Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инновационные театральные проекты в России



Отмеченные в работе особенности и тенденции в театре и аудивизуальном искусстве используются и в России. В данной работе упомянуты молодые проекты, реализованные в последние несколько лет. Хочется обратить внимание, что основные работы, рассматриваемые в этой части работы, охватывают опыт личной работы автора, а также проекты, находящиеся в стадии разработки.

Российский опыт приведён для поиска параллелей с опытом заграничных проектов, а также для определения особенностей и отличий.

Спектакль «Слушай город», режиссёр Иван Куркин (Санкт-Петербург), 2016

Рис. 7. Спектакль «Слушай город»

Молодой петербургский режиссёр Иван Куркин, автор и создатель детского лагеря «Нить Ариадны», способом организации которого является ролевая игра, создаёт спектакль, соединяющий в себе различные как театральные, так и игровые техники — «Слушай город».

В спектакле 20 героев, 20 жителей древнего города. Зрителей наделяют одной из 20 ролей, выдают ему костюм (дощечку с изображением знака его героя), книжку с чёткими указаниями как действовать от лица героя. Спектакль проходит в свободном пространстве (чаще всего используется сцена театра или же какое-то пустое театральное пространство), на котором находится 20 маленьких деревянных ящиков (это дома героев). В центре находится главная площадь города и экран, на который транслируется последовательность сцен.

Театральный критик Николай Песочинский пишет о спектакле так: «“Слушай город” находится в традиции театра. Начался этот вид творчества с игр, ритуалов и шествий, в которых участвовали простые люди, а не профессиональные актеры. И обновлялся он с разрушением литературно-исполнительской конструкции, “фабрики натуры” многократно. Футуристы, конструктивисты, авангардисты всех направлений отменяли все параметры этого искусства и само явление театра как “искусства” — кроме первоначальных, игровых, кроме воображаемого игрового перемещения в параллельную реальность»[10].

Спектакль И.Куркина в некотором роде повторяет принципы спектакля «Situation rooms» Rimini Protokoll. Здесь также есть 20 героев, роли которых исполняют зрители, они так же повторяют драматургический рисунок за указаниями, которые транслируются на экран. Если в случае с Situation rooms — это персональный «опыт», у каждого зрителя свой проводник и маршрут, то «Слушай город» работает с коллективным опытом, предлагая зрителю почувствовать общность с другими героями спектакля и ощутить свою причастность к происходящему.

Маркетинг проекта выстроен следующим образом: преследуя цель охватить зрителя, который ни разу не сталкивался с подобным опытом, тексты о спектакле и официальные ресурсы спектакля содержат подробные инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы, чтобы объяснить зрителю, что его ожидает.

Спектакль «Кентерберийские рассказы», фестиваль «Точка доступа» (Санкт-Петербург), 2015

Рис. 8. Зритель и актёр спектакля «Кентерберийские рассказы»

Появившийся в 2015 году, фестиваль «Точка доступа. Театр в городе» представил публике 2 новых театральных проекта, созданных силами фестиваля. Это спектакли «В сторону белого КАМАЗа» и «Кентерберийские рассказы».

«Кентерберийские рассказы» — проект основателей назависимого театра «Тру» Александра Артёмова и Дмитрия Юшкова, композитора Настасьи Хрущевой и бизнес-тренера Марины Дмитриевой (обращает на себя внимание состав команды спектакля - в ней присутствуют, как профессионалы сферы искусства, так и люди далёкие от театральной сферы). Специфику спектакля по мотивам текстов Джефри Чосера авторы формулируют следующим образом: «В старых Кентерберийских рассказах паломники направлялись к мощам святого Фомы, а в наших рассказах мы направляемся на встречу с Хозяином. В старых Кентерберийских рассказах паломники говорили о любви, верности и вере, а в наших рассказах мы будем говорить об успехе, о пространстве успеха и об идеальном доме»[11]. Пространством для спектакля режиссёры выбрали гипермаркет «Максидом» (магазин со строительными материалами и товарами для дома и сада).

Особенность спектакля в том, что это пример спектакля один-на-один, у каждого зрителя есть проводник-актёр. Перед спектаклем специально обученный психолог подбирает актёра для зрителя, основываясь на его психотипе и темпераменте. Дальше зритель отправляется со своим проводником в паломничество по огромному магазину.

Проводник даёт зрителю музыкальный плеер с наушниками и молча просит следовать за ним. Само действие делится на две части, сначала зритель слушает двухчастный рассказ: отрывок из «Кентерберийских рассказов» Чосера и текст об успехе и идеальном доме. Вторая часть — личный разговор со своим проводником, зрителю предлагается порассуждать на темы спектакля, ближе узнать своего собеседника. Последняя часть спектакля — так называемая встреча с Хозяином — проходит в подсобном помещении магазина. Все зрители собираются в одной комнате и длительное время ожидают Хозяина, вглядываясь в лица других зрителей и своих проводников. Хозяин не приходит (аллюзия к «В ожидании Годо» Беккета).

Спектакль «Кентерберийские рассказы» проходит в рамках фестиваля «Точка доступа». В 2015 году фестиваль был большой диковинкой для петербургского зрителя. Зрителями «Кентерберийских рассказов» становились как театральные зрители, так и случайные посетители магазина «Максидом». Работа со случайными зрителями была выстроена администраторами-билетёрами, они предлагали посетителям магазина помимо покупок сходить ещё и на спектакль.

Проект «Двадцать сорок восемь», Мария Селедец и другие (Санкт-Петербург), 2018

Рис. 9. Эскиз спектакля «День учителя», который лёг в основу проекта

 «Двадцать сорок восемь» — проект, который позиционируется как «культурный проект нового типа»[12], цель проекта — рассказать единую историю на нескольких платформах: в театре, социальных сетях, в кино. «Двадцать сорок восемь» начался в апреле 2018 года на платформе социальной сети «ВКонтакте» и пока объединил вокруг себя единомышленников авторов проекта. Режиссёр и автор проекта Мария Селедец — выпускница режиссёрского факультета РГИСИ (курс В. М. Фильштинского) называет свой проект «CrossМедиаСериал» (СМС). «Концепция CrossМедиаСериал предлагает расширить традиционные способы общения Художника и его аудитории»16.

Сюжет построен вокруг недалёкого будущего (он основан на авторской пьесе «День учителя», написанной Марией Селедец в соавторстве с Фомой Поповым). В социальных сетях подписчикам предлагаются различные способы взаимодействия со Вселенной 2048 года. В проекте выработан рейтинг подписчиков и продуманы различные способы поощрения активной аудитории (внутри проекта есть собственная валюта — промокод и интерактивная игра «Выживи в 2048»). Также контент страницы в социальной сети призван погрузить подписчика в контекст времени, в котором разворачивается пьеса.

Следующими этапами развития проекта станет спектакль по пьесе «День учителя», деньги на его создания планируется собрать при помощи подписчиков в социальной сети.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь