Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и задачи курса «отечественная история»Стр 1 из 14Следующая ⇒
Предмет и задачи курса «отечественная история» История – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе. История — наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познание опосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников. Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях: собственном, связывающим два явления, историческом, отмеряющим длительность исторических периодов, и социальном, указывающим на протяженность существования определенного строя жизни. В силу этих причин для историка особую значимость имеет наличие научной теории, способной дать максимально объективный анализ исторической реальности. Таким образом, задачу истории можно суммировать следующим образом: она состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Она решается с помощью отбора из совокупности дошедших до нас событий тех, которые имеют значение с точки зрения исследования. Существующие между ними связи вскрываются таким образом, чтобы современное состояние оказалось результатом исторической картины, составленной с их помощью. Следовательно, история призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Говоря словами Цицерона, первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности. Первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России. Восточные славяне в древности Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв. До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами. Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которые по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”. Образование Древнерусского государства Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв. существовало, согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, являющаяся союзницей Византии. Восточные источники предполагали существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Существует утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение “Русь”, включающая в себя и часть северян. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формировании государственности. Норманская теория . По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Рюрика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882г. Так и сложилось государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Киевская Русь в 11-12 веках Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным является собственность на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по количеству людей в военных подразделениях. Способ содержания должностных лиц – кормление. Феодальные отношения в Киевской Руси развивались более медленно, чем в западных странах. На Руси развивались холопские отношения, а на Западе был развит вассалитет – договорные отношения. Главный источник, по которым мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феодального права по уголовным и процессуальным делам. Особенности социально-полит. строя. Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависела от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которую могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы. В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулом великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-Волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами.
Политическое устройство Новгородское княжество часто называют в исторической литературе «республикой». Н.И. Костомаров определил политический строй Новгорода и Пскова как «народоправство». Обособлению Новгорода и формированию его государственного устройства способствовали несколько объективных причин. Первая. Обособленность Новгородской земли, ее отдаленность от других русских княжеств. Даже татаро-монголы не смогли вступить в город, потому что весной дороги к городу были непроходимыми. Вторая. Обширный Новгородский край уходил на север и северо-восток, где жили малые народы и откуда Новгород черпал свои огромные богатства. Торговые связи с Западом превратили его в своеобразное «окно» в Европу для всей Руси. Третья. Благодаря огромным богатствам новгородские бояре и купцы были независимыми и имели возможность проводить свою политику. Четвертая. Распад Киевского государства, княжеские усобицы и неразбериха облегчали обособление Новгорода и установление его политической системы. Управление Новгородом Переломным моментом в установлении новгородской вольницы стали события 1136 г., когда новгородцы изгнали князя Всеволода и посадили его в тюрьму со всей его семьей. Причем через два месяца князя выпустили, но именно с тех пор, по сообщению летописца, возможны стали изгнание приглашение князей. В 1140 г. новгородцы изгнали Святослава, брата великого князя киевского Всеволода Ольговича. Словом, если князь не нравился или нарушал договор, ему «указывали путь». Случалось, что князья уходили сами, когда убеждались, что им с новгородцами не сладить. И все же княжеская власть в Новгороде сохранялась. Изгнав одного князя, население призывало другого. В летописи фигурируют термины «позваша», «признаша», «посадиша» князя. Зачем же новгородцам нужен был князь, в чем заключались его полномочия? Князь и его дружина нужны были как боевая сила. Новгороду всегда угрожали враги, и нужно было от них отбиваться. Известно, что даже князя Александра Невского, который одержал крупные победы над шведами и немецкими рыцарями и спас независимость Новгорода, также изгоняли. Князь вершил суд. Постоянные распри между жителями требовали авторитетного вмешательства и объективного суда, чтобы «любил добрых и казнил злых». Новгородцы заключали с князем «ряд» (договор) с целованием креста, в котором оговаривались взаимные обязательства. Так, князь и его дружина не имели права приобретать в новгородских владениях земли и челядь, самостоятельно торговать с иноземными купцами. Князю полагалось жить не в городе, а в отведенном ему месте — Городище. Были и другие ограничения княжеской власти. Главой новгородской администрации был посадник. Вначале его назначал князь, а в середине XII в. эта должность стала выборной. Место посадника занимали обычно самые богатые и знатные бояре. Избранный посадник должен был защищать интересы новгородцев. Посадник ведал местной администрацией. Другой выборной должностью был тысяцкий — предводитель новгородского ополчения (тысячи). Ему подчинялись командиры сотен и десятков (сотские и десятские). Ополчение участвовало в походах вместе с княжеской дружиной. Со второй половины XII в. стал выбираться глава церкви —епископ (впоследствии архиепископ). Киевский митрополит только утверждал избранного кандидата. Новгородский владыка обладал широкими полномочиями. Он хранил в Софийском соборе городскую казну, образцы мер и весов, следил за порядком взвешивания и измерения товаров. Ему также подчинялись обширные государственные земельные владения Новгорода. В Софийском соборе хранился также городской архив, под руководством епископа составлялась летопись. Велика была роль епископа во внешней политике и внешней торговле. Сохранились соглашения с союзом балтийских торговых городов (Ганза), подписанные новгородским владыкой Долматом (третья четверть XIII в.). В случае нарушения договоров зарубежные купцы жаловались владыке. Главным органом управления в Новгороде было вече — собрание граждан, имеющих свои дома, глав семей. Вече собиралось на так называемом Ярославовом дворе, близ торговой площади. Здесь стояла башня с вечевым колоколом, символом Новгородской вольности. По звону колокола люди устремлялись на вечевую площадь. Обсуждения проходили бурно, а решения принимались без голосования, при общем согласии улиц и концов. Часто возникали острые разногласия, которые заканчивались дракой на большом мосту через Волхов. В таких случаях князь мог выступать посредником. Археологические раскопки показали, что вечевая площадь была не очень велика и могла вмещать не более 300—400 человек. Следовательно, в собраниях участвовали лишь наиболее влиятельные и знатные граждане. В 1471 г. новгородское вече приняло и утвердило Судебник (судная грамота). Вече решало вопросы войны и мира, призывало князя и заключало с ним договор, разбирало споры с князем, избирало посадника, тысяцкого, владыку. Вече было высшей судебной инстанцией по важнейшим преступлениям, требующим самого сурового наказания (смертная казнь и конфискация имущества). Вече ведало внешней политикой и всеми вопросами обороны (сбор войска, постройка крепостей и т.д.). В концах и улицах города было свое местное самоуправление, собирались свои веча, которые избирали «кончанских» и «уличанских» (объединявших жителей улиц) старост. В управлении Новгородом большую роль играл совет господ. В его состав входили работающие и бывшие посадники и тысяцкие, «кончанские» и «уличанские» старосты. Совет господ предварительно обсуждал все вопросы, которые выносились на вече. По заключению В.О. Ключевского, это была «скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления». Социальный строй Новгорода В Новгороде четко выделялись две антагонистические группы населения, так называемые лучшие люди, куда входили бояре, купцы, житьи люди, и черные люди — городская беднота, ремесленники, смерды и холопы. Бояре занимали высшие выборные должности посадников и тысяцких, но на всем протяжении XIII в. и первой половины XIV в. место посадника делили между собой два крупнейших боярских рода — потомки Михалка Степановича (Мишиничи) и Мирошки Нездинича. Лишь изредка на этот пост выбирались другие кандидаты. Мишиничи и Нездиничи враждовали между собой и втягивали в борьбу граждан города. Новгородские бояре занимались торговлей и ростовщичеством. Их обширные земельные владения использовались для добычи и поставки на внешние рынки кож, меда, воска, смолы, леса. Посредниками в торговле были купцы, которым бояре ссужали деньги. Житьи (житые) люди — это менее крупные землевладельцы, не входившие в состав аристократии. Новгородское купечество не было однородным. Высший его слой — Иваньковская ста — группировался вокруг церкви Иоанна Предтечи. Для вступления в эту гильдию нужен был крупный взнос - 50 гривен серебра. Иваньковское купечество обладало значительными привилегиями, само вершило суд по торговым делам. Были и другие торговые объединения, а также значительное число мелких и средних торговцев. Жизнь и быт людей В отличие от стран Западной Европы, где в строительстве преобладал камень, Русь была деревянной. Первые каменные строения появились в Киеве и Новгороде при Ярославе Мудром. Частым явлением были пожары. Города и села превращались в пепел, но быстро отстраивались вновь. Города окружали обширные леса, богатые материалом. Общее название жилища — хоромы. Состояло оно из теплого жилья — избы (истопка) и летних клетей. У входа в хоромы строились сени и крыльцо на столбах. В домах более состоятельных слоев населения были одрины (спальни, от слова «одр» — кровать). Сиденьями служили лавки {беседы). Одежда шилась из самодельных шерстяных и льняных тканей, из Византии ввозили паволоки. Основным видом обуви были лапти, более состоятельные люди носили сапоги. Сапожник и кожевник были широко распространенными профессиями. В пищу употребляли хлеб, мясо диких и домашних животных, в том числе и конское, рыбу, овощи, сыры. Весьма популярны были кисели из пшеницы, отрубей, овса. Мясо варили и пекли на углях. Пили квас, а также вино и мед. Однако разгульного пьянства документы не отмечают. Княжеские пиры отличались умеренностью. Главным занятием жителей было земледелие. Животноводство носило подсобный характер. Известно, что у печенегов покупали крупный рогатый скот, лошадей и овец. Очевидно, что этих животных было недостаточно. Ценными видами мяса считались свинина и баранина. Также было развито огородничество. Из домашней птицы известны голуби, куры, утки, гуси, журавли, лебеди. В Древней Руси господствовала парная семья, состоящая из мужа, жены, детей. Большие семьи были исключением. В дохристианское время известен обычай «умыкания» невест во время языческих праздников, но, как отмечает летописец, «и с нею съвещахуся», т.е. при согласии невесты. Заключение брака проходило в несколько этапов. Начиналось оно со сватанья. Невеста наряжалась при появлении сватов в лучшее платье. После этого был сговор в доме невесты. Обрядными кушаньями были круглый пирог (караваи) и сыр. Если жених после сговора отказывался от заключения брака, он «платил за сыр» (за обман невесты). Свадьба длилась несколько дней и сопровождалась песнями, играми. С принятием христианства было введено церковное венчание. Но большинство населения еще долго ограничивалось укоренившимся обычаем свадьбы-веселья. Постепенно, однако, церковь становилась главным регулятором семейной жизни. Церковные правила диктовали определенные ограничения брачных союзов. По возрасту — не моложе 13—14 лет; по степени родства — не разрешались браки ближе шестого колена родства (троюродные братья и сестры). Не допускался брак при резком различии социального статуса жениха и невесты. Количество браков ограничивалось: допускалось не более двух. Третий брак одобрялся только в исключительных случаях. Развод (роспуст) допускался в немногочисленных случаях: измена жены, прелюбодеяние (если было доказано) участие жены в покушении на жизнь мужа и хищении его имущества; отсутствие детей. Инициатором развода в большинстве случаев был муж. По инициативе жены развод одобрялся, если муж пьянствовал, растрачивал семейное имущество. Многочадие, деторождение считалось важнейшим признаком благополучной семьи. Родители обязаны были заботиться о детях. Воспитание детей наряду с ведением домашнего хозяйства являлось главной заботой женщины. Признаками хорошего воспитания считались целомудрие, уважение к старшим. Детям, плохо относившимся к родителям, предназначалась суровая кара — от проклятия до отлучения от церкви. Родители же, наказывая детей, не должны были озлоблять их. В Древней Руси существовала свобода выбора супруга, принуждение родителей и других лиц осуждалось. Женщина была сравнительно равноправна. На княжеских пирах присутствовали дружинники и бояре со своими женами. Женщины принимали участие в застольных беседах. Археологические раскопки показывают, что Новгород был крупным центром ремесленного производства. Ремесленные мастерские встречаются и в дворах крупных бояр, и на улицах города. Ремесленники-чернорабочие составляли низший слой общества — черных людей. В сельской местности к ним относились свободные общинники — смерды, сидевшие на государственных землях. Половинники — это полубатраки, работавшие на земле хозяина за половину урожая. В Новгородской Руси было также широко распространено холопство. Для Новгорода были характерны острые социальные конфликты. Знать стремилась управлять и диктовать свою волю, низшие люди отстаивали свои интересы. Бывали случаи, когда «худые мужики» на вече начинали громить и грабить усадьбы бояр и купцов. Социальные противоречия использовали враждовавшие боярские кланы. Непрекращавшиеся внутренние смуты ослабляли Новгород в его борьбе с внешними противниками и были главной причиной присоединения его к Москве. О жизни населения Новгорода известно намного больше, чем о других русских княжествах. В городе уже более 100 лет широким фронтом ведутся археологические раскопки. Благодаря особенностям почвы сохранились многие строения и другие памятники. Самым замечательным было открытие берестяных грамот — различных надписей на бересте. 26 июля 1951 г. одна из сотрудниц экспедиции профессора А. В. Арциховского нашла первый кусок бересты с фрагментом надписи. С тех пор найдено более 750 берестяных грамот. Это уникальный и богатейший исторический источник. Здесь и деловые письма, и личные послания, и ученические упражнения, и записи ремесленных технологий. Около 20 грамот — упражнения новгородского школяра Онфима, жившего 750 лет назад. Ему было 6—8 лет. Нацарапанные на бересте слоги дают возможность узнать метод обучения грамоте. Один из рисунков Онфима — человек на коне поражает копьем лежащего на земле врага. Онфим представлял себя в будущем храбрым воином. Об этом свидетельствуют и другие батальные рисунки Онфима — всадники скачут, бьются саблями. Один из рисунков — семь человечков: Онфим и его друзья. Имя одного друга мы знаем — Данила. На грамоте нацарапано «от Онфима к Даниле поклон». Формируется мировоззрение Онфима, будущего гражданина Великого Новгорода. «Господи, помози рабу своеме Онфиму», «яко с нами Бог, услышите да послу, якоже моличе твое, на раба твоего Бог». Из грамот мы можем узнать о досуге новгородцев. Жители древнего города любили шутить. Сохранилась загадка: есть город между небом и землей, к нему едет посол без пути, сам нем, несет грамоту неписаную (Ноев ковчег). Ученые с большим трудом сложили буквы: невежа писа, недума каза, а хто се цита... (вроде нашего: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»). Есть среди берестяных грамот лирические послания. Жених пишет своей невесте «от Макиты к Улааниц (Ульяне). Пойди за мене. Яз тъбе хоцю, а ты мене. А на то послух Игнат Моисеев». Брак заключался с согласия жениха и невесты, есть и необходимый для этого свидетель (послух). Большинство посланий на бересте — деловые письма. Хозяин просит прислать ему вытканный холст, а если не с кем присылать, побелить его на месте. Мать просит своего сына купить ей хорошую ткань, а деньги она ему выслала. Ключник докладывает господину, что он по его приказу удержал хлеб у крестьян, которые перешли к другому хозяину, не заплатив долги. Сохранилось много отрывков из деловых писем и записок боярина и посадника Юрия Онциферовича. Крестьяне жалуются ему на ключника, который побирает и грабит их. У вдов нет семян и коней, может, боярин даст для обработки их земельного участка. Мельник из села Злостицы просит защиты от кого-то. Известно также несколько грамот сотского Максима. Кум и друг его Яков просит купить овес у Андрея, а также прислать «чтения доброго». Скорее всего, это не церковная книга, иначе он привел бы название. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении среди новгородцев грамотности, которые очень любили читать. В 13 веке В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры. Куликовская битва????? Возвышение Москвы. Тенденции:
В 14 в. на Руси продолжалось дробление. Князья беднели, уделы их становились меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и существовала угроза потери национальной независимости. До середины 14 в. состояние было именно такое. С середины 14 в. отдельные земли Владимир-Суздальского княжества начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княжества ликвидируются, и начинается процесс создания единого русского государства. Особенно при Иване III и IV. И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва? Первым московским князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значительно расширить Московское княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом стан. Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает. С 1325 г. – Иван Данилович Калита становится Московским князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получил от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княжества он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Политику Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появился новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возглавили антиордынскую борьбу. Но в 1353г. случилась страшная чума, которая погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому. Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом московского князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княжество, вести самостоятельно военные действия. Наметился исторический переворот – превращение самостоятельных князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382г. на Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княжеству. Москве опять пришлось платить дань, но зависимостьть от Орды стала значительно слабее. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1417; Нарушение авторского права страницы