Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные тенденции культуры и искусства эпохи Просвещения.
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. Просвещение — идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая — дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, " славная революция" в Англии. Вторая дата — начало Французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. Девиз эпохи просвещения: " имей мужество пользоваться собственным умом" Деятели Просвещения боролись за установление " царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть " естественное равенство", а отсюда — политическая свобода и гражданское равенство. Среди просветителей были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма и сенсуализма. Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматривала историю как общественный регресс. Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это, прежде всего, идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, становясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия, — основной пафос эпохи Просвещения. Просветители убеждали, что просвещением масс просвещенный монархи приведут мир к уничтожению бесправия и несправедливости. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии в XVII—XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704). Основное его сочинение — " Опыт о человеческом разуме" — содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм. На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма (1711-1776) и Адама Смита (1723—1790). В своей теории последний отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме. Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694—1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689—1755), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788). Во Франции уделом просветителей было своего рода " отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции — радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты, создатели французской «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий — Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, клерикального мировоззрения. Один из энциклопедистов— естествоиспытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой он выдвинул положение о единстве растительного и животного мира. Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Он был признан французским королевским двором, вел активную переписку с монархами других европейских государств, в частности с Екатериной II. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики. " Целью государства любой формы должны быть сохранение свободы на основе закона", " баланс интересов различных социально-духовных групп обеспечивает стабильность государства", " необходим принцип разделения властей в государстве" — это основные положения трактата " О духе законов" Ш. Монтескье.
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724—1804). Славу принесла Канту работа " Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории " прекрасное" и " возвышенное" служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В трактате " Ответ на вопрос: что есть Просвещение" Кант подытоживает основные идеи Просвещения, которое стремится освободить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел... и используй собственный разум. Это девиз Просвещения». Особенно значителен вклад Канта в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта». Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. Восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде «Человек» И.П. Пнина (1773—1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба. Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783—1840) " Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу. Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, — благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», — писал А.Ф. Бестужев (1761—1810), отец декабристов братьев Бестужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева " О воспитании", опубликованный в " Санкт-Петербургском журнале", который он издавал вместе с И.П. Пниным. Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян. Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов, стараниями которого был открыт университет в Москве (1755). Эстетика просветительства нашла широкое распространение в русской литературе — в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи — в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.
Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749—1802) в своих произведениях (ода " Вольность", " Путешествие из Петербурга в Москву" ) отразил широкий круг идей русского Просвещения и, прежде всего, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Крупнейший представитель русского просветительства — Н.И. Новиков (1744—1818), публицист, издатель сатирических журналов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний. Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева " Путешествие из Петербурга в Москву" была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую крепость и Новиков. Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать традиционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, существующих в обход традиции и как бы независимо от нее. Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях. Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим течением был прежде всего сентиментализм (от фр. — чувство), отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений (Карамзин). В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление - рококо. Для него характерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — причудливость, ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина " рококо" возводят к французскому слову " рокайль" (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера, основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим направлением искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве, и особенно, в литературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины, развитие которой тесно связано с успехами философии.
Основной литературный жанр эпохи Просвещения — роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (1660—1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье. Карикатурные, сатирические и иронические мотивы просматриваются в творчестве Джонатана Свифта. Впервые в английской литературе Филдинг (1704—1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения («История Тома Джонса, найденыша»). Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж. Ж. Руссо (1712— 1778) и его романах " Юлия, или Новая Элоиза" и " Эмиль, или о воспитании". Образцом всего благородного, возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для Руссо была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения. Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика А. Попа (1688—1744). Его дидактическая поэма " Опыт о человеке" стала для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения. Распространению идей Просвещения в Германии способствовали поэма " Мессиада" Ф. Клопштока (1722—1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал, которые лежат в основе многих поступков человека, а также " Обращение с людьми" — самое известное произведение А. фон Книгге (1753— 1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическим образе жизни и жизни буржуазии, ориентированной на обыденные ценности, дал много практически жизненных советов, основанных на опыте и знании людей. В музыке к концу XVII—XVIII вв. начинает складываться тот язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоган Себастьян Бах (1685—1750) и Георг Фридрих Гендель (1685— 1759)2. Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он был непревзойденный мастер симфонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительна музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы. Его творчество музыковеды относят к барокко. Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения — оратории " Израиль в Египте", " Мессия". Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера — Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. " Отцом симфонии" называют Йозефа Гайдна (1732—1809), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них — темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества — " 12 Лондонских симфоний", написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории — " Сотворение Мира" и " Времена года", в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни. Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца — скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх " Похищение из Сераля", " Свадьба Фигаро", " Дон Жуан", " Волшебная флейта" Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья — к тонкой поэтической лирике. Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): " Ми бемоль мажор" (№ 39) — жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; " Соль минор" (№ 40) — глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений; " До-мажор" (№41), названная современниками " Юпитер", - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства. Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм. " Музыка должна высекать огонь из людских сердец", — говорил романтик Людвиг Ван Бетховен (1770—1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера " Фиделио" и увертюры " Эгмонт", " Леонора", " Кориапан", фортепианная соната № 23. Завоевание свободы в результате упорной борьбы — вот главная идея его творчества. Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он уже юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор — все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой (" Лунной" ) и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей (" Героической" ) симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекали и камерные жанры (вокальный цикл " К далекой возлюбленной" ). Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Апофеоз его творчества — Девятая (" Хоральная" ) симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской " Оды к радости", избранной гимном Европы. Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) — характерные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировой художественной культуры. Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принадлежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом. Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты — городского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Венеции писал и Франческа Гварди (1712—1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света (" Венецианский дворик" ). Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с реалиста Уильяма Хогарта (1697—1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии гравюр " Карьера проститутки", обличительных жанровых зарисовок " Карьера мота". Хогарт был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате " Анализ красоты", где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок. Замечательным художником-портретистом был Томас Гейнсборо (1727—1788). Портретным образам художника, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэтичность. Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическим традициям в пейзажной живописи. В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением в искусстве Франции XVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые " триумфы" и " туалеты". Живописцем рококо был Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Он разработал и развил новый жанр картин — галантные праздники, причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы (" Отплытие на остров Киферу" ). Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703—1770). " Первый художник короля", директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет и т.д. Типичные сюжеты его полотен — " Триумф Венеры", " Венера с Амуром", " Купанье Дианы" и т.п. Картины на фривольные сюжеты, часто эротические (" Качели" ), писал Жан-Оноре Фрагонар (1732—1806), ведущий представитель рококо. Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. " Салоны" Дени Дидро (1713—1784) были первой формой критической литературы по искусству. В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода — котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи (" Молитва перед обедом", " Прачка" ), а от нее — к портрету. Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и классические черты — во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714—1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества " Меркурии, подвязывающем сандалию". Жан Антуан Гудон (1741—1828) — истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу его эпохи. Его " Вольтер" — свидетельство высокого уровня французского искусства. Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его " исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары". Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно — ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они негодовали, в комедии издевались. Крупнейшим драматургом Англии XVIII в. был Ричард Бринсли Шеридан (1751—1816). Его сатирические комедии нравов (" Поездка в Скарборо" и " Школа злословия" ) направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа. Некогда великая торговая держава, Венеция переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707—1793), создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии — " Трактирщик" и «Слуга двух господ». Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806). Его сказки — фьябы основаны на фольклорных мотивах и традициях комедии (" Любовь к трем апельсинам" ). Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости, воплощением комедии нравов, была " Женитьба Фигаро" великого французского драматурга Пьера Бомарше (1732—1799). Фигаро оказался олицетворенимм общенародной оппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков. Страной, где " серьезный жанр", как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает замечательные плоды. Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) был теоретиком изобразительного и драматургического искусства, создателем замечательных пьес (" Сара Сэмпсон", " Эмилия Галотти" ). В сочинении " Гамбурская драматургия" он толкует по-своему Аристотеля и критикует застывшие формы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходу Шекспира и утверждая право третьего сословия быть героями произведений. Эстетические сочинения Лессинга (" Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", " Гамбургская драматургия" ) имели резонанс во всех европейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в " Лаокооне", — о специфической природе поэзии и живописи, а следовательно, различии и границе между ними. Изобразительное искусство и поэзия являются " подражанием действительности", заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению с изобразительными искусствами поэзия способна к значительной индивидуализации человеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе. Иоганн Вольфганг Гёте (1775—1787), " универсальный гений" ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург, он словно бы воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса " Эгмонт" (1775—1787) — одна из лучших театральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гёте, в утверждении человечности. Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось революционной задачей. Этой задаче и посвятил себя романтик Фридрих Шиллер (1759—1805) — ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург. На творчество Шиллера огромное влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем его произведении — драме " Разбойники". Драмой " Коварство и любовь" Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме. Сам он в известном смысле тоже принадлежит к ней — ведь театр XX в., найдя к Шиллеру во многом новый подход, считает его современным автором — интерес к сильным характерам и социальным потрясениям определил напряженный драматизм трагедий Шиллера во все времена. Рационализму Просвещения немецкое литературное движение «Буря и натиск» (романтизм) противопоставляло страсть, фантазию и образность. Главной формой своего самовыражения движение избрало драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера (1752 — 1831) " Буря и натиск", в которой автор воспел стремление человека к свободе. Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII— XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество — смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков Истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое и эстетическое предназначение. По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подвел Гёте в трагедии " Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим званными к жизни могучими силами. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
18. Культурология как интегративная дисциплина. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2316; Нарушение авторского права страницы