Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жак де Моле и тамплиеры в «Casibus» Боккаччо (1363-1364)



 

Перевод Лорана де Премьерфе (1409), «О происше­ствиях с благородными мужами и женами». Книга девя­тая, глава XXI (Laurent de Premierfait. Le cas des nobles hommes et femmes. BNF, Ms. fr 228, f. 383-385).

f. 383 (XX глава, конец)

И дабы я более не говорил об истории папы Бонифа­ция, меня тотчас же отвлек Жак, благородный магистр тамплиеров, ибо мне в превеликом рыдании надлежит поведать о его злосчастьях, — так что это он виною, что я, прежде желавший следовать иным путем, направляю свои стопы в Париж, королевский град Франции, намере­ваясь поведать о бедствиях того, кто был там сожжен.

XXI глава содержит рассказ о Жаке, магистре тампли­еров, и начинается по-латыни Amin Veteres et cetera*.

Старинные историки рекут, что несколько набожных благородных мужей, мудрых и доблестных в сражениях, некогда дали клятву и обет Богу от своего имени и от имени своего рыцарства, и случилось сие после того, как Готфрид, благородный герцог Лотарингии, покорил и завоевал королевство Иерусалима и Святой земли; оные благородные рыцари, набожные и благочестивые, узре­ли, что христиан-паломников, каковые из благочестия посещают почитаемые и святые места Иерусалима, тес­нят, гнетут и обирают турки и сарацины, и посему озна­ченные набожные благородные мужи, пребывая в Ие­русалиме, единственно по собственной воле принялись охранять христианских паломников, посещавших святой град и окрестные места, и помогать сим паломникам.

Число сих набожных благородных людей первона­чально было малым; жили они в добровольной бедности и под началом магистра; местом их пребывания и про­живания был поначалу портик, сиречь галереи святого храма Иерусалимского. А поелику они жили в галереях храма, со временем они приняли его название и ста­ли именоваться рыцарями-тамплиерами [храмовниками]. А поелику многие из них предавались милосердным и благочестивым деяниям, поверх прочих платьев носили они белый плащ; и устав для их жизни дан им был Гонорием, (f.383v), в то время папой римским. Сим рыцарям, носившим, стало быть, белые плащи, дана была приви­легия носить поверх красный крест, каковую дал им папа Евгений, наследовавший папе Гонорию, дабы по красно­му кресту явственно было видно, что они суть рыцари Иисуса Христа, герб коего — красный крест, окрашен­ный алой кровью. И пока бедность, умерщвляющая плот­ское наслаждение, властвовала и повелевала в жизни сих рыцарей-крестоносцев, строгий порядок их ордена, их жизни и их жизненного устава, каковой они весьма хорошо блюли, сделали их совершенно процветающими и почитаемыми как за благие дела, так и за речи, до­стойные одобрения. Но выслушайте весьма прекрасную и особую поучительную историю, каковые случались и случаются с иными мужами церкви, равно как и миря­нами, равно как и прочими, чей доход делается избыточ­ным. Ибо по мере того, как христиане со всех сторон, посещавшие святые места Иерусалима, щедро подава­ли сим рыцарям-крестоносцам как милостыню золото, серебро, драгоценности и ренты, дабы те по-прежнему творили то благочестивое дело, каковое начали, оные понемногу стали предаваться мирским наслаждениям и плотской роскоши. И ежели при зарождении сего ор­дена мужи принимали святое бремя оного рыцарства, покидая мирские богатства, то по прошествии некоего времени желать и домогаться принадлежности к оному рыцарству стали люди, каковые не могли переносить бед­ности, как домогаются и желают места, где чают обрести вожделенные сокровища.

Позже сии тамплиеры начали владеть замками, горо­дами и людьми. Они начали предаваться отдыху и пре­поручали своим слугам деяния рыцарства и тяготы сра­жений; они начали окружать особо нарочитым почетом сан магистра своего рыцарства, некогда бывший трудной должностью, каковая не приносила мирских почестей и выгод. И определенно, что праведность тамплиеров уменьшалась по мере того, как крепло их могущество. В то время как тамплиеры переживали таковой упадок и скатывались из добродетели в порок и из праведности в злодейство, явился Жак, о каковом я буду говорить далее, родившийся и взросший в земле Бургундии и рожденный сеньором и дамой де Моле. Оный Жак был юношей великой смелости. А поелику после смерти его отца, согласно закону Франции, все отцовские владения, наследство и сеньориальные титулы достались его стар­шему брату, Жак де Моле по отношению к своему стар­шему брату [остался бедным и подвластным. Жак весь­ма желал освободиться и избавиться от бедности и от подчиненности старшему брату, ] каковой властвовал над ним. И, возжелав достичь более высокого и почитаемого положения, нежели старший брат, он подался в прибе­жище, сулящее, как ему казалось, таковую возможность, сиречь: Жак добился, чтобы его приняли в рыцарский орден тамплиеров. Жак, будучи принят в оный (f. 384v) орден, провел там некое время, когда же ему был обещан весьма богатый приорат, принадлежащий тамплиерам, случилось, что магистр и глава сего ордена скончался. И по просьбе иных принцев и баронов Жака сделали и назначили магистром тамплиеров согласно выбору и по­велению тех, к кому он принадлежал по праву. И, правду сказать, оный сан магистра всегда в немалой мере наде­лял своего носителя благополучием и блеском в глазах людей. Ибо положение тамплиеров было знатным, и вы­соким, и богатым. Так что фортуне было угодно, вознеся оного Жака, сделав его весьма могущественным и бога­тым, разжечь зависть у многих его врагов. И случилось так, что Жак возбудил негодование и ненависть Филип­па Красивого, в то время короля французов. Даром что Жак как крестный отец восприял сына короля, вынутого из святой крестильной купели. И никто из мудрецов тог­да не предвидел, что король Филипп, дабы утолить свою алчность, устроит заговор и злоумышление не только против Жака, но и против ордена оных рыцарей, случит­ся же сие как из-за чрезмерной алчности короля, так и попустительством папы Климента, шестого из носивших оное имя; все приоры тамплиеров по приказу короля были в один и тот же день схвачены по всему Француз­скому королевству, заключены и заперты в тюрьму вме­сте с Жаком, магистром и главою оного великого орде­на. А после того король Филипп через своих сержантов, уполномоченных и подручных взял в свои руки и под свою власть все замки, сокровища, наряды и все добро тамплиеров, их же самих в конечном счете отправили узниками в город Париж.

Пока тамплиеров долгое время держали в заключе­нии, против них выдвинули обвинения в различных пре­ступлениях и грехах, а поелику Жак и прочие набожные тамплиеры отрицали все обвинения против них и их ор­дена как пустые и напрасные, некоторые увещевали их узреть свое спасение в том, чтобы признаться в престу­плениях и попросить прощения и милости у Бога и госу­дарей. Они же, считая себя невиновными, упорствовали в обратном, но просили, дабы им дали судью знающего и справедливого, звания духовного либо мирского. Оные слова задели и разгневали короля Филиппа, каковой по­велел, дабы то, чего не смогли от них добиться в каче­стве признаний мирных и добровольных, исторгли из них пытками, но пыткам и мучениям подвергли их попусту и напрасно, ибо ни в чем они не признались. Магистра тогда отделили и посадили отдельно с тремя его сорат­никами, прочих же тамплиеров велено было сжечь, еже­ли они будут упорствовать в своих показаниях. И далее вывели их на обозрение народа. И были эти тамплиеры выходцами из родовитой знати, притом мужами во цве­те лет и целиком исполненными отваги; вслед за тем каждого привязали (f. 384v) к своему столбу, и сложили дрова для костров, и приготовили огонь, и узрели они перед собой палача наготове; и потом сержант прокри­чал громогласно, что тому или тем, кто признает обвине­ния против себя, король сулит освобождение и спасение; и потом их друзья и родичи, плача, молили их утишить своими признаниями гнев короля, — и однако это не могло никого из них ни поколебать, ни склонить при­знать истинным то, в чем их обвиняли, и не желали они спасти себе жизнь признаниями, но упорно отвергали всё, предпочитая смерть и погибель; а поелику тамплие­ры со столь же единодушной отвагой утверждали то, что поминалось выше, — дескать, пусть дадут им справедли­вого судью, и они докажут обратное тому, в чем их обви­няют, — палачи принялись зажигать и разводить огонь близ всех, от одного к другому. И далее палачи стали поддерживать огонь, каковой, поднимаясь, охватывал все тело казнимого, и истинно, что голоса последних, их крики и вопли, восходившие к небесам, явственно по­казывали всем, кто там был, сколь великие муки и стра­дания терпят злосчастные тамплиеры, вопли каковых возвещали, что являются они и являлись истинными христианами, а орден их весьма свят и испытан. И оным манером страдали они всей плотью, сгорая, пока, дух не расстался с телом, и ни одного из них оная тягостная мука не отвратила от его твердого решения. И, конечно, я бы сказал, что означенные тамплиеры своей упорной и непреклонной силой одолели и превозмогли недостойный гнев алчного короля, ежели бы смерть оных не укрепила сего короля в намерении следовать его путем, дабы до­биться того, чего он ненасытно жаждал. Сиречь: можно было бы сказать, что король Филипп, узрев упорство и отвагу тамплиеров, был побежден, ежели бы благо­даря их смерти он не достиг вожделенных им богатств. И воистину их славы не уменьшило то, что они избрали верное суждение и предпочли умереть в муках, нежели сказать что-либо противное истине. Не уменьшило их славы и то, что, не признав и меньшего из грехов, в коих их обвиняли, они не пожелали запятнать своего имени, каковое приобрели честно.

Вот каковы были первые удары, коими фортуна низ­вергла Жака де Моле из высокого положения в низкое. После того как Жака подавило и смирило долгое за­ключение, перевезли его из Парижа в Лион на Роне и принялись всячески уговаривать. Папе Клименту VI он признался в некоторых из дел (f. 385), каковые вменяли ему в вину, и по сей причине в присутствии двух лега­тов папы и перед королем Филиппом приговор ему был отменен. Оное решение гласило, что Жак освобожден, а орден его осужден. И тогда Жак с одним из своих со­ратников, каковым был брат дофина Вьеннского, громко призвал к молчанию, дабы заговорить. Едва молчание воцарилось и ему даровали дозволение говорить, он пе­ред всеми признал, что достоин смерти — не потому, чтобы в приговоре содержалась хоть некая истина, но потому, что, позволив королю, а равно папе обольстить и обмануть себя уговорами, признался он в таких ве­щах, каковые повредили ордену. После оных слов и дея­ний последовал суровый и жестокий приговор к смерти вслед за смертным приговором тамплиерам и их ордену. Ибо Жака вместе с братом дофина и еще двумя тамплие­рами привели на огненную муку, каковую прежде ис­пытали другие. Дабы оные четыре тамплиера закончили свою постылую жизнь, оба, Жак и брат дофина, ступи­ли в огонь смело и твердо, лицезрея короля и великое множество народа; сии тамплиеры более не признались ни в чем, покуда их высокий дух пребывал в их телах. Не в большем признались и тамплиеры, каковых вверг­ли в огонь ранее. Так рек Боккаччо, отец мой, почтен­ный человек, говоривший, что присутствовал при том, что описано выше. Итак, Жак, каковой прежде и ранее величием своей персоны и своих владений мог вызвать и возбудить зависть столь высокого господина, как ко­роль Филипп, оный Жак стал прахом и золой из-за же­сточайшего удара, нанесенного ему фортуной. Жак был столь злосчастен, что даже немалое число злосчастных людей сожалело о нем.

(В этом обстоятельном тексте можно отметить, что рассказ о сожжении 54 тамплиеров в Париже в 1310 г. не отвлекает внимания от Жака де Моле, олицетворяющего как подъем, так и падение своего ордена. Заметны фактические ошибки: Климент VI вместо Климента V; соратник Моле на костре (фак­тически Боккаччо говорит о двоих) брат дофина Вьеннского; это двойное искажение, потому что под дофином Вьеннским Боккаччо понимает дофина Оеер-ни, и в любом случае это был не он, а Жоффруа де Шарне. Не суть важно — этот текст, представлен­ный как объективное изложение, весьма благосклонен к «злосчастным» тамплиерам; еще более интересна история его распространения)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Можно разделить и молекулу, и атом. Б. Можно разделить молекулу, невозможно разделить атом. В. Можно разделить атом, невозможно разделить молекулу. Г. Невозможно разделить ни молекулу, ни атом.
  2. А. Молекулу. Б. Атом. В. Атомное ядро. Г. Протон. Д. Любая из перечисленных в ответах А — Г частица может быть разделена на более мелкие части или превратиться в другие частицы.
  3. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета
  4. Атомно-молекулярных представлений.
  5. Аэродинамические характеристики самолета
  6. Аэродинамическое обоснование взлета самолета
  7. Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни. Предпосылки современной биологии.
  8. Вожатый от слова «вожак» - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
  9. Вопрос 10. Молекулярный, клеточный, тканевый уровни
  10. Глава III. Вожаки толпы и их способы убеждения
  11. Длина свободного пробега молекулы — среднее расстояние, которое частица пролетает за время свободного пробега от одного столкновения до следующего.
  12. Жак де Моле и Генрих II Кипрский


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь