Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мониторинг знаний современных детей о детском фольклоре



В последнее время, исследователи утверждают, что русские люди потеряли интерес к народному творчеству, стали забывать свою культуру, уникальные обряды, самобытную музыку, песни, танцы.
Пользуясь тем, что мы постоянно имеем возможность общаться с детьми, мы решили выяснить, утерян ли в фольклор за прошедшие годы и десятилетия или наоборот приумножен?
Мы смогли ответить на этот вопрос после проведенного нами исследования.
Темой нашего исследования выбрали детский фольклор, т.е. фольклор, созданный взрослыми для детей и созданный самими детьми.
В нашем исследовании, мы проведём личный опрос детей от 8 до 12 лет, жителей городов (не только нашего, но и других городов, так как наш музей посещает большое количество туристов) и детей из сельской местности.

Методом нашего исследования мы выбрали опрос.

Для всех было два вопроса:

 

1. Какие вы знаете русские народные колыбельные, потешки, пестушки, стишки?

2. Какие считалки, дразнилки, загадки и другие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать?

В результате нашего опроса нам удалось выяснить, что из устного народного творчества прошлых времён детям наиболее знакома самая распространённая колыбельная:

Баю –баюшки- баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

Унесёт в густой лесок

И положит под кусток.

Так же дети вспомнили колыбельную:

Киска- киска –киска, брысь,

На дорожку не садись!

Анечка гулять пойдёт,

Через киску упадёт.

Наиболее популярной потешкой оказалась «Сорока -белобока».

На втором месте-

По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам,

В ямку бух,

Раздавили 40 мух!

На третьем месте оказалась пестушка:

Водичка- водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался роток.

Но эту пестушку дети вспоминали с большим трудом.
Дети слышали эти колыбельные, пестушки и потешки от мам и бабушек, которые те произносили их младшим сестрёнкам и братишкам опрашиваемых детей.
Это что касается первого вопроса. Относительно второго же вопроса, на первом месте оказались анекдоты (популярны анекдоты про Вовочку), затем идут загадки, причём загадки больше на смекалку (Несла мама корзину с яйцами, одно упало, сколько целых яиц осталось? Ответ: нисколько, потому что упало дно у корзинки и все яйца разбились). Такой жанр, как считалки, теряют свою популярность, вероятно, потому что дети перестают играть в подвижные игры, и практически не знают подвижных игр. Перестали бытовать в современной детской среде дразнилки (мы в процессе своей работы заметили, что в большинстве своём дети относятся друг к другу уважительно, обращаются друг к другу по именам, клички у детей практически отсутствуют. Только мальчишки иногда придумывают производные имён друзей: Максим –Максик, Ксюша –Ксю, Наташа –Тошка).
Сходит на нет и такой жанр как страшилка. Тому виной экранизация различных вампирских и мистических саг.
А молчанки никому не интересны просто потому что детям не привыкать к молчанию и замкнутости в столь увлекательном мире современных гаджетов.
Самый распространённый стишок:

Муха села на варенье,
Вот и всё стихотворенье!

Девичьи дневники, тем более песенники давно потеряли свою актуальность, некоторые девочки вообще впервые о них слышат. Но когда мы им рассказали об этом жанре детского фольклора, они были заинтересованы, и мы думаем, что возможно, этот жанр можно вернуть.
Итак, исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что если дети немного знают поэзию пествования, старинные жанры детского фольклора, то жанры современного детского фольклора (70, 80, 90 –х гг.) отмирают, а вот новые –то жанры взамен ушедшим не появляются.

Интервью с художественным руководителем фольклорного объединения «Царёв город» Марией Валентиновной Бусыгиной.

Интервью нами было взято у художественного руководителя фольклорного объединения «Царёв город» Бусыгиной Марии Валентиновны.

Бусыгина Мария Валентиновна 1985 г.р., жительница г. Йошкар –Ола.

- Мария Валентиновна, скажите, пожалуйста, с какого времени существует Ваше фольклорное объединение и чем конкретно занимается ваш коллектив?
- Коллектив работает на базе МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы» с 2007 года. Участники коллектива занимаются изучением духовной и материальной культуры русского народа: ведут научно-исследовательскую и просветительскую работу по сбору, обработке и усвоению традиционной культуры русских переселенцев на территории Республики Марий Эл.
Живое пение и танцы, воссоздание старинных игр и обрядов, народные гуляния, молодежные вечорки и праздники, реконструкция народного костюма, поиск уникальных предметов старины и традиционные ремесла, изучение истории и обычаев своего края – всё это и многое другое привлекает и объединяет детей, молодежь и взрослых в фольклорное объединение «Царёв город».

- А что объединяет привлекает и объединяет членов вашего коллектива?

-Интерес, объединяющий нас, очень прост и одновременно сложен - это изучение и сохранение русской народной культуры в Республике Марий Эл. Красота и гармония традиций, их естественность и уникальность ведут нас по пути воссоздания прежних отношений с природой, людьми, жизнью.

- Мария Валентиновна, а как вы считаете, в чём уникальность вашего

Коллектива?

- Наш коллектив уникальный по роду своей деятельности: пожалуй, в таком ключе с материалом русской традиции в нашей республике не работает никто. Неудивительно поэтому, что его участников воспринимают не только как ценителей русской традиционной культуры, но и как ее хранителей. Это не случайно, ведь объединение ведет работу на базе Музея истории города Йошкар-Олы и основывается на материалах архивов и фольклорно-этнографических экспедиций.

- А в чём миссия коллектива?

- Своей миссией «Царёв город» видит сохранение элементов традиции и их возвращение в современную жизнь. Именно поэтому столь разнообразна работа коллектива: это и детская фольклорная студия, и курсы “Мамина школа”, и музейно-образовательные программы для детей, родителей и педагогов. Для молодежи – вечорки, для семейного отдыха – народные праздники (Рождество и Святки, Масленица, Пасха, Троица и другие).

- Хочется задать вопрос об одежде членов вашего коллектива, вы шьёте её на заказ? И где берёте образцы одежды?

- Одежда участников коллектива сшита ими собственноручно в соответствии с этнографическими образцами старинной одежды русских крестьян Поволжья.

- А каковы же задачи объединения?

-Основные задачи нашего фольклорного объединения это

- Создание условий для сохранения естественного бытования русской традиционной культуры в Республике Марий Эл

- Ведение собирательской, исследовательской и пропагандисткой деятельности, направленной на изучение, сохранение, освоение всех элементов русской традиционной культуры РМЭ, как неотъемлемой части отечественной культуры, современного культурного процесса

- Организация интересного досуга для детей, молодежи и взрослых

- Изучение истории и культуры родного края

- Духовно-нравственное развитие детей, подростков и молодежи

- Внедрение русских народных праздников и обрядов в повседневную жизнь жителей Республики Марий Эл

- Мария Валентиновна, каковы основные направления вашей работы?

- Изучение музыкально-песенной традиции

- Изучение танцевальной традиции

- Декоративно-прикладное творчество

- Народный театр

- А где же, интересно было бы узнать вы добываете уникальный фольклорный материал?

- Участники ежегодно ездят в фольклорно-этнографические экспедиции по Республике Марий Эл и соседним областям, обмениваются опытом на фольклорных фестивалях, обучаются на специализированных семинарах-практикумах.

- Мария Валентиновна, а принимает ли участие ваш коллектив в концертах и конкурсах, в городских праздничных мероприятиях?

- Ансамбль активно участвует в фольклорной жизни г. Йошкар-Олы: в фольклорно-этнографических праздниках, в открытии выставок прикладного народного творчества, в фестивалях и других проектах.

В 2009 году коллектив принял активное участие в фольклорном празднике «Каравон» (Республика Татарстан, село Никольское), VI Городском открытом фольклорно-этнографическом фестивале «Кузьминки» (Республика Татарстан, г. Казань), Всероссийском фестивале молодежных фольклорных коллективов «Зелёные святки» (Нижегородская область, г. Большое Болдино) и Межрегиональном фестивале малых русских деревень Поволжья «Мне всюду великое чудится в малом…» (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола).

2010 год – поездки коллектива на Всероссийский фестиваль молодежных фольклорных коллективов «Зелёные святки» (Нижегородская область, г. Нижний Новгород) и VII Городской открытый фольклорно-этнографический фестиваль «Кузьминки» (Республика Татарстан, г. Казань).

2011 год был также насыщен событиями. «Царёв город» принял участие в I Международном конкурсе-фестивале исполнителей и хореографов-постановщиков «Михаил Мурашко приглашает друзей», а также в Республиканском фестивале фольклора детей, подростков и юношества «Кугезе вож» («Корни предков»). Оба мероприятия проходили в Республике Марий Эл, г. Йошкар-Ола.

Традиционно в 2011 году коллектив был приглашен к участию на Всероссийском фестивале молодежных фольклорных коллективов «Зелёные святки» (Нижегородская область, г. Нижний Новгород).

Большой радостью для коллектива стало 3 место во Всероссийском заочном конкурсе этнотеатральных проектов, проходившем в Республике Чувашия, г. Чебоксары.

В 2012 году «Царёв город» принял участие во Всероссийском фестивале традиционной культуры «Высокий берег» в с. Мазунино, Республика Удмуртия.

Дипломы:

Диплом III степени Всероссийского открытого конкурса традиционной художественной культуры в номинации «Фольклорные ансамбли» (Казань, 2008).
Диплом лауреата III степени Всероссийского конкурса этнотеатральных проектов «Озарение» (Чебоксары, 2011 год).
Диплом участника международного конкурса-фестиваля танца исполнителей и хореографов-постановщиков «Михаил Мурашко приглашает друзей".

Диплом II степени VI Открытого регионального фестиваля науки и искусства «Мир моих увлечений – путь в будущее» в номинации «Театр» (Йошкар-Ола, 2011).
Диплом лауреата II степени республиканского фестиваля фольклора детей, подростков и юношества «КУГЕЗЕ ВОЖ» («КОРНИ ПРЕДКОВ») в номинации лучшая программа в сценическом воплощении» (Йошкар-Ола, 2011).
- Спасибо большое, Мария Валентиновна за интервью, желаю вашему коллективу дальнейшего процветания и творческих успехов!

Заключение

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Детский фольклор, заимствованный у взрослых. Мы остановились на жанрах фольклора, произведения которых и создавались и исполнялись самими детьми. Как уже отмечалось, собственно детский фольклор (и игровой и внеигровой) существенно отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию и художественной форме, так и по условиям бытования и выполняемым функциям.
Вместе с тем следует сказать, что поэтическое творчество детей не изолировано от поэтического творчества взрослых, свидетелями которого дети являются с самых малых лет.
Справедливо ли мы считаем детским фольклором произведения, заимствованные детьми у взрослых? Представляется, что совершенно справедливо. Во-первых, эти произведения, бытуя среди детей, выполняют функции детского фольклора. Они, как правило, исполняются для забавы, нередко являются органическим компонентом той или иной детской игры.
Во-вторых, эти произведения тщательно трансформируются и перерабатываются в соответствии с особенностями детской психологии, поэтического творчества детей. Девичья лирическая частушка, бытуя среди детей, превращается в обычную детскую считалку. И, наконец, в-третьих, в жанрах, заимствованных от взрослых, дети нередко создавали новые фольклорные произведения.
Детский фольклор — универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта отобрали самые естественные и самые необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали, как сумму неких методических приемов, а облекли в художественную форму.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Детский фольклор – прежде всего фольклор, он принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.
Вместе с тем в детском фольклоре, если говорить о нем в контексте народной традиции, есть свои особенности. Детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребенка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребенка.
В появлении и развитии относительно новых видов детского фольклора – перспективы дальнейшего существования устного народного творчества.

 

 

Литература

 

1. Азбелев, С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу. Принципы текстологического изучения фольклора / С. Н. Азбелев. - М., 1991

2. Айвазян, С. Г. Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. тр. и материалов / С.Г. Айвазян. - М., 1994

3. Акимова, Т.М. О поэтической природе народной лирической песни / Т. М. Акимова. - Саратов, 1966

4. Аникин, В.Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя / В. Н. Аникин. - М., 1977

5. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов / В. П. Аникин - М., 1987

6. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В. П. Аникин - М., 1996

7. Аникин, В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия / В. П. Аникин - М., 2006

8. Аникин, В.П. Фольклористика как филологическая дисциплина. Методологические проблемы филологических наук: Сб. научн. Трудов / В. П. Аникин. - М., 1987

9. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамазцева. - М.: Академия, 2000

10. Белов В.И. Очерки о народной эстетики / В. И. Белов. - М., 1989

11. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырёв. - М., 1971

12. Василенко, В.А. Детский фольклор / В. А. Василенко. - М.: Высшая школа, 1978

13. Виноградов, Г.С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов. Иркутск, 1996

14. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Г. С. Виноградов. - Иркутск, 1990

15. Горький, М. О литературе / М. Горький. - М., 1961

16. Громыко, М.М. Мир русской деревни: книга о культуре русских крестьян XVIII-конца XIX века / М. М. Громыко. - М., 1991

17. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. - СПб., 1994

18. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства / К. С. Давлетов. - М., 1986

19. Емельянов, Л.И. В поисках предмета изучения. Методологические вопросы фольклористики / Л. И. Емельянов. - Л., 1978

20. Капица, О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. - Л., 1928

21. Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лагутин. - М., 1989

22. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре / Э. С. Литвин. - М., 1988

23. Лойтер, С. М. Русский детский фольклор Карелии / С.М. Лойтер. - Петрозаводск, 1991

24. Мартынова, А. Н. Детский поэтический фольклор: Антология / А.Н. Мартынова. - СПб., 1997

25. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М. Н. Мельников. - Новосибирск, 1985

26. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / М. Н. Мельников. - М., 1987

27. Методические указания по собиранию фольклора - М., 2004

28. Науменко, Г. М., Новицкая М. Ю. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995

29. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е. А. Покровский. - СПб., 1994

30. Померанцева, Э.В. Собирайте фольклор. О русском фольклоре / Э.В. Померанцева. - М., 1977

31. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. - М., 1976

32. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. - СПб., 1987

33. Савушкина, Н.И. О собирании фольклора / Н. И. Савушкина. - М., 1974

34. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор / Ю. М. Чистов. - М., 1991

35. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования - М., 2001

36. Чистов, К.В. Введение. Русское народное творчество: Учеб. пособие для вузов / К. В. Чистов. - М., 1966

37. Чичеров, В.И. Русское народное творчество: Учеб. Пособие / В. И. Чичеров. - М., 1989

38. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - М., 1963

39. dissercat.com›…folkloristiki-vtoroi-poloviny-xix…v 22. 02. 2016

 

40. fb.ru›article/155698/detskiy-folklor-stihi…oralki… 22. 02. 2016

 

41. lib.rosdiplom.ru›Рефераты›Курсовая работа 4.02. 2016

 

42. olklor.igraemsdetmy.ru›? paged= 9 25.02. 2016

 

43. schooltask.ru›opredelenie-detskogo-folklora/ 9. 02. 2016

 

44. superinf.ru›view_helpstud.php? id=225 1. 21. 0216

 

Приложение

презентация

 

 

Приложение

 

Приложение № 1

Сотрудники Национального музея проводят музейно –образовательные программы с элементами фольклора

 

Приложение № 2

Приложение № 3

 

 

Приложение № 4

 

Приложение № 5

Приложение № 6

Фольклорное объединение 2 «Царёв город» на базе музея истории г. Йошкар- Олы

 

 

 

Приложение № 7

Детский образцовый ансамбль песни и танца «Узоры» — лауреаты Международного конкурса «Открытая Европа» (г. Москва 2006г.), лауреаты Международного конкурса «Звездная юность планеты» (ВДЦ «Орленок»), лауреаты Второго Международного конкурса «Олимпиада искусств» (г. Москва 2010г.), лауреаты Международного конкурса «Созвездие талантов» (г. Чебоксары 2011г.), участники Первой Российской Ассамблеи детских фольклорных коллективов.

 

 

 

Приложение № 8

Народный ансамбль песни и танца «Поро кас» («Добрый вечер») Яндемировского СДК Параньгинского района.

Сценарий музейно – образовательной программы, проводимой на Пасху сотрудниками Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева

1-я девушка: Здравствуйте, ребята дорогие!

Маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим!

Пасху открываем, праздник начинаем!

Пришла желанная весна,

Ушла зима в седые дали.

Земля воспрянула от сна,

И голубая даль ясна,

И не терзают нас печали.

И светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета,

Шумит вдали зеленый лес,

И гимн звучит: " Христос Воскрес! "

Ведущие (все вместе): Воистину Воскрес!

2-я девушка: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: " Христос Воскрес! ”, а ты в ответ: " Воистину Воскрес! ”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу.

Показ обряда.

Марийский праздник Кугече (Великий день) - главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства - благосостоянием, семьи - здоровьем. Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье. Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелют нарядные самодельные дорожки. Наводят порядок дома и во дворе, варят квас.

А сейчас, уважаемые учителя и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)

2. Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Вели-кая, посвященная страданиям Иисуса Христа).

Ребята, а знаете ли Вы пасхальные приметы?

Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.

Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок - это яйца, окрашенные в один цвет; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами (показать детям пасхальные яйца).

Проводится игра " Бег с яйцом".

Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Наше задание очень несложное.

Для любого вполне возможное.

Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первый прибежал,

Тот победителем стал!

2- я девушка: У нас в России приход весны, особенно дорог. За семь дней до Пасхи мы празднуем Вербное воскресенье, день, в который Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим вместе со своими учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках как царя и чудотворца. Но Иисус Христос знал, что в Иерусалиме Он пострадает за людей; умрет на Кресте и воскреснет... У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.
1- я девушка: На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

3-я девушка: Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Если бросить ее против ветра, успокоится буря и прекратится град. Чтобы остановить пожар, нужно кинуть в огонь вербу. Освященные пушистые ветки хранили в красном уголке рядом или за образами. Перед тем как пойти освящать новую вербу, прошлогоднюю пускали по течению реки, втыкали в землю в огороде или недалеко от дома. Такая верба защищала посевы и жилище от нечистой силы. И конечно же, знаменит обычай хлестать вербными прутьями детей. При этом приговаривали, что бьет их сама Богородица, даруя им таким образом здоровье и избавляя от негативной энергии. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая:

Повторить обряд с присутствующими детьми. (Матукова, Тулкачёва)

« Верба хлест

Бьет до слез

Верба синя

Бьет несильно,

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест-

Бьет до слез! »
4- я девушка: На Пасху в церквях звонили колокола. Звонили по-особому торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест (показать детям колокольчик мастера Петра Мельникова из фондов НМ РМЭ им. Т.Евсеева, прослушивание его звучания).

Прослушивание записи колокольного звона.

1-я девушка: Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон!

5- я девушка: Христос воскрес! Весна идёт,

Капель журчит, звенит, поет,

Цветы и травы появляются,

Весной природа просыпается.

4-я девушка: А теперь давайте золотые ворота для матушки-весны открывать!

ИГРА «Золотые ворота».

Далее 1 подгруппа детей движется по кругу против часовой стрелки, продолжая петь, а дети 2 подгруппы, цепочкой обходят детей 1 группы.

Ходит матушка Весна,

Ищет детушек она.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

(С окончанием песни ворота захлопываются.)

4 –я девушка: Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим.

Загадаем вам загадки.

Кто смышлёней – поглядим!

Загадки:

1. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато, когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

2. В одном бочонке

Два разных кваса

Не смешиваются. (Яйцо)

3. Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб)

А еще на Пасху было принято печь ароматные, сладкие куличи. Давайте и мы поиграем в одноименную игру «Кулич».

Игра «Кулич».

Следующий конкурс – конкурс скороговорок.

СКОРОГОВОРКИ

1. Идут бобры

В сыры боры;

Идут бобры

В дворы стары

* * *

2. Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

* * *

3. Евсей, Евсей, муку посей,

А посеешь муку –

Испеки в печи калачи,

Да мечи на стол горячи.

* * *

4. У Саши в каше

Сыворотка из-под простокваши.

* * *

5. Тот хвощ из рощи,

Положь в овощ

Да в борщ

* * *

6. Дровоколорубы рубили дубы.

* * *

7. Вбили кол в частокол,

Подприколошматили

 

2-я девушка: Ребята, яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну?

Из яйца, из нижней части

Вышла мать-Земля сырая.

Из яйца, из верхней части.

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось,

Из белка, из верхней части.

Ясный месяц появился.

Из яйца, из пестрой части,

Звезда сделались на небе!

Вот какая интересная легенда! Но почему яйцо красное?

3-я девушка: А сейчас я расскажу:

Давно это было,

Прабабушка говорила,

Как Мария Магдалина

Яйцо царю подарила.

Оно было все бело,

Оно было все кругло.

Подносила, подарила,

" Христос Воскрес", - говорила.

1- я девушка: Император Тиберий принимал,

Подарок он не отвергал,

Говорил, что верить буду,

Если сам увижу чудо.

Он яйцо в руках держал,

Сам с собою размышлял:

" Пусть яичко покраснеет -

В Воскресенье я поверю".

Яйцо будто услыхало,

АЛЫМ ЦВЕТОМ ЗАПЫЛАЛО

У Императора Тиберия в руках, -

Ужас был в его глазах.

4- я девушка: Вот так чудо! Вот так чудо!

Спорить я с тобой не буду.

Это чудо из чудес!

Христос воистину воскрес!

5- я девушка: Хорошо весной гулять -

Пасху красную встречать.

А сейчас

На весенний выйдем луг,

Становитесь, дети, в круг!

Игра «Катись, катись, яичко! »

Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо – ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Слова песенки:

Катись, катись, яичко

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:

В круг, дружочки выходите

И вдвоем для нас спляшите.

Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре. Можно передавать яйцо, сидя за столом. Можно разнообразить задания: не только сплясать, но и прочитать стихотворение, спеть песенку, загадать загадку.

5 – я девушка: На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли " жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Существовал также обряд " отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:

 

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

 

2- я девушка: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Ведущие хором:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозябые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воришки-воробьишки!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Проводится мастер-класс в технике «оригами» «Курочка Ряба».

2-я девушка: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

1-я девушка: День Христова воскресенья,

2-я девушка: Приходи скорее вновь!

3- я девушка: До свиданья праздник Пасхи!

4- я девушка: Дай Господь вам всем любовь!

 

Приложение № 9

 


[1] 5. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов / В. П. Аникин - М., 1987

[2] 30. Померанцева, Э.В. Собирайте фольклор. О русском фольклоре / Э.В. Померанцева. - М., 1977

[3] 25. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М. Н. Мельников. - Новосибирск, 1985

[4] 14. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Г. С. Виноградов. - Иркутск, 1990

[5] 34. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор / Ю. М. Чистов. - М., 1991

[6] 37. Чичеров, В.И. Русское народное творчество: Учеб. Пособие / В. И. Чичеров. - М., 1989

[7] 24. Мартынова, А. Н. Детский поэтический фольклор: Антология / А.Н. Мартынова. - СПб., 1997

[8] 13. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996

[9] 13. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996

[10] 1. Азбелев, С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу. Принципы текстологического изучения фольклора - М., 1991

[11] 4. Аникин, В.Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя / В. Н. Аникин. - М., 1977

 

[12] 5. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов / В. П. Аникин - М., 1987

[13] 6. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В. П. Аникин - М., 1996

[14] 7. Аникин, В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия / В. П. Аникин - М., 2006

[15] 8. Аникин, В.П. Фольклористика как филологическая дисциплина. Методологические проблемы филологических наук: Сб. научн. Трудов / В. П. Аникин. - М., 1987

[16] 14. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Г. С. Виноградов. - Иркутск, 1990

 

[17] 21. Капица, О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. - Л., 1928

[18] 4. Аникин, В.Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя / В. Н. Аникин. - М., 1977

[19] 39. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - М., 1963

[20] 26. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М. Н. Мельников. - Новосибирск, 1985

[21] 29. Науменко, Г. М., Новицкая М. Ю. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995

[22] 21. Капица, О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. - Л., 1928

[23] 9. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамазцева. - М.: Академия, 2000

[24] 9. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамазцева. - М.: Академия, 2000

[25] 26. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / М. Н. Мельников. - М., 1987

[26] 28. Науменко, Г. М., Новицкая М. Ю. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995

[27] 24. Мартынова, А. Н. Детский поэтический фольклор: Антология / А.Н. Мартынова. - СПб., 1997

[28] 28. Науменко, Г. М., Новицкая М. Ю. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995

[29] 26. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / М. Н. Мельников. - М., 1987

[30] 28. Науменко, Г. М., Новицкая М. Ю. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995

[31] 26. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / М. Н. Мельников. - М., 1987

[32] 25. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М. Н. Мельников. - Новосибирск, 1985

 

[33] 9. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамазцева. - М.: Академия, 2000

 

[34] 9. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамазцева. - М.: Академия, 2000

 

[35] 5. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов / В. П. Аникин - М., 1987

[36] 9. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамазцева. - М.: Академия, 2000

 

[37] 11. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырёв. - М., 1971

[38] 10. Белов В.И. Очерки о народной эстетики / В. И. Белов. - М., 1989

[39] 12. Василенко, В.А. Детский фольклор / В. А. Василенко. - М.: Высшая школа, 1978

[40] 12. Василенко, В.А. Детский фольклор / В. А. Василенко. - М.: Высшая школа, 1978

[41] 13. Виноградов, Г.С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов. Иркутск, 1996

[42] 14. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Г. С. Виноградов. - Иркутск, 1990

[43] 40. fb.ru›article/155698/detskiy-folklor-stihi…oralki…

 

[44] 40. fb.ru›article/155698/detskiy-folklor-stihi…oralki…

 

[45] 40. fb.ru›article/155698/detskiy-folklor-stihi…oralki…

 

[46] 42. olklor.igraemsdetmy.ru›? paged= 9

[47] 42. olklor.igraemsdetmy.ru›? pa


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.277 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь