 3) мед.науками (через патоПЛ., мед.ПЛ, нейроПЛ. и психофармакологию); 4) пед.науками (через ПЛ. развития, педагогическую и специальную ПЛ.); 5) техническими науками (через инженерную ПЛ.).

 

Ощущ. закономерности ощущ..

Ощущ.. – это простейший псих. процесс состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений и определенных состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ориентирующая функция ощущ.. Заключается в получении разнообразной инф об окружающем нас мире и состоянии собственного организма человек. Физ, физиол, психол процессы. Понятие об анализаторе. Все ощущ. возникают в рез-те воздействия раздражителя на рецепторы.   Анализаторы – это специальные нервные аппараты, кот. принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущ.. Анализатор состоит: 1) рецепторы (или органы чувств), преобразуют энергию внешнего воздействия в нервные сигналы 2) проводящие нервные пути, по кот. эти сигналы поступают в ГМ и обратно к рецепторам 3) корковые проекционные зоны ГМ.

Особенности ощущ. . К общим свойствам ощущ. относят: 1) Качество – сущностная хар-ка. Каждый вид ощущ. имеет свои качественные особенности позволяющие отличить его от других видов ощущ., а также от вариаций внутри вида (разные цвета, насыщенность цветов и т.д. при зрительном; громкость, высота и т.д. при слуховом).2) Интенсивность – это колич. хар-ка ощущ. и определяется силой воздействия. 3) Продолжительность – временная хар-ка, определяется временем воздействия. 4) Инерция - проявляется в том, что ощущ. не возникают с началом действия раздражителя и не исчезают одновременно с ним, а сохраняются еще некоторое время.

Закономерности ощущ. Выделяют психофизические и психофизиологические закономерности ощущ.психофизич: Зависимость между чувствительностью и порогами ощущ. 1) Пороги ощущ. Для того чтобы в рез-те воздействия раздражителя возникло ощущ. необходимо чтобы этот раздражитель (стимул) достиг определенной величины, то есть порога чувствительности: 1) абсолютный порог и 2) дифференцированный (или порог чувствительности к различению). Абсолютный: 1. Нижний – наименьшая сила раздражителя, при кот. возникает едва заметное ощущ. 2. Верхний – наибольшая сила раздражителя, при кот. еще возникает ощущ. данного вида. Выше его возникает болевое ощущ. или не происходит изменений в интенсивности ощущ.. * Дифф.порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Закон Бугера-Вебера: Дифференциальный порог ощущ. для каждого органа чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. (константа Вебера). * Оперативный порог ощущ. – величина стимула, при котором точность и скорость его различения достигает максимума. Он выше, чем порог различения и используется в практических расчетах (светофоры). 2) Чувствительность и врем хар-ки.: Чувствительность - способность человека иметь ощущ. Временные хар-ки анализатора определяются временем необход.для возникновения ощущ. в тех или иных условиях. Временной порог – мин. продолжительность воздействия раздражителя необходимая для возникновения ощущ.. Период между воздействием раздражителя и появлением ощущ. называют латентный период. Во время латентного периода происходит преобразования воздействующей энергии стимула в нервные импульсы и их прохождения к определенной зоне ГМ.   Для исчезновения ощущ. после прекращения воздействия раздражителя тоже требуется некоторое время, которое называется инерцией.

Психофизич.з: 1) Адаптация. Изменение чувствительности анализатора в рез-те его приспособления к силе и продолж. раздражителя.(1. Притупления под воздействием сильного раздражителя 2. чувствительности под действием монотонного раздражителя. 3.Обострения чувствительности под действием слабого раздражителя). 2) Взаимодействие ощущ. изменение чувствительности анализаторов, под влиянием раздражителя других органов чувств. А) Контраст Изменение интенсивности и качества ощущ. под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Выделяют: 1. Одновременный контраст 2. Последовательный конраст. Б) Синестезия – возникновения под влиянием некоторого раздражителя некоторого анализатора ощущ., хар-рного для другого анализатора В) Сенсибилизация – повышение чувствительности в рез-те взаимодействия анализаторов и упражнения. (слух у музыкантов)

Виды ощущ.

Ощущ. - простейший психич. процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Классифицируют ощущ. по след ующи м основаниям: 1. по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущ.; 2. месту расположения рецепторов; 3. времени возникновения; 4. модальности (виду) раздражителя. 1. Дистантные: зрение, слух, обоняние. Контактные: вкусовые, болевые, тактильные. 2. Экстероцептивные: зрительные, слуховые. Обонятельные, вкусовые и кожные(давления, тепла, холода, болевые, осязательные). Интероцептивные: голод, жажда, сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущ. и др. Проприоцептивные (двигательные) Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их.

Зрительные - возникают в рез-те воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки 2 типов – полочки и колбочки. Световая чувствительность колбочек меньше. Палочки работают при слабом освещении и дают черно-белую картину, а колбочки обеспечивают цветовое зрение. Все воспринимаемые цвета могут быть разделены на ахроматические (белый, черный и т.д.) и хроматические, отличаются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Слуховые щущения. Относятся к дистантным ощущ-м и имеют большое значение в жизни чела. Слуховые ощущ. являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, Основными свойствами всякого звука являютсяся: 1.Громкость – сила воспринимаемого звука. Измерение громкости обычно производиться в децибелах. 2. Высота – отражает частоту колебаний звуковой волны (с частотой от 16 до 22 000 Гц). 3. Тембр – особый хар-р или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов.

Обонятельные и вкусовые ощущ.. Тесно связанные между собой обоняние и вкус. явл Статические ощущ.. Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущ. по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве - вестибулярный аппарат – преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Проприоцепторы представлены интрафузальными волокнами мышц (датчики длины мышцы), сухожильными рецепторами Гольджи (датчики напряжения мышцы) и механорецепторами суставных капсул. Кожная чувствительность. Различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами. Осязание. При ощущении познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

6. Восприятие как психич. процесс. Виды восприятия.

В осприятие– это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их св-в и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В – более сложный процесс, чем ощущ.. В – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная дея-ть, важной частью кот. являются движения. 4 уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул? ); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным. Св-ва: избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное– фон восприятия. Определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека. Предметность – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории. Апперцепция – влияние прошлого опыта. 1. целостность – объекты восприн.как единое целое вне завис от особенностей воспр.  Структурность восприятия представляет собой не просто сумму ощущ., в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы В не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их. Осмысленность и обощенность восприн.только те объекты, для которых есть понятия в языке. Виды восприятия: 1. По форме существования материи: А) Восприятие времени Б) людьми друг друга В) Восприятие пространства (в.формы, величины, глубины и удаленности). Г)Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (кажущееся, действительное). 2. П о ведущей модальности: а) зрительное, б) слуховое, в)кинестетическое: вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве. 3. По степени волевого контроля: а) Преднамеренное (произвольное)- В их основе лежит сознательно посталенная цель. Они связаны с волевыми усилиями человека и могут существовать в виде организованного восприятия: наблюдения. Непреднамеренное (непроизвольное) Предметы окружающей действительности вспринимаются без поставленной задачи, когда процесс воспр не связан с волевыми усилиями человека.

Теории мышления.

Ассоциативная школа. Ассоционизм. (Юм, Мюллер, Циген, Гартли, Пристли) Сводит содержание мышления к чувственным элементам ощущ., а закономерности его протекания – к ассоциативным законам. Основной закон: Ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Ассоциации: 1) по сходству 2) контрасту 3) близости во времени и пространству 4) отношению. По Цигену понятие – ассоциация представлений, суждение – а. понятий, умозаключение – а. суждений. Считали что мыслительные процессы можно изучать только по продуктам культуры. ИЗучали только актуализацию ассоциаций и скорость словестных а. Вюрцбургская школа (Кюльпе, Ах) мышление как внутренний акт. имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущ. и восприятия. Мышление внешне противопоставляется всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления (интенция) превратилась в чистый акт.

Мышление как функционирование интеллектуальных операций. (О. Зельц разработал и придумал) Он проводил генетический и функцион. анализ. В рез-те зельц описал следующие составляющие проблемного комплекса, кот. формируется на первой фазе «образования общей задачи»: а)выделены хар-ки известного; б)определено место неизвестного, искомого; в)выделены отношения между данным и искомым. Ввёл важное понятие антиципации (предвидения искомого). Постановка цели ведет к актуализации интеллектуальных операций. Используют либо готовые решения, либо конструируют новые при помощи интеллектуальных операций. Это: дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства, целепологание. ГештальтПЛ.(Вертгеймер, Келер, Коффка, Дункер). Центральное положение: первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы, а целостные образования – гештальты. Главное что они изучали – восприятие. Некот. закономерности были перенесены ими на мышление. Мышление интерпретировали как внезапное, не подготовленное непосредственно предыдущей аналитической дея-тью понимание существенных отношений в проблемной ситуации. Решение задачи через рассмотрение ее элементов в рамках других гештальтов. Т.О. ситуация переструктурируется и мы видим новые свойства. Бихевиорихм Согласно Уотсону 3 формы мышления: а) простое развертывание речевых навыков (стихи на память), б) решение задач не новых, но редко встречающихся, так что они требуют пробующего словестного поведения в) решение новых задач, кот. ставят организм в тяжелое положение требующее словестного решения до того, как будет предпринято действие. Мышление сближается с навыком и интерпретируется как навык. Человек – животное речевого поведения. Позже бихевиористы стали говорить о познавательных процессах. Процесс мышления не выделяется самостоятельно. В экспериментальных исследованиях говорилаось о существовании «познавательных структур».

Мышление как система обработки инф. Новая теория поведения Миллера, Галантера, Прибрама родилась как рез-т перенесения понятий кибернетики в изучение поведения, абсолютизации аналогии между компьютером и организмом. На основании этого развилась когнитивная ПЛ., кот. свойственно синкретическая установка, стремление преодолеть изолированность мышления, восприятии и т.п.

Факторы реализации:

1. Конкретизация ( каждая потребность удовлетворяется определенным способом, число которых ограничено (метод проб и ошибок).

2. Ментализации (отражение в сознании содержания потребности и ее отдельных сторон).

3. Социализации ( соотнесение и подчинение потребностей опред. ценностям культуры).

 

 

Структура эмоций.

Вундт:: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение. В настоящее время следующие компоненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание)- Всем эмоц. реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся «главной эмоциональной единицей». основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека. Таким образом, переживание – это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее хар-р (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта. Различные ученые по-разному определяют хар-р и степень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Вундт любое воспринимаемое событие является значимым уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то, согласно другим ученым Лазарусу и Клапаред. эмоции возникают только в исключительных случаях.; 2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность) - Эмоц. переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью методики гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, хар-рное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию. Кроме того, блокирование (подавление, сдерживание) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т.п.) обычно приводит к появлению состояния эмоционального напряжения. Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела). Мимические средства эмоциональной экспрессии. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей. Систематическое изучение эмоциональной экспрессии началось с работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», в кот. им был выдвинут тезис об универсальности мимических реакций. Вудвортс предложил все многообразие эмоциональной экспрессии мимики категоризировать с помощью линейной шкалы со следующими шестью ступенями: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. 3) физиологический (вегетативные изменения). - О наличии эмоциональной реакции на что-либо можно судить и по хар-ру изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и т.д.). Чаще всего такие изменения в организме называют эмоц. возбуждением. Однако по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных хар-ках эмоционального процесса (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность). П. В. Симоновым было выявлено, что положительные эмоц. реакции: 1) всегда слабее отрицательных; 2) в большинстве короткоживущие состояния; 3) даже сильные положительные эмоц. реакции безвредны для здоровья человека.

Классификации эмоций

1. По знаку эмоции можно разделить на: - положительные (исполнения функции поддержания контакта с позитивными событиями. Им хар-рна реакция приближения к полезному, необходимому для них стимулу.) - отрицательные (реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом.) - амбивалентные (противоречивые эмоц. переживания, кот. связаны с двойственным отношением к чему-либо или кому-то ). 2. По модальности: Выделяют следующие подходы: - В.Д. Небылицин (отечественная ПЛ.): гнев, радость, страх. - А. И. Макеева: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. -А.Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие. -Р. Вудвортс выделял группы: любовь-радость-счастье, удивление, страх- страдание, гнев-решимость, отвращение, презрение. -Дж. Уотсон: страх, ярость, любовь. 3. Влияние на поведение и дея-ть: Выделяют стенические (активизирующие жизнедея-ть, побуждают к действиям- гнев, удивление) и астенические (угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме- стыд, печаль и т.д.). 4. Степень осознанности: Выделяют осознаваемые (есть разные степени осознания, разные формы искажения) и неосознаваемые. 5. Предметность (связь эмоциональных переживаний с конкретными предметами). Выделяют предметные и беспредметные. 6. Степень произвольности (возможность произвольной регуляции и контроля поведения). Выделяют произвольные и непроизвольные. 7. Происхождение. Эмоции делятся на врожденные (они связаны с реализацией инстинктивных программ реагирования) и приобретенные (формируются под влиянием индивидуального и социального опыта). 8. Уровень развития. Выделяют низшие (связанны в основном с биологическими процессами) и высшие (связаны с удовлетворением социальных, духовных потребностей). 9. Длительность –Кратковременные –Длительные. 10. Интенсивность: -слабые –сильные.

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда: Отдельно необходимо рассмотреть теорию дифференциальных эмоций, которую разработал К. Изард. Эта теория сфокусирована на отдельных модальностях. Изард выделял десять эмоций: 1. Интерес- это интеллектуальная эмоция., чувство вовлеченности, повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира инф. 2. Радость- хар-ризует переживания ПЛ. комфорта и благополучия. 3. Удивление- вызывается резкими изменениями стимуляции, подготавливает человека к эффективному взаимодействию с новыми и внезапными событиями. 4. Печаль- переживание утраты объекта, кот. удовлетворял потребность, вызывает замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни. 5. Гнев- вызывается состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации. Хар-ризуется высоким уровнем мышечного напряжения, порождает готовность к нападению или другим формам активности. 6. Отвращение- эмоц. реакция отвержения, отстранения от физически и психологически вредных объектов. 7. Презрение- чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека. 8. Страх- хар-ризует чувства незащищенности, неуверенности в собственной безопасности. 9. Стыд- переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации. 10. Вина- переживания, возникающие в ситуациях нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождается осуждением себя и раскаянием.

И. Додонов: 1. Альтруистич. Эмоции возникают на основе потреб-ти в содействии, помощи, в желании приносить людям радость и счастье; проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи, в чув-х нежности, преданности, участия, жалости. 2. Коммуникат. эмоции. Возникают на основе потреб-ти в общении. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чув-во симпатии, расположения, чув-во уважения к кому-либо, чув-во признат-ти, благодарности, чув-во обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. 3. Глорические эмоции от лат.слава-связаны с потреб-тью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание. Они возникают когда чел-к становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отриц. эмоции чув-во уязвленного самолюбия. 4.Праксические эмоции -- возникающие в связи с деят-тью, ее успешностью или неуспеш-тью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с рефлексом цели, по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании рез-тами своего труда, в приятной усталости. 5. Пугнические эмоции от лат. борьба связаны с потреб-тью в преодолении опасности, на основе кот. возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущ., упоение опасностью, риском, чувство спорт. азарта, предельная мобилизация своих возможностей. 6. Романтические эмоции.- связанны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании светлого чуда, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве. 7. Гностические эмоции от греч. знание, обычно наз. интеллект-ми чувствами. Они связаны не просто с потреб-тью в получении любой новой инфор, а с потреб-тью в когнитивной гармонии, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, т.о, всю наличную инфо к общему знаменателю (побуждается проблемной ситуацией). Проявляются в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. -- сущ-ют 2 основные точки зрения:

1 эстетические эмоции в чистом виде не сущ-ют. Это пережив-ия, в кот. переплетаются различ. эмоции. 2 эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты. По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, возвышенного, величественного. Разновидностью эстетических чувств явл. лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, сладость воспоминаний о прошлом. 9. Гедонистические эмоции.- связанны с удовлетворением потреб-ти в телесном и душевном комфорте. Выражаются в наслаждении приятными физич. ощущ-ми от вкусной пищи, тепла, солнца, в чувстве беззаботности и безмятежности,, в легкой эйфории, в сладострастии. 10.Акизитивные эмоции от франц. приобретение- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений. Эта классиф. представляется несколько надуманной.

Теории эмоций.

Эмоции – это особый класс психических явлений, выражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешн и внутр событий и регулирующих в соответствии с ними его дея-ть и поведение.

1) Трехмерная теория эмоций В.Вундта. 3 измерения: -удовольсвие/неудовольствие, - возбуждение/успокоение, -напряжение/разрешение.

              Возбуждение - разрешение=Удовольствие/Неудовольствие-  напряжение - Успокоение

Каждое из этих трех измерений проявляется в эмоции как субъективное состояние и различное по степени интенсивности. Эмоц-е переживания хар-ся одним, двумя или тремя из измерений. Чистые формы не/удовольствия возникают, в связи с обонятельными и вкусовыми ощущ-ми. Ощущ. красного цвета помимо не/удовольствия вызывает эмоц-е сост возбуждения (голубой – успокоения). Также каждая из шести особенностей хар-ся изменением пульса и дыхания.

Эволюционные теории эмоций.

Ч.Дарвин. Идея – большинство эмоц реакций являются либо полезными, либо представляют собой остатки целесообразн реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание. Принципы эволюц развития Э.: 1) ассоциации – сочетание эмоций с полезными для организма переживаниями привело к образованию определенных ассоциаций => эти реакции проявляются автоматически. 2) антитезы – противоположные по знаку Э. вызывают противоположные поведенческие реакции. 3) прямого выражения эмоционального возбуждения.

Психоэволюционная теория Р.Плутчика. Согласно теории, эмоции являются: - механизмами коммуникации и выживания; - имеют генетическую основу; - соотносятся между собой по интенсивности, сходству, полярности и др. Эмоции являются средством адаптации и играют важную роль для выживания. Эмоции будут различаться в зависимости от прототипов адаптивных реакций, сопряженных с ними (их 8). Протекание эмоц процесса имеет свою последовательность: стимульн событ – когнит. оценка – сост переживания/физиолог возбужд – наблюд повед – эффект. 

Эмоц. тон

В. Вундт «чувственный тон»- как простейшая форма эмоций, возникающая в связи с определенными ощущ-ми. В рез-те контакта с окружающим миром человек получает инф о свойствах объектов и явлений, а также об эмоциональном значении тех или иных сенсорных раздражителей. Пьерон пытался количественно определить соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых видов сенсорных воздействий. Согласно его идеям при зрительных ощущ.х доминирует познавательный компонент, а при болевых эмоц..

Эмоц. тон - простейшая, врожденная форма эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

Факторывлияющие на эмоц. компонент и определяют эмоц. тон: 1. сенсорная модальность, вид воздействия в пределах одной модальности, интенсивность раздражителя (так Вундт считал, что при увеличении интенсивности ощущ. растет его положительная чувственная окраска, но достигая определенной интенсивности это положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становиться отрицательной), 2. внезапность его появления (предметы, кот. внезапно появляются и быстро передвигаются вызывают негативную эмоциональную реакцию).

Выделяют следующие особенности эмоционального тона: 1. кратковременный хар-р (ограничена временем действия сенсорного раздражителя). 2.слабая интенсивность (часто определяется как оттенок эмоционального переживания). 3.врожденный хар-р (Ильин определял как низший уровень врожденного эмоционального реагирования). 4. слабая осознаваемость

Аффекты - сильные и кратковременные эмоц. реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Наблюдается в критических ситуациях, когда человек не способен найти адекватный выход из угрожающей или неожидан возникшей ситуации. Аффективные реакции могут быть как отрицательно окрашены, так и положительно.

Аффекты бывают стенические (приводящие к агрессии) и астенические (приводящие к бегству или оцепенению).

Группы факторов, вызывающие аффективные реакции: 1. Внезапные и неожиданные воздействия (ущемление интересов). 2. Конфликтные ситуации. Необходимо помнить и о кумулятивном (накопительном) аффекте. Особенности аффекта: 1. Кратковременный хар-р. 2. Значительная интенсивность. 3. Взрывной хар-р. 4. Формирование доминанты. 5. Нарушение произвольности контроля поведения. 6. Большая экспрессивность. 7. Выраженность вегетативных проявлений. 8. Фазовость протекания: начальная, центральная (кульминация), заключительная.

Функции аффектов: 1. Следообразование- образования специфического опыта, аффективных следов. 2. Аккумуляция- накопление аффективного возбуждения. 3. Канализация- катарсис или постепенное изживание аффективных следов. Аффект неадекватности - отрицательное эмоциональное переживание, возникающие в связи с неуспехом в дея-ти, которое хар-ризуется либо игнорированием факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виноватым. Используется как защитная реакция.

Собственно эмоции

Термин эмоция в отечественной ПЛ. используется в двух значениях. В широком значении употребляется как родовое и предельно общее понятие по отношению ко всем психич. явлениям, кот. относятся к эмоциональной сфере. В узком значении, эмоция – это одна из форм эмоционального реагирования, кот. обладает определенными закономерностями своего функционирования и проявления. Таким образом, эмоция - это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.

Особенности: 1. Ограниченная протяженность 2. Выраженная интенсивность 3. Ситуативный хар-р 4. Опережающий хар-р 5. Осознаваемость причин появление эмоций

Настроение – это длительное эмоциональное состояние, интегрирующие все возникающие эмоц. отклики на внешнее и внутреннее воздействие без отчетливого осознания их предметного содержания и образующие общий эмоц. фон жизнедея-ти человека. Фон настроение формируется под влиянием следующих причин (П.А. Рудика): Органические процессы и состояния; Особенности окружающей среды (внешней); Особенности взаимоотношений между людьми; Эмоционально окрашенные мысли и представления; (Уже не по Рудику) актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темпераментальные особенности. Отличительные особенности настроения:

Значительная длительность; Слабая интенсивность; Беспредметность; Диффузный хар-р; Интегрирующий хар-р. Виды выраженных изменений настроения: Гипертимия – повышенный фон настроения. Дистимия – сниженный, тоскливо-печальный фон настроения Эйфория – приподнятое, беззаботно веселое настроение Дисфория – угрюмо-злобливое настроение Апатия – равнодушное, безразличное настроение

Чувства - это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам ли явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Хар-рными особенностями являются: Устойчивость; Выраженная интенсивность; Предметность; Осознанность; Внеситуативность; Иерархичность; Обобщенность; Формирование установки; Связь со всеми основными подструктурами личности; Различают три основные группы высших чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

ЭМОЦИОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ.

ЭС возникает при избыточной мотива­ции по отношению к реальным приспособительным возмож­ностям индивида. Не существует ЭС как таковой. Она зависит от отношения между мотива­цией и возможностями индивида. В свою очередь, мотивация зависит от отношения индивида с его окружением. Можно сгруппировать причины эмоций в две большие категории в зависимости от того, в каком из 2 факторов в балансе мотивации и возможностей индивида быстрее наступает несоответствие.

1.Недостаточность приспособительных возможностей. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Разнообразные ситуации можно сгруппировать по трем рубрикам: новизна, необычность, внезапность, (многие ситуации обладают несколькими из этих признаков). Новизна. Ситуации являются новыми, когда человек не подготовлен к встрече с ними. Возникающее возбуждение может разрядиться лишь в виде эмоциональных реакций. Необычность. Есть ситуации, кот. даже при повторении будут всегда новыми, потому что на них нет «хороших ответов». Так, сильный шум, потеря опоры, любая «неустойчивость позы». Внезапность. Удивление — важная причина возникновения эмоций. Реакции на новизну, необычность, внезапность сходны между собой. Наиболее простая их форма соответствует генерализован­ному возбуждению.

2. Избыточная мотивация. Что касается возможностей субъек­та, то при прочих равных условиях все, что вызывает сильную, избыточную мотивацию, является причиной эмоциональных реакций. Избыточная мотивация, не находящая применения, часто воз­никает из-за несоответствия между состоянием мотивации субъекта и обстоятельствами, кот. не позволяют ему дей­ствовать. Избыточная мотивация перед действием — волнение. Избыточная мотивация после действия (дрожь, обморок, хлопанье в ладоши). Избыточная мотивация в социальном поведении — действие, легко осуществляемое, когда человек один, и становится труд­ным, как только его нужно выполнить в присутствии другого. Избыточная мотивация при фрустрации, кот возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображае­мое препятствие мешает или прерывает действие, направлен­ное на достижение цели. Избыточная мотивация при конфликтах, кот возника­ют тогда, когда у чела имеется одновременно два несо­вместимых друг с другом побуждения действовать.

ПЛ. как наука. Предмет ПЛ.. Основные отрасли ПЛ.. Формы сотрудничества психологической науки и практики.

Гл. особ-cть ПЛ: изучаемая этой наукой реальность («душа») стала предметом задолго до оформления как науки. 3 требования: исп. науч.методов наблюд. и эксперимента, исп. матем.анализ, применение полученные знания на практике.

Развитие ПЛ. как науки: 1) Первым термин «ПЛ.» употребил 18 века Христиан Вольф. В сер. 19 в. О.Конт предложил классификацию наук (вместо социальной философии – социология, наука об обществе; вместо философской антропологии – ПЛ., наука о душе). 2) В 1879 В. Вундт, Лейпциг - первая в мире лабораторию экспер.ПЛ. – рождение ПЛ. как науки. И.М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. 3) создание математиком Кетле мат. статистики, ставшей математическим аппаратом ПЛ.. 4) создание в Лондоне Гальтоном лаборатории дифф PL, что обеспечило ее прикладной аспект (тесты и диагностика). -> кризис, сознание нельзя эксперим.исследовать, разные школы. Предмет ПЛ.. ПЛ. - наука о психике. Предмет ПЛ. по Вундту - непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения (интроспекции). Скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной инфо, а данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Разные школы в ПЛ. давали разные определения ее предмета. 1) бихевиоризм: предмет-поведение чел.и жив, опосредованное стимул-реактивными отношениями. 2) глубинная псих.я (берет свое начало в психоанализе Фрейда): сохранила метод интроспекции, применив его к иссл-ю неосознаваемой части психики. По Фрейду, психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Предмет- жесткая связи между причиной и следствием в психич. жизни человека. 3) рефлективная псих. предмет – сознание как отражение объеут.реальности в мозгу. 4) понимающая псих. (осн. В. Дильтеем и Э. Шпрангером). Предмет - не изучение причинно-следственных связей Ψ й жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-истор-х ценностей. 5) когнитивная псих.. Предмет - процессы переработки инфо человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Обобщённое определение: Предмет- психика человека и животных основные законы её формирования и функционирования.

Осн. отрасли псих .Ядро соврем. ПЛ. - общая ПЛ., изучает наиболее общие законы, закон-сти и мех-мы психики. История ПЛ. — истор. процесс формирования и развития псих-го знания. Социальная ПЛ. – изучает психику, человека, группы в условиях социального взаимодействия. Медицинская ПЛ. – изучает психику в условиях болезни и медицинской среды, а также болезни самой психики. Традиционно для классификации исп. следующие основания . 1. Конкретная дея-ть (п. труда, медицинская, педагогическая п., п. искусства, п. спорта); 2. развитие (сравнительная п., п. развития, детская п.); 3. социальность, отнош. чела к обществу {соц. п., п. личн., п. группы, этноПЛ.). (Дружинин) Важным яв л. выделение отраслей «по цели деят-сти» (получение или применение нового знания): 4. фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: п. 5. развития, творчества, личности.

Ломов систему связей ПЛ: с 1) общес.науками (через соц.ПЛ и 2) естес.науками (через психофизику, сравнительную ПЛ. и психофизиологию); 3) мед.науками (через патоПЛ., мед.ПЛ, нейроПЛ. и психофармакологию); 4) пед.науками (через ПЛ. развития, педагогическую и специальную ПЛ.); 5) техническими науками (через инженерную ПЛ.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь