Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сила намеренного развития



 

Один мой коллега рассказал мне историю о том, как однажды он выступал с докладом на конференции. К своему удивлению, он обнаружил, что один из его бывших профессоров тоже выступал там. Утром они встретились за завтраком, поговорили о людях, которых оба знали. А когда их беседа приняла доверительный тон, бывший профессор сказал: «Когда студенты выпускаются, всегда так сложно предположить, что из них получится, не правда ли?» Они помолчали немного, продолжая завтракать. Спустя некоторое время весь вид профессора показывал, что он хотел что-то сказать. Он нервно поправлял галстук, оттягивал воротник рубашки и наконец, немного запинаясь, произнес: «По правде говоря, вы стали настоящим сюрпризом для всех нас». Мой коллега спросил: «Вы считали меня неудачником?» Профессор возразил: «Нет, конечно. Но ни у кого не было даже мысли, что вы будете так стремительно развиваться и достигнете того уровня, на котором находитесь сейчас. Это так замечательно! Но, честно, это сюрприз для всех нас».

 

Цитата: В процессе наставничества молодого лидера, проходящего через стадии личностного, духовного и эмоционального роста, формирование характера будет занимать центральное место. Это основной компонент и константа в наставничестве и в процессе роста.

Когда вы наблюдаете за развивающимися лидерами – будь то молодые служители, недавние выпускники колледжей, студенты семинарий, подающие надежды служители или будущие евангелисты, – то трудно предсказать, кто добьется многого, кто будет верным своему призванию, браку или церкви – у кого все сложится удачно. Но есть два ключевых индикатора, которые, похоже, указывают на людей, имеющих все шансы на то, чтобы достичь успеха в жизни, сохранить верность и стать плодотворными. Это 1) постоянное стремление к формированию характера на всех этапах жизни и 2) присутствие наставника/наставников, который направлял бы их.

Мой коллега и его профессор еще не раз в течение конференции возвращались к той беседе. По мнению профессора, причины, стоящие за развитием (учитывая темп и качество) моего коллеги, были сконцентрированы вокруг намеренного развития – намеренного стремления к собственному развитию, активной позиции в формировании характера. В этой книге будут рассматриваться принципы намеренного развития и формирования характера, которые позволят молодым лидерам стать эффективными в жизни и в служении. А также мы подробно поговорим о силе наставничества во взаимосвязи с процессом развития.

 

Ключевые мысли этой главы

 

1. Формирование характера – это ключ к эффективному наставничеству и развитию лидера.

2. Существуют три ключевых этапа жизненного развития:

a) время обучения (возраст от 18 до 30 лет),

б) время активной деятельности (возраст от 30 до 50 лет),

в) время инвестиций (возраст от 50 лет и старше).

3. Наставничество включает в себя:

a) понимание перспективы,

б) ключевые вопросы,

в) больший фокус на формировании личности, а не на изменении поведения.

4. Сила позволения, которую наставник дает подопечному, включает в себя:

a) разрешение на успех и на неудачу,

б) разрешение на апробирование новых вещей,

в) разрешение на то, чтобы быть другим и не соответствовать общему шаблону,

г) разрешение не быть лучшим, но стремиться к качеству.

 

Вопросы для дальнейшего размышления

 

  1. Поскольку мы говорим о том, что работа с характером является основным ключевым моментом в наставничестве, какие аспекты формирования характера наиболее актуальны для вас на данном этапе?
  2. На каком этапе жизненного развития вы видите себя? Устраивает ли вас на данном этапе то, как формируется ваш характер, и те области, в которые вы «инвестируете» свою жизнь и свое потенциальное наследие?
  3. Посмотрите на следующий этап вашего жизненного развития. На какой области своей жизни вы хотели бы сфокусироваться: характер, эмоции, духовность или просто общечеловеческое развитие?

 

План действий

  1. Определите, на каком этапе жизни вы находитесь. Назовите две черты, которые максимально точно характеризуют вас на этом этапе.
  2. Попробуйте определить две ваши самые большие потребности или два самых больших желания относительно наставничества.

Глава 2


Почему наставничество?

За последнее столетие западный мир пережил самые разные увлечения самых разных видов – от игрушек до моды, и церковь не была исключением. Некоторые увлечения оказали на нас позитивное влияние, некоторые – не очень. В результате, когда заходит разговор о наставничестве, некоторые думают, что это – одно из новомодных увлечений, захватившее церковных лидеров, которые ищут коротких путей и быстрых решений в поиске большей эффективности.

Наставничество, тем не менее, – это не просто свежее течение, возникшее на северо-американской церковной сцене. Концепция наставничества уходит корнями в наше прошлое и составляет ядро того, как развивается следующее поколение лидеров. Когда взят курс на планомерное построение целевых отношений между молодыми и зрелыми лидерами, в выигрыше остаются обе стороны – развивающиеся между ними взаимоотношения способствуют большей эффективности как одного, так и другого. Во многих отношениях будущее здоровье церкви зависит от этих наставнических взаимоотношений.

 

Передавая факел

Одной из ключевых реальностей жизни и веры является то, что каждое поколение лидеров должно передать эстафетную палочку в руки следующего поколения. Моисей передал факел лидерства Иисусу Навину. Павел передал факел Тимофею. Это всегда было и останется правильным порядком вещей. Почему бы в таком случае не заниматься этим планомерно и систематически? Почему бы не планировать и не осуществлять это намеренно? Почему бы не готовить следующее поколение целенаправленно, так, чтобы они чувствовали себя уверенно? В этом есть смысл, не правда ли? Тогда почему же это до сих пор не работает так, как должно?

На конференции, посвященной наставничеству, которая проходила в калифорнийском Анахайме, собралось около 350 лидеров, в большинстве своем пятидесяти и шестидесяти лет, чтобы обсудить вопрос эффективного наставничества в церкви и поделиться идеями и опытом. Я был самым младшим в команде докладчиков и единственным среди всех присутствующих, кому было едва за тридцать (еще была небольшая горстка сорокалетних). По мере того как проходила конференция, становилось ясно, что сама идея о передаче лидерства следующему поколению вызывала некоторую нерешительность, колебание и даже негодование. Мне показалось, что поскольку я был самым младшим, то будет естественным, если именно я начну разговор об этом.

Позже, во второй половине дня, я стоял перед группой людей, одетый не так, как все (к тому же я был единственным мужчиной с волосами, собранными в хвостик), и уж точно не представлял собой то, что большинство из собравшихся думало о лучших представителях будущей церкви и, в частности, о том, как они должны выглядеть. Я сказал этим людям следующее: «Перспектива передачи лидерства вашего служения, церкви или даже деноминации людям, которые выглядят как я, пугает и раздражает большинство из вас. Признаете вы это или нет, но у вас есть некий мерный шест, который вы приставляете ко всякому развивающемуся лидеру. Вы подсчитываете такие данные, как духовность, святость, кредит доверия и прочее, что считаете важным. И часто, даже не поговорив со мной или с такими, как я, вы анализируете нас, критикуете и даже осуждаете. Признаете вы это или нет, вы поступаете так, и вы знаете это.

Я хочу честно признаться вам сегодня, что вы – правы. Я не соответствую тем требованиям, в которых так сильны многие из вас. Мне нужно больше трудиться над тем, чтобы проводить более святую жизнь. Я хотел бы, чтобы моя молитвенная жизнь была более эффективной и стабильной. Я хотел бы, чтобы еще масса вещей в моей жизни была развита так, как следует. Но мне не нужно, чтобы вы критиковали меня и говорили мне, как далек я от вашего эталона. Мне нужно, чтобы вы тренировали меня. Мне нужно, чтобы вы показали мне, как быть лидером и как продолжать свое лидерство в согласии с Божьей волей. Нравится вам или нет, но вы передадите будущее своего служения кому-нибудь похожему на меня. Это не самая радостная мысль, не так ли? Но вместо того, чтобы оценивать меня и критиковать, наставляйте меня. Проведите со мной время. Покажите мне, как и что надо делать. Научите меня тому, что знаете. Помогите мне стать мудрым и любить Бога, как вы любите Его. Я хочу этого. Церковь нуждается в этом. Будущее здоровье церкви зависит от этого. Не критикуйте меня. Наставьте меня!»

В аудитории стало очень тихо. К концу сессии вокруг меня собралось больше шестидесяти человек. Люди хотели поговорить со мной, помолиться вместе и попросить прощения. Люди, которых я никогда раньше не видел, говорили мне: «Вы полностью правы. Я поступал именно так и жалею об этом». Результат той конференции был большим ободрением для меня как для представителя средневозрастного поколения лидеров. Я увидел, как старшее поколение сформированных лидеров, по крайней мере, некоторые из них, начали подхватывать видение того, что может произойти, если они начнут целенаправленно наставлять людей, которых не обязательно одобряют, но которые решительно настроены служить Христу и Его Церкви. Намеренное наставничество следующего поколения гарантирует то, что Божье дело, которое было начато в нас, – дело Его Царства – переживет нас и будет продолжаться далее.

 

Историческая перспектива

Концепция наставничества имеет глубокие исторические корни. В ее сердцевине находится концепция ученика-подмастерья. В период обучения молодой ученик находился в тесной связи с уже зрелым мастером какого-то конкретного дела. Роль мастера была в том, чтобы научить подмастерье искусству своего ремесла. Роль ученика была в том, чтобы не только выучиться основам этого дела, но и познать все тонкости и детали – все то, что делает мастера мастером. Эта практика имеет долгую и богатую традицию в подготовке хороших, мирового класса мастеров из молодых и развивающихся учеников.

У этой схемы ученичества было одно ограничение – она была эффективна до тех пор, пока мастер контролировал процесс. Когда ученик достигал уровня мастера, обычно их взаимоотношения переживали кризис. Затем ученику необходимо было пройти испытание. В наставнических взаимоотношениях, тем не менее, роль наставника с самого начала состоит в том, чтобы помочь подопечному достигнуть его максимума, а это означает, что в какой-то момент, наставляемый может превзойти своего наставника. Таким образом, наставнические взаимоотношения – это, прежде всего, текущее и будущее развитие воспитанника.

 

Очевидная нужда

Пожилые лидеры часто спрашивают меня: «Почему вы, молодые, чувствуете такую нужду в наставнике? Нас никто не наставлял, а мы, вроде как, справились, разве не так?»

Очевидно, что наше общество сильно изменилось со времен Второй мировой войны, причем со скоростью, ранее не виданной в истории. За последние тридцать лет двадцатого столетия этот темп, кажется, еще увеличился. Несмотря на то, что пожилые зрелые лидеры признают это, большинство из них не принимает во внимание, что все подобные изменения создают совершенно другой тип людей с уникальными и отличными от прежних нуждами и перспективами.

 

Цитата: Одной из ключевых реальностей жизни и веры является то, что каждое поколение лидеров должно передать эстафетную палочку в руки следующего поколения.

 

Если проанализировать, как изменились культурные ценности в Северной Америке за последние тридцать лет, то можно увидеть пять факторов, которые усиливают растущую нужду в намеренном наставничестве в нынешнем культурном контексте:

1. Утрата героев. За последнее десятилетие, и даже больше, почти каждое крупное печатное издание в Штатах и Канаде делало статьей номера материал об отсутствии героев и ролевых моделей и о том, какое влияние это оказывает на общество в целом и на развивающееся поколение в частности.

2. Утрата здравого смысла. В течение первых шести десятилетий двадцатого столетия в США существовало некое знание и общие ценности, которые просто называли «здравым смыслом». К концу двадцатого века и началу двадцать первого эти общие ценности начали исчезать. Отсутствие подобных общих установок часто влечет за собой необходимость поиска общего языка в наставнических взаимоотношениях, а также нужду в том, чтобы наставник помог увидеть перспективу и просто объяснил, почему некоторые вещи такие, какие есть, – как в организационных структурах, так и во взаимоотношениях.

3. Социальная мобильность. На каждой конференции молодых лидеров я задаю вопрос: «Как много из вас живет в радиусе 200 километров от того места, где выросли?» Часто вообще никто не поднимает руки. В лучшем случае, реагирует четверть аудитории. Нужда в наставничестве и желание иметь наставника возрастают, когда молодой лидер оказывается оторванным от знакомого и привычного окружения.

4. MTV: визуальная ориентация, «покажи мне, как». Человек, выросший на видеоклипах, совершенно другой по сравнению с тем, кто вырос, слушая музыку. У того, кто вырос, слушая музыку, любимая мелодия вызывает воспоминания о конкретном времени его жизни, включая воспоминания о географическом месте, одежде, машине, друзьях и т.д. Это дает возможность человеку некоторое время поразмышлять о своей жизни. Тот же, кто вырос на видеоклипах, заслышав любимую мелодию, вспоминает образы из клипа. По той причине, что образы уже были созданы для него, размышления о жизни начинают требовать напряжения и усилий.

5. Отсроченная зрелость. Вместе с изменениями, произошедшими в северо-американском обществе, изменилось и восприятие времени и возраста. В шестидесятых годах говорили: «Нельзя доверять человеку старше тридцати лет». Затем женские журналы подняли планку до «старше сорока лет». А сейчас, когда стареет поколение бэби-бумеров[†], эта планка поднята до пятидесяти. Пятнадцать-двадцать лет тому назад программы по развитию молодых лидеров были в основном сфокусированы на людях в возрасте от двадцати до чуть старше тридцати лет. Теперь же эти программы расширены до сорокалетнего возраста, и нередко в них попадают люди в возрасте до сорока пяти лет. Отсроченная зрелость повышает как нужду в наставничестве, так и желание иметь наставнические отношения.

Несмотря на то, что каждая из вышеперечисленных причин сама по себе не является главной, их комбинация создает уникальную среду, отличную от той, в какой находились уже сформированные лидеры в период своего становления. Сегодня развивающиеся лидеры растут в совершенно ином контексте, чем росли лидеры, которым сейчас за пятьдесят или шестьдесят лет. Поскольку сейчас молодые лидеры испытывают отсутствие семейной стабильности, общей культурной морали и определенных рамок, в которых нужно работать, то они уже сами по себе однозначно другие с другими нуждами, ценностями, перспективами и идеями. Суть наставничества в том, чтобы создать намеренные взаимоотношения, которые помогут подопечному в развитии его эффективности благодаря восполнению нужд, которые возникают из-за вышеописанных факторов, присущих нашему обществу.

 

Тренерство

Каждый человек может иметь одного основного или нескольких наставников, цель которых – помочь ему достичь максимальной эффективности. Наставник может играть роль тренера, духовного лидера, родителя, консультанта, доверенного друга. Ни один из этих пунктов не является исчерпывающим для описания роли наставника, так как это все свойственно ему.

Одну из самых лучших аналогий для роли наставника мы можем найти в профессиональном бейсболе. В большой бейсбольной лиге каждая команда имеет тренера-отбивающего, который занят тем, что наблюдает за каждым игроком по отдельности, когда тот отбивает мяч битой, и затем говорит ему, что он сделал правильно, а что нет. Интересно, что игроки получают гораздо больше денег – иногда в десять-двадцать раз больше, чем тренер. Но даже мультимиллионерные игроки нуждаются в ком-то, кто будет стоять рядом и часами наблюдать за тем, как они отбивают мяч. Тренер говорит им примерно следующее: «Ты переставил левую ногу слишком быстро», «Опустил локоть», «Лучше было бы сдвинуться чуть в сторону», «Сделай замах чуть раньше».

Игроки нуждаются в тренере, который поможет им не только ударить по мячу, но ударить лучше, чтобы он улетел дальше, и попадать по нему чаще. Тренер, возможно, сам никогда не был таким хорошим отбивающим, как тренируемый им игрок, но у него есть опыт наблюдения за тысячами игроков и игр на протяжении его жизни. Он, по-своему, мастер деталей и нюансов игры, особенно в отбивании.

Параллель с наставничеством очевидна. Молодому лидеру нужно, чтобы кто-то наблюдал за ним и подсказывал: «Прими во внимание это», «Подумай над этим», «Ты когда-нибудь замечал, что, когда это происходит, ты реагируешь на это так?» Им нужен тренер, который будет задавать вопросы, даст больше чем совет и поможет своему подопечному поразмыслить над тем, как сделать что-то чуть-чуть лучше. А подопечному, для того чтобы раскрыть весь свой потенциал, необходимо, чтобы наставник задавал ключевые вопросы, давал несколько направляющих советов, был с ним в решающие моменты, был доверенным другом и слушал.

Мудрость возраста

Когда я был молодым лидером, мне посчастливилось иметь возможность учиться у зрелых лидеров. Этих людей можно описать совершенно по-разному: бывалый воин, одаренный лидер, творческая личность, молитвенница, мудрый брат, человек сострадания, служитель с пророческим даром и проницательностью – мужчины и женщины, которые знают Бога, смиренные слуги. Каким бы ни было описание, каждый из них многому научил меня в вопросе личностного развития. Они оказали на меня непреходящее влияние. В большинстве случаев мне приходилось просить их, бегать за ними и даже настаивать на том, чтобы они стали моими наставниками, чтобы получить от них то, что я хотел. Мало кто предлагал это сам.

Эти зрелые лидеры проявляли нерешительность, поскольку не всегда понимали ценности и взгляды молодого поколения. К тому же в нашей культуре не ценятся старики и их мудрость, поэтому пожилые лидеры не воспринимают себя и свой опыт как что-то, чего ищет молодое поколение. Видя, что наше общество проявляет недостаточное почтение к возрасту, опыту и мудрости, многие старцы даже не размышляют над тем, как ясно и доходчиво передать то, что постигли сами. Некоторым из них кажется, что у них недостаточно времени для наставничества, некоторые думают, что им нечего дать, у некоторых слишком много обязательств, а другие просто боятся, что не смогут оправдать ожиданий. Причин множество, но эти люди в высшей степени необходимы как наставники!

Когда мне было почти сорок, я присутствовал на одной национальной деноминационной конференции. Где-то в середине конференции меня неожиданно посетило озарение. Для меня вдруг стало совершенно ясно, что я больше не один из «сообразительных молодых ребят». Это стало ясным потому, что «сообразительные молодые ребята» стали подходить ко мне с вопросами – вопросами о наставничестве! Они определенно видели во мне «старика»! Должен признать, что в тот момент я пережил небольшой кризис самоидентификации. «О, нет! Я больше не резвый молодой парень! Что же теперь делать?»

Цитата: Роль наставника с самого начала состоит в том, чтобы помочь подопечному достигнуть его максимума.

После обеда я пошел прогуляться, чтобы обо всем поразмыслить. Я думал: «Ну, что же? Я уже прошел определенный путь... довольно длинный путь молодым и резвым парнем. К середине третьего десятка у меня уже было влияние и признание в поместной церкви, у меня была возможность поездить по миру, консультируя и выступая в самых различных местах». В такой беседе с самим собой я сказал себе: «Это нормально. Пришло время. У меня был долгий путь, теперь пора переходить к тому, чтобы считаться бывалым воином, который будет тренером, наставником и источником ресурсов для других молодых и сообразительных мужчин и женщин, которые совершают служение». К концу прогулки все встало на свои места, и я смотрел на все это как на следующую ступень развития своего служения. Теперь я уже был ветераном, вступающим в середину своей жизни и служения.

Я быстро «перемотал вперед» и задался вопросом: «Но что будет после этого?» И с возрастающей радостью подумал: «Если я успешно пройду эту стадию, оставаясь современным, много читая и оттачивая свой ум, то, не пройдет много времени, и я стану мудрецом! Человеком мудрости!» Я подумал: «О, это будет круто! Вместо косички я сделаю себе красивую бородку. Как мудрецу мне не нужно будет много говорить. Люди приходят и хотят поговорить с тобой, задать вопросы, а ты просто издаешь звуки: «М-да...», «О!», «Да?», «Доверяй Богу», «Давай я помолюсь».

Этот образ немного повеселил меня, но с его помощью я понял, что пора покинуть стадию «молодого и резвого парня». Пришло время естественно перейти в роль зрелого ветерана, который становится тренером, обладающим определенным опытом и знаниями. Я молился и говорил: «Боже, позволь мне развиваться правильно – так, чтобы обладать сердцем, умом и характером мудрого человека».

Мы нуждаемся в мудрости и опыте старших для того, чтобы формировать свой характер и заниматься своим развитием. Нам нужны наставники, которые анализировали бы наш опыт, ошибки и разочарования и превращали бы их в принципы, которые можно было бы использовать в нужных ситуациях. Их мудрость весьма ценна, и ее невозможно заменить чем-то другим. Давайте же прибегнем к их мудрости, которую Бог дал им приобрести в течение жизни, для своего роста. Мы нуждаемся в таких людях в церкви. Пусть Господь покажет нам, как стать мудрыми мужчинами и женщинами, которые передадут эту мудрость следующим поколениям.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь