Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ответственность Жака де Моле
Моле не смог спасти свой орден. Имел ли он такую возможность? Не факт, но исключать этого нельзя. Жаку де Моле в период, когда он занимал пост магистра ордена Храма, приходилось сталкиваться с проблемами и делать выбор; иногда он делал хороший выбор, иногда — менее удачный и даже плохой. Выбор союза с монголами был правильным. Многие историки — не специалисты по крестовым походам и военно-монашеским орденам и по сути немногочисленные исследования и публикации последних лет, сделанные англосаксонскими и израильскими историками, по-прежнему машинально повторяют, что в 1291 г. все было кончено, крестовые походы утратили смысл, орден Храма (любопытно, что только он) больше был не нужен; заодно уж добавляют, что тамплиеры в массе своей вернулись в Европу со своими грубыми солдафонскими манерами — они пили (как тамплиеры), не стесняясь целовали в губы мужчин и женщин (берегись поцелуя тамплиера), а в Германии их сделали едва ли не держателями публичных домов (Теmpelhof, и уж конечно, они были банкирами Европы. Все попытки хотя бы придать новые оттенки этим общим местам до сих пор не удавались. Итак, в 1291 г. орден Храма стал бесполезен, а в 1292 г. бедного Жака де Моле выбрали главой организации, которую как раз пришла пора сдавать на слом. А значит, то, что случилось в 1307 г., несложно было предвидеть. Все знают, что нет дыма без огня, но историку следовало бы постоянно задаваться вопросом: кто же развел огонь? А ведь кто зажег последние костры Храма, известно хорошо! И все-таки — нет, в 1291 г. еще не все кончилось! Крестовый поход, идея крестового похода — это было настоящее и даже будущее. Возможно, скорее в той форме, какая преобладала в XII и XIII вв., — ее начал изменять Людовик Святой. Крестовый поход должен был уступить место миссии, обращению словом; менялись противники, появлялись новые территории. Но говорить, что об Иерусалиме и прочих святых местах Сирии и Палестины больше не думали, несерьезно. В конце XIII и начале XIV вв. еще оставался шанс — союз с монголами. Пока этот шанс был реален, то есть до смерти Газана в 1304 г., крестовый поход на Иерусалим оставался возможным. Скажу даже, что шансы на успех никогда не были так велики, как в 1299-1303 годах. И надо отдать должное Жаку де Моле, который более, чем другие — папа, король Франции, орден Госпиталя и т.д., — поверил в эту возможность и попытался ее реализовать679. Но после 1304 г., даже если еще в 1307 г. в Пуатье прибыло монгольское посольство, стратегия союза с монголами была уже мертва и отброшена; надо были предлагать что-то другое, и придется сказать, что придумать его уже не могли — проект Моле был чисто традиционным, проект Вилларе — немногим новее. Во время обсуждения этих проектов с папой Фульк де Вилларе начал завоевание Родоса, на что понадобится четыре года усилий. В 1306 г., когда Моле, а потом Вилларе отправлялись на Запад, еще никто не мог сказать, что из этого выйдет. Тирский Тамплиер, всегда прозорливый, выдержал необходимую краткую паузу, прежде чем написать:
Сим манером Господь ниспослал милость благородному магистру Госпиталя и достойным людям дома, дабы они владели сим местом вполне свободно и вполне вольно, и пребывало бы оно в их власти и вне зависимости от прочей власти, и да поддержит их Господь Своей великой милостью в их благих делах, аминь680.
К тому моменту Жак де Моле находился в тюрьме, а орден Храма был сломлен. Значит, судить о последних годах Моле надо не в сопоставлении с завоеванием Родоса и госпитальерской инициативой, а исходя из его поведения во время бури, которая обрушилась на его орден. Первая ошибка Жака де Моле поначалу, возможно, была всего лишь неудачей. Он не сумел реформировать орден Храма и, конечно, начал не с того, с чего следовало, о своем желании провести реформу Жак де Моле несомненно объявил осенью 1291 г. на Кипре. В начале первой поездки на Запад, в ходе генерального капитула в Монпелье в августе 1293 г., он добился согласия на такие реформы, которые иные могут назвать «реформочками». Это могло бы стать началом процесса; это стало его концом. А ведь у ордена был один несомненный недуг, о котором, как я думаю, Жак де Моле знал, но не сознавал ни масштабов его, ни последствий. Этот недуг был вызван скабрезным ритуалом, включенным в церемонию приема. Показания тамплиеров на процессе нельзя, конечно, принимать за чистую монету. Жак де Моле, напомню, признал там лишь два факта, а именно отречение и плевок на крест (фактически в сторону). Этот ритуал, представляющий собой издевку над новичками, в карьере тамплиера случался лишь раз, во время его приема; его не всегда проводили целиком и чаще, чем думают многие, не проводили вообще681. Были, конечно, извращенцы, хватавшие здесь через край, как во всяком издевательстве над новичками, — к таким принадлежал Жерар де Вилье, магистр Франции в последние годы. Когда с 1305 г. за эту проблему ухватились французский король и папа, вопрос реформирования ордена вышел за пределы выяснения, надо ли по-прежнему есть мясо трижды в неделю или нет. Реформировать орден значило искоренить скабрезные обычаи в практике приема. А Жак де Моле этого не сделал. Может быть, он не смог. Я уже говорил, что считаю его больше похожим на Тома Берара, великого реформатора, чем на Гильома де Боже. Возможно, он натолкнулся на препятствия внутри ордена. Гуго де Перо, например, не был достаточно сильным соперником или противником, чтобы помешать ему управлять орденом ивести политику сообразно его взглядам (я имею в виду союз с монголами), но был достаточно влиятелен во Франции, чтобы заблокировать программу амбициозных реформ. Во всяком случае, Жак де Моле недостаточно настаивал на осуществлении этой программы реформ, окрыленный первоначальным «состоянием благодати» и надеждами, вынесенными из первой поездки на Запад. Но, может быть, он не хотел? Может быть, он никогда не думал об этом? Потому что не сознавал — ни он, ни другие тамплиеры, — всей тяжести фактов. Это было традицией, никаких последствий от этого не ждали. На это закрывали глаза не только тамплиеры. Что следует думать о тех братьях-францисканцах или доминиканцах, которые, по словам многих тамплиеров, — исповедовавшихся у них после того, как столкнулись во время приема с этими унизительными и предосудительными обычаями, — выражали удивление, возмущение и чаще всего недоверие, но ограничивались тем, что предписывали брату-грешнику несколько дополнительных постов в течение года? По-видимому, ни один из грозных искоренителей ереси, какими слыли доминиканцы, не ощутил потребности присмотреться поближе к этим обычаям и разоблачить их. Это позволяет лучше понять, как представление, что «все не столь серьезно», смогло прочно внедриться в умы тамплиеров и их руководителей. Это и на самом деле было не столь серьезно! К такому выводу с облегчением пришла папская комиссия. Но между тем король и его советники рассудили иначе и сделали из этих обычаев базу для атаки на орден Храма. Работа папской комиссии выявила истинные масштабы вещей, но было поздно — орден уже умер. Жак де Моле стал заложником этой ошибочной оценки. Он не мог не «признать» этих обычаев (пусть сведя их к минимуму), а значит, не мог помешать королю и его агентам использовать это признание против него и его ордена так, как те это сделали. После этого уже ни его собственная судьба, ни судьба ордена от него не зависела. Он оказался между двух рифов: ему оставалось либо подтвердить свои признания и лишиться еще толики уважения к себе, либо отказаться от них с риском обвинения во лжи и повторном впадении в ересь. В большей степени это, чем слабость или страх перед мучениями, и объясняет перемены в его показаниях, пусть даже он тут и там поминает боязнь пыток, — надо же было сохранить лицо! Он безуспешно пытался выбраться из ловушки, которую расставили Ногаре и Плезиан, но одну из составных частей которой им предоставил сам орден Храма. Ему показалось, что он нашел решение, когда с 28 ноября 1309 г. он отказался участвовать в процессе, запущенном буллой «Faciens misericordiam», и сотрудничать с папской комиссией. Замкнувшись в молчании, он исключил себя из процесса и больше не влиял на ход событий. Жак де Моле не сумел реформировать свой орден, потому что не смог верно оценить тлетворное влияние приемного церемониала на самих тамплиеров. Об этом свидетельствуют упреки многих тамплиеров: по их словам, задачей разоблачения этих заблуждений и их искоренения явно пренебрегали. Упреки по чьему адресу? Магистров, сановников, но и упреки себе самим. Закон молчания внутри ордена Храма соблюдался безоговорочно. Жак де Моле, надо отдать ему должное, умер за свои идеи — за те, в которых его воспитали в ордене Храма, за те, в которые он продолжал верить, став великим магистром: крестового похода, Святой земли, независимости ордена. Может быть, эта верность идеям, его упрямство тоже способствовали гибели ордена Храма? Отчасти — да. В самом деле, Жак де Моле совершил и другую ошибку, задолго до процесса, отвергнув объединение орденов. Его мотивы не заслуживают презрения, даже если доводы против объединения он изложил очень неуклюже. Известна фраза, которую юный Танкреди говорит князю Салине в «Леопарде» Лампедузы: «Если мы хотим, чтобы все продолжалось, сначала надо, чтобы все изменилось». Это правило mutatis mutandis [изменив то, что следует изменить (лат.)] можно применить к проблеме, вставшей перед орденом Храма, — Храм должен был исчезнуть, чтобы выжить. Ему нужно было объединиться с орденом Госпиталя, чтобы независимый военно-монашеский орден под опекой одного только папства имел шансы сохраниться. Конечно, Жаку де Моле было не просто решиться на это, ведь он хорошо видел, чт о' предполагает такое объединение: «Это значит поступить очень враждебно и очень сурово, вынудив людей [...] изменить свою жизнь и нравы либо избрать другой орден, если они этого не хотят»682. От Храма требовали не объединиться с Госпиталем, а влиться в Госпиталь, раствориться в Госпитале. И каждый хорошо знал, что предложенное в то время объединение орденов должно завершиться созданием военного ордена, подчиненного королю Франции, чьим главой может стать король, а если нет, то непременно один из его сыновей. Жак де Моле этого не хотел. И можно ли верить, что такого решения проблемы объединения орденов желали Фульк де Вилларе и Климент V, не говоря уже об Эдуарде I или Хайме II? И тем не менее, отвергнув объединение орденов, Жак де Моле не дал папе, Вилларе, самому себе возможности разыграть карту, которая, как я считаю, была сильнейшей. Объединение орденов, если бы папа достаточно быстро договорился о нем с их главами, могло обуздать амбиции короля Франции и помешать ему провести в жизнь свои гегемонистские планы. Конечно, был риск, что затея провалится и все суверены христианского мира потребуют того же, чего требовал король Франции. Тогда бы объединенный орден раскололся на соответствующее число национальных орденов. Отметим, что уничтожение ордена Храма не позволило достичь цели, которую перед королем ставили Рай-мунд Луллий или Пьер Дюбуа и которую он, похоже, одобрял сам, — создания единого ордена под его контролем. Во Вьенне папа сумел добиться согласия на передачу имуществ Храма Госпиталю вопреки воле французского короля. И, как ни парадоксально, в двух государствах, где суверены, отвергнув идею объединения Храма с Госпиталем, решили создать у себя в государстве единый орден, не осудив Храм и не уничтожив его, они частично добились успеха. В Арагонской короне это удалось только в королевстве Валенсия, где был создан орден Монтесы, объединивший владения Храма и Госпиталя, но в Каталонии и в Арагоне имущества Храма получил Госпиталь. В Португальском королевстве слияния Госпиталя и Храма не произошло: имущества и дома ордена Храма были переданы новому ордену Христа, и бывшие тамплиеры стали (снова — ведь они назывались так первоначально) рыцарями Христа. Последняя ошибка Жака де Моле, совершенная на сей раз во время процесса, состояла в том, что он положился на суд папы. Я уже изложил причины его метаний в ходе допросов. С ноября 1309 г. он пытался выбраться из ловушки, целиком положившись на папский суд. Впрочем, все тамплиеры точно так же наивно доверились словам Климента V. Решив отныне молчать перед папской комиссией, Жак де Моле исключил себя из игры; поэтому он не принял участия в великом порыве тамплиеров в начале 1310 г., остался непричастным к этой трогательной попытке защитить и спасти орден. А ведь он был главой этого ордена, тамплиеры ему еще доверяли. Он не выполнил своих обязанностей до конца, предал доверие тамплиеров. У него не было особой свободы маневра, но, возглавив движение, он бы усилил его, и кто знает, какие последствия повлекло бы за собой такое решение! Он тоже рисковал бы попасть на костер. Возможно, он еще не был готов к этому? Через четыре года он был готов. Бунт оказалась напрасным, но это было красиво. «Моле жил во время, когда орден нуждался в руководителях, которые были бы героями; увы, он был всего лишь бедным и хорошим человеком», — писал Жорж Лизеран683. Это суждение стало традиционным, но оно отчасти ложно. Был ли нужен герой? Нет, скорей хитрец, кто-то вроде Ногаре. «Героев» такого рода орден Храма не порождал. До самого 1306 г., когда надо было выполнять миссию, ради которой создавался орден Храма, — нести военную службу во имя церкви, крестового похода и освобождения Иерусалима, — Жак де Моле выполнял ее блестяще. Но когда стало надо лавировать среди рифов, разгадывать маневры короля, Ногаре или Плезиана, противостоять инквизиции, Моле уже оказался не на высоте. Эта ситуация отчасти связана с прежними ошибками; виноват в ней также недостаток интеллекта у великого магистра и, надо признать, у тамплиеров вообще. Жак де Моле уже был не на уровне ситуации, но его и избирали не для этого. А был ли тогда в ордене человек, который мог бы выйти на уровень ситуации? Могут назвать имя Гуго де Перо. Но, хотя он лучше, чем Моле, знал хитросплетения тогдашней европейской политики, непохоже, чтобы он обладал достаточным масштабом личности, и его поведение на процессе это показывает. Героизм под стенами Акры и в темницах Филиппа Красивого — одно и то же? Сомневаюсь. Как вести себя геройски перед Гильомом де Ногаре? Жак де Моле принадлежал к старинному и мелкому дворянству, не к баронам. Пребывание в рядах ордена Храма способствовало возвышению новых людей, подобных выходцев из мелкого и среднего дворянства. К этой категории относились все великие магистры ордена. Из таких был и Жак де Моле. Несомненно, его не расстраивало положение, которого он достиг, — руководство одним из самых престижных орденов христианского мира, возможность поддерживать отношения с папой, королями, князьями. Не закружилась ли у него голова? Не особенно. Человек пожилой (не забудем, что, когда на орден обрушилась буря, ему было между шестьюдесятью и семьюдесятью), опытный, осторожный, он долгие годы руководил орденом мудро, разумно и проявляя здравый смысл. Наконец, ему хватило ума понять, что он попал в ловушку, но не достало проницательности из нее выбраться. Во всяком случае, он, не желая и не зная этого, спас церковь, пожертвовав собой: Климент V, оставив на произвол судьбы Жака де Моле и его орден, добился от Филиппа Красивого отказа от идеи провести процесс осуждения памяти Бонифация VIII — папы, с которым Жак де Моле поддерживал столь хорошие отношения. ПРИЛОЖЕНИЯ Корпус писем Ж. де Моле Письмо I Никосия, 20 апреля 1292 г.684: письмо Жака де Моле Беренгеру де Кардоне (на французском). Великий магистр ордена Храма разрешает Беренгеру де Кардоне, магистру провинции Арагон, продать владения ордена Храма — Пуигрейг и Ла-Сайда. Источник: Барселона, ACA, AGP, Pergamine., Cervera, n° 486685. Публикация: Forey, Alan John. The Templars in the Corona de Aragon. London: Oxford university press, 1973. Appendice. P. 405, n° XXXVI. Письмо II Май 1293 г. Прованс686: письмо Жака де Моле королю Англии Эдуарду I (на латыни). Великий магистр просит короля Англии разрешить Ги де Форесту, магистру провинции Англия, прибыть на материк для участия в генеральном капитуле ордена687. Источник: Лондон, PRO, A.C., SCI/21, f. 4. Публикации (только частичные): Kervyn de Lettenhove. Deux lettres inedites de Jacques de Molay // Bulletin de I 'Academic myale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique. 43e annee. 2C serie. 38 (1874). P. 254688. Bulst-Thiele, Marie Luise. Sacrae domus... P. 305, n. 49 и 356. Письмо III Монпелье, на генеральном капитуле, 10 августа 1293 г.: письмо Жака де Моле, утверждающее соглашение между командором Сент-Элали в Ларзаке и общиной жителей Милло; включено в текст соглашения, датированного 30 апреля 1298 года. Источник: Тулуза, Archives departamentales de la Haute-Garonne, serie H, fonds Sainte-Eulalie, 130. Библиография: Carcenac, Antoine-Regis. Les templiers du Larzac: la commanderie du temple de Sainte-Eulalie de Larzac. Nimes: C. Lacour, 1994. P. 226. Письмо IV Лерида, 27 августа 1294 г.: письмо Жака де Моле Беренгеру де Кардоне, магистру провинции Арагон-Каталония (на латыни). Великий магистр дает Беренгеру де Кардоне полномочия произвести процедуру обмена Тортосы, которого добивался король Арагона Хайме II. Источники: Барселона, ACA, Cane., Pergamine Jaime II, 136, n° 383. — Мадрид, АНЫ, Секция военных орденов, Монтеса, 523, п° 513 ((vidimus от 9 октября 1294 г.). Публикации: Pagarolas i Sabate, Laurea. Els templers de les terres de 1'Ebre (Tortosa): de Jaume I fins a 1'abolicio de 1'orde (1213-1312). Tarragona: Diputacion de Tarragona, 1999. 2 v. T. II. P. 197-198. — Forey, A.-J. Letters of the last two Templar Masters // Nottingham medieval studies. XLV (2001). P. 163-164 (в дальнейшем: Forey, A.-J. Letters...).. Письмо V Рим, 21 января 1296 г.689: письмо Жака де Моле Педро де Сан-Хусто, командору Граньены (Каталония) (на латыни). Великий магистр сообщает Педро де Сан-Хусто, что намерен вернуться в заморские земли осенью этого'года, после того как проведет в Арле генеральный капитул. Источник: Charles de Valois, etc. n° 66 (ссылка неполная, но единственная, которую привел Г. Финке). Публикация: H. Finke, AA. T. III. P. 31, n° 18. Письмо VI Без места, апрель 1296 г.: письмо Жака де Моле, утверждающее соглашение между Гуго де Перо, магистром ордена Храма во Франции, и сеньором Гильомом де Грансе о юрисдикции на землях Бюра. Источник: Archives departamentales de Cote-d'Or, 111H1156, commanderie de Bure. Библиография: Marie, Delphine. Les Templiers dans le diocese de Langres: des moines entrepreneurs aux Xlle et XIHe sie-cles. Langres: D. Gueniot, 2004. P. 152. — Vaivre, Jean-Baptiste de. La commanderie d'Epailly et sa chapelle templiere durant la pe-riode medievale // Memoires de I'Academie des inscriptions et belles-lettres. Paris: Itnprimerie nationale, diffusion Boccard. 2005. P. 24 и 184-186. Письмо VII Арль, на генеральном капитуле, 15 августа 1296 г.: дарственная Жака де Моле, приложенная к письму Бонифация VIII Иоанну Фернандусу, тамплиеру, кубикулярию папы, — к письму, датированному 27 ноября, написанному в Риме и утверждающему за последним дар великого магистра (на латыни). Источник: Reg. Vat. 48, f. 143v°-144, n° 617. Публикация: Письмо Бонифация VIII без письма Жака де Моле опубликовано в издании: Les registres de Boniface VIII: recueil des bulles de ce pape. Publiees ou analysees d'apres les manuscrits originaux des archives du Vatican par Georges Digard, Maurice Faucon, Antoine Thomas et Robert Fawtier. Paris: E. Tho-rin, 1884-1939. 4 v. T. I, n° 1508. Письмо VIII Париж, 6 июля 1287 г.690: письмо Жака де Моле, подтверждающее691 выделение пенсии Оттону де Грансону и включенное в утверждающее письмо папы Климента V, которое датировано 17 августа 1308 г. и написано в Лиможе (на латыни). Источник: Reg. Vat. 55, f. 114r, n° 581. Публикация: Les registres de Boniface VIII: recueil des bulles de ce pape. Publiees ou analysees d'apres les manuscrits originaux des archives du Vatican par Georges Digard, Maurice Faucon, Antoine Thomas et Robert Fawtier. Paris: E. Thorin, 1884-1939. 4 v. T. Ill, annus tertius, p. 137-138, n° 2938692. Письмо IX Лимасол, 20 октября (1299 г.): письмо Жака де Моле П. де Сан-Хусто693 (на латыни). Великий магистр благодарит Педро де Сан-Хусто, командора Корбинса, за письмо, содержащее молитвы за Дальмау де Роккаберта694. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 140, n° 418. Публикация: Forey, A.-J. Letters... P. 162. Письмо X Лимасол, 1 ноября 1300 г.6" 5: письмо Жака де Моле П. де Сан-Хусто (на латыни). Великий магистр благодарит Педро де Сан-Хусто, командора Майорки, за письмо и обещает, что гонцы сообщат ему о ситуации на Востоке. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 137, n° 122. Публикация: Forey, A.-J. Letters... P. 162-163. Письмо XI Лимасол, 10 ноября 1300 г.: письмо Жака де Моле, утверждающее Б. де Кардону досмотрщиком Испании и приложенное к письму, написанному в Альфамбре 10 марта 1306 г. Б. де Кардоной с назначением Педро де Сан-Хусто командором Альфамбры (на латыни). Источник: ACA, Cane., Pergamine Jaime II, 171, n° 2260. Публикация: Forey, Alan John. The Templars in the Corona de Aragon. London: Oxford university press, 1973. P. 414-415. Письмо XII Дата и место неразборчивы (октябрь 1300-август 1301 г.696): письмо Жака де Моле П. де Сан-Хусто (на латыни). Великий магистр сообщает о своем здоровье Педро де Сан-Хусто, командору Майорки, и информирует его о скором возвращении магистра Арагона, который привезет более пространные новости. Источник: Барселона, ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 141, n° 489. Публикация: Forey, A.-J. Letters... Р. 163. Письмо XIII Лимасол, 8 апреля 1301 г.: письмо Жака де Моле королю Англии Эдуарду I (на латыни). Великий магистр извещает короля о неприятностях у Газана и о его прибытии в Сирию в сентябре этого года. Тамплиеры на Руаде его ждут. Источник: Лондон, PRO, A.C., SC 1/55, f. 22. Публикация: Bulst-Thiele, Marie Luise. Sacrae domus... Р. 368. Письмо XIV Лимасол, 8 ноября 1301 г.: письмо Жака де Моле королю Арагона Хайме II (на латыни). Великий магистр дает знать королю, что Газан и множество татар прибыло в Сирию и что он сам вот-вот отправится на Руад, где тамплиеры с оружием и конями провели целый год, устраивая оттуда многочисленные набеги на побережье. Источник: ACA. Cane., CRD Jaime II, Ap. Gen., 128, n° 27. Публикация: H. Finke, Papsttum. Bd. I. S. 3-4, n. 3. Письмо XV Лимасол, 5 ноября 1302 г.: письмо Жака де Моле королю Арагона Хайме II (на латыни). Великий магистр отвечает на письма от 9 апреля и 28 сентября, в которых король жаловался на Беренгера де Кардону и просил сместить его с поста магистра Арагона. Великий магистр сообщает, что не может уступить просьбе короля и что он потребовал от Беренгера де Кардоны извиниться697. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 137, n° 123. Публикация (частичная): H. Finke, AA. T. I. P. 122-123, n° 85. Письмо XVI Лимасол, 20 февраля 1304 г.: письмо Жака де Моле Беренгеру де Кардоне, магистру провинции Арагон-Каталония (на латыни). Великий магистр сообщает решение: земли, которые недавно купил Гильермо де Англесола, должны быть включены в командорство Пеньискола. Источник: Мадрид, АНН, Секция военных орденов, Монтеса, 526, п° 499. Публикация: Forey, A.-J. Letters... P. 163-164. Письмо XVII Лимасол, 20 января 1305 г.698: письмо Жака де Моле братьям ордена Храма в Арагоне (на латыни). Великий магистр дает разрешение Беренгеру Гвамиру, командору Барселоны, прибыть на Восток, когда тот захочет. Источник: ACA, Cane., Pergamine Jaime II, 170, n° 2128. Публикация: Forey, A.-J. Letters... P. 164. Письмо XVIII Никосия, 26 января 1306 г.699: письмо Жака де Моле П. де Сан-Хусто (на латыни). Великий магистр предоставляет Педро де Сан-Хусто выбор, ехать на Восток или нет. Он сообщает об отправке Педро де Кастильона, казначея ордена, с посольством в Арагон. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 139, n° 252. Публикация: Forey, A.-J. Letters... Р. 164. Письмо XIX Никосия, 27 января [1306 г.]700: письмо Жака де Моле королю Арагона Хайме II (на латыни). Великий магистр извещает короля от отправке Педро де Кастильона с посольством. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 137, n° 99. Публикация: Forey, A.-J. Letters... Р. 164-165. Письмо XX Лимасол, 20 апреля [1306 г.]701: письмо Жака де Моле королю Арагона Хайме II (на латыни). Великий магистр сообщает королю, что принял его посланца на Кипре, что отправил к нему Педро де Кастильона и что постарается отвечать на его ходатайства. Источник: ACA. Cane, CRD Jaime II, Ap. Gen, 129, n° 103. Публикация: H: Forey, A.-J. Letters... Р. 165-166. Письмо XXI Пуатье, 9 июня 1307 г.: письмо Жака де Моле, включенное в письмо папы (приорат Грозелль, 1 июля 1311 г.) (на латыни). Распоряжение о дарственной Пьера де Бора из Астаффора тамплиерам Аржантена и Жимбреда в Аженском диоцезе. Источник: Ватиканские архивы (ссылки не найдены). Публикация: Regestum dementis papae V e Vaticanis ar-chetypis... nunc primum editum cura et studio monachorum ordi-nis S. Benedicti. Romae: ex Typographia Vaticana, 1885-1892. 8 tomes. T. VI. Annus sextus. P. 280-288, n° 7183. Письмо XXII Монгогье, 4 августа 1307 г.: письмо Жака де Моле королю Арагона Хайме II (на латыни). Великий магистр отвергает предложение короля назначить магистром Арагона Дальмау де Тимора взамен скончавшегося Беренгера де Кардоны. Источник: ACA, Cane, Pergamine Jaime II, extra inventario, n° 240. Публикации (частичные): Finke, Heinrich. Nachtrage und Erganzungen zu den Acta aragonensia... S. 452, Nr. 14 (прим.). — Forey, A.-J. Letters... P. 166-167. Письмо XXIII Пуатье, 8 сентября 1307 г.: письмо Жака де Моле Эксемену де Ленде (на французском). Великий магистр извещает Эксемена де Ленду, что тот назначен магистром провинции Арагон. Источник: ACA, Cane, CRD Jaime II (Templarios), 137, n° 46. Публикация: Forey, A.-J. Letters... P. 167. Письмо XXIV Пуатье, 8 сентября 1307 г.: письмо Жака де Моле тамплиерам Арагона (на латыни). Великий магистр сообщает арагонским тамплиерам о назначении магистром их провинции Эксемена де Ленды. Источник: ACA, Cane, Pergamine Jaime II, 173, n° 2470. Публикация: Forey, Alan John. The Templars in the Corona de Arago'n. London: Oxford university press, 1973. P. 419, n° XLVI. Письмо XXV Пуатье, 8 сентября 1307 г.: письмо Жака де Моле ко всем присутствующим и тем, кто придет (на латыни). Великий магистр сообщает, что дал Эксемену де Ленде, только что назначенному магистром провинции Арагон-Каталония, власть и полномочия для выполнения его обязанностей. Источник: ACA, Cane, Pergamine Jaime II, 173, n° 2471. Публикация: Forey, A.-J. Letters... Р. 168. Письмо XXVI Пуатье, 10 сентября 1 307 г.: письмо Жака де Моле Эксемену де Ленде (на французском). Великий магистр дает Эксемену де Ленде указания по управлению провинцией; отношения с королевской властью; назначения в командорства Каталонии, Арагона и Валенсии; о Педро де Кастильоне. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 137, n°86. Публикации: Forey, A.-J. Letters... P. 168-170. — Finke, Heinrich. Nachtrage und Erganzungen zu den Acta aragonensia... S. 451, Nr. 14 (извлечения). Письмо XXVII Пуатье, 10 сентября 1307 г.: письмо Жака де Моле королю Арагона Хайме II. Великий магистр извещает короля о назначении Эксемена де Ленды магистром провинции Арагон. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 137, n°48. Публикация: H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 43, Nr. 28702. Письмо XXVIII Пуатье, 10 сентября 1307 г.: письмо Жака де Моле королева Бланке Арагонской (на латыни). Великий магистр извещает королеву о назначении Э. де Ленды вследствие кончины Б. де Кардоны. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 137, n°47. Публикация: Forey, A.-J. Letters... Р. 170. Упомянуто: H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 43-44, примечание703. Письмо XXIX Пуатье, 11 сентября 1307 г.: письмо Жака де Моле Эксемену де Ленде (на французском). Великий магистр просит Эксемена де Ленду, нового магистра провинции Арагон, быть внимательным и благосклонным к персоналу предыдущего магистра провинции, Берен-гера де Кардоны. Источник: ACA, Cane., CRD Jaime II (Templarios), 138, n° 148. Публикация: Forey, A.-J. Letters... P. 170-171. — Finke, Heinrich. Nachtrage und Erganzungen zu den Acta aragonensia... S. 451, Nr. 14 (краткое извлечение).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы