Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ощущ. закономерности ощущ..



Ощущ.. – это простейший псих. процесс состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений и определенных состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ориентирующая функция ощущ.. Заключается в получении разнообразной инф об окружающем нас мире и состоянии собственного организма человек. Физ, физиол, психол процессы. Понятие об анализаторе. Все ощущ. возникают в рез-те воздействия раздражителя на рецепторы.   Анализаторы – это специальные нервные аппараты, кот. принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущ.. Анализатор состоит: 1) рецепторы (или органы чувств), преобразуют энергию внешнего воздействия в нервные сигналы 2) проводящие нервные пути, по кот. эти сигналы поступают в ГМ и обратно к рецепторам 3) корковые проекционные зоны ГМ.

Особенности ощущ. . К общим свойствам ощущ. относят: 1) Качество – сущностная хар-ка. Каждый вид ощущ. имеет свои качественные особенности позволяющие отличить его от других видов ощущ., а также от вариаций внутри вида (разные цвета, насыщенность цветов и т.д. при зрительном; громкость, высота и т.д. при слуховом).2) Интенсивность – это колич. хар-ка ощущ. и определяется силой воздействия. 3) Продолжительность – временная хар-ка, определяется временем воздействия. 4) Инерция - проявляется в том, что ощущ. не возникают с началом действия раздражителя и не исчезают одновременно с ним, а сохраняются еще некоторое время.

Закономерности ощущ. Выделяют психофизические и психофизиологические закономерности ощущ.психофизич: Зависимость между чувствительностью и порогами ощущ. 1) Пороги ощущ. Для того чтобы в рез-те воздействия раздражителя возникло ощущ. необходимо чтобы этот раздражитель (стимул) достиг определенной величины, то есть порога чувствительности: 1) абсолютный порог и 2) дифференцированный (или порог чувствительности к различению). Абсолютный: 1. Нижний – наименьшая сила раздражителя, при кот. возникает едва заметное ощущ. 2. Верхний – наибольшая сила раздражителя, при кот. еще возникает ощущ. данного вида. Выше его возникает болевое ощущ. или не происходит изменений в интенсивности ощущ.. * Дифф.порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Закон Бугера-Вебера: Дифференциальный порог ощущ. для каждого органа чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. (константа Вебера). * Оперативный порог ощущ. – величина стимула, при котором точность и скорость его различения достигает максимума. Он выше, чем порог различения и используется в практических расчетах (светофоры). 2) Чувствительность и врем хар-ки.: Чувствительность - способность человека иметь ощущ. Временные хар-ки анализатора определяются временем необход.для возникновения ощущ. в тех или иных условиях. Временной порог – мин. продолжительность воздействия раздражителя необходимая для возникновения ощущ.. Период между воздействием раздражителя и появлением ощущ. называют латентный период. Во время латентного периода происходит преобразования воздействующей энергии стимула в нервные импульсы и их прохождения к определенной зоне ГМ.   Для исчезновения ощущ. после прекращения воздействия раздражителя тоже требуется некоторое время, которое называется инерцией.

Психофизич.з: 1) Адаптация. Изменение чувствительности анализатора в рез-те его приспособления к силе и продолж. раздражителя.(1. Притупления под воздействием сильного раздражителя 2. чувствительности под действием монотонного раздражителя. 3.Обострения чувствительности под действием слабого раздражителя). 2) Взаимодействие ощущ. изменение чувствительности анализаторов, под влиянием раздражителя других органов чувств. А) Контраст Изменение интенсивности и качества ощущ. под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Выделяют: 1. Одновременный контраст 2. Последовательный конраст. Б) Синестезия – возникновения под влиянием некоторого раздражителя некоторого анализатора ощущ., хар-рного для другого анализатора В) Сенсибилизация – повышение чувствительности в рез-те взаимодействия анализаторов и упражнения. (слух у музыкантов)

Виды ощущ.

Ощущ. - простейший психич. процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Классифицируют ощущ. по след ующи м основаниям: 1. по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущ.; 2. месту расположения рецепторов; 3. времени возникновения; 4. модальности (виду) раздражителя. 1. Дистантные: зрение, слух, обоняние. Контактные: вкусовые, болевые, тактильные. 2. Экстероцептивные: зрительные, слуховые. Обонятельные, вкусовые и кожные(давления, тепла, холода, болевые, осязательные). Интероцептивные: голод, жажда, сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущ. и др. Проприоцептивные (двигательные) Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их.

Зрительные - возникают в рез-те воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки 2 типов – полочки и колбочки. Световая чувствительность колбочек меньше. Палочки работают при слабом освещении и дают черно-белую картину, а колбочки обеспечивают цветовое зрение. Все воспринимаемые цвета могут быть разделены на ахроматические (белый, черный и т.д.) и хроматические, отличаются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Слуховые щущения. Относятся к дистантным ощущ-м и имеют большое значение в жизни чела. Слуховые ощущ. являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, Основными свойствами всякого звука являютсяся: 1.Громкость – сила воспринимаемого звука. Измерение громкости обычно производиться в децибелах. 2. Высота – отражает частоту колебаний звуковой волны (с частотой от 16 до 22 000 Гц). 3. Тембр – особый хар-р или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов.

Обонятельные и вкусовые ощущ.. Тесно связанные между собой обоняние и вкус. явл Статические ощущ.. Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущ. по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве - вестибулярный аппарат – преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Проприоцепторы представлены интрафузальными волокнами мышц (датчики длины мышцы), сухожильными рецепторами Гольджи (датчики напряжения мышцы) и механорецепторами суставных капсул. Кожная чувствительность. Различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами. Осязание. При ощущении познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

6. Восприятие как психич. процесс. Виды восприятия.

В осприятие– это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их св-в и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В – более сложный процесс, чем ощущ.. В – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная дея-ть, важной частью кот. являются движения. 4 уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул? ); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным. Св-ва: избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное– фон восприятия. Определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека. Предметность – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории. Апперцепция – влияние прошлого опыта. 1. целостность – объекты восприн.как единое целое вне завис от особенностей воспр.  Структурность восприятия представляет собой не просто сумму ощущ., в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы В не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их. Осмысленность и обощенность восприн.только те объекты, для которых есть понятия в языке. Виды восприятия: 1. По форме существования материи: А) Восприятие времени Б) людьми друг друга В) Восприятие пространства (в.формы, величины, глубины и удаленности). Г)Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (кажущееся, действительное). 2. П о ведущей модальности: а) зрительное, б) слуховое, в)кинестетическое: вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве. 3. По степени волевого контроля: а) Преднамеренное (произвольное)- В их основе лежит сознательно посталенная цель. Они связаны с волевыми усилиями человека и могут существовать в виде организованного восприятия: наблюдения. Непреднамеренное (непроизвольное) Предметы окружающей действительности вспринимаются без поставленной задачи, когда процесс воспр не связан с волевыми усилиями человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь