Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вахтовый посёлок на Крайнем Севере
В начале 1980-х годов молодой архитектор А. Князев разработал проектное предложение для обустройства вахтового посёлка недалёкого будущего – «место жизни и трудовой деятельности рабочих смен, обслуживающих обогатительную фабрику и рудник редких металлов в условиях Крайнего Севера». По его замыслу, вахтовый посёлок естественным образом делился на несколько функциональных зон: научная зона должна была иметь лабораторный физико-химический корпус, магнитно-ионосферную станцию, детекторы космических лучей, гамма-телескоп под сферической оболочкой, а также технический блок – электротепловой узел и кондиционеры; биозона включала в себя птичник, теплицы и зимний сад – пальмарий; в физкультурно-оздоровительной зоне предполагалось размещение нескольких спорткорпусов; и наконец, жилая зона могла состоять из четырёх домов гостиничного типа (в каждом доме – 96 одно- и двухместных комнат на 144 человека, а также медпункт, библиотека и т. д.) и фабрики-кухни (в этом же здании располагаются столовая, ресторан, бильярдная и кинозал). Также планировались зона транспорта и связи, где находятся ангары для самолётов, гаражи снегоходов, башня радиодиспетчерской службы, приёмно-передающие антенны радио и телевидения, радиолокатор. Зона, где вахтовики работают, – производственная зона – по замыслу включала в себя обогатительную фабрику, здание рудоуправления с кассами Аэрофлота, буфетом, магазином, отделением связи, сберкассой, а на крыше здания – вертодром. К этой зоне примыкала складская зона с запасами продуктов, запчастей и спецодежды. Так как посёлок располагался в тундре, ряд его сооружений имел оригинальное конструктивное решение: «Пальмарий выполняется из слоистых алюминиевых панелей в виде параболоида вращения. Здание рассчитано на повышенный температурно-влажностный режим и снабжено двойным полом с дополнительным поддоном из нержавеющей стали. Покрытия ангара и сферические оболочки обогатительной фабрики делаются из алюминия с выпуклыми либо западающими рёбрами-пирамидами»[208]. В то же время в Новосибирском инженерно-строительном институте под руководством кандидата архитектуры В. Симагина был подготовлен дипломный проект В. Алеш, в котором, как и в проекте А. Князева, рассматривалась возможность создания купольных конструкций для регионов с низкими температурными режимами. Эти проекты реализованы не были – слишком затратными и технически сложными они оказались. Исследовательница Е. А. Калеменева отмечает, что советская архитектура развивалась в русле западноевропейских тенденций, но «государство вовсе не брало на себя обязательств серьёзно относиться» к сложным проектам строительства городов на Крайнем Севере, хотя всё же стало «прислушиваться к потребностям жителей этих городов, стремясь улучшить их быт»[209]. Стройка посёлка Айхал была законсервирована. Купольная конструкция была сооружена лишь американскими архитекторами: алюминиевая неотапливаемая «палатка» была построена в 1975 году в Антарктиде на станции «Амундсен-Скотт». В ней располагались почтовое отделение, магазин и паб. Но конструкция купола оказалась неудачной, а расчистка (его быстро засыпало снегом) – дорогостоящей. Сооружение с 2003 года не используется и является всего лишь достопримечательностью. [1] Стало возможным изменять климат. На некоторых суровых землях Севера выросли субтропические растения. Иллюстрация художника А. Побединского к номеру журнала «Знание – сила», посвящённому будущему различных областей науки и техники Знание – сила. 1948. № 10. 4-я страница вкладки
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПОБЕДИНСКИЙ (1904–1979) – член редакционной коллегии журнала «Техника – молодёжи» с 1957 года (сотрудничал с журналом с 1936 года). Весь узнаваемый облик журнала сложился благодаря творчеству Александра Побединского. Жил и работал в Москве, окончил Московский текстильный институт (1931). Активно работал в торговой рекламе, с 1935 года также создавал иллюстрации для журналов «Пионер», «Вожатый», «Затейник»; был первым иллюстратором романов И. Ефремова и стал признанным мастером научно-фантастических иллюстраций; оформлял проспекты; выполнил ряд политических плакатов, стал лауреатом многих премий. В 1950–70-х годах работал в Центре международных выставок. [2] Обложка книги П. М. Борисова с фотографией автора. 2005 год
[3] Плотина через Берингов пролив. Художник Л. Смехов Кадр из диафильма В. Струковой и В. Шевченко «В 2017 году», 1960 год ЛЕВ МОИСЕЕВИЧ СМЕХОВ (21.07.1908–1978) – советский художник, график. Учился на факультете графики во ВХУТЕМАСе (Москва) в мастерской В. А. Фаворского. Автор иллюстраций к произведениям классиков русской и мировой литературы – Л. Н. Толстого, А. В. Куприна, У. Шекспира, П. Мериме и др., советских писателей – Э. Г. Казакевича, Л. А. Кассиля, С. Я. Маршака и др. Работал в газетах «Пионерская правда» (и был автором логотипа этого издания), «Известия» и «Литературная газета», в журналах «Мурзилка», «Техника – молодёжи» и других изданиях для детей и подростков, иллюстрировал десятки книг серии «Библиотека приключений», начавшей выходить в послевоенные годы в издательстве «Молодая гвардия». Льва Смехова по праву можно считать классиком детской и научно-фантастической иллюстрации. Сформировавшийся как художник в основном на классической литературе и истории, он довольно быстро стал уникальным мастером в детской тематике. [4] «Термоядерные заряды и их действие вдоль оси будущей плотины, когда волна от них от острова Ратманова приблизилась к мысу Дежнёва». Рисунок Г. И. Покровского Техника – молодёжи. 1975. № 4. 4-я страница обложки
[5] «Человек и Север: трассами грядущего». Иллюстрация художника Ю. Левиновского к статье Г. И. Покровского о плотине через Берингов пролив Техника – молодёжи. 1975. № 4
[6] Луческой К. Город-плотина в Беринговом проливе. Художник Е. Матвиенко Техника – молодёжи. 1975. № 4. С. 53
[7] Радиаторы ледовых электростанций. Рисунок Г. И. Покровского Техника – молодёжи. 1979. № 2
[8] Мегаваттный улов ветрового трала. Рисунок Н. Вечканова Техника – молодёжи. 1980. № 11
[9] Иллюстрация К. Арцеулова к статье Б. Кажинского и А. Кармишина «Ветросиловые плотины» Техника – молодёжи.1951. № 12
[10–13] Дирижабли будущего. Советские демонстрационные плакаты конца 1970-х годов Фонды Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол „Красин“». ОФ. № 1085
[14] Подлёдный корабль. Рисунок художника А. Лурье Знание – сила. 1955. № 8
[15] Ледокол-танк. Рисунок Г. Покровского Техника – молодёжи. 1937. № 7
[16] Катамаран-танкер-ледорез. Рисунок художника Р. Авотина Техника – молодёжи. 1970. № 2. 4-я страница обложки
РОБЕРТ ЖАНОВИЧ АВОТИН (1928–1997) – основной автор иллюстраций к фантастике в журнале «Техника – молодёжи» и издательстве «Молодая гвардия» в 1960–80-е годы. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, работал в промышленной артели хохломской росписи. Окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства, факультет монументальной живописи Ленинградского художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Дипломная работа – красочное панно «Ковроткачество» – демонстрировалась на Московском фестивале молодёжи и студентов (1957) и на Всесоюзной художественной выставке (1958). Лит.: Итоги конкурса на научно-фантастический рассказ по рисунку Р. Авотина // Техника – молодёжи. 1968. № 12. С. 3. Плечом к плечу с «ТМ» / Илл. Р. Авотина // Техника – молодёжи. 1983. № 9. С. 26–27. [17] Корабль тундры. Рисунок художника Р. Авотина Техника – молодёжи. 1982. № 7
[18] Колёсная пара шарохода. Рисунок М. Симакова к статье А. Соколова «Шароход-вездеход инженера Кашарова» Техника – молодёжи. 1982. № 7. С. 8
[19] Схема колёсно-шагового движителя В. Ищеина Техника – молодёжи. 1983. № 5. С. 22
[20] Шагоход. Рисунок Н. Вечканова Техника – молодёжи. 1983. № 5
[21] Вездеход, шагоход, машина-перевёртыш… Рисунок художника Р. Авотина Юный техник. 1976. № 5
[22] Вездеходы для Сибири. Рисунок В. Овчинского Юный техник. 1980. № 3
[23] Полярный шар П. Гроховского. Рисунок С Лодыгина Техника – молодёжи. 1938. № 7
[24] Расцветающие города Заполярья. Рисунок В. Кащенко Техника – молодёжи. 1961. № 9. 4-я страница обложки
[25] Город будущего в Заполярье Юный техник. 1962. № 8
[26] Посёлок в одном доме. Рисунок художника Ф. Борисова к статье Н. Першина и Ю. Пивоварова Техника – молодёжи. 1963. № 2
[27] «Вижу северный город». Рисунок А. Князева Техника – молодёжи. 1982. № 10
[28] Грузовой ледоплав. Рисунок художника Г. Филипповского Знание – сила. 1951. № 8
В сентябре 2011 года на Международном арктическом форуме в Архангельске, организованном Русским географическим обществом, был представлен проект города Умка (автор – заслуженный архитектор Российской Федерации В. Н. Ржевский). «Умка» – единственный в мире проект города с искусственным климатом, существование которого будет обеспечивать купольная конструкция, внешними очертаниями напоминающая Международную космическую станцию. Предполагалось, что он будет создан на острове Котельном (архипелаг Новосибирские острова)[210].
Дадим слово фантастам… Советские писатели-фантасты в своих произведениях часто обращались к арктической тематике. На страницах их книг оживали удивительные города в Заполярье, суровый северный край преображался и цвёл благодаря многочисленным изобретениям. Самые смелые фантазии становились реальностью. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы