Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Китайские диалектики Древнейшая известная нам форма диалектики воз никла в Китае, где она получила распространение в период династии Чжоу (Chou), правившей страной около трех тысяч лет назад. В соответствии с пред ставлениями той эпохи, вся природа пронизана дей ствием противоположных сил. Несколько веков спу стя китайцы обозначили пассивную, но творческую силу как инь, а активное или овладевающее (hold) на чало — как ян. Активное начало ян оплодотворяет с помощью дождя пассивную землю — инь, способствуя росту и размножению всего живого. Таким образом, инь стало символизировать темное, отрицательное, женское начало, тогда как ян — светлое, положитель ное, мужское. Вместе обе силы обеспечивают равно весие в природе, связанное не столько со столкнове нием, наподобие борьбы противоположностей в евро пейской диалектике, сколько с гармонией этих начал. Сами китайцы отождествляли себя в большей степе ни с инь, чем с ян: их пассивный характер, как вода, подтачивающая камень, в конце концов одерживает верх над противоборствующими силами (Kuo, 1976). Образным выражением этой системы взглядов служит китайская легенда о сосне (инь), способной выстоять в снежную бурю (ян). Буря обрушивает снежные заносы на ветви дерева, которые склоняют ся под их тяжестью все ниже и ниже. Наконец снеж ные шапки становятся такими тяжелыми, а ветви на клоняются так низко, что снег скатывается с них, и ветви возвращаются в прежнее положение. Так, пас сивная сила инь побеждает активный ян (пока не начнется новая снежная буря и диалектическое вза имодействие не повторится заново). Историческое отождествление с диалектическим процессом взаимодействия двух сил способствовало принятию китайцами, во главе с Мао Цзе Дуном, марксистской (а точнее, ленинской) диалектики, ото двинув на второй план другое древнейшее направле ние китайской мысли — конфуцианство, зародивше еся почти две с половиной тысячи лет назад. Конфу ций говорил, что люди должны почитать тех, кто стоит выше них на социальной лестнице, и с уваже нием относиться к тем, кто находится ниже. Благо даря добродетели и справедливости в социальных от ношениях человек становится достойным своего об щественного положения и может завоевать благосклонность предков; а уважение к титулам и их относительное постоянство необходимы для поддер жания стабильности и благополучия общества. Таким образом, конфуцианство, не являясь диалек тической концепцией, соседствовало с диалектичес кой мыслью с самого момента своего возникновения.
К несчастью, конфуцианская доктрина была исполь зована в качестве предлога для укрепления власти и дальнейшего обогащения зажиточных землевладель цев, в то время как крестьяне прозябали в нищете и едва не умирали с голода. Когда марксистско ленин ская диалектика превратилась в мощную политичес кую силу, Мао Цзе Дун воспользовался ею, чтобы объявить поход против националистов и конфуциан цев. Однако после смерти Мао идеи Конфуция, за гнанные в подполье в период чисток эпохи Великого скачка, объявленного в 1958 году, и культурной рево люции 1966–76 года, начали вновь завоевывать свои позиции, наряду с возрождающимся культом предков. В психологии конфуцианство послужило базой для учения о моральном совершенствовании.
Диалектический идеализм Диалектическая мысль в Европе берет начало в Древней Греции, где она возникла приблизительно в V веке до н. э. (почти на 500 лет позже, чем в Древнем Китае). Однако истоки современной диалектики лежат в трудах великого философа Иммануила Канта (1724– 1804), который трактовал ее как форму трансценден тальной (выходящей за границы материального мира) логики, в которой противоречия возникают в процессе мышления вследствие того, что умозрительное мышле ние не соотносится с опытом. Другой выдающийся представитель немецкой классической философии, Ге орг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) также рас сматривал диалектику в качестве логического метода, однако, вопреки Канту, считал непосредственный опыт исходным пунктом логических рассуждений. Несмот ря на более конкретные и естественнонаучные истоки своих философских построений, Гегель развил свое учение в духе космического мистицизма, в котором мысль тождественна существованию универсума и присутствует в каждой его точке. Такая мысль обрета ет свою высшую форму в рациональных существах — людях. Само существование универсума является фор мой рациональной мысли или духа, в котором человек, как духовная сущность, тождественен собственному мышлению. Это учение получило название «диалекти ческого идеализма».
Диалектический материализм Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) превратили диалектический идеализм Гегеля в диалектический материализм; сам термин принадлежит Иосифу Дицгену (Joseрh Dietzgen, 1828–1888; см.: Buick, 1975). Маркс и Энгельс утвер ждали, что все в мире является материальным, а не духовным по своей природе, и существует независи мо от человеческого восприятия. Далее утвержда лось, что все находится в состоянии конфликта, и именно этот конфликт — «борьба противоположно стей» — является источником роста, изменения и развития. В человеческом обществе экономические потребности людей порождают социальные классы, которые вступают в классовую борьбу, что вызывает необходимость социальных изменений. Маркс (Marks, 1932) считал, что поскольку капиталистичес кое общество внутренне противоречиво, эти проти воречия должны привести к пролетарской револю ции, направленной против эксплуатации, и к сверже нию капиталистического строя. Рабочие будут владеть средствами производства и распределять между собой результаты своего труда. С победой про летариата классовая борьба завершится. Некоторые диалектики указывают на то, что такой вывод не яв ляется истинно диалектическим, поскольку диалек тический процесс бесконечен: любая победа рабоче го класса будет содержать в себе внутренние проти воречия, вследствие которых процесс должен начаться заново. Диалектика Ленина и Троцкого, взявших на воо ружение учение Маркса для организации революции в России, сохранила старую дихотомии духа и мате рии. Согласно этому учению, мышление рассматри вается как результат движения ментальных атомов; Дицген называл его «механическим материализ мом». По Дицгену и Марксу, мир натуралистичен и диалектичен. Субъективный дух (mind) и материя — это абстракции, причем не имеющие референтов сре ди реальных событий, а потому один элемент не мо жет выступать в качестве причины по отношению к другому. Они считали, что естественный, природный мир (natural world), который играет важную роль в жизни людей, является осмысленной реальностью; а смыслы (meanings) образуются не из атомов и не из механических причинно следственных связей, а зак лючены в людях, домах, книгах, деревьях, одежде и социальных отношениях. Мир химических реакций и мир социальных отношений сосуществуют, но каж дый существует на своем уровне организации. Таким образом, диалектика Маркса и Дицгена, в отличие от мистицизма Гегеля, имеет дело с реальными живы ми людьми, стоящими на твердой осязаемой почве; диалектичность их взглядов проявляется также в том, что они подчеркивают роль биполярных отно шений. Маркс и Энгельс (Marks & Engels, 1972) ут верждали, что люди являются не просто продуктами воспитания и обстоятельств, но способны изменять условия собственной жизни. Иными словами, люди одновременно определяют общество и определяют ся им, являясь как его продуктами, так и его созда телями; они находятся в диалектических отношени ях с природой, а природа — это люди, общество и нео душевленный мир. Согласно Марксу и Дицгену, все в мире взаимо связано, и только изучение каждого явления в соот ветствующем контексте может привести к понима нию его сущности.
Российская антидиалектика В отличие от Маркса и Дицгена, считавших, что сфе ра мысли относится к миру природных явлений, Ленин
придерживался противоположной точки зрения, и хотя его взгляды не имели ничего общего с диалектикой, продолжал использовать термин «диалектический ма териализм» для обоснования социальной революции. Он также изменил концепции Маркса, установив в Советском Союзе режим государственного капитализ ма — политическую систему, при которой государство (правительство), а не рабочий класс, владеет средства ми производства. Отходом от диалектики явилось и установление тоталитарного государства, в противовес демократическому (соответствующему учению Марк са), при котором различные партии сменяют друг дру га и оказывают взаимное влияние.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы