Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Проблема субстанции формулируется так: Что является субстанцией (первоначалом) и сколько их? Она имеет два аспекта:




I. Качественный- что является субстанцией, - материальное или идеальное? Здесь возможны следующие подходы:

- Материализм, согласно которомупервоначалом является нечто материальное: материя, природа, вещество и т.п.

- Идеализм: объективный (субстанцией является не единичное сознание, а идеальное /духовное/ безличное, например, Абсолютная идея Гегеля, идеи Платона); субъективный (субстанцией является единичное сознание).

II. Количественный – мы задаем вопрос о том сколько субстанций. Здесь возможны следующие подходы:

- Монизм – концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет только одну субстанцию. Например, монист Спиноза утверждал, что субстанция одна – это природа, в которой растворен Бог.

- Дуализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет две, независимые друг от друга субстанции - материальную и духовную.ДуалистДекарт утверждал, что мир имеет две субстанции: протяжение, т.е. материю (материальную субстанцию) и мышление (духовную субстанцию). Они абсолютно независимы друг от друга.

- Плюрализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет бесконечное множество субстанций (больше двух).ПлюралистЛейбниц считал, что субстанцией является монада - единичная духовная частица, не воспринимаемая органами чувств.

 

Понимание движения, пространства и времени в философии и естествознании. Научная картина мира.

Наука и философия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В качестве промежуточного, связующего звена философии и науки выступает научная картина мира. Научные картины мира могут быть классифицированы не только по эпохам, но и по степени общности. Так, наряду с общенаучной картиной мира выделяется еще и естественнонаучная картина мира. Она представляет собой идеальную модель природы, объединяющую общие и фундаментальные понятия и принципы естественных наук, и задающую с их помощью определенный тип видения процессов и явлений природы.

Ее основные составляющие:

1. Онтологическая модель объединяет в себе представления о материи, природе и ее атрибутах. Например, дискретно-корпускулярная онтологическая модель была характерна для классического естествознания XVII-XIX веков, континуально-динамическая, основанная на теории относительности, была характерная для науки начала XX века, квантово-полевая модель, объединяющая первую и вторую онтологические модели, характерна для современной науки.

2. Методологическая схема познания представляет собой модель видения объекта, задающую способы его познания, идеалы и нормы построения научного знания. Она определяет общие установки познания, характерные для конкретной эпохи. Например, механицизм был общей установкой классического естествознания.

3. Совокупность общенаучных и философских принципов, которые имеют в рамках научной картины мира универсальный характер. К таким универсальным принципам относятся: принцип материального единства мира, познаваемости, развития, причинности. Эти принципы не опровергаются при смене одной научной картины мира другой, а корректируются и уточняются. Тем не менее, в рамках различных научных картин мира существуют и свои общенаучные принципы, которые изменяются при смене научных картин мира.

В идеале в каждой научной картине мира должна быть определяющая отрасль знания, которая выступает лидером, задавая стандарт (например, механика в XVII-XVIII веках).

В структуре научной картины мира можно выделить категориальный каркас, включающий в себя понятия «материя», «движение», «пространство и время» и «причинность».

I. Материя. Традиционноепонятие материи как субстанции, состоящей из неделимых атомов и обладающей рядом атрибутов (неотъемлемых свойств), где основными свойствами были свойства механические, потребовало коррекции в результате научной революции конца XIX-начала XX веков (открытие электрона, радиоактивности и т.п.). В начале XX века было дано новое философское определение материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях (научные инструменты и приборы рассматриваются как продолжение органов чувств) /дано Лениным/. Характерной чертой данного понятия является указание на универсальное свойство материи быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от нашего сознания.



 

II. Движение. Движение – это философская категория, обозначающая изменение вообще.

Соответственно классификации наук в XIX веке были выделены 5 форм движения материи:

1. Механическая форма движения материи: простое перемещение, изучаемое механикой.

2. Физическая форма движения материи: движение атомов, изучаемое физикой.

3. Химическая форма движения материи: движение молекул, изучаемое химией.

4. Биологическая форма движения материи – обменные процессы, рост организмов и т.п., изучаемые биологией.

5. Социальная форма движения материи: изменения в обществе, войны, революции, контрреволюции, изучаемые социологией.

Но под влиянием развития науки эта классификация форм движения материи была расширена. Так были выявлены такие формы, как квантово-механическая – движение элементарных частиц; движение в мегапространстве и т.д.

Выделяются следующие свойства движения:

1. Материальность - движениене может существовать без носителя.

2. Абсолютность - движение противопоставляется покою, который рассматривается как относительный.

3. Относительность - речь идет об относительности отдельных форм движения материи по отношению друг к другу.

 

III. Пространство и время. Пространство – это философская категория для обозначения месторасположения предметов по отношению друг к другу; она указывает на то, что тело имеет определенную протяженность, объем и структуру. Время – это философская категория для обозначения следования друг за другом определенных процессов и явлений; она указывает на то, что процессы имеют длительность и направленность.

В истории философии и в естествознания сложились 4 концепции пространства и времени:

1. Объективная концепция – ее представители утверждают, что пространство и время не зависят от сознания человека (Аристотель и многие другие философы).

2. Субъективная концепция предполагает, что пространство и время зависят от человека, от его сознания (Кант).

3. Субстанциальная концепция сформировалась на основе физики Ньютона. Ее сторонники утверждают, что пространство и время абсолютны, т.е. не зависят друг от друга и от материи.

4. Реляционная концепция сформировалась на основе физики Эйнштейна (теории относительности). В ее рамках пространство и время рассматриваются как единый пространственно-временной процесс, связанный с материей.

Выделяют следующие основные свойства пространства:

1. Протяженность

2. Непрерывность

3. Трехмерность

4. Дискретность

 


Выделяют следующие основные свойства времени:

1. Длительность

2. Направленность

3. Необратимость

4. Одномерность

 


Диалектика как теория и метод

Диалектика как теория представляет собой учение о всеобщей связи и развитии. В то же время диалектика выступает и методом познания, предполагающим исследование всех процессов и явлений в развитии. Способ мышления противоположный диалектике называется метафизика.

Принципы диалектики

Принцип – это базовое положение, которое лежит в основе теории и принимается без доказательства. В диалектике выделяются такие принципы, как:

1. Принцип всеобщей связи. Онсвязан с такими категориями диалектики, как содержание и форма, часть и целое, система, элемент, структура. Он предполагает, что все явления и процессы прямо или косвенно, опосредованно или непосредственно связаны между собой.

С категориями необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность связан принцип детерминизма (от «детермо» - определяю), предполагающий, что каждое следствие имеет причину, в мире все связано причинно-следственными связями.Но детерминизм является общенаучным, а не всеобщим принципом. Для классического естествознания XVII-XIX веков был характерен лапласовский (механистический) детерминизм. В неклассическом и современном естествознании принят вероятностный детерминизм, не исключающий случайность (исследование стохастических систем). Его возникновение было обусловлено развитием квантово-механических представлений.

2. Принцип развития, предполагающий, что всё развивается, а развитиепонимается как направленное, качественное изменение.

Развитие имеет следующую направленность:

- Прогресс – это усовершенствование, усложнение структуры, появление новых возможностей и тенденций ее развития.

- Регресс – это уменьшение возможностей и тенденций развития, упрощение структуры, деструктуризация.

- Если нет явных прогрессивных или регрессивных изменений, то принято говорить о "развитии в одной плоскости» (термин Северцева).

Законы диалектики

Принципы диалектики конкретизируются в законы. Закон– это устойчивая, повторяющаяся, объективная и необходимая связь явлений и процессов.

1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития (противоречия) и на его движущие силы (борьба противоположностей).

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывает на то, как происходит развитие: от одного качества (как внутренней определенности предмета) путем непрерывных количественных изменений (где количество – это внешняя определенность предмета) через скачок как перерыв постепенности, к новому качеству. Единство качества и количества представляет собой меру, поэтому процесс развития рассматривается как переход от одной меры к другой («узловая линия мер»).

3. Закон отрицания отрицания (закон двойного отрицания) указывает на направленность развития: прогресс - от старого к новому или регресс - возврат к старому. Первое отрицание понимается как «снятие», т.е. снятие поверхностного, несущественного, при сохранении существенного. Второе отрицание – возврат к «якобы старому», но на основе того, что было достигнуто на предыдущем этапе. Гегель рассматривал отрицание отрицания как триаду: тезис – антитезис – синтез.

 

Категории диалектики конкретизируют принципы и законы диалектики:

1. Категории – это философские понятия, которые имеют большое содержание и объем, универсальны, т.е. охватывают большое количество процессов и явлений мира. Попытки систематизации категорий: Аристотель – выделил 10 категорий (единичное, общее, возможность, действительность, материя (содержание), форма и др.); Кант: категории – доопытные, пустые формы мышления, которые присущи рассудку и благодаря которым происходит упорядочивание явлений (данных опыта). Современная диалектика предполагает, что категории отражают всеобщие, универсальные связи и процессы окружающего мира и практической деятельности человека.

2. Категории представляют собой некую совокупность знаний об отражаемых процессах и предметах, и всегда выявляют проблему.

3. Категории исторически изменчивы. В процессе исторического развития изменяется практическая деятельность человека, изменяются знания, соответственно, возникает новое содержание категорий.

4. Категории обычно объединены в триаду: тезис – антитезис – синтез; например, единичное – всеобщее – особенное или диаду: например, необходимость – случайность.

Виды категорий.

- Единичное, особенное, всеобщее (например, единичное – человек, всеобщее – национальный характер).

Пример: единичное-всеобщее-особенное: мы воспринимаем объект как единичное, но мыслим его как общее, а потом возникает знание об особенном, как единстве всеобщего и единичного.

- Содержание и форма.

- Причина и следствие.

- Необходимость и случайность.

- Возможность – действительность.

- Сущность и явление.

- Система – элемент – структура. На основе этих категорий формируется системный подход.

В современной науке и философии особое место занимает системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием был принцип целостности, известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих частей (человек и человеческие органы).

Система как целостность, понимается как совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Элемент – это неотъемлемая часть системы. Способ связей элементов – это структура.

Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть понят вне системы, в которую он входит, а система может быть понята, исследована только в совокупности своих элементов и своей структуры.

Согласно системному подходу, понять закономерности динамики функционирования системы мы можем, рассматривая ее как более сложный элемент другой системы или систем, с которыми она взаимодействует: например, человек – общество – природа.

Системный подход является составной частью, одним из элементов диалектики как метода. Диалектический метод предполагает исследование любого объекта всесторонне с учетом его многообразных связей, во взаимодействии с другими объектами, а также предполагает исследование объекта в изменении, в развитии.


Проблема сознания в философии

В философии можно выделить следующие аспекты проблемы сознания:

1. Сущность сознания (что такое сознание?) - является ли сознание особой реальностью существующей вне и независимо от мозга (субстрата) или сознание свойство (функция) определенным образом организованной материальной системы?

2. Каковы функции сознания (очень важно выявить функции сознания, поскольку через них реализуется сущность сознания);

3. Каково происхождение сознания?- Предпосылки его возникновения, основные факторы, влияющие на формирование сознания?

4. Какова структура сознания, – какие элементы составляют его?

Предварительно можно дать следующие определения сознания. Сознание– это свойство общественного человека воспринимать и перерабатывать информацию и управлять на основе этой информации своим поведением, оценивая свое поведение, выявляя его положительные и отрицательные моменты. Сознание направленно как на внешний мир, так и на самого человека. Сознание - система чувственных, мыслительных, эмоционально-волевых структур, каждая из которых хотя и работает на целое, но выполняет свою специфическую функцию.

Структура сознания

Можно выделить следующие элементы сознания:

1. Перцепция (восприятие) и мышление связаны с восприятием и переработкой информации; эти способности реализуют познавательную функцию сознания. С помощью перцепции и мышления человек понимает и перерабатывает информацию. В основе перцепции лежит принцип уподобления ее результатов источнику (специфика зрительных образов), особенность мышления (как абстрактного, так и образного) заключается в использовании языковых средств и речи. Язык (вербальный и невербальный) представляет собой единую сложившуюся в культуре систему знаков, при помощи которой человек способен накапливать и передавать информацию и обмениваться ею. Речь – это способность использования языка в письменной и устной форме.

Сознание выступает как способ идеального представления действительности в голове человека, производимого в конкретных знаково-логических формах, выраженных в языке.

2. Эмоции как внутренняя реакция организма на внешнее воздействие отвечают за оценку и выбор информации. Эмоции представляют собой определенное состояние внутреннего мира человека, в котором выражается его отношение к миру и самому себе.

Они возникают на уровне высших животных в связи с функцией выживания, с возникновением жизненных потребностей. У человека над витальными эмоциями надстраивается блок высших эмоций /социальные, эстетические, этические и т.д./. Эмоции могут быть осознанными и неосознанными, они отличаются по степени выраженности.

3. Воля выполняет регулятивную функцию человеческой деятельности и служит для преодоления препятствий, сложностей на пути к достижению поставленной цели, управляет нашим поведением. От этого элемента зависит целеустремленность, решительность и самоконтроль человека.

4. Память (мнемонистический компонент) отвечает за способность человека фиксировать и воспроизводить свой и чужой опыт.

5. Самосознание – важнейший элемент сознания, который отвечает за оценку человеком самого себя как субъекта деятельности, т.е. чувствующего, действующего и мыслящего субъекта. С его реализацией происходит самоидентификация человека. В самосознании можно выделить три аспекта:

– чувство собственного существования;

– чувство присутствия в данном месте в данное время;

– понимание различия себя и остального мира;

Психиатры при отсутствии одного из трех указанных моментов фиксируют распад личности.

Уровни сознания (могут быть выделены на основе идей Фрейда). Фрейд выделял в структуре психики личности такие уровни, как:

1. Сверхсознание (Сверх-Я) – это совокупность культурных, моральных и религиозных норм, запретов и т.п.

2. Сознание (Я) – это наше чувство себя и реальности.

3. Подсознание (Оно)- это бессознательное, которое никогда не может быть осознано. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии).

Фрейдом была выявлена огромная роль бессознательных процессов в человеческих поступках. Он полагал, что грань между сознанием и подсознанием слабо видна.

Выделяют три уровня сознания: подсознание (бессознательное), сознание, сверхсознание. С точки зрения современной психологии, бессознательное трактуется как «установка» (школа Узнадзе), которая может быть осознана.

Сознание может быть классифицировано по специфике носителей сознания:

- индивидуальное сознание

- коллективное (общественное) сознание.

На основании вышесказанного моно выявить следующие функции сознания:

1. Познавательная функция – функция, отвечающая за восприятие и переработку информации.

2. Ориентационная функция – функция, отвечающая за контроль поведения и деятельности.

3. Целеполагающая функция – функция, отвечающая за реализацию наших целей (наше сознание управляет нашей деятельностью и поэтому «преобразует, творит» мир).

4. Экзистенциальная функция – сознание и самосознание поддерживает в нас истинно человеческое существование, нашу человеческую сущность.

5. Основная функциональная обязанность сознания - отражение реальности.

Происхождение сознания.

В материалистической философии, чтобы объяснить происхождение сознание как естественный процесс, без вмешательства сверхъестественных сил, используют понятие «отражение». Отражение понимается как процесс взаимодействия двух материальных систем, при котором одна из них воспроизводит особенности другой. Сознание рассматривается как высшая форма отражения действительности.

Признается, что отражение является неотъемлемым свойством материи и проходит те же этапы эволюции, что и материальный мир в целом. На этом основании можно говорить о следующих формах отражения:

1. Отражение в неживой природе – в неорганическом мире. Для этого уровня отражения характерны пассивность, неизбирательность и запаздывающий характер (сначала действие, потом реакция на него);

2. Отражение в живой природе. В органическом мире.

На уровне живой природы существует три основных формы отражения:

раздражимость – свойственна растениям и простейшим животным (амебы, инфузории-туфельки и т.п.);

чувствительность – связана с наличием нервной системы и ощущения; свойственна низшим животным;

психика - свойственна высшим животным; связана с наличием не только нервной системы, но и головного мозга, а также наличием образов как результатов контактов органов чувств с внешним миром.

В целом для всех форм отражения на уровне живого характерны следующие свойства отражения:

активность

избирательность (избирательный характер реагирования)

опережающий характер отражения (наличие условных; и безусловных рефлексов).

3. Отражение в обществе.В обществе возникает сознание, которое является высшей формой отражения действительности.

Отличие человеческого сознания от психики животных:

– наличие абстрактного мышления и языка (2-й сигнальной системы);

способность мысленно конструировать реальность;

способность делать прогнозы;

– способность выделять себя из окружающего мира как субъекта деятельности от объекта деятельности (наличие самосознания);

Понимание сущности сознания предполагает и попытку ответа на вопрос: как возникло сознание? Чтобы ответить на него необходимо выяснить, что еще кроме сознания отличает человека от других живых существ? Человек принципиально иначе относится к окружающей его среде. Если все живые существа приспосабливаются к среде, то человек приспосабливает среду к собственным потребностям. Основной формой этого приспособления становится целенаправленная деятельность.

 


Проблемы познания в философии.

Структура процесса познания.

Сущность и аргументации агностицизма.

Проблема истины в философии

 

Закономерности процесса познания исследуются в таком разделе философии, как гносеология (в западной философии – эпистемология).

Философию интересуют следующие проблемы познания:

1. Познаваем ли мир?

2. Что является источником познания?

3. Что такое истина и как проверить, обладаем ли мы истинным знанием?

I. В решении проблемы познаваемости мира можно выделить такие направления, как:

1.Скептицизм – скептики не дают окончательного ответа, можем ли мы познать мир; они только высказывают сомнения в наших познавательных способностях – в органах чувств и в разуме.

2. Агностицизм – направление, представители которого в первоначальном виде отрицали возможность познания мира. В XVIII в. Кант развил положения агностицизма и заявил, что мы знаем только явления, а знание сущности вещей («вещи в себе») нам недоступно. Современные агностики абсолютизируют относительность и субъективность наших знаний и утверждают, что мы никогда не сможем достичь целостного истинного знания. Также современные агностики указывают на зависимость нашего знания от социокультурных условий, призывая отказаться от понятия истины.

3. Так называемый «гносеологический оптимизм». Его представители утверждают, что, несмотря на сложность и противоречивость процесса познания, мы способны достичь объективной истины.

 

II. В решении проблемы источника истинного знания выделяют следующие направления:

1. Сенсуализм. Его представители утверждают, что источником истинного знания являются данные органов чувств (Юм, Беркли).

2. Эмпиризм – в этом направлении источником истинного знания считается опыт, который трактуется как данные органов чувств, проверенные приборами и инструментами (Бэкон, Локк, Гоббс).

3. Рационализм – рационалисты признают источником истинного знания разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Первым попытался снять противоречия между сенсуализмом, эмпиризмом и рационализмом И. Кант. В настоящее время признается взаимосвязь и взаимообусловленность чувственной и рационалистической ступеней познания.

 

Структура процесса познания

Выделяют следующие элементы процесса познания:

1. Объект познания – то, что познается - это не вся действительность в целом, а ее фрагмент, выделенный в процессе познания и нашей практической деятельности.

2. Субъект познания - тот, кто познает – это человек или научное сообщество, сформировавшиеся в определенном обществе и культуре, обладающие истинным знанием и заблуждениями своей эпохи.

3. Практика - понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она понимается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.

 

Выделяют следующие ступени (уровни) познания: чувственная и рациональная ступени (уровни) познания.

Формы чувственной ступени познания, т.е. познания при помощи органов чувств:

1. Ощущение возникает в результате единичного контакта органов чувств с воспринимаемым предметом; оно дает нам единичный образ воспринимаемого предмета.

2. Восприятие возникает в результате устойчивого, целостного контакта органов чувств с воспринимаемым предметом; оно (в отличие от ощущения) дает нам целостный устойчивый образ предмета. На основе психологического закона устойчивости восприятия построены все системы обучения.

3. Представление возникает в результате воспроизведения в сознании образа предмета без непосредственного контакта с ним.

Формы рациональной ступени познания:

1. Понятиеформа мысли, в которой отражаются существенные признаки предмета (или группы аналогичных предметов), при отвлечении - абстрагировании от несущественных. Например, «ручка» - предмет, которым можно писать, держа в руке – мы выделили существенные свойства всех ручек.

2. Суждениеформа мысли, представляющая собой связь двух или более понятий, в которой мы фиксируем либо наличие, либо отсутствие какого-либо признака у предмета. Например, «погода хорошая» или «некоторые птицы зимой улетают на юг».

3. Умозаключение – это сложная форма мысли, представляющая собой вывод из нескольких суждений. Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.

 

III. Проблема: Что такое истина и как проверить, обладаем ли мы истинным знанием?

Истина – отношение между идеальным (знаниями) и материальным (действительностью). В истории философии сложились следующие подходы к истине:

Корреспондентная (теория соответствия) концепция истины. Платон и Аристотель: Истина – соответствие наших знаний вещам/действительности. Согласно этой концепции, знания должны соответствовать реальности. Как это проверить? - Путем сведения теоретических знаний к эмпирическим, т.е. к фактам. Но не все научное знание может быть сведено к эмпирически проверяемым утверждениям. Корреспондентная концепция не полностью отражает познание всех процессов и явлений. Это призвана сделать следующая концепция:

Когерентная концепция истины – она ориентирована на математические и формализованные знания и получила развитие в основном в рационализме, а не в эмпиризме. Истина в рамках этой концепции понимается как знание, которое получено по определенным законам, правилам из знаний, ранее признанных истинными и не содержит противоречий. Представители: Декарт, Лейбниц, Гегель. В рамках этой концепции критериями истины являются: логическая связанность; последовательность; непротиворечивость.

Конвенционализм – утверждает, что положения науки представляют собой договоренности ученых между собой, т.е. конвенции. Данная концепция возникла в рамках второго позитивизма (эмпириокритицизма) как реакция на научную революцию конца XIX-начала XX веков. ЕЕ основные положения были сформулированы А. Пуанкаре.

Прагматическая концепция истины сформировалась в теориях англо-американского прагматизма Джеймса и Дьюи. Истина здесь понимается как работоспособное знание, которое помогает достичь нового знания и помогает в повседневной жизни. В рамках этой концепции критериями истины являются: полезность, работоспособность, практическая применяемость.

Деятельностная теория истины. Иногда ее называют диалектико-деятельностной (она получила развитие в марксизме). Истина понимается как объективное знание, соответствующее положению вещей и подтверждаемое на практике. В рамках этой концепции познание рассматривается как деятельность, обусловленная социально-исторически, т.е. знание понимается как изменяющееся, развивающееся в зависимости от развития общества. В связи с чем в этой концепции сформировалось положение о конкретности истины.

Понятия, выделяемые в рамках деятельностной концепции истины:

1. Объективная истинаэто такиеистинныезнания, которые не зависят от воли и желания человека и человечества.

2. Относительная истинаэто такиеистинныезнания, которые со временем могут быть дополнены и уточнены. Пример: классическая механика Ньютона в настоящее время понимается как частный случай механики Эйнштейна.

3. Абсолютная истина – это такиеистинныезнания, которые всестороннее и полно отражают исследуемый объект, и со временем не изменятся.

Критерии истинного знания

Как проверить истинность знания? Выделяют следующие критерии истинности:

1. Практические критерии: практика является и абсолютным и относительным критерием истины, так как практика изменяется и в соответствии с этим изменяется и знание.

2. Формально-логические критерии: здесь истинным считается знание непротиворечивое, логически последовательное, имеющее четкие логические связи, представленное в положениях, логически вытекающих одно из другого.

3. Эстетические критерии: можно говорить о красоте знания как о критерии его истинности. Так, А. Пуанкаре считал, что критерием истинности доказательства теоремы является его красота.


Научное познание и его специфика.

Эмпирический и теоретический уровни познания.

Как правило, говорят о следующих видах познания: обыденном, научном, художественном, философском, религиозном и т.п. Научное познание выделилось из рамок философского познания около XVI-XVII вв.

Специфика научного познания:

1. Научное познание имеет особые цели познания. Если обыденное познание связано с практикой, то научное познание ориентировано на достижение объективной истины.

2. Научное познание характеризуется нацеленностью на высшую научную ценность, т.е. на объективную истину. Эта нацеленность выражается через систему научных требований, норм и идеалов научности. Они включают в себя:

– определенные правила организации знания;

– стремление познать сущностные характеристики объекта;

– ориентацию на непрерывное получение нового знания;

– требования дискуссионности, конкурентности в развитии науки;

3. Научное знание не имеет прямой связи с практическими потребностями человека.

4. Научное познание имеет свой особый объект познания: если объект познания обыденного познания дан в повседневности, то объект научного познания сам является результатом научной деятельности.

5. Научное познание имеет свой особый язык, оно в отличие от обыденного познания всегда использует собственный язык для описания, объяснения и предсказания в науке.

6. Научное познание строится на основе сложного понятийного аппарата.

7. В научном познании используются специфические орудия исследований.

8. Научное познание строится на осознанном и систематическом использовании методологии.

9. Научное познание всегда систематизировано, обоснованно и доказательно.

10. Научное познание должно быть проверяемо.

Уровни научного познания. В структуре научного познания в настоящее время выделяют три уровня:

1. Эмпирический (опытный) уровень научного познания. Он направлен на исследование явлений и поверхностных связей между ними. Отвечает на вопрос «Что?». На этом уровне перед исследователем стоит задача обнаружения, описания, классификации и обобщения явлений. Результат познания на данном уровне являются научные факты и эмпирические закономерности.

Методы, используемые на эмпирическом уровне научного познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.


2. Теоретический уровень научного познаниянаправлен на изучение сущностных связей. Он непосредственно связан с объяснением обнаруженных связей и отношений. Отвечает на вопрос: «почему?». Результатом исследований на теоретическом уровне является знание, выступающее в виде научных понятий, принципов, законов, гипотез и теорий.

Методы познания, используемые на теоретическом уровне научного познания: абстрагирование, идеализация, формализация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, исторический и логический, системный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Метатеоретический (предпосылочный) уровень научного познания. Для его обозначения американский философ и историк науки Т. Кун предложил понятие «парадигма». Парадигма (от греческого «образец») представляет собой совокупность фундаментальных понятий и методов, с помощью которых исследуется изучаемая реальность, и которые считаются научными, стандартными и эталонными в рамках научного сообщества.

Этот уровень научного познания представляет собой синтез философского и специального научного знания и является матрицей понимания и объяснения исследуемых объектов, мира в целом. Одним из феноменов данного уровня является научная картина мира.

Формы научного познания представляют собой одновременно и способы фиксации научного знания и определенные этапы в познавательной деятельности. Основными формами научного познания являются: научная проблема, факт, гипотеза, теория.

1. Научная проблема – это теоретическая или практическая задача, требующая для своего решения нового знания. Она указывает на противоречие в знании или его отсутствие. После постановки научной проблемы переходят к накоплению научной информации, научных фактов.

2. Научный факт представляет собой результат констатации какого-либо явления или процесса, наблюдаемого нами неоднократно и признанного научным сообществом. Научные факты относятся к эмпирическому уровню познания.

В философии науки можно выделить два подхода к научным фактам:

- Фактуализм, представители которого рассматривают факты как сами события или явления, не зависящие от научной теории;

- Теоретизм, представители которого утверждают, что каждый факт лежит в рамках какой-либо теории и может быть обнаружен лишь с позиций данной теории. Например, в теории Т.Куна обнаружение фактов зависит от господствующей парадигмы и, соответственно, научной теории.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.) Главная | Обратная связь