Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Возникновение и определение инновационных театральных проектов



Предпосылки возникновения понятия

Для раскрытия темы работы потребовалось определить значение понятия «инновационный театральный проект». Это понятие возникает в различных контекстах, например, в 2004 году в Нью-Йорке основана премия «New York Innovative Theatre Awards», созданная сообществом театров Off-Off Бродвея. Целью создания премии стало объединение и упрощение коммуникации между Бродвейскими театрами и поддержка художественного наследия Off-Off Бродвея, эта премия не имеет ничего общего с определяемым в данной работе понятием, но приведена она здесь с целью обозначить разнообразность применения слова «инновационный» в контексте театральных проектов. В случае с Нью-Йоркской премией понятие «инновация» применимо ко всему, что будет отмечено жюри данной премии, в инновационной театральной премии не установлены чёткие границы художественных особенностей спектаклей, претендующих на неё, кроме как принадлежности к офф-офф Бродвею (термином off-off broadway определяются площадки в Нью-Йорке с вместимостью меньше 100 мест[1]). Разнообразность применения понятий инновационный относительно театра говорит о том, что точного определения этому термину дано не было.

Явление инновационных театральных проектов, исследуемое в данной работе, которое определяет необычный подход к театральному процессу, некоторые театральные деятели называли иными терминами. Примером такового стал провозглашенный в конце 1980-х русским театральным режиссёром Борисом Юханановым, вид искусства, который он называет «новая процессуальность»: «Борис Юхананов сосредотачивает свой основной интерес на искусстве, развивающемся в непрерывности. Этот вид искусства он называет «новая процессуальность». Данный вид искусства не относится к одному или нескольким конкретным произведениям. Его основная цель — создание процесса, который будет давать результаты, разные виды результатов, некоторые из которых могут быть восприняты как окончательные, но остальные могут быть процессами самими по себе»[2]. Сам же Борис Юхананов оставляет открытым определение своего понятия, новопроцессуальность Юхананова может быть наполнена любым количеством смыслов и определений[3]. Этого состояния автор понятия достигает нарочно, чтобы сохранить в данном термине структуру всеобъятности и постоянной изменчивости термина.

Одним из последних проектов, реализованных Борисом Юханановым, стал «Золотой осёл», разработка проекта началась в 2012 году. Юхананов называет этот проект «разомкнутым пространством работы». Это понятие возникает у него в противовес участившимся в то время «открытым урокам» на площадках МХТ, Новой школы кино и других, этот формат подразумевает присутствие зрителей на уроках студентов творческих профессий (например, актёров и режиссёров), наблюдая за процессом обучения, Юхананову же не очень нравилось понятие «открытый урок» и он решает называть подобную структуру «разомкнутым пространство работы»[4]. Любое современное течение в искусстве нуждается в поиске новых определений и терминов, определяющих его роль в современном процессе. Как и в случае с новопроцессуальным искусством, так и в контексте рассматриваемого в работе определения, обязательна выработка системы координат, внутри которой данное явление может существовать.

Введение термина «инновационные театральные проекты» в данной работе позволит определить и обобщить нестандартные методы создания спектакля, которые мы встречаем в контексте нонконвенционального искусства.


Инновационные театральные проекты

Для того чтобы определить понятие инновационных театральных проектов важно определиться с основными характеристиками и особенностями подобных проектов, для формулирования характерных черт и источников новизны в театральных проектах, обратимся к европейскому опыту введения новшевств в театральный проект.

Европейские инновационные театральные проекты.

Спектакль «Не оглядывайся» (Don’t look back) театральной компании dreamthinkspeak (Великобритания), 2003–2008

Рис. 1. Спектакль «Не оглядывайся»

Режиссёр Тристан Шарпс, основатель театральной компании dreamthinkspeak («мечтатьдуматьговорить» в переводе на русский) создаёт спектакль, вдохновлённый мифом о Орфее и Эвредике. «Не оглядывайся» — театральная «бродилка», разворачивающаяся на территории большого пространства (российская адаптация спектакля проходила на территории московского проекта «Фабрика», расположившегося на территории заброшенного завода). «Чтобы попасть на спектакль, надо пройти через темный цех и записаться у распорядителей, предупреждающих, что зрителей пускают по трое. Каждая следующая тройка отправляется в путь через пять минут после предыдущей — девушка с фонариком вполголоса пригласит вас за собой, предупредив, что ни влево, ни вправо, ни вперед без нее идти нельзя…»[5], зрители оказываются в пространстве действия.

Зритель находится внутри пространства спектакля, он также наделён ролью, но эта роль скорее человека, которому не стоит вмешиваться в действие, он сосуществует в одном месте с действующими лицами.

В описании спектакля зрителю, собравшемуся посетить постановку, сообщают, что он станет путешественником в загробный мир («“Не оглядывайся” — это путешествие в прошлое, визуальная медитация, в которой зрители невольно забронировали себе персональное путешествие в загробный мир»[6]).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь