Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззренческая основа масленичных обрядов. Основные типы масленичных песен, основные мотивы, поэтические особенности.



Понятие устного народного творчества. Его различные терминологические обозначения в российской науке.

Это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др. Их авторы – народ, а не отдельные личности, почему ни одно из народных произведений не имеет автора. Устное народное творчество, именуемое английским словом «фольклор», складывалось в глубокой древности, шлифуясь из поколения в поколение. Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. Так появлялись обрядовые, бытовые и др. песни. Тематика устного народного творчества полностью зависит от культуры и истории народа.

Основные признаки фольклора.

1. Устность бытования;

2. Вариантность (вариативность);

3. Традиционность;

4. Коллективность (внутренняя и внешняя).

 

Культы и верования древних славян.

основные языческие культы:

– Животных и растений;

– Плодородия;

– Предков;

– Воды;

– Земли;

– Огня и солнца.

 

Мировоззренческая основа масленичных обрядов. Основные типы масленичных песен, основные мотивы, поэтические особенности.

Масленица – самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю, причем это празднование включало в себя как общинные, так и семейные мотивы и совершалось по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масляничной недели.

Обязательным предметом масленичных угощений были блины. Масленичная еда имела обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение, тем богаче будет весь год.

Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер. Во всех этих играх проявлялся удалой характер русского человека.

Масленичные песни по тематике делятся на 2 группы: одна связана с обрядом встречи, другая – с обрядом проводов «похорон» Масленицы.

Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает мажорный, жизнерадостный тон. В этих песнях разрабатывается мотив изобильного угощения. Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение.

Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно иная, минорная тональность. Эти Песни были похожи на свадебные «корильные» песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост.

 

Обряд закликания весны. Веснянки. Их мотивы. Художественные особенности.

После масленицы наступал семинедельный «великий пост». Все думы крестьян были сосредоточены на новом хозяйственном годе, подготовке к весенним полевым работам. Однако весну не пассивно ждали, а стремились воздействовать на ее быстрейший приход.

с этим был связан, например, обычай печения из теста жаворонков и игра с ними. Этим же целям призыва весны слудили и специальные короткие песни – веснянки, которые выкрикивались собравшимися девушками.

В них девушки обращались к жаворонкам (иногда куликам и пчелкам) чтобы они побыстрее прилетали и принесли с собой «красную весну».

Специфика содержания веснянок – призыв (закликание) весны и ее восхваление. Они часто начинаются с обращения (к жаворонкам, пчелкам). Их стилистику отличает светлая, радостная тональность, что проявляется в эпитетах («красная», «трава шелковая») и широком употреблении слов с уменьшительными суффиксами (весняночка, пташечка, ласточка). в веснянках широко употребляются образы замка и ключей. В песнях просят жаворонка принести ключи, чтобы ими замкнуть холодную зиму и отомкнуть теплое летечко. Веснянкам свойственны обращения в повелительном наклонении.

Семицко-троицкая обрядность. Ее мировоззренческая основа. Основные обрядовые действия. Троицкие песни. Их основные мотивы, образы, поэтика.

Седьмая неделя после Пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день праздник Троица.

Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Девушки шли в лес, пригибали ветки березок к земле и сплетали их с травой, полагая, что растительная сила березы передастся земле. А на концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, сплетали венки, напевая песню. Этот обряд имел аграрно-магическое значение (мы завьем веночки на годы добрые, на жито густое, на ячмень колосистый…)

Через несколько дней девушки отделяли эти венки от березок и шли с ними к реке, где гадали на женихов.

Эти песни, сопровождающие гадания на венках отличают задушевность, лиризм, а иногда и подлинный драматизм. Тема замужества и семейных отношений занимает все большее место в семицких песнях.

 

7. Мировоззренческая основа жнивных обрядов. Жнивные песни (основные мотивы, поэтика).

Осенние обряды были связаны с заботами о хорошем урожае. Обряд «завивания бороды» – обычай связывать в пучок специально оставленные на пашне несжатыми несколько колосьев. «Урожайная сила» закрепляется за землей и оставляется на след. год.

Первый и последний снопы жатвы нередко торжественно вносили в деревню. Сила этих снопов считалась магически целебной, их зерна всыпали в корм больному скоту.

Известны также песни, в которых выражалась радость в связи с окончанием полевых работ.

В песнях выражались думы народа о хорошем урожае, приплоде скота, общем благополучии, а также мечты о семье, здоровом потомстве.

Календарные песни также передавали атмосферу праздничности, художественно выражали всевозможные мысли и чувства. Им характерна высокая поэтичность.

 

Основные этапы свадебного обряда. Фольклорные жанры сопутствующие им. Судьба свадебной обрядности.

Основные этапы: сватовство, сговор, девишник, день свадьбы, и послесвадебные обряды.

Некоторым действам свадебной обрядности, а также отдельным фольклорным произведениям, придавалось магическое значение. Так чтобы уберечь супругов от «сглаза» исполнялись соответствующие заговоры. Приехавших от венца жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми. На «дружбу» их угощали вином из одной рюмки. Невесте сажали на колени крепыша-мальчика, чтобы она родила здоровых детей.

Свадьба была пронизана произведениями самых различных жанров фольклора: присловия, пословицы, поговорки и загадки. А особенно полно представлены причитания, песни и приговоры.

 

Изучение темы «Пословицы» в школе.

Изучение темы «Загадки» в школе.

Понятие устного народного творчества. Его различные терминологические обозначения в российской науке.

Это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др. Их авторы – народ, а не отдельные личности, почему ни одно из народных произведений не имеет автора. Устное народное творчество, именуемое английским словом «фольклор», складывалось в глубокой древности, шлифуясь из поколения в поколение. Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. Так появлялись обрядовые, бытовые и др. песни. Тематика устного народного творчества полностью зависит от культуры и истории народа.

Основные признаки фольклора.

1. Устность бытования;

2. Вариантность (вариативность);

3. Традиционность;

4. Коллективность (внутренняя и внешняя).

 

Культы и верования древних славян.

основные языческие культы:

– Животных и растений;

– Плодородия;

– Предков;

– Воды;

– Земли;

– Огня и солнца.

 

Мировоззренческая основа масленичных обрядов. Основные типы масленичных песен, основные мотивы, поэтические особенности.

Масленица – самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю, причем это празднование включало в себя как общинные, так и семейные мотивы и совершалось по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масляничной недели.

Обязательным предметом масленичных угощений были блины. Масленичная еда имела обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение, тем богаче будет весь год.

Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер. Во всех этих играх проявлялся удалой характер русского человека.

Масленичные песни по тематике делятся на 2 группы: одна связана с обрядом встречи, другая – с обрядом проводов «похорон» Масленицы.

Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает мажорный, жизнерадостный тон. В этих песнях разрабатывается мотив изобильного угощения. Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение.

Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно иная, минорная тональность. Эти Песни были похожи на свадебные «корильные» песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3111; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь