Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уничтожение Фараона и его воинства



Фараон и его приспешники перешли через все мыслимые границы в своем отношении к Мусе и потомкам Израиля. Они отвергли послание, объявили ложью ясные знамения и чудеса и даже дошли до крайности, /197/ подвергая их мучительным пыткам. Как указывает Ясный Коран, лишь немногие из египтян оказывали поддержку Мусе и верили в его миссию. Аллах говорит: «Хотя было много ясных знамений, подтверждающих правдивость и истинность послания Мусы, уверовали в него только немногие из его народа. Они уверовали, но боялись, как бы Фараон и его знать не сбили их с верного пути. А каким деспотичным тираном на египетской земле был Фараон! Он слишком вознесся, преступив все пределы». (10: 83) Местоимение «его» в выражении «из его народа» рассматривается некоторыми комментаторами как относящиеся к Фараону. Большинство из народа Фараона отказались верить в то время, но до этого уверовали колдуны и уверовала жена фараона. Если рассматривать «его» как относящееся к Мусе, то оно означало бы, что потомки Израиля были черствыми людьми и высказывали недовольство даже тогда, когда их избавляли из египетского плена, и лишь у немногих из них была настоящая вера в промысел Аллаха и действие Его закона, а также то, что они боялись Фараона еще больше, чем Аллаха. Однако первая точка зрения представляется более правильной.

Тем временем, как повествует Ясный Коран, Муса обратился к своему народу: «Муса сказал, утешая и поощряя верующих: «О народ мой! Если вы истинно уверовали, то не бойтесь никого, кроме Аллаха, полагайтесь только на Него и будьте уверены в Его поддержке и победе, если вы всей душой твердо предадитесь Ему! » Верующие ответили: «Мы положились только на Аллаха». Потом попросили Аллаха, чтобы Он не подвергал их испытаниям и мучениям от неверных. И обратились они к Аллаху: «Спаси нас, о Милосердный, по Твоей милости и благости от неблагодарных неправедных! » Мы внушили Мусе и его брату Харуну: «Приобретите себе и своему народу в Египте дома и сделайте их местами поклонений Аллаху для верующих, следующих за призывом Аллаха, и выстаивайте молитву, как полагается истинному верующему. А ты, Муса, возвести верующим победу и благо! » Когда неверные, угнетая Мусу, перешли все пределы, он воззвал к Аллаху: «О Господь! Ты дал Фараону и его приближенным прелести и украшения этой жизни: богатство, сыновей и власть. И вместо благодарности они еще больше заблудились и сбили людей с пути истины. О Господь! Лиши их богатства и оставь их во тьме их сердец, чтобы они не могли уверовать, пока не понесут мучительного наказания в воздаяние за их грехи для назидания другим». Аллах Всевышний сказал: «Я внял вашей мольбе, продолжайте оба идти по прямому пути и не следуйте за неразумными, которые не повинуются истине ясной»». (10: 84–89)

Здесь Муса получил указание превратить свои дома в места поклонения, так как Фараон, вероятно, не допустил бы создания общественных мест для совершения поклонений, а теперь в Египте только они одни и были спутниками истины. Молитва Мусы, к которой присоединился Харун, ибо он всегда был рядом с ним, может быть пересказана следующим образом: О Аллах! Мы понимаем, что не следует завидовать ослепительному богатству, которым пользуются египтяне. Это — всего лишь кажущиеся ценности этой жизни. Более того, гордясь своим имуществом, египтяне сбивают себя и других с пути истинного, и пусть гордыня станет причиной их падения! Обрати их богатство в горечь, сделай так, чтобы сердца их окаменели, ибо они отвергли Тебя и не уверуют в Тебя до тех пор, пока их не постигнет кара за их грехи.

Сказано, что потомки Израиля получили от Фараона разрешение выйти из города на свой праздник. Он неохотно дал им это разрешение, а они тем временем готовились к побегу, чтобы избавиться от его тирании и притеснений. Они покинули ночью и направились в Палестину. Когда Фараон узнал о том, что они сбежали, он пришел в ярость и решил схватить их и подвергнуть жесточайшей каре. Аллах говорит: «...Аллах внушил Мусе — да будет мир над ним! — выйти ночью с уверовавшими из сыновей Исраила, ибо их будет преследовать Фараон со своим войском, которые войдут за ними в море, и там Аллах их погубит. Узнав, что Муса и сыны Исраила покинули ночью страну, Фараон послал по городам своих солдат, чтобы собрать сильнейших из своего народа и воспрепятствовать уходу Мусы и сынов Исраила. Фараон сказал: «Сыны Исраила, которые ушли с Мусой, — лишь только жалкая малочисленная кучка людей», — чтобы поощрить своих солдат погубить их. «Но они разгневали нас, ибо ослушались нашего приказа и ушли без нашего разрешения. Мы народ предусмотрительный и решительный в делах». И Мы вывели Фараона и его солдат из их земли, похожей на сады, под деревьями которых текут реки. И Мы их погубили за то, что они опровергли истину и вышли вслед за Мусой и его народом... Мы заставили их оставить все сокровища — золото и серебро — и прекрасные места их пребывания, в которых они наслаждались красотой и благами. <...> И Мы даровали все это в наследство сынам Исраила, чтобы они имели все блага, после того как были униженными и бедными. Фараон и его солдаты упорно преследовали сынов Исраила и настигли их на восходе солнца. Когда оба сборища узрели друг друга, товарищи Мусы сказали: «Фараон и его люди настигнут нас, и мы погибнем». Муса сказал: «Нет, ведь Аллах со мной. Он охраняет меня и укажет мне путь к спасению». Муса так сказал, чтобы его община уверилась в своей безопасности и перестала беспокоиться, что их догонят. Мы внушили Мусе: «Ударь по морю твоим жезлом», — и разверзлось оно... Каждый из этих путей был преградой от воды, словно /199/ огромная твердая гора. Мы приблизили Фараона и его народ к этим путям, и они пошли вслед за Мусой и его товарищами. Мы спасли Мусу и всех, кто был с ним, удерживая воду, пока они не перешли море. Мы потопили Фараона и всех, кто был с ним, закрыв опять пути водой, когда они преследовали Мусу и его товарищей. Поистине, в этом удивительном Божьем свершении — знамение для тех, кто хочет извлечь уроки из притч, но большинство их не хочет верить. Поистине, твой Творец и Наставник силен в возмездии неверным и милостив благами к верующим! (26: 52–68)

Эти айаты рассказывают историю об исходе детей Исраила из Египта и о том, как Фараон преследовал их. Здесь мы также сталкиваемся с рядом контрастов: во–первых, слепая самонадеянность египтян противопоставляется развитию событий по плану Аллаха, во–вторых, вера Мусы противопоставляется страху, который владел его народом, и, наконец, итоговое освобождение потомков Израиля —и стреблению силы, которая творила жестокости. В вышеприведенных айатах великолепно изображены эти контрасты. Фараон собрал войско и бросился вслед за потомками Израиля. Когда он настиг их, всех их охватил страх, но Муса, уверенный в том, что Аллах сдержит свое обещание, подбодрил их, сказав: Аллах защитит нас. В самый критический момент, когда потомки Израиля оказались прижатыми преследующим их войском Фараона к раскинувшемуся перед ними морю, Мусе было подсказано свыше ударить по морской воде своим посохом, чтобы оно расступилось и чтобы каждая его часть стояла наподобие большой горы. Это чудо было двояким: во–первых, Муса и его народ спокойно пересекли море, а во–вторых, Фараон и его огромное войско были утоплены в море.

Эта часть истории также была рассказана в Суре «Ад–Духан»: «До мекканских многобожников Мы подвергли испытанию народ Фараона, призвав их к вере, и к ним пришел Муса, благородный посланник Аллаха, но они из–за упрямства не уверовали в него. Так поступают и эти многобожники. Благородный посланник сказал им: «Сделайте, рабы Аллаха, то, что вам следует сделать: не отрицайте меня и уверуйте в мою миссию, поскольку я специально направленный к вам посланник, и я верен своей пророческой миссии. И не превозноситесь перед Аллахом, отвергая Его посланника. Ведь я пришел к вам с ясным чудом, доказывающим истинность моей пророческой миссии и что я — истинный посланник. И я прибегаю к защите своего Творца, чтобы вы не побили меня камнями. А если вы не уверуете в меня, то оставьте меня в покое, не причиняя мне зла». И потом Муса воззвал к Аллаху, жалуясь на свой народ, после того как он отчаялся, что они уверуют:
«Эти люди упорствовали в неверии, сделай с ними то, что они заслуживают». Аллах внушил ему: «Уйди с верующими тайно ночью, чтобы Фараон и его войско не заметили вас. Ведь они, узнав о вашем уходе, будут вас преследовать, стараясь схватить. И пусть море останется таким же неподвижным, каким оно стало после того, как ты ударил по нему посохом, чтобы неверные вошли в него. Поистине, они непременно будут потоплены! » Когда они были потоплены, они оставили после себя много прекрасных садов и источников, засеянных полей, прекрасных домов, благодати роскошной жизни, благами которой они наслаждались. Подобному наказанию Аллах подвергает тех, кто ослушался Его и вышел из повиновения Ему. И Он дарует в наследство все их блага другому народу, который нисколько не похож на них и исповедует иную, не похожую на их, религию. Ни небо, ни земля не печалились о них, когда их поразило наказание, поскольку они ничтожны. И не было им отсрочено наказание, чтобы они раскаялись или возместили упущенное ими, из–за презрения к ним! И Аллах спас сынов Исраила от унизительного наказания. Он спас их от Фараона. Поистине, он превозносился перед своим народом и преступил все пределы, совершая зло и бесчинствуя. Клянусь! Мы избрали сынов Исраила из всех людей их времени, зная, что они это заслуживают, и Мы отправляли к ним много пророков, ведая об их делах. И Аллах ниспослал им через Мусу чудесные знамения, в которых явное испытание для них». (44: 17–33)

Этот эпизод также очень изящно изложен в следующих айатах: «Когда Мы перевели сынов Исраила через море, Фараон и его войска преследовали их, чтобы уничтожить. Но Мы потопили их. А когда Фараона настиг потоп, он сказал: «Верю в Аллаха, в которого уверовали сыны Исраила и которому повиновались. Я — из числа покорных, предавшихся Аллаху! » Аллах не принял его обращения в веру и его покаяния, потому что он сделал это вынужденно, будучи на грани смерти. А раньше он не повиновался Аллаху и распространял нечестие на земле, за это он умер презренным, неверным. И сегодня, когда ты уже погиб, Мы вынесем твое тело на берег, чтобы ты был знамением и напоминанием для тех, которые тебе поклонялись и не ожидали для тебя такого позорного мучительного конца. Но многие из людей пренебрегают Нашими чудесными знамениями во Вселенной, свидетельствующими о Нашем могуществе». (10: 90) Поведение Фараона можно было бы охарактеризовать как раскаяние на смертном одре. Оно было вызвано страхом перед постигшей его катастрофой. Поэтому это раскаяние не было услышано и принято полностью. Из моря было спасено лишь тело, которое, вероятно, по египетскому обычаю, было набальзамировано, а мумия была погребена в соответствии с погребальными ритуалами. Однако эта история навсегда запечатлела милость, проявленную Аллахом по отношению к его народу, и справедливое наказание, которому Он подверг притеснителей.

В такие минуты раскаяние не принимается, так как Всемогущий Аллах говорит: «Увидев Наше суровое наказание, эти народы сказали: «Мы уверовали в Аллаха Единого и отреклись от тех богов, которым мы поклонялись и придавали их Ему в сотоварищи». Но не помогла им их вера, когда они увидели жестокое наказание. По установлению Аллаха не принимается вера от рабов, когда свершилось наказание. Неверные будут в убытке, когда их поразит мучительное наказание». (40: 84–85)

Им предоставлялись все новые и новые возможности, а они вновь и вновь отвергали их. Когда же стало слишком поздно и это фактически было уже бессмысленным, они решили открыто признать веру. Это было бесполезно. Аллах не принимает такие бессмысленные открытые признания. Он желает закалить и очистить нашу волю. Они были сурово наказаны за свое неповиновение и непокорство.

На самом деле подобное поведение характерно для неверующих, когда на них неожиданно обрушивается страшная кара, о чем свидетельствует Ясный Коран: «Если бы ты (о пророк! ) увидел этих неверных, когда они будут поставлены перед огнем, тот страх и ужас, который их охватит, ты бы увидел ужасную картину. Они хотели бы вернуться в ближайшую жизнь, в этот мир, говоря: «Если бы мы были возвращены в этот мир, мы исправили бы наши грехи, не отрицали бы знамений Аллаха и были бы в числе верующих». Они так говорят, потому что обнаружилось перед ними то, что они не могут скрывать и отрицать истину того, что сообщил пророк. А если бы их вернули в этот мир, как они пожелали, они бы вновь стали отрицать Истину Аллаха и Его пророка и отступились бы от нее, хотя Аллах запретил им делать это. Ведь их прельстили соблазны и красота земной жизни, в которой они были рабами своих страстей. Они —лжецы, и их слова о том, что они уверовали бы в Аллаха и Его пророка, если бы вернулись в этот мир, являются лишь ложью». (6: 27–28)

В хадисе, поведанном Аль–Бухари со ссылкой на Ибн ‘Аббаса, говорится, что когда Пророк Мухаммад (мир и благословение ему! ) прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день Ашура (десятого Мухаррама) в память о дне, когда Аллах спас Мусу от Фараона и утопил последнего. Пророк сказал: «Вы (мусульмане) гораздо ближе к Мусе, чем они (иудеи), так поститесь же в этот день».


Поделиться:



Популярное:

  1. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  2. I. Наименование создаваемого общества с ограниченной ответственностью и его последующая защита
  3. I. Ультразвук. Его виды. Источники ультразвука.
  4. I. Характер отбора, лежавшего в основе дивергенции
  5. II. Вычленение первого и последнего звука из слова
  6. II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения.
  7. II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (по источнику «ПОУЧЕНИЕ ГЕРАКЛЕОПОЛЬСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ МЕРИКАРА»
  8. II.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
  9. III. Проверка полномочий лица, подписывающего договор
  10. III. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста в пути следования
  11. III. Соблазн и его непосредственные последствия
  12. IV. Разработка самоотменяющегося прогноза


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь