Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение Фридриха Ницше о праве и государстве и привилегии. Взгляды на войну и мир. Взгляд на революцию как угрозу культуре. Антисоциализм Ф. Ницше
Идеи Еллинека не потеряли своего значения и поныне. Проблема силы как власти, хотя и трактуемая иначе, чем у предшественников, лежит в основе учения Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1890 гг.) - немецкого философа, отличавшегося сугубо индивидуальным, неординарным подходом к рассмотрению политических и правовых проблем. Его политические и правовые воззрения представлены в работах " Так говорил Заратуштра", " По ту сторону добра и зла", " Утренняя заря", " К генеалогии морали", " Человеческое, слишком человеческое" и др. Это по существу литературные произведения, пронизанные рассуждениями о проблемах морали, политики, права, религии, государства, личности и масс. Политико-правовые идеи созданы им на стыке естественно-правовой школы и теории насилия. Отношение к государству у мыслителя неоднозначное: с одной стороны, он называет его кумиром-холодным, беспристрастным, лживым; с другой - усматривает в государстве средство, обеспечивающее интересы аристократии, немногих высших людей. В силу этой позиции он крайне отрицательно относился к нарастающей инициативе низов. Отрицая традиционные нормы христианской морали - сострадание, вину, любовь к обездоленным и т.п., он оценивает их как основное препятствие, задерживающее прогресс общества. Им противопоставляется мораль господ, основу которой составляет стремление к власти. Зло, полагал Ницше есть лучшая сила человека. Поэтому идеалом человека у философа и является сверхчеловек, обладающий развитыми инстинктами, силой жизни, настойчивостью, ничем не ограниченным стремлением к власти /36/. Отношение к войне у него самое благосклонное. Благо войны освещает всякую цель, поэтому не должно быть долгого мира, считает Ницше. Правовые взгляды Ницше изложены бессистемно, а порой и противоречиво. К праву он подходит с позиций сторонника высшего света. Требование равенства прав, выдвигаемое социалистами, продиктовано из алчности, а не из соображений справедливости, полагал философ. Народное право исчерпало себя. Ницше утверждал, что подлинное естественное право, пришедшее на смену традиционному правовому чувству, - право войны и победителя, аристократически-кастовый правопорядок. " Наши обязанности, говорит Ницше, - права для других. Право других - уступка нашего чувства власти этих других. Если наша власть потрясается и падает, наши права исчезают". Поэтому в самом общем плане право у Ницше - это результат договора между победителями и побежденными или же между обладающими равной силой противниками. Таким образом, право у него имеет в своем основании силу (власть) и своего рода равенство положений, позволяющих утверждать о праве сильнейших и праве слабейших. Значительное место в своей концепции Ницше отводит наказанию. Наказание, считает он, имеет целый ряд смыслов: как обезвреживание, как возмещение убытков потерпевшему, как средство изоляции, устрашение, как праздник, если это акт насилия над врагом. Наказание приручает человека, но не делает его лучше, скорее всего наоборот. Неоднозначность правовых и политических оценок Ницше привела к тому, что в ХХ веке его взгляды оказали влияние как на крайне реакционные политико-правовые идеи (фашизм), так и на прогрессивные теории (Бердяев Н., Вебер М.). Анархические взгляды Пьера Жозефа Прудона (Франция) на право и государство. Во второй половине XIX в. возникают новые разновидности социалистических учений. Одним из них был анархизм, основоположником которого является французский мелкобуржуазный реформатор Пьер Жозеф Прудон (1809-1866 гг.). Выступая против крупной капиталистической собственности, называя ее кражей, Прудон отстаивал мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией труда. Истинное народовластие, основанное на началах взаимопомощи, достигается, по Прудону, благодаря смене порядка, установленного законами государства, на порядок договорной. Порядок, основанный на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между индивидами, группами, семьями, городами, провинциями, а не на институтах государственной власти и закона, он именует анархией. Высшая степень совершенства обществ достигается у Прудона через соединение порядка с анархией, т.е. безвластием. В вопросе о государстве рассуждал, что - это " создание человеческой фантазии". Демократию расценивает как форму абсолютизма. В работе " О федеративном принципе" Прудон заменил положение о ликвидации государства планом раздробления его на мелкие автономные области, между которыми допустима война. Выступление против политической борьбы и существования государства становятся основными положениями анархизма, определяющими его сущность. Политическое и правовое учение марксизма в Западной Европе Политико-правовые идеи в работах К.Маркса и Ф.Энгельса 1840-х гг. «Немецкая идеология». «Манифест Коммунистической партии». В середине XIX в. возникает и быстро укрепляет свои позиции марксизм, вошедший в историю как научный социализм. Основоположниками его были Карл Маркс (1818-1883г.г.) и Фридрих Энгельс (1820-1895г.г.). Исходным положением политико-правовой мысли Маркса является идея о том, что основу существования и развития общества составляет материальное производство (его реальный базис). Экономическое развитие общества он считает конечной причиной и решающей силой всех важных исторических событий. По отношению к экономической структуре общества государство и право, утверждал марксизм, являются надстроечными образованиями. Этот реальный базис не только лежит в основе политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму. В " Манифесте коммунистической партии", Маркс и Энгельс обосновывают тезис о том, что переход одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в форме классовой борьбы господствующих и угнетенных классов. Капитализм - последняя эксплуататорская формация. В ее недрах вызревает пролетариат, которому отведена роль могильщика буржуазного и организатора социалистического общества. Марксисты полагали, что уничтожение капитализма возможно через социальную революцию, осуществляемую мирным или немирным путем. Конечной целью революции является слом старой государственной машины и установление диктатуры пролетариата. В качестве непременного условия строительства коммунистического общества Маркс и Энгельс считали уничтожение частной собственности и установление общественной собственности на средства производства, ликвидацию конкуренции и организацию промышленности на плановых основах. В коммунистическом обществе ими выделяется две фазы: низшая (социализм) и высшая (коммунизм). К основным идеям Маркса о праве относятся выводы об экономической обусловленности права и его классовой сущности. Право и закон, согласно марксизму, как явления надстроечные изменяются вместе с изменением общества. Не общество должно основываться на законе, а наоборот - закон на обществе. Он должен быть выражением его общих интересов и потребностей, вытекающих из данного способа производства. В вопросе о соотношении права и закона Марксом проводиться мысль о первичности и определяющей роли права по отношению к закону, законодательству. Именно в праве, полагал он, законодатель должен найти " разумное правило" и " объективное мерило" для формулируемых положений закона. Такая обусловленность закона правом придает законотворческому процессу объективный характер. В связи с происходящими в современном мире событиями возникает переоценка ценностей марксистского учения. Вместе с тем нельзя отрицать и того факта, что марксизм оказал огромное воздействие на политическую и духовную жизнь человеческого общества во второй половине XIX и по существу всего XX столетия.
Тема 14 Политические и правовые учения в России В XIX - начале XX вв.-1ч. 1. Основные направления политической и правовой мысли в России во второй половине XIX - - начала XX вв. и ее особенности. 2. Политические и правовые идеи анархизма XIX - начала XX вв. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой. 3. Политическая и правовая идеология социал-демократии в революционном движении в России в конце XIX - начале XX вв.Политическая и правовая идеология леворадикального марксизма (большевизма). В.И. Ленин. 4. Либеральная теория права и государства в России во второй половине XIX - начале XX вв. Учение Бориса Чичерина о праве и государстве. Право как определяемая законом внешняя свобода человека, ее развитие. Обоснование необходимости конституционной монархии и разделения властей. Юридический позитивизм (С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич). «Внутренняя» и «внешняя» стороны права. «Метаюридические» и юридические аспекты права «Чистая» форма права (мера, величина) как предмет юридической науки. Критика «социологизации» права. Социологическая теория права С.А. Муромцева. Общая теория права и «прикладная» политика права, ее задача. Общественные отношения как основа права. Правовой порядок. Нормы «мертвые» и «действующие». Суд и администрация как творцы права. Социально – психологическая теория государства и государственной власти Н.М. Коркунова. Сознание зависимости подвластного как основа власти. Психологическая теория права и государства начала XX в. (Л.И.Петражицкий, М.А.Рейснер). Право и государство как продукты психики, результат функционирования человеческого сознания.. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1731; Нарушение авторского права страницы