Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организация империи Чингисхана.
Сам Чингисхан, как известно, был неграмотен, не знал никакого языка, кроме родного, что не помешало ему спаять колеблющиеся родовые связи монголов в единую систему с помощью обыкновенной военной дисциплины и своей железной воли. На место старых родов (obox) приходят десятки, сотни, тысячи и тумены. От последнего слова, например, происходит название сибирского города Тюмень. В уже упоминавшейся летописи персидского историка Рашидад-Дина говорится, что ядром улуса Джучи были четыре тысячи этнических монголов, из которых две тысячи принадлежали к племени " хулин", а две другие - к племени " саджиют" и " кингит". Точно такая же картина смешения племен и замены их административным принципом наблюдалась и в улусах других сыновей Чингисхана. Так, у Чагатая было две тысячи из племени " барукас" и " кингит", у Угедея - одна тысяча из племени " джалаир", вторая - из племени " сулдус", а третья - " конкотан". Ядро улуса, образованное таким образом, не было инертным; оно взаимодействовало с окружающим миром. Так что, например, лет сто спустя после выдела улуса Джучи (Дешт-и-Кипчак) один арабский современник отметил: " В древности его государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они сделались точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого, что монголы поселились на земле их [кипчаков]" (Тизенгаузен. 1884. С. 253). Помимо этого уже в начальный период своей деятельности верховного каана Чингисхан приступил к образованию центрального аппарата власти, чего до него никто не делал. Результатом его деятельности на этом поприще стал механизм, сильно напоминающий аппарат власти варварских королевств в раннесредневековой Западной Европе. В этом легко убедиться из следующей сравнительной таблицы.
Надо заметить, что с разрастанием империи у монголов появляются новые должности, в частности упомянутые выше " дарухачи" и " баскак". Функции первого, по авторитетному свидетельству отца Палладия, заключались в следующем: " Кроме общего надзора за ходом дел по праву хранителя печати, дарухачи в провинциях имел еще другие обязанности или права. А именно: перепись жителей; набор войска из туземцев; собирание податей; устройство почтовых сообщений и доставление ко двору дани" [цит. по: Федоров-Давыдов. 1973. С. 30 ]. Именно дарухачи, даругаци или " дорога", как его называет русская летопись, собирал дань на Руси. Баскаки же и их отряды выполняли чисто полицейскую функцию в побежденной стране. Кроме того, мало кто обращает сейчас внимание на тот факт, что баскаческие отряды в основном состояли из туземцев - русских, если баскак действовал на Руси. Сведения о поборах баскаков в виде ханской дани следует отнести к собственной инициативе баскаков, поскольку бралась скорее не дань, а побор к собственной выгоде. Сама армия Золотой Орды, по отзывам современников, состояла помимо самих татар из черкесов, руссов и ясов (осетин-алан). Рашидад-Дин добавляет сюда еще кипчаков, маджаров (мадьяр) и пр. Более того, если продолжить эту тему, связь русских с татарами в военном вопросе была поставлена в жесткие рамки. Среди прочих поборов, бравшихся с русского населения, было так называемое число. Число - это одна десятая часть всего взрослого мужского населения, призываемая в обязательном порядке на военную службу. Известны русские отряды, помогавшие, например, Хубилаю покорять Южный Китай. Известно русское поселение в конце XIII в. к северу от современного Пекина. Известны даже русские тысячники и темники в войске монголов. Но так было не всегда, Александру Невскому удалось на время отговорить Батыя брать с Руси число, хотя тот готовился тогда к активным боевым действиям с Каракорумом (столицей Империи монголов), чтобы посадить на престол своего ставленника - Толуя (младшего сына Чингисхана). Позже, при Ногае, ситуация меняется, татары принуждают русских ходить с ними в набеги. Так, в 1277 г. " присла окаянный и беззаконный Ногай послы своя и грамоты Кутлубугу, Тешгача и Ешимута ко Львови и Мстиставу и Володимерю. Тако река: " всегда мь жалуете на литву; осе же вы дал есмь рать и воеводу с ними Мамъшеся. Поидете же с ним на вороги свои". Зиме же приспевше и тако поидоша князи Русци на литву", - читаем мы в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. Т. II, стб. 876). Чуть позже, в 1280 г. " Лев Данилович восхоте собе части в земле Лядьской [Польше. - М.И. ], города на Въкраини; еха к Ногаеви окаянному проклятому, помочи прося собе на ляхи. Он же да ему помочь - окаянного Кончака и Казея, и Кубатана" (Там же). С тем же Ногаем связан, пожалуй, и самый яркий пример участия русских в татарских междоусобиях. Дело в том, что Ногай в 1299 г. был убит в сражении с войском хана Золотой Орды Токтой - русским воином последнего. Предание доносит нам даже разговор, который состоялся у этого воина с Ногаем перед смертью. Ногай просил не убивать его, а представить на суд хана, в горячке боя русский не послушался и убил Ногая, за что позже сам поплатился головой. Русские воевали в рядах золотоордынской армии вплоть до Тохтамыша. Сохранилось упоминание об участии нижегородских и суздальских князей в битве Тохтамыша с Тимуром (Тамерланом). Иными словами, Русь, как и все остальные земли, покоренные монголами, являлась составной частью Monggol ulus - империи Чингисхана. Так что приходится констатировать более чем двухвековое отсутствие на политической карте Восточной Европы политического субъекта под названием " Русь". Другое уже дело, что сама империя никогда не обладала необходимой крепостью. Модель управления покоренными народами для степняков была весьма простой, мы бы даже сказали, примитивной - возможно быстрое ограбление подвластного населения. В хронике Иакинфа встречаем чрезвычайно интересное сообщение на этот счет: " Вначале, когда монгольский Тхай-цзу (Чингисхан. - М.И. ) воевал западный край, не было ни одной мерки хлеба в магазинах, ни одного фута ткани в казначействах. Посему все вельможи представляли ему, что хотя и приобрели китайский народ, но никакой пользы от него не видно, что лучше убить всех до единого человека, а земли, которые могут покрыться лесом и травой, лучше превратить в пастбища. Елюй-Чуцай (первый советник Чингисхана. - М.И. ) сказал на сие: " При обширности Поднебесной, при богатстве четырех морей, неужели возможно остаться без выгоды, если обращено будет надлежащее внимание на это? Поистине, если положить умеренную подать с земель, пошлину с купцов, обоброчить вино, уксус, соль, железо, горы и воды, то можно ежегодно получать до пятисот тысяч ланов серебра, по восемьдесят тысяч кусков шелковых тканей и около четырехсот тысяч мешков хлеба. Как же можно сказать, что нет никакой пользы? " Тхай-цзу отвечал ему: " Если бы точно было так, как представляешь, то государственные доходы будут достаточны для издержек. Попытайся произвести сие на деле". Таким образом, по представлению Елюй-Чуцая учреждены в десяти дорогах судебные места для сборов податей, в каждом определено по два чиновника, один действительный и один помощник; все выбраны из ученых мужей. Елюй-Чуцай однажды представил и о введении учения Кун-цзы (Конфуция. - М.И. ), и при сем случае сказал: " Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно". Монгольский государь принял сие очень благосклонно, и с сего времени мало-помалу начали употреблять ученых к должностям" (Иакинф. 1829. С. 153 - 154). Только гораздо позже, как видим, приходит осознание более правильной, т.е. равномерной, эксплуатации через установление фискальной системы: " Вначале монголы старались только о приобретениях и покоренных жителей тотчас раздавали генералам и офицерам. Самая малая деревушка принадлежала какому-нибудь владельцу и по управлению не имела связи с другими. Ныне хан указал учинить перепись народонаселению и возложил исполнение сего на вельможу Хадаху; и народ впервые причислен к областям и уездам. В сие время все чины просили, чтобы каждого совершеннолетнего мужчину считать за дом; но Елюй-Чуцай воспротивился сему. Тогда единогласно сказали ему: " В нашей державе, равно и в западных царствах, везде один совершеннолетний считается за дом. Как можно, оставя уложение великой державы, принять систему царства погибающего? " Елюй-Чуцай сказал на сие: " От древних лет, как существует Китай, никогда одну мужскую душу не считали за дом. Но если в самой сути принять сие, то успеем собрать подати за первый год, а потом все разбегутся". Монгольский государь принял мнение Елюй-Чуцая" (Иакинф. 1829. С. 264).
* * *
Тот факт, что государство монголов не развалилось сразу же после смерти своего основателя, историки объясняют в основном крайне удачным выбором преемника - " добродушный пьяница Угедей", как назвал его Л.Н. Гумилев, не обладал губительными для единства государства амбициями. Но после смерти Угедея распри среди Чингизидов - ближайших потомков Чингисхана - только усиливаются. Возникает острое противостояние между двумя внуками (от разных сыновей) Чингисхана: Гуюка и Бату (Батыя) < 1>. Временно победу одерживает Гуюк, но царствует недолго. -------------------------------- < 1> Кстати, интересная подробность: Гуюк исповедовал христианство (несторианского толка), а Бату был язычником-шаманистом.
" Когда Гуюк сошел в ад, то сыновья Чагатая (второго сына Чингисхана. - М.И. ) потребовали царство себе. У них было много приверженцев и конницы, и они не соглашались на воцарение Менгу-хана. Началось это дело так: когда Гуюк переселился из мира сего, то все старейшины войска монгольского обратились к Бату: " Тебе следует быть царем нашим, так как из рода Чингиса нет никого старше тебя, престол и корона, и владычество прежде всего твои". Бату ответил: " Мне и брату моему Берке принадлежит уже в этом крае [Дешт-и-Кипчак] столько государств и владений, что распорядиться им [краем] да вместе с тем управлять областями Чин, Туркестана и Аджем невозможно. Лучше всего вот что: дядя наш Тули, младший сын Чингисхана, умер в молодости и не воспользовался царством; так отдадим царство сыну его и посадим на престол царский старшего сына его, Менгу-хана. Так как на престол посажу его я, Бату, то на самом деле владыкою буду я! ". Все согласились с этим мнением" (Тизенгаузен. 1941. С. 15 - 16). Но в дальнейшем междоусобие только продолжилось. В 1269 г. на реке Талас состоялся курилтай, на котором был установлен мир между улусами Угедея, Джучи и Чагатая и скреплен союз против Хулагидов Ирана, с которыми к тому времени начала враждовать Золотая Орда. На этом же курилтае был принят договор, объявлявший улусы старших сыновей Чингисхана самостоятельными государствами, что закрепило раздел империи. Тогда же на 60-е и 70-е гг. XIII в. приходится ряд восстаний покоренных народов, прежде всего Руси, против имперских чиновников, откупщиков и их злоупотреблений. В результате русским князьям поручается собирать и отвозить дань в Золотую Орду. Русь начинает свое административное обособление, но пока еще в рамках Дешт-и-Кипчак, более известного как государство Золотой Орды. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы