Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тома Берар и Гильом де Боже.



Два магистра — две политики ордена Храма?.....60

Реформатор Тома Берар. — Отважный Гильом де Боже. — Человек Анжуйцев. — Сторонник независи­мости ордена Храма. — Сторонник союза с мамелюка­ми. — Двусмысленная политика. — Тамплиер Моле в магистерство Берара и Боже

4.1292 — Великий магистр ордена Храма........87

От Акры до Кипра. — Тибо Годен и переезд на Кипр. — Избрание Жака де Моле. — Оттон де Грансон и уро­женцы Бургундского графства

5.1293 — Поездка на Запад..................... 114

Вступление во власть. — Защита Кипра и Армении. — Поездка на Запад: хронология и маршрут. — Поездка на Запад: цели

6.1300 — Островок Руад....................... 144

Интервенция в Армению в 1299 году? — Стратегия со­юза с монголами в действии. — Тамплиеры на Руаде

7.1303 — На Кипре............................ 167

Жак де Моле и Генрих II Кипрский. — Орден Храма на Кипре во времена Жака де Моле. — Циркуляция там­плиеров. — Паломники и посетители, или страннопри­имный Храм. — Управление орденом с Кипра: «стиль» Жака де Моле? — Назначение Эксемена де Ленды ма­гистром Арагона (8-11 сентября 1307 года). — Прин­цип самостоятельности ордена

8.1306 — Проекты и проблемы.................205

Что за крестовый поход и с какой целью? — Объеди­нение орденов. — Разработка и обсуждение

9.1307 — В сетях короля Франции.............. 225

Слухи. — Жак де Моле и Филипп Красивый. — Дело казначея Храма. — Жак де Моле и Гуго де Перо. — Выбор короля

10.1309 — Выбраться из ловушки..............252

Основные стадии процесса. — Допросы Жака де Моле. — Защита Моле

11.1314 — Костер..............................278

Четыре года молчания. — Приговор, но не процесс. — Костер. — Легенда об ордене Храма или легенда о Мо­ле? — Проклятие. — Жак де Моле — герой XIX века

Заключение. Портрет Жака де Моле............ 296

Его жизнь. — Портрет. — Ответственность Жака де Моле

Приложения.................................. 319

Корпус писем Ж. де Моле. — Жак де Моле и тамплие­ры в «Саsibus» Боккаччо (1363-1364). — Папы — со­временники. — Генеалогии. — Хронология. — Биб­лиография.

 

 

«Quar nous navons Volu ne Volons le Temple mettre en aucune servitute se non tant come Il hy affiert».

 

(Ибо мы не хотели и не хотим, чтобы Храм был поставлен на какую-либо служ­бу, кроме той, каковая ему надлежит.)

 

Пуатье, 10 сентября 1307 года.

Письмо Жака де Моле Эксемену де Ленде, которого он только что назначил магистром провинции Арагон.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Что известно о Жаке де Моле, последнем магистре ордена Храма, двадцать третьем, если начинать отсчет с основателя ордена в 1120 г. — Гуго де Пейена? На самом деле очень мало, а о двух третях жизни — почти ничего.

Орден Храма был первым военно-монашеским орде­ном западного христианства. Это был орден, куда всту­пали, произнося обет, где жили по уставу, где служили мессу и читали часы. Но вместо того чтобы предаваться созерцанию и постижению дела Божия (opus Dei), как в бенедиктинском и цистерцианском орденах, там зани­мались военным ремеслом на службе Богу и его церк­ви. Понятие «рыцарь Христа» (тiles Christi), имевшее долгую историю, в конечном счете целиком соотнесли с этой новой формой религиозного служения.

Повод к ее появлению дали крестовые походы: защи­та паломников, которые посещали Иерусалим, освобож­денный от неверных, как в те времена называли после­дователей мусульманской религии, а потом военная обо­рона латинских государств Востока, основанных в ходе первого крестового похода в 1098-1099 гг., объясняли создание этого нового института.

Первоначально появившись на свет в пристройках мечети аль-Акса на горе Мория (или Храмовой), новый орден принял название «Бедных рыцарей Христа храма Соломона». Он получал дары как на Востоке, так и на Западе и смог образовать по всему христианскому миру сеть командорств, объединенных в бальяжи, а позже в провинции, которые все подчинялись власти магистра и сановников, обосновавшихся сначала в Иерусалиме, а потом, в XIII в., когда Иерусалим был потерян, в Акре. В подражание ордену Храма возникли другие ордены — на Востоке (Госпиталь, тевтонцы), в Испании (Калатрава, Сантьяго и т.д.) и на Балтике, где поселились тевтонцы, включив позже в свой состав мелкие ордены рыцарей Христа, а также Добринский и Меченосцев.

Жак де Моле, родившийся приблизительно в 1245-1250 гг., вступил в орден Храма в 1265 г. и стал великим магистром в 1292 году. К этому моменту франков, или латинян, окончательно изгнали из Святой земли: за год до того, в 1291 г., Акра и последние крестоносные крепости попали в руки мамелюкских султанов Египта и Сирии. Свои должностные обязанности Жак де Моле исполнял на Кипре вплоть до рокового дня, когда, прибыв во Францию для бесед с папой, он, как и все братья его ордена, оказался жертвой французского короля Филиппа Красивого. Тамплиеры были арестованы в 1307 г., орден упразднен в 1312 г., и Жак де Моле погиб на костре 11 или 18 марта 1314 года.

О Жаке де Моле, как я сказал, известно немногое. Однако документы существуют, и сведения, часто ла­пидарные, неточные, косвенные, позволяют мелкими мазками набросать биографию этого человека, которая будет не столь уж краткой. Для того периода, когда он стал отвечать за судьбы ордена Храма, можно выделить основные черты его деятельности; даже не требуя от ис­точников слишком многого и не подгоняя решение под ответ, удается разглядеть мастерство Жака де Моле в руководстве и управлении орденом Храма в течение двадцати последних лет.

Рассказ о событиях, в которые были вовлечены орден Храма и его руководители, излагают прежде всего хрони­ки того времени. Хроника Тирского Тамплиера, который был секретарем великого магистра Гильома де Боже, но притом тамплиером, — главное произведение, которое позволяет познакомиться с этим периодом. Позже эту хронику продолжил Амади, а потом Флорио Бустрон, добавившие некоторые детали. Ценные сведения дают и западные хроники — Гильома де Нанжи и ее фран­цузское продолжение, хроники итальянских городов и хроника Виллани, монастырские хроники из Англии или стран империи.

К ним добавляются эпистолярные документы. Архи­вы Арагонской короны в Барселоне богаты различными письмами, содержащими неопубликованные сведения, которые, однако, надо тщательно проверять, потому что часто это данные из вторых рук. Среди них есть и напи­санные Жаком де Моле: две памятных записки, состав­ленных великим магистром по просьбе папы Климента V, одна о крестовом походе, другая о проекте объединения орденов, и к ней прилагается тонкая пачка писем на ла­тыни и французском, из которых я в приложении со­брал импровизированный корпус текстов. Присутствуют также если не ответы на эти письма Жака де Моле, то, во всяком случае, письма, адресованные ему, которые пополняют наши знания. Такая переписка иногда при­обретает личный характер, и тогда ее ценность состоит в том, что через нее можно попытаться постичь личность великого магистра. Папские архивы, которые доступны через посредство Реестров папских писем, составленных под эгидой Французской школы в Риме, также содержат много сведений, которые следовало бы дополнить, обра­тившись к оригиналу.

Наконец, остаются протоколы допросов тамплие­ров в ходе процесса — прежде всего допросов Жака де Моле (пять протоколов), а главное, всех, где упоминает­ся его имя и порой рассматривается его деятельность. Это главнейший источник, но использовать его нелегко. Представьте, что историю писали бы только по поли­цейским рапортам, протоколам судебных следствий или по документальным источникам, составленным исклю­чительно по памяти. А ведь материалы процесса ордена Храма и есть всё это вместе взятое. Это полицейско-политическая интрига: верить Гильому де Ногаре все равно что верить прокурору Вышинскому или сенатору Маккарти. Эти допросы вели палачи, а потом инквизито­ры с единственной целью — чтобы все допрашиваемые оказались виновными. Наконец, огромная часть показа­ний допрошенных сделана по памяти: сколько фактов было искажено, помещено в неверный контекст, неверно датировано? Конечно, зерно истины есть, но что за зерно и какой истины?

Как извлечь из этого массива породы многочислен­ные крупицы правды, которые она содержит? Все исто­рики, интересовавшиеся историей ордена Храма и его трагического конца, очень остро ощущали эту проблему. Но они (и я тоже) всегда применяли к ней следующую схему: виновны тамплиеры? Или невиновны? Если да, материалам процесса можно доверять, если нет — нель­зя. В настоящее время в среде историков намечается но­вая тенденция: сосредотачиваться на текстах и искать в них противоречия, недостатки, ошибки, которые мно­гочисленны, но также и ту долю истины, какая там есть; скрупулезно анализировать ход процессов против там­плиеров и также выявлять различные интересы и цели их участников: папа и его судьи (папские комиссии) под­ходили к вопросу о заблуждениях ордена Храма иначе, чем королевские судьи и их союзники из инквизиции, они преследовали разные цели, потому что первые хо­тели искоренить злоупотребления ордена, а вторые — уничтожить его как еретический, идолопоклоннический, безнравственный, ненужный и еще бог знает какой!

Что же до самих допрашиваемых тамплиеров, они хо­тели спасти свою шкуру!

В такой ситуации слепо доверять их показаниям было бы очень наивно. И тем не менее эти показания существуют!

Чтение книги Барбары Фрале «L`ultima battaglia dei Templari» [Последняя битва тамплиеров], которая вышла в 2001 г. и с которой я познакомился, работая над этим трудом, в конечном счете убедило меня принять во вни­мание все эти «сомнительные» документы — сомни­тельные потому, что были составлены по памяти (и под пыткой), по слухам и сплетням, по свидетельствам тех, кто это слышал от тех, кто это слышал от тех, кто зна­ет... Как можно отвергать свидетельства многочислен­ных «наблюдателей» (назовем так послов, случайных информаторов, отчасти или полностью безымянных авторов, писавших письма из Парижа и Пуатье), которые вели переписку с королем Арагона, с тамплиерами или другими монахами своих государств и которые приво­дят сведения, явно не поддающиеся проверке по другим источникам, и принимать за чистую монету показание тамплиера в ходе процесса, которое так же невозможно проверить, потому что оно уникально?

Если я говорю «принять во внимание», это не значит «принять на веру»; но, во всяком случае, сначала я дол­жен был проверить показание, каким бы оно ни было, а только потом мог его отвергнуть. Надеюсь, читатель поймет, почему мне порой, чтобы решить какой-то во­прос, приходилось далеко отступать от темы. Хуже все­го, что, возможно, иногда я делал неправильный выбор!

Правда, и Жак де Моле не упрощал мне задачи. Я признателен ему за отдельные письма, в большинстве сохранившиеся в Барселоне, которые отражают лич­ность, очень непохожую на того слабого человека, каким нам обычно его изображают. Но после первых и очень кратких начальных признаний он предпочел умолкнуть на время дальнейшего процесса. Когда читаешь прото­колы допросов тамплиеров папскими уполномоченными в 1310-1311 гг., в голову приходит мысль, что — даже если не воспринимать их материалы как истину в по­следней инстанции — Жак де Моле тут мог бы многое объяснить нам о своем ордене и о себе самом. Все равно бы, конечно, понадобился отбор, но какая жалость, что он избрал неверную систему защиты.

Одно из главных препятствий, с которым я столкнулся при написании этого жизнеописания, связано с хроноло­гией. Рискуя утомить читателя, я был вынужден кое-что описывать, вероятно, со скучными подробностями, лишь бы установить факты и корректно их датировать. Это мне удавалось не всегда. В большинстве писем Жака деМоле год не указан; то же относится к переписке тамплиеров между собой и с другими корреспондентами из Арагонской короны. По контексту чаще всего можно было установить приемлемую дату, но сколько раз приходилось выбрасывать красивые рассуждения, когда оказывалось, что документы, на которых они основаны, придется дати­ровать иначе! Да будет известно демагогам, предпочитаю­щих историю без дат (а то и без памяти! ), что без надеж­ной хронологии историография строится на песке.

Без учеников и учителей, коллег и конференций, встреч и обменов мнениями эта несовершенная книга была бы еще несовершенней. Я рад поблагодарить здесь всех, кто при помощи совета, информации или поиска в архивных фондах любезно сообщил мне то, что было известно ему: во Франции это Пьер-Венсан Клавери и Дамьен Карраз, Клод Мютафьян, в Англии — Фредерик Лашо, Хелен Николсон, в Риме — Симонетта Черрини, Барбара Фрале, Доминик Валерьян, Ив Ле Погам, а в Ис­пании — Филипп Жоссеран в Мадриде, Алан Фори, чья работа о тамплиерах Арагонской короны была для меня столь полезной и который передал мне много сведений, почерпнутых в фондах Барселонских архивов (хорошо ему знакомых), мои друзья Хоан и Карме Фугет, которые позволили мне дважды побывать в Барселоне и помогли попасть в Архивы Арагонской короны, где я всегда находил любезный прием как у секретаря, так и у персонала и читателей (разве не Франсуаза Бериак расшифровала мне одно из этих писем — Жака де Моле или кого-то другого — стертое, дырявое, в пятнах, короче говоря, нечитаемое, но столь ценное? ).

Сержи, 13 февраля 2002 года.

ЮНОСТЬ МОЛЕ

Рождение: где и когда?

 

Судьям, допрашивающим его, Жак де Моле 24 октя­бря 1307 г. вПариже ответил, что был принят в орден в Боне сорок два года тому назад Юмбером де Перо, рыцарем1. В отличие от большинства из ста тридцати восьми тамплиеров, которых допрашивали в Париже в октябре и ноябре 1307 г., в протоколе допроса великого магистра нет никаких указаний на возраст. Таким об­разом, устанавливать год его рождения нам придется на основе только этих относительных цифр. Если к 1307 г. он прослужил в ордене Храма сорок два года, значит, его приняли в 1265 году. Первый надежный ориентир? Когда в августе следующего года его допрашивали в Шиноне делегаты папы, он снова сказал, что был принят сорок два года назад, то есть в 1266 году. Допустим, что он машинально повторил прежнее показание! 2

В принципе в орден вступали во взрослом возрасте:

 

Хотя устав святых Отцов [устав святого Бенедикта] разрешает принимать в орден детей, мы вам не сове­туем идти на это [...]. Ибо тот, кто захочет отдать сво­его ребенка в рыцарский орден навсегда, должен вы­растить его до тех пор, пока тот не войдет в возраст, позволяющий крепко держать оружие и стирать с лица земли врагов Иисуса Христа [...], и пусть луч­ше он примет обет не ребенком, но взрослым...3

 

Моле был дворянином, и его приняли в орден Хра­ма как рыцаря; это не значит, что он уже был посвящен в рыцари. Посвящали в рыцари обычно в двадцать лет. Если предположить, что в этом возрасте его и приня­ли, в качестве даты его рождения можно допустить 1245 или 1244 год4. Но некоторые из рыцарей, допрошенных в 1307 г., вступили в орден Храма в 16-17 лет, а один, Ги Дофин, сын графа Роберта II Клермонского, дофина Овернского, даже в 11 лет; конечно, он не был посвящен5. Вот группа из 138 рыцарей, допрошенных в Париже: для 123 из них возраст указан, и для них же, кроме двоих, мы располагаем датой вступления в орден, приведенной в той же относительной форме, как у Жака де Моле («я был принят столько-то лет назад»). Средний возраст их в 1307 г. был 41 год и 8 месяцев, а средний возраст всту­пления в орден Храма — 27 лет и 9 месяцев; 28 вступили в орден Храма в 20 лет или раньше (в том числе 12 — в возрасте от 11 до 16 лет), а 25 — между 20 и 25 годами6. В Шиноне, где вместе с Моле допрашивали четырех дру­гих сановников ордена Храма, двое из них указали свой возраст к моменту вступления в орден: Рембо де Каромб сказал, что вступил 43 года тому назад (в 1265 г.? ) и ему было 17 лет, когда он «был сделан рыцарем и принят в орден Храма»7; Жоффруа де Шарне тоже исполнилось 17 лет, когда его приняли в орден 40 лет назад (в 1268 г.? )8, и он тоже был рыцарем. Если допустить, что Жака де Моле приняли в 16—17 лет, его дата рождения сместится на 1248/1249 или 1249/1250 год9. В пользу последнего пред­положения можно сделать одну ссылку: на другом допро­се, в 1309 г., Жак де Моле, говоря о временах, когда ве­ликим магистром был Гильом де Боже (то есть с 1273 г.), причислил тогдашнего себя к группе «молодых рыцарей». Тем не менее отметим, что по понятиям того времени мо­лодость могла быть достаточно долгой10.

Итак, однозначного вывода сделать нельзя, придет­ся обойтись приблизительными оценками. Ограничимся тем, что поместим дату рождения Жака де Моле в ин­тервал между 1244/1245 и 1248/1249 и даже между 1240 и 1250 годами.

Отметим, что его раннее детство пришлось на время первого похода Людовика IX: этот поход, который был объявлен в 1244 г., готовился с 1245 по 1248 гг., про­исходил с 1248 по 1250 гг., продолжился пребыванием короля в Святой земле с 1250 по 1254 гг. и занял, таким образом, десять лет жизни короля и его королевства, мог оказать влияние на маленького Жака де Моле. Рассказы о бедствиях, смелости, неколебимой вере человека, кото­рый станет святым королем, о приключениях и воинских подвигах, а также о тяготах голода, болезней, даже пле­на из уст тех, кто ездил на Восток, воспоминания о тех, кто не вернулся, — все это вполне доходить до рыцар­ской семьи, какой была семья Моле. Но куда доходить? Где родился Жак де Моле?

Название Моле носят четыре французских общины в департаментах Кальвадос, Йонна, Верхняя Сона и Юра11. Добавим к ним местности с собственными назва­ниями и хутора. Известно, что Моле был бургундцем; однако вариант Йонны, хоть там и был дом ордена Хра­ма (или Госпиталя? ), надо отвергнуть, потому что Жак де Моле принадлежал к благородному роду из Бургунд­ского графства (обычно говорили просто «графства»), нынешнего Франш-Конте: «бургундец из Безансонского диоцеза», — писал в XVII в. Пьер Дюпюи12. Тогда оста­ются два рода и две местности.

Коммуна Моле в Верхней Соне, в кантоне Витре, от­носилась тогда к приходу Летр. Этот приход подчинялся в то время не Лангрскому диоцезу, как иногда говорят, а Безансонскому из-за принадлежности к деканскому округу Трав13. Один мелкий дворянский род здесь изве­стен со времен Эме, или Эймона, де Моле, упомянутого в 1138 г. — тогда между цистерцианским аббатством Ла-Шарите и Эймоном, сеньором Моле, а также тремя его сыновьями было заключено соглашение о бенефициях с церквей Фретинье и Этрелль по соседству с Жи14. Воз­можно, Жак был отпрыском этого рода и сыном некоего Жерара, упомянутого в 1233 году15. В подтверждение та­кой гипотезы можно упомянуть тот факт, что в «доме» Жака де Моле, когда он стал великим магистром, два тамплиера были уроженцами окрестностей Моле в Верх­ней Соне: Жак из Ла-Рошели (де Рюпелла), сержант «из Безансонского диоцеза», упомянутый как «пребываю­щий на службе магистра», принятый в орден в Лимасоле (Кипр) в 1304 г. и родившийся в Ла-Рошели, деревне со­всем рядом с Моле16, и Гильом из Жи, «из Безансонского диоцеза... из дома и familia великого магистра ордена Храма, прево конской сбруи и его лошадей», принятый в орден в 1303 г.17 и происходящий из Жи, деревни, нахо­дившейся километрах в двадцати от Моле. И последний довод в пользу этой идентификации: согласно показа­нию одного тамплиера, допрошенного в Пуатье в 1308 г. в рамках процесса против ордена, у великого магистра ордена Храма, то есть Жака де Моле, был тогда брат — декан Лангра. А ведь Лангр недалеко от Моле18.

Деревня Моле в Юре, в кантоне Шмен, находилась в феодальной зависимости от замка Раон, стоявшего очень недалеко*9. Она расположена километрах в десяти к югу от Доля. Жан де Лонгви, по прозвищу де Шоссен (все это соседние населенные пункты), был женат на до­чери Маэ (или Матьё), сира де Раона, и Алике; от этого брака родилось несколько детей, в том числе Жак (ко­торого иногда называют Жаном), старший сын20. В под­держку этой гипотезы ссылаются на завещание Жана де Лонгви от 1310 г., в котором он завещает свои владения сыну Жаку, — завещание, якобы зарегистрированное в церковном суде Безансона, согласно Ж. Лаббе де Бийи21. Но этот документ, если когда-либо и существовал, исчез (завещания из церковного суда Безансона разрознены и частично уничтожены). Саму его реальность можно поставить под сомнение, потому что он не упоминает­ся в каталоге (полном) дома Берто22. Наличие связей, которые сеньоры Раона якобы поддерживали с другими родами Графства, такими, как род Уазеле (Моntе Аvium), или Уазелье (Oiselier) либо Озеле (Оsеler), давший одно­го маршала ордена Храма при великом магистре Моле, а также родом Грансонов, если предположить, что между ними существовали семейные связи, также не доказано, и сообщения о них выглядят неубедительно23. Что каса­ется завещания, то 1310 год в качестве даты (правда, дру­гие авторы называют 1302 г.) выглядит очень курьезно, если предположить, что имеется в виду Жак де Моле: ведь Жан де Лонгви должен был знать, что происходило с его сыном в то время! Завещать владения магистру ордена Храма, узнику, судимому и почти осужденному, значило завещать их монарху, в данном случае — гра­фу Бургундскому, потому что владения ордена Храма с 1307 г. были поставлены под секвестр!

Хотя по этому вопросу — и очень даже важному! — сказано не всё, я делаю выбор в пользу Моле из Верхней Соны.

Жака де Моле принимали в орден два сановника выс­шего ранга: Юмбер де Перо, генеральный досмотрщик ордена во Франции и в Англии, и Амори де ла Рош, магистр провинции Франция. Оба принадлежали к знат­ным дворянским родам. Достаточный ли это признак того, что Жак принадлежал к видному роду, скорей к среднему, чем к мелкому дворянству? 24 Не факт, даже если в этом районе Бургундии между средним слоем дворянства и военными орденами, а также крестоносца­ми установились прочные связи25.

Итак, Жак де Моле происходил из дворянского рода — может быть, видного — Бургундского графства и родил­ся между 1240 и 1250 годами. Этот пространственный и временной контекст имеет важное значение. Графство Бургундия не относилось к Французскому королевству; это была имперская земля, и, значит, Жак де Моле не был подданным короля Франции. Тем не менее он ро­дился и прожил детские и юношеские годы в период, когда королем этого соседнего королевства был Людо­вик IX. Он вступил в орден Храма (в 1265 г.) за два года до того, как король во второй раз принял крест. Невоз­можно представить, чтобы он не слышал об этом, тем более что из Бургундии (как из графства, входившего в состав империи, так и из герцогства, входившего в со­став королевства), как и из совсем близкой Шампани, с самого начала крестоносного движения вышло немало крестоносцев. Тем не менее единственное упоминание Людовика IX в словах и письмах Моле связано с грубой ошибкой: он упоминает о присутствии святого короля на Втором Лионском соборе в 1274 г., хотя тот умер за четыре года до того! «Я помню, что, когда папа Григорий [Григорий X] был на Лионском соборе вместе с Людови­ком Святым [...], там находился также брат Гильом де Боже, в то время магистр ордена Храма [...]»26. Странный, однако, провал в памяти — ведь к моменту созыва со­бора Моле уже девять лет как был тамплиером!


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь