Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жак де Моле — герой XIX века



 

Однако даже это проклятие не лишило Жака де Моле некой анонимности. Можно было рассуждать о тамплие­рам и видеть в их осуждении проявление варварства (как это делал Вольтер), не обращая особого внимания на великого магистра. Только к концу XVIII в. и осо­бенно в XIX в. он станет героем. Этим он был обязан не столько измышлениям и фальшивкам, придуманным Фабром-Пеллапра и его друзьями, которые в начале XIX в. основали неотамплиеризм (мнимая хартия о насле­довании Лармения, например, — грубая подделка)649, сколько развитию с середины XVIII в. «национального театра», взявшегося за поиск патриотических сюжетов650. Жак де Моле стал одним из героев этого национально­го театра благодаря Ренуару, чью трагедию «Тамплие­ры» с заметным успехом играли во Французском театре в 1805-1806 гг. (в роли одного из главных персонажей выступал знаменитый трагик Тальма)651. После перво­го представления «Курьер де спектакль» писал: «Театр с давних пор нуждался в этом национальном сюжете»652. Сюжет пьесы составлял конфликт между королем, счи­тавшим тамплиеров виновными, но готовым их простить, если великий магистр признает эту вину, и Жаком де Моле, отказывавшимся от этой сделки: «Я бы вас про­стил. Я предлагаю вам жизнь», — говорил король, но Моле отвечал: «Государь, предложите нам честь».

Успех пьесы часто вызывает к жизни разнообраз­ные театральные шутки, водевили и пародии; успех Ре­нуара повлек за собой подражания, и в 1807 г. театру Сен-Мартен предложили пьесу под названием «Жак де Моле», но она была отклонена как слишком серьезная для водевиля.

Пьесой Ренуара заинтересовался Наполеон, однако он упрекнул ее в пристрастности к Жаку де Моле: по мнению императора, король выглядел слишком слабым, а великий магистр — слишком безупречным. Мысль На­полеона по сути сводилась к следующему: чтобы трогать публику, трагический герой должен проявлять некото­рые человеческие слабости. Он считал, что настоящим героем должен быть Филипп Красивый, который в силу вещей (главные слова во всей аргументации Наполеона и его концепции трагедии) делает то, что делает, потому что иначе не может. Трагическая дилемма для государ­ственного деятеля! 653

Эту пьесу ставили в течение всего XIX в. и издавали в таких популярных сериях, как «Хорошие книги» или «Сто хороших книг по десять сантимов — библиотека для каждой семьи». «Тамплиеры» Ренуара входили в состав четырех названий, представляющих сюжеты из француз­ской истории (наряду с «Жанной д'Арк», «Карлом IX» и «Осадой Кале», а также Расином и Корнелем)654.

Эта популярность Жака де Моле в XIX в., которой не уменьшила сдержанность историков вроде Мишле, проявилась и в том, что его изображение попало в залы крестовых походов Версальского замка — ансамбль, за­казанный Луи-Филиппом. На картине Амори-Дюваля 1840 г. Жак де Моле представлен в виде бюста, а также фигурирует на большом полотне Клода Жакана 1842 г., которое изображает его вступающим во главе своих войск в 1299 г. в отвоеванный Иерусалим655. Это, конечно, изо­бражение легендарного события, но основанное на слухе, который в 1300 г. распространился по всему христиан­скому миру и был связан с наступлениями монгольского хана Газана в 1299-1303 годах. Согласно этому слуху, хан Газан, победивший мамелюков в декабре 1299 г. во втором сражении при Хомсе, при помощи армянских хри­стиан и магистров орденов Храма и Госпиталя якобы от­воевал Иерусалим и вернул его христианам. Лоран Дайе (о котором я уже писал, что заметать следы ему достав­ляет нездоровое удовольствие) утверждает, что в то вре­мя Жак де Моле якобы был одним из трех полководцев монгольской армии и его удостоили чести победоносно вступить в Святой город656. Может быть, это утвержде­ние (ложное, но Дайе, обычно более серьезный, выдает его за правду) основано на тексте Тирского Тамплиера, хорошо известном если не современникам, то поздней­шим историкам? Я уже объяснял, исходя из корректно датированного текста Хетума из Корикоса, что в Армении Жак де Моле мог находиться в 1298 или 1299 годах. То есть раньше победоносной битвы Газана с мамелюками. Вот что пишет Тирский Тамплиер: «Газан, когда разгро­мил сарацин, вернулся в свою страну и оставил за себя в Дамаске эмира, носившего имя Мо1ау...»657 На самом деле в виду имелся монгольский полководец Мулай, имя которого, очевидно, было нетрудно спутать с «Моле», то есть именем великого магистра ордена Храма.

Западные источники того времени, которые исполь­зовала С. Шейн в своем исследовании, посвященном происхождению прошедшего по Западу слуха, что Газан якобы вернул Святой город христианам, никогда не упо­минают в этом контексте Жака де Моле и, следователь­но, не связывают его с этим эпизодом658. Появился ли в тот или иной момент текст, который связывал бы Моле с предполагаемым возвратом Иерусалима — хотя бы на основе превратно понятого текста Тирского Тамплиера? Художник Жакан был не единственным, кто принял это предание за чистую монету. Вот что можно найти в ста­тье «Моле» из «Новой всемирной Биографии», статье, написанной Рапетти и датированной 1861 годом:

 

Жак де Моле не остался пассивным во время этих решительных действий великого хана. Тому доказа­тельством служит факт, что он командовал одним из флангов татарской армии. С войсками, вверенными ему, он вторгся в Сирию, принял, участие в первом сражении, где султан был побежден, и преследовал разбитого Малик ан-Насира до египетской пустыни; потом под началом Кутлуга, татарского полковод­ца, ему посчастливилось отобрать у мусульман меж прочими городами и Иерусалим, куда татары вош­ли, чтобы отпраздновать Пасху659.

 

Рапетти утверждает, что это событие упомянуто в «Хронике Сен-Дени», которую он цитирует: «(...) и на следующую Пасху христиане с величайшей радостью провели богослужение в Иерусалиме». В «Больших французских хрониках», изданных Жюлем Виаром, этот текст представлен так: «И на следующую Пасху, как го­ворили, в Иерусалиме христиане с величайшей радостью провели богослужение». Как может констатировать чи­татель, о Жаке де Моле здесь речи нет. Однако в пред­ыдущем тексте «Большие хроники» утверждают, что во главе одной из армий Газана стоял маршал Армянско­го королевства; говорится также, что Газан обратился в христианство.

В версальских залах портрет Жака де Моле сосед­ствует с портретами Гуго де Пейена, основателя орде­на Храма, и Фулька де Вилларе, своего «альтер эго» из ордена Госпиталя. Но меня вполне устраивает, что он изображен в действии, которого он, правда, не совершал, но которое ближе к реальной деятельности Моле в клю­чевые годы его магистерства (1299-1302), чем многие ученые высказывания, сделанные начиная с XIX века.

На юго-западе Чешской республики, в замке Рожмберк, в верховьях Влтавы, его владелец в середине XIX в., потомок рода Бюкуа — рода фламандского происхожде­ния, который Габсбурги вознаградили этим замком, кон­фискованным у одного из побежденных в сражении при Белой Горе в 1621 г., — устроил по образцу версальских залов галерею крестовых походов (очевидно, меньших размеров! ). В 1855 г. он заказал художнику Фридриху Штрёбелю восемь портретов, повесив их на стенах сво­ей галереи: Жак де Моле занимает там почетное место рядом с Готфридом Бульонским, Филиппом Августом и Людовиком Святым, тогда как с противоположной стены на них смотрят Ричард Львиное Сердце, Леопольд фон Бабенберг (герцог Австрийский), Конрад III и Фридрих Барбаросса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПОРТРЕТ ЖАКА ДЕ МОЛЕ

 

К концу этой книги читатель может с полным правом задать вопрос: «Но тогда, в конце концов, каким был Жак де Моле? »

Документы, позволяющие описать его личность, немно­гочисленны, но существуют. Однако они редко содержат бесспорные данные, они противоречивы, им недостает точ­ности, приходится без конца задаваться вопросами насчет их достоверности, и найти ответы на эти вопросы не всегда можно, а когда такие ответы есть, они часто мало радуют.

Тем не менее, если уж берешься написать биографию Жака де Моле, надо доводить дело до конца. Раз так — к черту осторожность! Тщательно проанализировав эту немногочисленную и сомнительную документацию, я по­смею выкраивать, выбирать и утверждать.

Кратко подытожив основные события жизни Жака де Моле, я попытаюсь описать его личность и набросать портрет. Это будет портрет Моле «моей кисти». Портрет неизбежно и намеренно субъективный, а значит, уязви­мый для критики и в любой момент доступный для ис­правлений или переработки.

Итак, начнем — как историки средних веков, кото­рые, изложив рассказ, иногда завершали его кратким со­держанием, — с «краткого содержания» жизни Жака де Моле. Далее я сделаю попытку написать его портрет и наконец вернусь к его неудаче и его ответственности за гибель ордена Храма.

Его жизнь

 

Жак де Моле был потомком рода не блестящего, но, можно полагать, вполне благородного; он родился около 1244 г. в Моле (деп. Верхняя Сона), в Бургундском граф­стве, на имперской территории. В орден Храма он всту­пил в Боне в 1265 г.; его туда принял Юмбер де Перо, досмотрщик Франции и Англии, в присутствии Амори де ла Роша, магистра Франции, то есть два видных деятеля тогдашнего ордена. В качестве брата-рыцаря он вскоре отправился на Восток (около 1270 г.), независимо от Гильома де Боже, который стал в 1273 г. великим маги­стром и с которым его часто ошибочно связывают. Всю тамплиерскую карьеру он сделал на Востоке, но отмече­но его присутствие во Франции в 1385 году. Неизвестно, чтобы он занимал низший пост командора или магистра провинции на Западе; неизвестны никакие его должно­сти на Востоке. Это почти полное молчание источников за 1265-1291 гг. наводит меня на мысль, что, даже не обязательно будучи неприметным, он был тамплиером сдержанным и не принадлежал ни к команде Гильома де Боже, ни к его агентам влияния — родственникам, дру­зьям, вассалам и клиентам. Неизвестно, находился ли он в Акре или в гарнизоне какой-то крепости во время паде­ния столицы латинского королевства в мае 1291 года.

Вернувшись на Кипр, как все еще боеспособные франки, он выступил на капитуле, созванном на острове осенью 1291 г., обратив на себя внимание как на возмож­ного кандидата и как на реформатора ордена Храма. Он был избран магистром ордена ранее 20 апреля 1292 г., что по всей форме подтверждает один документ из Ар­хивов Арагонской короны. Возможно, это стало резуль­татом внутренней борьбы между ним и Гуго де Перо, но, даже если и так, я не думаю, чтобы тогда существовало выраженное различие между двумя взглядами на буду­щую политику ордена, как и соперничество между «на­циональными» группировками среди тамплиеров. К тому времени Перо еще ничего собой в ордене не представ­лял, и нельзя делать из него ставленника короля Фран­ции в противовес Моле, якобы противнику Французско­го королевства и защитнику самостоятельности ордена. В самом деле, в два последующих десятилетия после падения Акры широкую популярность приобрела идея быстрого отвоевания Святой земли и Иерусалима, тем более что такую возможность давал союз с монголами. Так что если и имелись расхождения, то личного харак­тера. Во всяком случае, после короткого магистерства Тибо Годена и до выборов не было времени на разверты­вание масштабных интриг, чтобы выставить кандидата против Моле.

После избрания Жак де Моле очень быстро сформи­ровал свою орденскую администрацию и крайне спешно подготовил к обороне Кипр и Киликийскую Армению, которым угрожали мамелюки. Весной 1293 г. он пред­принял поездку на Запад, побывав в Провансе, в Ката­лонии, в Италии, в Англии и во Франции. Он уладил не­сколько локальных проблем, но в первую очередь просил европейских монархов и церковь о помощи делу Святой земли, в защите Кипра и в восстановлении сил орде­на Храма; он также обсуждал планы крестового похо­да и в разговорах с разными собеседниками обращался к проблеме объединения орденов Храма и Госпиталя — проекту, которого он не принимал и упорно не будет принимать. Он завязал очень тесные связи с папой Бо­нифацием VIII и доверительные отношения с Эдуардом I Английским, Хайме II Арагонским и Карлом II Неаполи­танским; зато о его отношениях с королем Франции не известно ничего. Наконец, он провел несколько про­винциальных и генеральных капитулов своего ордена (в Монпелье в 1293 г., в Арле в 1296 г.), попытавшись начать реформы.

Вернувшись на Кипр осенью 1296 или 1297 г., он за­щищал там интересы ордена Храма против короля Ген­риха II, отношения с которым никогда не были хорошими (он платил по счетам Гильома де Боже). Но в первую очередь с 1299 по 1303 гг. он усиленно разыгрывал мон­гольскую карту. Вместе со своим орденом и другими хри­стианскими силами королевства Кипр и царства Малая Армения (король, другие военные ордены, аристократия Кипра и Армении) он пытался координировать действия с монголами ханства Ильханов (то есть Персии). Он на­езжал в Армению в 1298 или 1299 г. — несомненно по­сле взятия Рош-Гильома, последней тамплиерской кре­пости Киликии. Однако христианские силы оказались не готовы извлечь выгоду из победы Газана, персидского хана, над мамелюками (во втором сражении при Хомсе, декабрь 1299 г.). Летом 1300 г. Жак де Моле послал свой орден устраивать рейды на египетское и сирийское по­бережья, а потом, в ноябре, принял участие в захвате островка Руад напротив сирийского города Тортосы — задача состояла в том, чтобы создать плацдарм в рас­чете на совместные операции с монголами. Но монго­лы на свидание не явились. В 1301 и 1302 гг. — тоже. В сентябре 1302 г. войска египетских мамелюков изгна­ли тамплиеров с Руада, частично перебив их. Руадский эпизод неверно истолковывался как попытка Жака де Моле создать для своего ордена постоянную резиденцию близ Сирии, тогда как это была не более чем опера­ция в рамках стратегии союза с монголами. Провал этой стратегии и погубил Руад. Тогда Жак де Моле отказался от этой стратегии, все меньше заслуживавшей доверия после смерти Газана в 1304 году.

С самого начала своего понтификата в ноябре 1305 г. папа Климент V запросил мнение магистров военных ор­денов о подготовке крестового похода и о проекте объе­динения орденов. 6 июня 1306 г. магистров официально пригласили в Пуатье, где поселился Климент V, для об­суждения этой проблемы. По просьбе папы Жак де Моле написал две памятных записки, по одной по каждому из вопросов. Они были написаны летом 1306 г. и переданы папе осенью. Встреча в Пуатье, сначала намеченная на первую половину ноября 1306 г., была отложена из-за болезни папы; но Жак де Моле покинул Кипр около 15 ноября 1306 г. и в конце ноября или начале декабря высадился во Франции. Из того, что он делал в первой половине 1307 г., известно не всё: может быть, он нена­долго заезжал в Париж? Во всяком случае, во второй по­ловине мая он был в Пуатье. По ключевому вопросу объ­единения орденов великий магистр стоял на своем; это было досадно, потому что он раздражал французского короля, противореча его амбициям, и мешал папе в пере­говорах с королем по щекотливой проблеме осуждения памяти Бонифация VIII, осуждения, которого король любой ценой хотел добиться. К тому же это вредило по­пыткам организовать крестовый поход. Эта непримири­мая позиция великого магистра ослабляла орден Храма, когда — Жак де Моле узнал об этом во время данной поездки — об ордене ходили клеветнические слухи. Ко­роль и его советники во главе с Гильомом де Ногаре не упустят случая воспользоваться этой слабостью.

Жак де Моле приехал в Париж в связи с капитулом ордена, намеченным на 24 июня; он встретился с коро­лем, с которым говорил об обвинениях, выдвинутых про­тив ордена Храма. Отчасти успокоенным он вернулся в Пуатье, где провел лето, однако он просил папу поско­рее провести тщательное расследование, чтобы очистить орден от нависших над ним подозрений. 24 августа папа объявил о намерении начать следствие с согласия орде­на. Но король Франции не собирался выпускать из рук задуманное дело. 14 сентября 1307 г. он под большим секретом начал операцию, которая завершилась 13 октя­бря 1307 г. арестом всех тамплиеров королевства и кон­фискацией их имущества. Жак де Моле был арестован в Париже, куда вернулся на днях для участия в похоро­нах Екатерины Валуа.

Допрошенный 24 октября, он признался, что был принят в орден Храма по непристойному ритуалу, вклю­ченному в состав ритуала безупречно ортодоксального, который описан в уставе. Магистр фактически признал только отречение от Христа и плевок на крест, но, вынужденный на следующий день повторить свои показа­ния публично, он дал королевской пропаганде против ордена Храма достаточно аргументов, чтобы полностью дискредитировать Храм и его членов, тем более что ко­ролевские агенты добились от него письма, адресован­ного всем тамплиерам, в котором он требовал признать эти факты. Чтобы перехватить инициативу, Климент V 22 ноября 1307 г. отдал приказ арестовать тамплиеров во всем христианском мире.

Тем не менее папа хотел выслушать Моле; в декабре он послал в Париж кардиналов. Перед ними Жак де Моле отрекся от своих показаний. Тогда началась борьба между папой и королем, которая в августе 1308 г. завершилась компромиссом. Булла «Рас1епз гшзепсогшат» дала ход двум процессам, которые после тщательного расследова­ния, проведенного епископами и папскими комиссиями, должны были завершиться судом над отдельными лично­стями и судом над орденом; судьбу ордена Храма предстоя­ло решить собору, который должен был собраться во Вьенне. Что касается сановников ордена, в том числе Жака де Моле, их будет судить папа. Через недолгое время в Ши-ноне, в королевском замке, Жак де Моле, вновь допрошен­ный кардиналами, но в присутствии королевских агентов, вернулся к своим показаниям от 24 октября 1307 года. Потом на год наступило молчание. Постепенно формиро­вались комиссии. Папская комиссия по Французскому ко­ролевству начала допросы в Париже в ноябре 1309 года. Жак де Моле дважды давал перед ней показания, 26 и 28 ноября; он дал понять, что не признает обвинений, вы­двинутых против ордена, но на тот момент избрал тактику защиты, от которой уже не откажется, — ничего не гово­рить комиссии и целиком положиться на суд папы.

Это был неудачный ход в его защите. По причинам, которые я объясню далее, у Жака де Моле не было иного решения, кроме такого отказа от участия в дальнейшем расследовании. Тем самым он обрек себя на молчание по­сле последнего вызова в марте 1310 г. и остался в стороне от широкого протестного движения тамплиеров, прибыв­ших в Париж в массовом количестве для защиты ордена. Это движение было сломлено приговором архиепископа Сансского Филиппа де Мариньи от 10-12 мая 1310 г., приговорившего 54 тамплиеров к сожжению на костре. Орден был распущен папой во время Вьеннского собора 22 марта 1312 года. Климент V ждал почти два года, пре­жде чем отправить в Париж трех кардиналов, уполномо­ченных не судить сановников ордена Храма, а прочитать им приговор к пожизненному заключению. Тогда Жак де Моле, поняв, что одурачен, возмутился, отрекся от всех показаний и провозгласил свой орден невиновным, а по­том призвал короля и папу к ответу на Божьем суде. Это было 11 мая 1314 года. Король велел его тем же вечером сжечь на костре.

Портрет

 

Человека Моле трудно разглядеть за великим маги­стром из-за нехватки документации, ее малозначитель­ности и противоречивости. Но все-таки можно, и образ, который вырисовывается, не слишком похож на ту кари­катуру, которую навязала нам историография.

Жак де Моле был человеком скромным, но не без­ликим. Конечно, не надо воспринимать буквально его заявления во время процесса, где он, как, впрочем, и многие тамплиеры, определял себя как «человека бедно­го и неграмотного»660: это просто-напросто значит, что он не знал латыни. В тюрьме он находился в изоляции, посоветоваться ему было не с кем, и он жаловался, что у него нет и четырех денье. И что в таких условиях он не может правильно вести свою защиту. Это был чело­век здравомыслящий, среднего ума, порой не лишенный ни хитрости, ни проницательности. Интеллектуалом он не был. Тамплиер Жерар де Ко, длинное показание которого от 12 января 1311 г. вызывает большой инте­рес, рассказывает, что нынешний магистр ордена, ко­торого он видел за морем, просил братьев, у кого есть экземпляры устава, статутов и правил ордена, передать их ему; некоторые он уничтожил, другие роздал старей­шинам ордена или оставил себе; тем не менее экзем­пляр «Похвалы новому воинству» святого Бернара он вернул Жерару де Ко. И брат Жерар добавил: «Старшие братья говорили, что магистры Гильом де Боже и Тома Берар поступали точно так же, и они были согласны меж собой, что ордену нет пользы иметь в своих рядах образованных людей»661.

Бесспорно это был человек с характером, гордый, по­рой надменный, но никогда не чванливый; несомненно, с ним было не всегда легко, он умел быть непримири­мым, когда речь шла о защите интересов его ордена. Он признал, что в определенных обстоятельствах там­плиеры несомненно могли вести себя несдержанно по отношению к белому духовенству, защищая свои права. Конечно, он относил к таким и себя. Непоколебим был он и в представлении о своем ордене и его миссии: это независимый орден, который находится под опекой толь­ко папы, а задача его состоит в том, чтобы защищать Кипр и отвоевать Святую землю.

Человек этот был настолько непреклонным и посто­янных в мыслях и целях, что казался упрямым, но ни ограниченный, ни тупым он не был. Он верил в кресто­вый поход; он верил в возможность отвоевания Иеруса­лима. А ведь что бы ни говорили тут и там, к 1300 г. иде­ал крестового похода еще не умер. Иерусалим не стал мечтой беспочвенных фантазеров. А Жак де Моле обла­дал практическим опытом. Он знал, чего хочет, но был открыт для дискуссии. Он умел вести переговоры, не был обделен дипломатическими и даже педагогическими талантами, как показали его отношения с королем Ара­гона: в деле Кардоны в 1302 г., как и в случае с назначе­нием Эксемена де Ленды магистром Арагона, он сумел разрешить деликатные ситуации и отстоять свою точку зрения, не задевая короля и умея идти на необходимые уступки.

Он якобы был вспыльчивым, если верить свидетель­ству (единственному) Тирского Тамплиера, и настолько, что свирепо негодовал на французского короля и папу. Обстоятельства этого инцидента известны (неимоверный заем, предоставленный королю парижским казначеем), но сомнительны; непонятно, в какой конкретно момент второй поездки в Западную Европу этот случай мог про­изойти. Как бы то ни было, это мало походит как на его обычные манеры, так и на его поведение в отношениях с монархами и с папой Бонифацием VIII. Его отношения с папой Климентом V не были, похоже, особо теплыми, но неизвестно, чтобы он когда-либо выходил из себя; тон обеих памятных записок, адресованных им папе, — по­чтительный. Его отношения с Эдуардом I, Хайме II, Кар­лом II были сердечными. С Филиппом Красивым они вы­глядят более сдержанными, но не искажает ли картину отсутствие документов (в отличие от отношений с папой, особенно с Хайме II и, в меньшей степени, с Эдуардом I)? Они полностью расходились во мнениях по вопросу об объединении орденов, но это не повод для яростного гне­ва. Кстати, известно, что в июне 1307 г. великий магистр заговорил с королем о проблеме обвинений, выдвигаемых против ордена; опять-таки о вспышках гнева сведений нет. Впрочем, Филипп Красивый не провоцировал вспы­шек гнева: он слушал, часто не говоря ни слова, но мотал на ус. Его собеседники бывали выслушаны, и у них мог­ло создаться впечатление, что их поняли.

Естественно, у Жака де Моле были слабости, недо­статки: твердость и постоянство во взглядах — достоин­ства, но упрямая приверженность им быстро становится недостатком. Напомню в связи с этим о вопросе объеди­нения орденов. Обе составленных им памятные записки, о крестовом походе и особенно об объединении орденов, пусть иногда обнаруживают изрядный здравый смысл, отражают и политическую близорукость. Проявлял ве­ликий магистр и немного наивное самодовольство; были также кое-какие слабости, вполне человеческие!

Личность Жака де Моле можно разглядеть яснее и под другим углом зрения — отношений, которые он под­держивал внутри ордена с братьями, сановниками или простыми тамплиерами. Опять-таки сквозь призму ис­точников надо смотреть осторожно, она создает дефор­мации: с одной стороны, это многочисленные сведения, чаще всего почерпнутые из писем, по государствам Арагонской короны и почти ничего сверх того; с другой стороны — данные из допросных протоколов процесса, в которых объективность — не главное достоинство.

Жак де Моле сумел завязать дружеские отношения с членами ордена и проявлял радушие ко всем, будь то тамплиеры или нет, кто посещал его на Кипре. Письма, которыми он обменивался с каталонским тамплиером Педро де Сан-Хусто, — это письма двух друзей. Педро де Сан-Хусто занимал должности командора Корбинса, Майорки, Амбеля, Альфамбры и наконец Пеньисколы (последним назначением он был обязан великому маги­стру). В корпусе писем, написанных Жаком де Моле, ему адресованы пять662; есть и письма Педро де Сан-Хусто, посланные великому магистру. Иногда эти пись­ма направлялись чисто с личными целями — например, осведомиться о состоянии здоровья корреспондента. Как письмо от 1 ноября 1300 года:

 

Знайте, что мы получили Ваши любезные письма через держателя, из коих узнали, что Вы в добром здравии, и нам это очень приятно. Поскольку Вы желаете знать, в каком состоянии пребываем мы, Вы сможете узнать об оном состоянии и новостях нашей земли [Кипра] через людей, каковые направ­ляются в Вашу страну663.

 

В другом письме Педро де Сан-Хусто поручает вели­кому магистру заказать молитвы за одного каталонского брата, Дальмау де Роккаберта, — возможно, попавшего в плен к неверным или заболевшего. Жак де Моле в от­вет благодарит его664.

Тон переписки с другими каталонскими или арагон­скими корреспондентами — Арно де Баньюльсом, Берен-гером Гвамиром, Беренгером де Кардоной, — столь же доброжелательный, пусть даже здесь не заметно столь явно дружеских отношений, как с Педро де Сан-Хусто. Жак де Моле был верен друзьям и держал данные им обещания. Он защищал Беренгера де Кардону, чьей от­ставки в 1302 г. добивался король Арагона, но он сето­вал на отказ Кардоны удовлетворить просьбы магистра, желавшего вознаградить верных тамплиеров, как Бер-нардо де Тамари или Педро де Кастильон, то есть дать им командорства в Каталонии или Арагоне.

На Кипре Жак де Моле тепло встречал гостей из Ев­ропы: Раймунд Луллий был принят с большой радостью (hylariter), как пишет редактор его «Уйа сое1апеа»; Бе-ренгер де Кардона, дважды, в 1300-1301 гг. и в 1306 г., ездивший на Кипр, рассказывает, что был встречен вели­ким магистром, готовившимся к отъезду на Запад, и про­вел три дня в его обществе, что ему доставило большое удовольствие665.

В своих принципах руководства орденом Жак де Моле не был автократом, не отступал от статутов, управлял при помощи капитула, и в его магистерство не было даже следа конфликтов с последним, не то что в ордене Госпи­таля при Гильоме де Вилларе в те же времена666. В ходе двух своих поездок на Запад он проводил провинциаль­ные и генеральные капитулы. Он управлял орденом вме­сте с людьми, которым доверял и которые доверяли ему; с людьми, которых он хорошо знал, которых встречал и с которыми общался на Востоке и на Кипре; с людьми, родившимися в его регионе, в графстве Бургундском, но и с уроженцами других мест, прежде всего государств Арагонской короны. Был ли это выбор, продиктован­ный политическими императивами, предпочтение союза с Арагоном союзу с Францией? 667 Возможно, но опять-таки каталонцы и арагонцы нам известны лучше, потому что их имена чаще встречаются в богатой документации, сохранившейся в Барселоне. Здесь, из документов, более близких к реалиям повседневной жизни тамплиеров ре­гиона, проще ощутить ту атмосферу доверия и дружбы, которую я описывал выше. Но ничто не говорит о том, что с тамплиерами Франции, Англии или Италии были другие отношения. Остережемся применять аргумент а silentio [от умолчания (лат.)].

В целом ни о каких разладах между Жаком де Моле и сановниками ордена не известно. Возможно, были какие-то разногласия с Гуго де Перо, но о них можно скорее до­гадываться, чем ясно видеть из источников. Сделав ого­ворку, что последние неполны, можно утверждать, что ав­торитет Жака де Моле в ордене не оспаривался в течение всего его магистерства. Что нельзя сказать о магистрах ордена Госпиталя, которые были его современниками, — Эде де Пене, Гильоме де Вилларе и Фульке де Вилларе (последний был через недолгое время смещен)668.

В допросных протоколах процессах можно почерпнуть некоторые сведения о том, как тамплиеры воспринимали своего великого магистра. Тамплиеры и свидетели с Ки­пра, не тамплиеры, положительно отзываются о вере и благочестии магистра. По мнению Жана де Бея, мирско­го рыцаря, королевского виконта Никосии, тамплиеры ве­рили в таинства. В доказательство он приводил тот факт, что «часто видел, как магистр и братья ордена в Нико­сии, в церкви ордена Храма, набожно слушают мессу и молебны и набожно принимают причастие, как вся­кий другой добрый христианин». Другой рыцарь, Бальян де Саксон (на самом деле де Суассон), свидетельствует в том же духе, обращая особое внимание на Жака де Моле. Проявления милосердия со стороны Жака де Моле особо подчеркивает Этьен Каорский, клирик из Нико­сии, видевший, как «магистр Храма у ворот дома Храма в Никосии раздает многочисленную милостыню деньгами беднякам, находившимся близ ворот»; он подтверждает свидетельства самих тамплиеров, например, брата Пьера де Банетиа, сказавшего, что магистр сам творил милосер­дие и делал это каждую неделю в доме Храма669.

Так свидетели отвечали на вопрос комиссии относи­тельно практики милосердия и странноприимства в ор­дене. Члены комиссии тогда же задавали и три других вопроса, касавшихся лично великого магистра: пер­вый — давал ли он отпущение грехов, тогда как, будучи мирянином, не имел на это права. Известно, что он бесе­довал на эту тему с Филиппом Красивым, признавшись, что иногда это делал; допрошенные братья в основном на этот вопрос отвечали отрицательно. Второй вопрос ка­сался власти, которую он вместе со своим «монастырем» имел в ордене; ответы были однотипными — да, при­казам, которые он отдавал, он и его монастырь, повино­вались670; но многие из допрошенных тамплиеров в этом почти абсолютном повиновении магистру усматривали причину сохранения в ордене заблуждений, за которые его упрекали. У свидетелей также спрашивали, знают ли они, что великий магистр признал заблуждения, в ко­торых обвиняют орден. Ответы перед папской комиссией в Париже на этот вопрос в целом положительные: в ор­дене долго сохранялись заблуждения, потому что это дозволяли великий магистр и другие сановники и коман­доры, что стало причиной скандала; с другой стороны, некоторые свидетели давали показания такого рода: «он слышал, что великий магистр и прочие признались в за­блуждениях, но не знает, в каких»671.

Разумеется, это ответы тамплиеров, допрошенных в Париже после того, как 54 из них были отправлены на костер, но это ничуть не умаляет истинности того факта, что магистр действительно сделал некоторые признания. Однако на Кипре допрошенные тамплиеры не желали в это верить, а в Эльне, где тамплиеры напрочь отвер­гали все обвинения, Пьер Бледа, тамплиер из Мас-Деу в Руссильоне, энергично выразил мнение, широко под­держанное собратьями по заключению: «Если великий магистр ордена Храма сделал признания, какие ему при­писывают, я со своей стороны никогда в это не поверю, он солгал своей глоткой и все исказил»672.

Но до роковой даты 12 мая 1310 г., когда 54 париж­ских тамплиера были преданы костру и сопротивление тех, кто хотел защитить орден, было сломлено, в пока­заниях и свидетельствах звучал иной тон. Прежде все­го тамплиеры чувствовали себя свободней в речах, и некоторые могли позволить себе менее общепринятые высказывания о великом магистре. Из свидетельств, со­бранных с февраля по май 1310 г. в Париже, следует, что тамплиеры в целом доверяли своему великому магистру. Это было хорошо заметно, когда встал вопрос о назначе­нии уполномоченных для защиты ордена.

Папская комиссия позволила тамплиерам в разных тюрьмах, где их держали, посоветоваться, чтобы они вы­работали общую точку зрения по этому вопросу и на­значили уполномоченного от каждого места заключения. Петр Болонский и Рено Провенский, оба капеллана, ко­торые в конечном счете вместе с двумя рыцарями станут уполномоченными ордена, прежде всего 28 марта спроси­ли: будет ли уполномоченный или уполномоченные назна­чены великим магистром, «коему все мы повинуемся»673; еще один заявил, что в защите ордена полагается на великого магистра674; тамплиеры, содержащиеся в доме приора Курне, 21 человек, сказали, что «у них есть глава и начальники, то есть великий магистр их ордена, коему они обязаны повиновением», но тем не менее изъявили готовность защищать орден, если великий магистр этого не сделает675. Таких ссылок можно привести еще много. В завершение процитируем три высказывания. Те, кто содержался в доме Жана Росселя, попросили, прежде чем вынести решение о назначении уполномоченных, возможности «повидаться с магистром Храма и братом Гуго де Перо, командором Франции, и всеми достойными людьми, братьями Храма, дабы посоветоваться...»676 Там­плиеры, содержащиеся в Сен-Мартен-де-Шан (их было тринадцать), заявили, что «у них есть глава, каковому они подчиняются», и что они «верят, что их великий магистр добр, справедлив, честен, верен и чист от за­блуждений, в каковых его обвиняют»677. Граф Фридрих из Майнца, командор Храма в зарейнских землях, про­вел за морем более двенадцати лет. Он долго жил рядом с великим магистром, был его соратником и вернулся на Запад вместе с ним. «Он всегда вел себя и до сих пор ведет как добрый христианин — настолько добрый, на­сколько возможно быть таковым»678.

Из этих противоречивых (в частности, потому, что они отражают ситуацию в разное время и в разных местах) свидетельств следует, что тамплиеры, в тот или иной мо­мент признавая заблуждения, как правило, лично Жака де Моле не обвиняли — даже те, кто, давая показания, более или менее упорно скрывал некоторые обычаи ор­дена. Если на допросах тамплиеров спрашивали, когда в ордене были введены эти сомнительные обычаи, мало кто давал четкий ответ. Во многом путаясь, упоминали того или иного великого магистра, Боже, Берара, само­го Моле, но это редко. Чаще всего в этом тамплиеры неофициально обвиняли сам орден или, точнее, то, что я бы назвал системой.

Тем не менее это не освобождает Жака де Моле от ответственности, и этим вопросом я хотел бы завершить книгу.


Поделиться:



Популярное:

  1. I Происхождение человека и цивилизации
  2. I. Философия в жизни человека и общества.
  3. III. Речь как центральное звено психики человека
  4. V класс — история древнего мира до V века
  5. VI класс — история средних веков до середины XVII века
  6. А. Можно разделить и молекулу, и атом. Б. Можно разделить молекулу, невозможно разделить атом. В. Можно разделить атом, невозможно разделить молекулу. Г. Невозможно разделить ни молекулу, ни атом.
  7. А. Молекулу. Б. Атом. В. Атомное ядро. Г. Протон. Д. Любая из перечисленных в ответах А — Г частица может быть разделена на более мелкие части или превратиться в другие частицы.
  8. А. Пол. - Влияние на правоспособность. - Латинский мир. - Народные правовоззрения нового времени. - Средние века. - Современные кодексы. - Русское право
  9. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века
  10. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета
  11. АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ И ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
  12. Алкоголь и его влияние на здоровье человека


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь