Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос № 2 Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.



Схоластика – этап в развитии христианской философии YIII –XIY вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулированы «отцами церкви» и освящены решениями церковных соборов. Поскольку пересмотр основ вероучения уже не допускался, богословы – «ученые схоласты» (так их называли в этот период) занимались главным образом их уточнением, истолкованием и комментированием.

В истории средневековой схоластики выделяют три периода:

1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Эриугена, Петр Дамиани Пьер Абеляр;

2 ) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в. ); наиболее значимые мыслители этого периода - Роджер Бэкон и Фома Аквинский;

3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349);

Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику, «сверхчувственные озарения» и видели основной путь постижения Бога через логику и философские рассуждения. Следствием этого стало деление схоластами знания на два уровня:

1) «сверхъестественное» знание, данное в Откровении, основу которого составляют библейские тексты и комментарии к ним «отцов церкви»;

2) «естественное» знание, философия, результат человеческой мыслительной деятельности, основу которого составляют тексты Платона и Аристотеля.

 

Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий»(общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. Суть проблемы сводилась к главному вопросу: Существуют ли они объективно или это только «имена» вещей? При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм:

реализм): универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей, поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю.

номинализм: универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена.

Фома Аквинский - крупнейший представитель «высокой» схоластики.Он написал более шестидесяти трудов, наиболее значительными из которых являются работы: «О сущем и сущности», «Сумма против язычников» (известна также под названием «Сумма философии») и неоконченная работа «Сумма теологии». Фома Аквинский стал единственным в христианстве мыслителем, причисленным к лику святых (1323г.) исключительно только за свои философско-теологические сочинения.

Фома Аквинский является создателем логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской философии на основе теологической интерпретации аристотелизма.В этот период в схоластике, широкое распространение получил принцип «двойственной истины», который разработал арабский последователь аристотелизма Ибн Рушд. Согласно его принципа, постижение Бога возможно двумя путями: через науку, изучающую сотворенный Богом мир («истины разума») и через веру, опирающуюся на тексты Писания («истины религии»). Учение о «двойственной истине» позволяло обосновать право науки на независимость от религии, поэтому Римско-католическая церковь, стремясь сохранить свою монополию на знания, осудила концепцию как «арабскую ересь» и запретила ее распространение. Фома Аквинский, стремясь обойти церковное «вето» на идею двойственной истины и отстоять значимость рационального познания, сформулировал принцип «гармонии веры и разума». В соответствии с этим принципом Фома разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Предметом теологии являются «истины откровения», предметом философии – «истины разума». Основная задача теологии – изложение основанных на вере «истин откровения»; задача философии – сделать положения веры доступными человеческому разуму. Следовательно, хотя вера и разум принципиально различны, они образуют «гармоническое единство», ибо служат одной конечной цели: постижению Бога. Фома Аквинский создал «естественную теологию», в основу которой он положил пять сформулированных им доказательств бытия Бога. Опираясь на философию Аристотеля, Фома трактует Бога как «первопричину», «конечную цель», «чистую форму», «чистую актуальность» и т.п. «Естественная теология», таким образом, использует философию и принципы разума для того, чтобы сделать истины Откровения более близкими и понятными уму человека.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть " очевидное" доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

 

• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) " чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть " чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

, • все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Вопрос № 3. Средневековая философия в арабо-мусульманских странах (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд). Взаимосвязь философских и медицинских идей в мировоззрении Ибн-Сины.

Философию христианского и мусульманского мира в эпоху Средневековья объединяло несколько факторов,

Важнейшими среди этих факторов можно назвать следующие.

• И в мусульманском, и в христианском мире развитие философии шло на базе античной философии. Причем особое влияние на средне­вековую философию оказали платонизм (вместе с неоплатонизмом) и аристотелизм (перипатетизм).

• Философии отводилась роль «служанки богословия», и ее задачей было, в первую очередь, рациональное обоснование теологических идей, поэтому подавляющее большинство философских учений представляло собой синтез философских идей с религиозными.

В мусульманской философии обычно выделяют два главных течения. Одно из них называлось калам и являлось развитием догматической богословской мысли ислама. Другое направление называлась фалсафа (от искажённого слова «философия»). В его рамках предпринимались попытки синтеза исламских догматов с наследием античной философской мысли, прежде всего с учением Аристотеля. Именно воззрения представителей фалсафы и принято называть арабским перипатетизмом, к которому причисляют деятельность Аль-Фараби, Ибн-Сины и Ибн-Рушда. Представители фалсафы занимались обширной практикой в различных областях деятельности. Их ценили как врачей, преподавателей, инженеров, мудрых советников в государственных делах. За расхождение с догматическим исламом представители фалсафы подвергались преследованиям.

Аль-Фараби - выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель дела аль-Кинди. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище " Второй учитель". (Первый - это сам Аристотель.) Проблему возникновения мира аль- Фараби решает в духе неоплатоновской концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр. Аль-Фараби придавал большое значение уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный, актуальный, приобретенный, деятельный. Аль-Фараби развил учение о " добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания.

 

 

Ибн Рушд.

Проблема знания и веры. В своей работе «Согласие религии и философии» Ибн Рушд выдвинул и разработал оригинальную концепцию «двух истин», или «двойственной истины», сыгравшую в дальнейшем большую роль в истории философии. По его мнению, должно существовать две истины: религиозная и философская. Такой подход кардинально изменил соотношение философии и теологии в арабо-мусульманских странах и стал основой философского переворота в христианском мире.

Аль-Кинди – основоположник арабской философии. В круг научных интересов Аль-Кинди входили и метафизика, и логика, и этика, и математика, и астрономия, и медицина, и метеорология, и теория музыки, и оптика. В философии он опирался на аристотелизм, и так же, как Аристотель, считал философию венцом всего научного знания. Аль-Кинди не ограничивался мусульманским мировозрением и указывал, что истина - истина везде. Так же рационалистически, как математику, нужно строить и философию. Аль-Кинди был рационалистом и вслед за Аристотелем считал, что при помощи разума возможно полное познание истины. Но целью всего существующего является Аллах, в котором существует полнота истины.

Ибн Сина, латинизированное — Авиценна , родился недалеко от Бухары, которая в то время была крупным культурным центром.

Философские воззрения. Ибн Сина в своих работах в основном развивает идеи перипатетизма (Учение Аристотеля) и частично неоплатонизма, синтезированного с мусульманским вероучением.

Онтология. (учение о сущем, о бытии) Мир является несотворенным, он есть вечно существующая во времени эманация( Эманация — истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; ) Бога, существующего вне времени. Бог у Ибн Сины соединяет черты «Первоформы = Первопричины = = Перводвигателя» Аристотеля и «Единого» неоплатоников. Бог является безличным, не имеет воли и подчинен необходимости. Он же есть единственно необходимая сущность.Как и Аристотель, Ибн Сина божественную деятельность понимает как мышление Бога о самом себе. Природа, возникшая в результате последовательных эманации, далее развивается самостоятельно.

Гносеология(.теория познания). При познании природы и конкретных вещей существенную роль играет чувственное познание. Но высший путь познания — это божественное озарение, которое крайне редко, но имеет место у отдельных людей.

Учение о душе. Душа человека понимается (в соответствии с Аристотелем) как форма, она бессмертна и продолжает существо­вать и после смерти тела. Телесное воскресение категорически от­вергается. Как и Аристотель, Ибн Сина различает так же три типа души.

Авиценна прославился как искусный врачеватель, который мог лечить казавшихся безнадёжными больных. Теоретические сведения и практические рекомендации по медицине были изложены Авиценной в труде «Канон врачебной науки». В нём обобщен многовековой опыт античных, арабских, среднеазиатских и индийских врачей. На протяжении средневековья и Возрождения «Канон» оставался обязательным руководством медиков. Достаточно точно Авиценна описал деятельность различных органов человеческого тела, иногда подчёркивая сходство организма человека и животных. В «Каноне» Ибн-Сины содержится описание более 700 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, содержатся рекомендации по их применению. Тело рассматривалось Авиценной как инструмент души. Следовательно, надо научиться правильно пользоваться телом, чтобы проявились все способности души. Также Ибн-Сина подчёркивал важную роль душевного состояния пациента, которое может помочь или помешать излечению болезни. Авиценна указывал на необходимость соблюдения правил гигиены и на большое значение физических упражнений для сохранения здоровья. Нагрузки, предназначенные для сохранения здоровья, должны быть сообразованы с особенностями организма, пола, возраста и других факторов.

 

Семинарское занятие № 6.

Часть 2. Тема: Философия эпохи Возрождения(2 часа).

Вопросы для самоподготовки:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь