Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема субстанции в философии формулируется следующим образом: Что является субстанцией (первопричиной всего существующего) и сколько их?
Решая эту проблему, философы разделились на следующие направления: 1. Монизм («моно» - один) – это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет только одну субстанцию. В философии XVII века монистом был Спиноза. Онутверждал, что субстанция только одна – это природа, в которой растворен Бог. (Спиноза был пантеистом). Он различал природу «творящую» и природу «творимую», состоящую из модусов (единичных вещей). По Спинозе, субстанция вечна, бесконечна, неподвижна, божественна, обладает множеством атрибутов (свойств). 2. Дуализм («дуа» - два) - это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет две субстанции (материальную и идеальную). В философии XVII века дуалистом был Декарт. Декарт утверждал, что у мира есть две субстанции: протяжение, т.е. материя (материальная субстанция) и мышление (идеальная, духовная субстанция). Они абсолютно независимы друг от друга. Интересно рассуждение, каким Декарт пришел к подобным выводам. Главный принцип его философии - сомнение. Согласно Декарту, сомневаться можно во всем; нельзя сомневаться только в том, что ты сомневаешься. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю; а мыслю - значит, существую («cogito ergo sum»). Таким образом, мышление - это субстанция, но оно не является причиной материальных вещей. Соответственно, должна быть еще одна субстанция - материальная 3. Плюрализм («плюраль» - множество) - это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет множество (больше двух) субстанций. В философии XVII века плюралистом был Лейбниц. Он не был согласен ни с Декартом, отрицая наличие материальной субстанции, ни со Спинозой, полагая, что субстанция не может быть неподвижной. Согласно Лейбницу, субстанциями являются монады - единичные духовные частицы, не воспринимаемые органами чувств (идеальное подобие атома). Монады обладают движением и объединены друг с другом по принципу «предустановленной гармонии». По Лейбницу, монады бывают различных видов – простейшие, монады-души, монады-духи, Первомонадой является Бог. IV. Проблема причинности, соотношения свободы и необходимости.
В XVII-XVIII веках, когда в науке доминировала классическая механика, законы механики Ньютона понимались как законы, господствующие во всех сферах жизни. Они трактовались как жесткие неизменные законы, исключающие какую-либо случайность. В связи с этим в философии возникли проблемы взаимосвязи причины и следствия, свободы и необходимости. В решении данных проблем можно выделить два основных подхода: детерминизм и индетерминизм. В философии XVII века детерминизм был представлен в философии Спинозы. В своих рассуждениях он исходил из представлений классической науки о наличии в мире жестких причинно-следственных связей. В мире господствует необходимость, случайности нет. Свобода возможна лишь при условии знания необходимости. Свобода, по Спинозе, – это познанная необходимость (в дальнейшем данную формулировку мы встретим и у Гегеля, и у Маркса). Подобное понимание причинно-следственных связей привело к формированию в XVIII веке механистического детерминизма, полностью исключавшего случайность. Этот детерминизм был назван Лапласовским по имени французского ученого Лапласа, давшего наиболее известную его формулировку: «Если бы существовал такой Ум, который мог бы охватить всю Вселенную в целом, то мы на 100 лет вперед знали бы все события». В философии XVII века индетерминизм был представлен в философии Юма и Беркли. Например, Дж. Беркли критиковал понятие причинности, объявляя его фикцией, которую моделируют философы для объяснения мира. Основанием подобных заявлений стала его субъективно-идеалистическая позиция «существовать значит быть воспринимаемым». Т.е. то, что мы не можем ощутить, по Беркли, не существует. А, поскольку посредством органов чувств мы не можем воспринять ни причинность, ни материю, ни бесконечно малые величины, постольку они не существуют.
Немецкая классическая философия и ее значение I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
Классическая немецкая философия – это один из феноменов философии эпохи Просвещения. Просвещение – это общественно-историческое движение, построенное на основе критики общества с позиции разума и попытке реформировать его на основе просветительства, то есть распространения нравственности, знаний и образования. В анализе общества просветители опирались на концепции: 1. Естественного права (сформулировал Джон Локк) – все люди от рождения равны и обладают равными правами (право на жизнь, собственность, свободу). 2. Общественного договора. Общество надо реформировать на основе заключения договора с народом о том, что монарх обязуется заботиться о народе, а народ будет поддерживать его политику. Просветители ориентировались на ценности свободы, равенство и братства. Представители немецкой классической философии: Иммануил Кант (1724 – 1804), И.Г. Фихте, Й. Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Основные черты немецкой классической философии: 1. Разрабатывается диалектика как метод и система (Фейербах к диалектике относился критически, предлагал заменить ее формальной логикой). 2. Философия идеалистическая, (Фейербах обратился к материализму). 3. Классическая немецкая философия ориентируется преимущественно на рационализм, т. е. законы бытия тождественны законам мышления. 4. В немецкой классической философии, начиная с Канта, началось преодоление противостояния рационализма и эмпиризма. 5. В рамках этой философии формируется интерпретация познающего субъекта как активного, т. е. субъект вмешивается в процесс познания (не является «чистой доской»). 6. Классическая немецкая философия - философия, представители которой были сторонниками теории исторического прогресса. II. Философия И. Канта
1. Докритический период в философии Канта продолжалсядо 1770 г. В качестве последователя Ньютона Кант выдвигает гипотезу, сейчас называемую гипотезой Канта-Лапласа. В этот период он является деистом (в деизме Бог рассматривается как творец первоматерии, которая затем существует и развивается по своим собственным законам - законам Ньютона). Благодаря космогонической гипотезе Кант ввёл в естествознание диалектику, историзм (идея развития Солнечной системы и других планетных систем). Кант пытался осмыслить проблему свободы человека, но она не совмещалась с его установками на Ньютоновскую классическую механику. Вывод Канта: Вся предшествующая философия зашла в тупик. Она рассуждает о высших предметах (Бог, душа, Вселенная), не исследовав условия и возможности их познания.
2. Критический период философии. Кант предлагает реформировать предмет философии. По его мнению, философия должна ответить на вопросы: 1. Что я могу знать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть истина». 2. Что я должен делать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть добро». 3. На что я могу надеяться? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть красота». В работе «Критика чистого разума» Кант выявляет условия и границы нашего познания. Он пытается очистить теорию познания от недостатков рационализма и эмпиризма. Кант согласен с эмпиризмом, что наше знание начинается с опыта. Но, он подчеркивает, что в опыте нам не даны математические знания, так как данные опыта не обладают всеобщностью и необходимостью. Значит, можно согласиться с рационализмом, что истоки нашего знания не ограничиваются опытом. Кант считает, что у человека нет врождённых идей, но некоторые знания человека являются априорными (т.е. доопытными) - они формируются в процессе ЭПИГЕНЕЗА чистого разума. Тем не менее, Кант не согласен с рационализмом, что источником истинного знания является только разум.
Теория познания Канта 1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием. 2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе. 3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом. 4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые формы и через них мы воспринимаем мир. 5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом. 6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.
Учение о нравственности. Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов: - Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям. - Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью. Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения: 1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства». 2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству». 3. «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество. Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1543; Нарушение авторского права страницы